бесплатно рефераты
 

Реферат: Важнейшие достижения в освоении космоса 20 век

полете 25 часов 18 минут.

Тщательное изучение научных данных, полученных в этих двух пол

етах, позволило уже через год — в августе 1962

г.— сделать новый большой шаг вперед. Стартовавшие

один за другим (с интервалом в одни сутки) косми­ческие корабли «Восток-3» и

«Восток-4» с летчи­ками-космонавтами Андрияном Григорьевичем Николаевым и

Павлом Романовичем Попо­вичем совершили первый групповой полет в космос.

«Восток-3» сделал более 64 оборотов вокруг Земли и

находился в космическом полете 95 ча­сов.

«Восток-4» сделал более 48 оборотов и пробыл в космическом полете 71 час. Этот

полет доказал, что разработанная нашими учеными

система подготовки космонавтов позволяет им выработать такие

физические качества, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность и

полную работоспособность в условиях длительного космического полета. В этом

состоял главный итог полета.

По сравнению с полетами наших космонавтов более чем скромными кажутся первые

робкие прыжки в космос аме­риканских космонавтов Шепарда и Гриссома, один из

которых чуть было не кончил­ся трагично. По сравнению полетами Ю. А. Гагарина

и Г. С. Титова это были всего лишь «подпрыгивания» над нашей планетой.

По сообщению корреспондента газеты «Нью-Йорк Таймс» 15- минутный прыжок

Аллана Шепарда был осуществлен с помощью ракеты, мощность которой составляла

«всего лишь одну десятую мощности советской ракеты, а вес капсулы составлял

лишь одну пятую веса кабины корабля «Восток».

Только 20 февраля 1962 г., после предварительных запус­ке по проекту

«Меркурий» двухтонной кабины с роботом и обезьянами, американцам уда­юсь

осуществить первый космический полет Джона Гленна. Этот полет был совершен на

космическом корабле «Френдшип-7» весом около полутора тонн. Джон Гленн

совершил на своем корабле три витка вокруг Земли и опустился в Атлантический

океан. Но его полет протекал не совсем благополучно. Во время полета

обнаружились неисправности в системах автоматического управления косми­ческим

кораблем, и после первого витка Гленну пришлось перейти на ручное управление.

Отка­зала также на некоторое время система охлаждения, и в кабине сильно

повысилась температура. На втором и третьем витках по­лет продолжался только

благодаря энтузиазму, выдержке и мужеству космонавта.

Второй космический день Америки — 24 мая 1962 г.— был омрачен большими

волне­ниями за судьбу второго космонавта — Малькольма Скотта Карпентера.

Полет Карпентера был еще более драматич­ным, чем полет Джона Гленна. Неполадки

об­наружились опять и системе управления и терморегулирования кабины и

скафандра. Кос­монавт приводнился в Атлантическом океане в 350 км от

предполагаемого района посадки корабля. 20 морских кораблей и 70 самолетов и

вертолетов и в течение часа разыскивали от­важного космонавта. Одна шведская

газета на­звала этот полет «космической драмой между жизнью и смертью».

Третий космический день Америки был 3 октября 1162 г. В этот день в США с

мыса Кеннеди па полуострове Флорида стартовал двухтонный космический корабль-

спутник «Сиг­ма-7», пилотируемый летчиком-космонавтом Уолтером Ширрой.

Космический корабль сделал 6 витков во­круг Земли и благополучно приводнился

в центральной части Тихого океана. Неисправ­ности системы регулирования

температуры внутри скафандра, омрачившие и этот полет, удалось быстро

исправить непосредственно на орбите, и дальнейший полет продолжался

бла­гополучно.

Наряду с полетами космических кораблей в СССР и США были осуществлены и пробные

запу­ски ракет к планетам. 12 февраля 1961 г. с борта искусственного спутника

Земли в сторону Венеры стартовала советская автоматическая межпланетная станция

«Венера». Вслед за ней к Венере была запущена американская авто­матическая

станция «Маринер-2».

1 ноября 1962 г. в сторону Марса стартовала советская космическая ракета

«Марс-1». Ее ор­бита была самой протяженной по сравнению с орбитами всех

предыдущих полетов косми­ческих аппаратов. Вытянувшись по эллипсу от Земли, она

коснулась орбиты Марса. Семь с половиной месяцев

длился полет только до встречи с Марсом: 500 млн. км прошел за это время

«Марс-1».На значитель

ных расстояниях от Земли сократилось число реги

стрируемых микроме­теоров. Они,

по-видимому,

концентрируют­ся вблизи Земли, до 40 тыс. км от ее по­верхности.

Так закончилась

первая космическая пяти­летка. Но космические события следуют с кос­мич

еской быстротой.

14 июня 1963 г. вышел на орбиту косми­ческий корабль

«Восток-5» с летчиком-космо­навтом Валерием Федоровичем Быковским, а вслед за

ним корабль-спутник «Восток-6», пилотируемый первой в м

ире женщиной-космонавтом Валентиной Владимировной Тереш­ковой. Пять суток

пробыл в космосе Валерий Быковски

й, за 119 часов он 81 раз облетел Землю. Первая в мире женщина-космонавт

про­была в космосе 71 час и совершила 48 оборотов вокруг Земли. Своим пол

етом она убедительно доказала равны

е возможности женщин

ы в та­ком трудном и сложном деле, каким является осв

оение космоса.

Новым этапом

в исследовании

необъятных просторов Всел

енной явился запуск

12 октября 1964 г. в СССР трехместного

корабля «Восход».

Экипаж корабля состоял из трех человек: ко­манд

ира корабля инженера-полковн

ика Владими­ра Михайловича Комарова, научного

сотрудника кандидата техни

ческих наук Констант

ина Петровича

Феоктистова и врача Бориса Борисовича Егорова. Три

специалиста разного профиля

провели обширные

исследования космоса. Корабль «Восход» существенно отл

ичается от кораблей типа «Восток». Его орб

ита пролегала выше, кос­монавты впервые совершали полет без скафанд

­ров, а приземлили

сь, не покидая кабину, кото­рая

системой «мягкой посадки» была

плавно спущена и буквально мягко «поставлена» на по­верхность Земл

и. Новая система телевидения передавала с борта корабля не только

изображе­ние космонавтов, но и картину

наблюдений.

С каждым годом ширится

фронт мирных исследований космического пространства. Вслед за спутн

иками, «жестко» привязан

ными к своим орбитам, в

космос вышли аппараты, способные осуществлять

достаточно широкое

маневрирование.

Советские космические аппараты «

Полет-1» и «Полет-2», маневрируя в космосе,

переходили с орбиты на орбиту, меняя

не только высоту, но и

плоскость наклона орбиты. Это первые шаги на пути

соединения, или, как говорят инженеры, стыковки,

космических кораблей непоср

едственно в космосе, на орбите. Пр

ичаливая к кораблю, ракеты-заправщики смогут

перегружать на негорючее и строительные детали. Из

конструкций, доставленных на орбиту, космонавты смонтируют сначала космические

лаборатории, а потом, наверное и целые научные города...

Мирным целям успешно служат и некоторые американские спутники. С помощью

метеорологических спутников американцам удалось заблаговременно предупредить

население о приближении нескольких тайфунов — сильнейших разрушительных

ураганов, очень часто проносящихся над Америкой.

Спутники «Телестар-1» и «Телестар-2» успешно перекинули телевизионный «мост»

между Европой и Америкой, ретранслируя из Америки в Европу телевизионные

программы.

Проведен первый международный космический эксперимент: радиоволны, посланные

из английской обсерватории Джоурелл Бенк, отразившись от огромного надутого

металлизированного шара — американского спутника «Эхо-2»,— были приняты в

Советском Союзе под Горьким, в Зименках. Были переданы радиотелеграммы,

фототелеграммы и радиотелефонный разговор.

30 января 1964 г. и СССГ был произведен запуск интереснейших спутников —

«Электрон-1» и «Электроя-2». С одной ракеты были запущены сразу два спутника,

один на более высокую, другой на более низкую орбиту.

Ценность такого запуска заключается в том, что одновременные измерения на

разных высотах позволят лучше исследовать пространственную структуру поясов

радиации и их изменение во времени. Запущенные через полюсы «Электрон-3» и

«Электрон-4» продолжили одновременно комплексное исследование верхних слоев

атмосферы.

После неудачных попыток в выведении тяжелых кораблей-спутников американцам в

1964 г. удалось запустить два многотонных спутника. Это первые удачные

запуски по рассчитанной на многие годы программе, которая предусматривает

вначале облет, а затем и высадку космонавтов на Луне.

Тем же задачам посвящены и продолжающиеся в СССР исследования окололунного

пространства. Очередная станция «Луна-4» прошла в непосредственной близости

от нашего естественного спутника. Непрерывно ведется изучение и дальнего

космоса. 2 апреля 1964 г. отправилась в глубины космоса очередная советская

автома­тическая станция «Зонд-1». Ее задача прозондировать многие миллионы

километров околосолнечного пространства и передать на Землю научную информацию.

Новая эра в космонавтике

В 1965 г. Своим полетом Павел Беляев и Алексей Леонов заверил славную рабочую

биографию космических кораблей серии «Восток» и «Восход». Начался следующий

этап в освоении космического пространства, связанный с переходов на более

совершенную космическую технику. С весны 1967 г. Центр подготовки космонавтов

приступил к освоению новых космических кораблей «Союз». «Союз» во многом

отличался от своих орбитальных предшественников и был более совершенной во

всех отношениях машиной.

Космический корабль «Союз-1» выведен на орбиту 23 апреля 1967 г. С целью

испытаний корабля и отработки систем и элементов его конструкции в условиях

космического полета. Пилотировался летчиком- космонавтом В.М. Комаровым,

совершившем ранее полет на космическом корабле «Восход». Высота перигея

орбиты 201 км., апогея 224 км. В течение испытательного полета,

продолжавшегося более суток, В.М. Комаровым была выполнена программа

отработки систем нового корабля. 24 апреля космический корабль «Союз-1» при

спуске успешно прошел участок торможения в плотных слоях атмосферы и погасил

1 космическую скорость. Однако при раскрытии основного купала парагиюта

произошел сбой и с высоты около 7000 м. Корабль снижался с очень большой

скоростью, что привело к аварийной посадке и гибели В.М. Комарова. Но не

смотря на трагичный исход и гибель космонавта, было решено продолжать

разработку космических кораблей серии «Союз».

25 октября 1968 года выведен на орбиту беспилотный космический корабль «Союз-

2». Полет прошел успешно.

26-30 октября 1968 г. «Союз-3»-Г.Т. Береговой. Осуществлено многократное

маневрирование и сближение с беспилотным кораблем «Союз-2».

14-17 января 1969 г. «Союз-4» В.А. Шаталов.

15-18 января 1969 г. «Союз-5» - Б.В. Волынов, А.С. Елисеев, Е.В. Хрунов.

Впервые 16 января в 11 час. 20 минут произведено автоматическое сближение и

ручная стыковка двух космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5», создана первая

экспериментальная космическая станция. Осуществлен переход А.С. Елисеева и

Е.В. Хрунова из корабля в корабль через открытый космос.

11 октября 1969 г. -«Союз-6» - Г.С. Шопин, В.Н. Кубасов.

12 октября 1969 г. -«Союз-7» - А.В. Филипченко, В.Н. Волков.

13 октября 1969 г. -«Союз-8» - В.А. Шаталов, А.С. Елисеев.

11-18 октября 1969 г.-первый групповой полет космических кораблей «Союз-6» -

«Союз-7» -«Союз-8». Проведены эксперименты по сварке металлов в условиях

вакуума и невесомости.

1-19 июня 1970 г. -«Союз-9» -А.Г. Николаев, В.И. Севастьянов. 18 суток

проводилась программа научно-технических и медико-биологических исследований.

23-25 апреля 1971 г. -«Союз-10» - В.А. Шаталов, А.С. Елисеев, Н.Н.

Рукавишников. Во время полета произведена стыковка «Союз-10» - станция

«Салют».

6-30 июня 1971 г. -«Союз-11» - Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков, В.И.Поидаев.

После 24-х дней на орбите программа успешно выполнена, но при возвращении

экипаж погиб.

27-29 сентября 1973 г. -«Союз-12» - В.Г. Лазарев, О.Г. Макалов. Произведена

проверка усовершенствования бортовых систем.

18-26 декабря 1973 г. -«Союз-13» - П.И. Климук, В.В. Лебедев.

3-9 июля 1974 г. -«Союз-14» - П.Р. Попович, Ю.П. Артыхин. Успешная стыковка

«Союз-14» - «Салют-3» (станция).

26-28 августа 1974 г. -«Союз-15» - Г.В. Сарафанов, Л.С. Демин.

2-8 декабря 1974 г. -«Союз-16» - А.В. Филипченко, Н.Н. Рукавишников.

Проведены испытания нового стыковочного аппарата.

11 января-9 февраля 11975 г. -«Союз-17» - А.А. Губарев, Г.М. Гречко. Стыковка

«Союз-17» - «Салют-4». Успешно выполнен большой объем научных исследований и

экспериментов.

24-26 июля 1975 г. -«Союз-18» - П.И. Климчук, В.И. Севастьянов осуществили

63-суточный полет на борту научной станции «Салют-4», за время которого

произвели стыковку «Союз-18» - «Салют-4». Выполнен комплекс научно-

технических задач, медико-биологические и прикладные исследования.

15-21 июля 1975 г. - Состоялся 1 в мире Международный совместный советско-

американский космический полет по программе «Союз» - «Апполон». Произведена

стыковка корабля «Союз-19» на борту с А.А. Леоновым и В.Н. Кубасовым и

корабля «Апполон», пилотируемого Т. Стаффором, Д. Слейтоном, В. Брандом.

6 июля - 24 августа 1976 г. -«Союз-21» - Б.В. Волынов, В.М. Жолобов.

Произведена стыковка «Союз-21» - «Салют-5».

15-23 сентября 1976 г. -«Союз-22» - В.Ф. Быковский, В.В.Аксенов. Космонавты

произвели фотографирование Земли с помощью многозональной аппаратуры по

программе «Итеркосмос».

14-16 октября 1976 г. -«Союз-23» - В.Д. Зудов, В.И. Рождествеский.

7-25 февраля 1977 г. -«Союз-24» - В.В. Горбатко, Ю.Н. Глазков. Стыковка

«Союз-26» - «Салют-6».

9-11 октября 1977 г. -«Союз-25» - В.В. Коваленок, В.В. Рюмин.

10 декабря 1977 г. - 16 марта 1978 г. -«Союз-26» - Ю.В. Раманенко, Г.М.

Гречко в длительном полете произведена стыковка «Союз-26» - «Салют-6».

10-16 января 1978 г. -«Союз-27» - В.А. Дженникобеков, О.Г. Макаров.

Произведена стыковка «Союз-27» - «Салют-6».

2-10 марта 1978 г. -«Союз-28» - На борту 1 Международный экипаж: Герой

Советского Союза А.А. Губарев и космонавт-исследователь ЧССР В. Ремек.

Стыковка «Союз-28» - «Салют-6». Проводились совместные научно-технические

исследования и эксперименты.

15 июня - 2 ноября 1978 г. -«Союз-29» - «Салют-6» - 140 суток в полете В.В.

Коваленок и А.С. Иванченко. Выполнили совместные исследования с

международными экипажами.

27июня-5 июля 1978 г. -«Союз-30» - 2 Международный экипаж - Дважды Герой

Советского Союза П.И. Климук и космонавт-исследователь Польши М.

Гермагиевский. Произведена стыковка «Союз-29» - «Салют-6» - «Союз-29».

26 августа- 3 сентября 1978 г. - «Союз-31» - 3 Международный экипаж : Дважды

Герой Советского Союза В.Ф. Быковский и космонавт-исследователь ГДР З.Йен.

Выполнен полет по программе «Итеркосмос».

25 февраля - 19 августа 1979 г. - «Союз-32» - В.А. Ляхов, В.В. Рюмин.

Произвели стыковку «Слюз-32» - «Салют-6», приняли на ее борт грузы,

доставленные транспортными кораблями « Прогресс», вышли в открытый космос.

10-12 апреля 1978 г. -«Союз-33» - 4 Международный экипаж : Дважды Герой

Советского Союза Н.Н. Рукавишников и космонавт-исследователь Н.Р. Болгарии,

Г. Иванов.

9 апреля 1980 г. -«Союз-35» - Л.И. Попов и В.В. Рюмин перешли в орбитальную

станцию «Салют-6» и приступили к выполнению обширной программы 185-суточного

полета. «Самлют-6» на орбите уже свыше 3-х лет. Завершен полет 11 октября

1980 г.

26 мая-3 июня 1980 г. - Дважды Герой Советского Союза В.Н. Кубасов и

гражданин Венгрии Берталан Фаркаги Выполнили очередной 5 международный полет

по программе «Интеркосмос».

5-9 июня 1980 г. -Произведены испытания нового космического корабля «Союз-Т-

2». На борту Ю.В. Малышев и В.В. Аксенов. Совместно с экипажем «Салют-6»

выполнили программу исследований и экспериментов.

23-31 июня 1980 г. -«Союз-37» - 6 Международная экспедиция «Союз-37» -

«Салют-6» - «Союз-36». На борту Дважды Герой Советского Союза В.В. Горбатко

и космонавт-исследователь Республики Вьетнам Фан Туан.

18-26 сентября 1980 г. -«Союз-38» - 7 Международная экипаж Герой Советского

Союза Ю.В. Романенко и кубинец Арнальдо Тамайо Мендее. Посетили станцию

«Салют-6» и вернулись на Землю. Орбитальный комплекс «Союз-37» - «Салют-6» -

«Союз-38».

27ноября - 10 декабря 1980 г. - Л. Кизим, О. Макаров и Г. Стрекалов провели

испытания трехместного корабля «Союз Т» в автономном полете и входе

совместных работ с орбитальным комплексом «Салют-6» - «Прогресс».

12 марта - 26 мая 1981 г. - «Союз Т-4» - «Салют-6» - В.В.Коваленок, В.П.Савиных.

22-30 марта 1981- «Союз-39» - «Салют-6». В.Джангибеков (СССР) - Ж.Гуррачча

(Монголия) образовали орбитальный комплекс «Союз-Т-4» - «Салют-6» - «Союз-

40».

14 -22 мая 1981 г. -«Союз- 40» - «Салют-6». На борту Л. Попов(СССР) -

Д.Прунариу (Румыния). После «Союз-Т-4» - «Салют-6» - «Союз-40».

24 июня - 2 июля 1982 г. «Союз-Т-6» - «Салют-7». Советско-французский экипаж

- В. Джанибеков, А. Иванченков - Жан Луи Кретьен. 26 июня после «Союз Т-5»-

«Салют-7»-«Союз-Т-6»

19-27 августа 1982 г. -«Союз-Т-7»- «Салют-7»- «Союз-Т-5» На борту Л.И. Попов,

А.А. Серебров, С.Е. Совитская - вторая в СССР женщина космонавт.

27 июня-23 ноября 1983 г. «Салют-7»-«Союз-Т-9»-150 суток на борту О.К. В.А.

Ляхов, А.П. Александров. Эксперименты в интересах науки и народного

хозяйства. Проведены монтажно-сборочные работы в открытом космосе.

8 февраля-2 октября 1984г. -«Союз Т-10»- «Салют-7»- «Союз Т-11» Л.Д. Кизим,

В.А. Соловьев, О.Ю. Атьков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.