бесплатно рефераты
 

Реферат: ОК Буран

образом: достаточно традиционная схема, включающая двух­ступенчатый носитель

с пакетным разделением ступеней, в верхней части которого размещался

транспортный корабль.

Облик носителя в существующем виде определился тоже далеко не сразу, и

пакетная его компоновка не случайна. Возглавивший в 1975 г. ведущую ракетно-

космическую фирму страны, получившую тогда же название НПО Энергия, академик

В.П.Глушко весьма благоволил к концепции уни­версальной системы из множества

стандартных ракетных блоков. Между тем, пятнадцатью годами раньше, в начале

разработки легендар­ной Н1, такую схему исследовал Королев и отказался от нее

как от самой неэффективной по массе. С другой стороны, реализованный Сергеем

Павловичем моноблочный вариант, во-первых, требовал сложных, долгих и дорогих

наземных испытаний. Во-вторых, главное он исключал пере­возку готовых блоков

с заводов в Москве, Днепропетровске и Куйбышеве на космодром; на Байконуре

пришлось бы строить новый гигантский производственный комплекс. Для будущих

программ это, может быть, было и приемлемо, но военных категорически не

устраивало. Победил компромисс.

Корабль должен был состоять из трех частей: носовой (конической), с ка­биной

экипажа и рулевыми двигателями, средней (цилиндрической), с объемистым

грузовым отсеком, и кормовой, с двигателями довыведения, орбитального

маневрирования и топливом для них. В атмосферу аппарат должен был входить

вперед коническим носом, с некоторым углом атаки этого достаточно, чтобы на

тех скоростях получить определенное аэроди­намическое качество, скользящий

управляемый спуск. Посадка же пред­полагалась по парашютно-ракетной системе,

на выдвижные опоры-амор­тизаторы.

Предложенная схема имела колоссальное преимущество, отсутствовали крылья,

большую часть времени бывшие паразитной массой. К достоин­ствам предложенной

схемы можно также отнести следующее:

· имелся серьезный практический задел по спускаемым аппаратам с

небольшим аэродинамическим качеством (КК "Союз", боеголовки баллистических

ракет);

· имелись и давно использовались в Воздушно-десантных войсках сложные

парашютные системы (с тормозными РДТТ), позволяю­щие осуществлять мягкую

посадку тяжелых объектов;

· снимались жесткие требования по точности приземления;

· отпадала необходимость в дорогой и сложной наземной инфраструк­туре

(в первую очередь аэродромов);

· конструкция космического корабля без крыльев и оперения по

срав­нению с крылатым ОК конструктивно является более простой и легкой при

равной прочности, имеет меньшую омываемую пло­щадь (что снижает массу

теплозащиты), более простые алгоритмы управления, что в конечном итоге

приводит к большей эффектив­ности в эксплуатации

А к главному недостатку малую дальность бокового маневра при спуске. Нужна же

была большая, что диктовалось элементарным соображением: в отличие от

американцев с их раскиданными по всему миру авиабазами (а аварийные полосы

для Шаттла сооружены по всему миру, от острова Пасхи до Марокко), у нас была

только территория СССР - много, но не­достаточно. И только три полосы (на

Байконуре, в Крыму и у озера Ханка на Дальнем Востоке)... Сесть же на них

нужно было с любого витка!

Проблему пытались решить: корпус корабля стал в сечении треугольным, однако

это были полумеры. В общем, схема однокилевой бесхвостки с переменной

стреловидностью передней кромки крыла напрашивалась, но решающим фактором

стала не аэродинамика. Как раз здесь сказалось по­ложение догоняющих: к этому

времени облик американской системы по­сле многократных изменений был,

наконец, утвержден. И сработало клас­сическое, увы, в нашей оборонке мнение:

американцы не глупее, делайте, как у них!

Промежуточный вариант ОК "Буран" предусматривал установку воздушно-реактивных

двигателей (ВРД). Это обуславливалось следую­щим: в связи с тем, что все

аэродромы для посадки "Бурана" расположены на территории бывшего СССР, в

течение суток возникало достаточно много витков, посадка с которых

невозможна. Из этой ситуации могло быть два принципиальных выхода: расширить

количество аэродромов (но "Буран" создавался как военный объект, а

стратегические союзники были расположены "компактно" к границам СССР, Куба же

была слишком близка к территории потенциального противника), либо повысить

энерго­вооруженность атмосферного участка за счет установки ВРД. Конструкторы

выбрали второй путь.

В дальнейшем (по техническим причинам) от использования на штатном ОК "Буран"

ТРД в конце концов, отказались (испытав воздушно-реактив­ную двигательную

установку в реальных атмосферных полетах самолета-аналога БТС-002), однако в

связи с тем, что изготовление и оборудование летных образцов (первой серии)

уже шло полным ходом, конструктивно-силовую схему планера менять было поздно

и ниши в ХЧФ под установку двигателей зашили панелями обшивки и закрыли

гибким теплозащитным покрытием.

После необходимых доработок, транспортировки на космодром, испыта­ний и

подготовки к старту, напряженный труд десятков тысяч людей завер­шился

триумфом 15 ноября 1988 года.

Основные характеристики МКС "Энергия-Буран"

Орбитальный корабль "Буран":

РН "Энергия" (МКС в целом):

Характеристики

Зна­чение

Характеристики

Зна­чение

Максимальная стартовая масса (в первом полете), т105 (79,4)Стартовая масса МКС, т2375*
в т.ч.: запас окислителя (кислород), т10,4Масса ракеты-носителя, т2270
запас горючего (циклин), т4,1первая ступень (блок "А", 4 шт.), т1490,4
Масса полезного груза, выводи­мого в ОК на орбиту H=200 км:в т.ч.: запас окислителя (кисло­род), т886,8
с наклонением i=50.7 , т30запас горючего (керосин РГ-1), т341,2
с наклонением i=97 , т16вторая ступень (блок "Ц", 1 шт.), т776,2
Посадочная масса ОК:в т.ч.: запас окислителя (кисло­род), т602,3
номинальная, т82запас горючего (водород), т100,7
максимальная, т87Двигатель блока "А" (РД-171, 11Д521):
Масса полезного груза, возвращае­мого с орбиты в ОК:тяга на уровне моря, тс740
максимальная, т20тяга в вакууме, тс806
номинальная, т15удельный импульс на уровне моря, с308,5
Экипаж, человек:удельный импульс в вакууме, с336,2
на этапе летных испытаний (при наличии катапультных кресел)2Двигатель блока "Ц" (4 шт.РД-0120,11Д122):
максимальный (без катапультных кресел)до 10тяга на уровне моря, тс147,6
Продолжительность полета:тяга в вакууме, тс190
номинальная, сут7удельный импульс на уровне моря, с353,2
максимальная (с дополнительными баками), сут30удельный импульс в вакууме, с454,7
Диапазон возможных наклонений орбит, 50,7...110Геометрические характеристики МКС:
Высота орбиты:общая длина, м58,765
рабочая круговая, км250 ... 500максимальная ширина, м23,92
максимальная, км1000максимальная ширина на уста­новщике, м24,50
Перегрузки, g:Геометрические характеристики РН в целом:
при выведении на орбиту (макси­мальная)3длина, м58,765
при спуске в атмосферу (по номи­нальной траектории)1,6максимальный поперечный раз­мер, м17,65
Аэродинамическое качество:Геометрические характеристики первой ступени:
на гиперзвуковых скоростях1,5длина, м39,46
при посадке5диаметр баков, м3,92
Максимальная величина бокового маневра при спуске, км1700Геометрические характеристики второй ступени:
Посадочная скорость:длина, м58,765
средняя (при посадочной массе 82т), км/ч312диаметр баков (без теплоизоля­ции), м7,75
максимальная, км/ч360Кратность использования (ресурс):
в первом полете, км/ч263первая ступень, полетов10
Маршевый двигатель орбитального маневрирования 17Д12:вторая ступень, полетов1
тяга в вакууме, тс8,8
удельный импульс в вакууме, с362
Геометрические характеристики:
общая длина, м36,37
в том числе фюзеляжа, м30,85
ширина фюзеляжа (максимальная), м5,50
Размах крыла, м23,92
высота на стоянке, м16,35
шасси, база/колея, м7,00/12,79
длина отсека полезного груза, м18,55
диаметр отсека полезного груза, м4,70?
Кратность использования (ресурс), полетов100

Применение "Бурана".

А) Боевые космические комплексы.

В конце 60-х - начале 70-х годов в США были начаты работы по исследо­ванию

возможности использования космического пространства для веде­ния боевых

действий в космосе и из космоса. Правительство СССР рядом специальных

постановлений (первое вышло в 1976 г.) работы в стране в этой области

поручило кооперации организаций-разработчиков во главе с НПО "Энергия". В 70-

80-е годы был проведен комплекс исследований по определению возможных путей

создания космических средств, способ­ных решать задачи поражения космических

аппаратов военного назначе­ния, баллистических ракет в полете, а также особо

важных воздушных, морских и наземных целей. При этом ставилась задача

достижения необ­ходимых характеристик указанных средств на основе

использования имевшегося к тому времени научно-технического задела с

перспективой развития этих средств при ограничении по производственным

мощностям и финансированию. Для поражения военных космических объектов были

разработаны два боевых космических аппарата на единой конструктивной основе,

оснащенные различными типами бортовых комплексов вооруже­ния - лазерным и

ракетным. Основой обоих аппаратов явился унифициро­ванный служебный блок,

созданный на базе конструкции, служебных систем и агрегатов орбитальной

станции серии ДОС-7К.

В отличие от станции служебный блок должен был иметь существенно большие по

вместимости топливные баки двигательной установки для обеспечения

маневрирования на орбите.

Реферат: ОК Буран Боевые космические комплексы - полезная нагрузка ОК "Бу­ран"

Обозначения: 1 - приборно-топ­ливный отсек; 2 - агрегатный от­сек; 3 -

бортовой комплекс специ­ального вооружения

Выведение космических аппаратов на орбиту предполагалось осуществ­лять в

грузовом отсеке орбитального ко­рабля МКС "Буран" (ракетой-носителем "Протон"

на экс­периментальном этапе). Предусматривалась дозаправка баков на орбите

при помощи средств, также доставляемых к аппаратам в ОК МКС "Бу­ран". Для

обес­печения длительного срока боевого дежурства на ор­бите и поддержания

высокой готовности космических комплексов преду­сматри­валась воз­можность

по­сещения объектов экипажем (два человека до 7 су­ток).

Боевая космическая самонаводящаяся ракета-перехватчик Реферат: ОК Буран

Меньшая масса бортового комплекса вооружения с ракетным оружием, по сравнению

с комплексом с лазерным оружием, позволяла иметь на борту КА больший запас

топлива, поэтому представлялось целесообраз­ным создание системы с

орбитальной группировкой, состоящей из бое­вых космических аппаратов, одна

часть из которых оснащена лазерным, а другая - ракетным оружием. При этом

первый тип КА должен был при­меняться по низкоорбитальным объектам, а второй

- по объектам, распо­ложенным на средневысотных и геостационарных орбитах.

Для поражения стартующих баллистических ракет и их головных блоков на

пассивном участке полета в НПО "Энергия" был разработан проект ра­кеты-

перехватчика космического базирования. В практике НПО "Энер­гия" это была

самая маленькая, но самая энерговооруженная ракета. Дос­таточно сказать, что

при стартовой массе, измеряемой всего десятками килограммов, ракета-

перехватчик обладала запасом характеристической скорости, соизмеримой с

характеристической скоростью ракет, выводя­щих современные полезные нагрузки

на орбиту ИСЗ. Высокие характери­стики достигались за счет применения

технических решений, основанных на последних достижениях отечественной науки

и техники в области ми­ниатюризации приборостроения. Авторской разработкой

НПО "Энергия" явилась уникальная двигательная установка, использующая

нетрадицион­ные не криогенные топлива и сверхпрочные композиционные

материалы. В начале 90-х годов, в связи с изменением военно-политической

обста­новки, работы по боевым космическим комплексам в НПО "Энергия" были

прекращены. К работам по боевым космическим комплексам при­влекались все

тематические подразделения Головного конструкторского бюро и широкая

кооперация специализированных организаций-разработ­чиков военно-промышленного

комплекса страны, а также ведущие иссле­довательские организации Министерства

обороны и Академии наук.

Для поражения особо важных наземных целей разрабатывалась космиче­ская

станция, основу которой составляла станция серии ДОС-7К и на ко­торой должны

были базироваться автономные модули с боевыми блоками баллистического или

планирующего типа. По специальной команде мо­дули отделялись от станции,

посредством маневрирования они должны были занимать необходимое положение в

космическом пространстве с последующим отделением блоков по команде на боевое

применение. Конструкция и основные системы автономных модулей были

заимство­ваны с орбитального корабля "Буран". В качестве варианта боевого

блока рассматривался аппарат на базе экспериментальной модели ОК "Буран"

(аппараты семейства "Бор"). Военная целевая нагрузка для ОК "Буран"

разрабатывалась на основании специального секретного постановления ЦК КПСС и

Совета Министров. Об исследовании возможности созда­ния оружия для ведения

боевых действий в космосе и из космоса (1976г.)

Реферат: ОК Буран

Боевая космическая станция с ударными блоками на базе ОК

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.