бесплатно рефераты
 

Реферат: Конституционо-правовые основы государственной службы

Реферат: Конституционо-правовые основы государственной службы

Министерство образования Российской Федерации

Тюменский государственный университет

Институт государства и права

Специальность: Государственное и муниципальное управление

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

Конституционно-правовые основы

государственной службы

Выполнил студент IV курса

дневного отделения гр. 1597

Лесовой Сергей Юрьевич

2002г.

Законодательство о государственной службе Российской Фе­дерации образуют

нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение

государственных слу­жащих — условия и порядок их работы, права и виды

поощ­рения, обязанности и ответственность, прекращение ими го­сударственной

службы и т. п.

Основные источники этого законодательства перечислены в Федеральном законе

"Об основах госу­дарственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г.

(ст. 4 п.1). Разумеется, и сам этот закон является од­ним из главных ее

источников. Любое за­конодательство представляет собой систему, а система

законодательства о гос. службе является двухуровневой. Первый из уровней —

феде­ральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, Федеральном законе "Об

основах госу­дарственной службы Российской Федерации", других федеральных

законах и иных нормативных пра­вовых актах РФ. Второй уровень —

законодательство субъек­тов Федерации — их конституции, законы, уставы и т.

п. Все это законодательство имеет конституцион­ное происхождение.

В Конституции РФ нет конкретного регламента государственной ­службы, но есть

целый ряд положений, закладывающих ее основы:

Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории

Российской Федерации (ст. 4 ч. 2). Это положение связано с федеративной

природой государства и означает, что федеральная Конституция и федеральные

законы в силу их верховенства на всей территории Российской Федерации не

нуждаются в подтверждении в какой-либо форме субъектами Федерации; на всей

территории государства они действуют прямо и непосредственно.

Единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения

между РФ и ее субъектами (ст. 5 ч. 3). Это означает, что власть Федерации

распространяется на всю ее территорию, обеспечивает тесное функционирование

всего государственного механизма разных уровней.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо­средственное действие

(ст. 18). Права и свободы человека и гражданина, неотчуждаемые от человека и

общепризнанные мировым сообществом, являются непосредственно действующими, т.

е. их осуществление не зависит от того, признает их государство или нет.

Права и свободы человека – явление объективной социальной реальности.

Государство не дарует человеку права и свободы, оно лишь познает и закрепляет

их в своем законодательстве. Именно права и свободы человека и гражданина

определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность

законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и

обеспечиваются правосудием. При этом следует иметь ввиду, что в деятельности

всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и

судебной, органов и должностных лиц местного самоуправления признание,

обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина имеют приоритетное

значение. Из этого вытекает требование, согласно которому все органы

государственной власти и местного самоуправления должны сверять свою

деятельность с непосредственно действующими правами и свободами граждан.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защи­щать права и свободы

человека и гражданина (ст. 2).

Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10). Здесь

речь идет не о параллельно существующих и абсолютно независимо друг от друга

развивающихся властях, а об их сотрудничестве и даже единстве, в рамках

которых сохраняется и конституционно обеспечивается различие и

самостоятельность органов, осуществляющих законодательство, управление и

правосудие.

Иными словами, в отечественной конституционной практике понятие разделения

властей равнозначно понятию организационного обособления властей.

Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное

Собрание – парламент Российской Федерации, исполнительную – Правительство

Российской Федерации, судебную – суды Российской Федерации. При этом согласно

10 статье государственная власть едина, но функции ее – законодательство,

управление и правосудие – осуществляются различными органами, каждый из

которых может выполнять, и в практике российского конституционализма и

конституционной практике иных государств действительно выполняет отдельные

полномочия, с точки зрения классических представлений о разделении властей

входящие в компетенцию этих органов.

Равный доступ граждан к государственной службе (ст. 32 ч. 4). Это положение

соответствует ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических

правах, согласно которой граждане без каких-либо необоснованных ограничений и

дискриминаций имеют право и возможность допускаться в своей стране на общих

условиях равенства к государственной службе.

Некоторые обязанности всех должностных лиц (ст. 24 ч. 2, ст. 41 ч. 3, ст. 46

ч. 2 и др.).

Нормативным основанием для определения системы исполнительной власти в

структурном плане является Конституция РФ. Статья 5 ее говорит о «единстве

системы государственной власти»; гл. 12 — о «системе органов государственной

власти»; в п. «г» ст. 71 Конституции РФ в числе других ветвей власти сказано

о «системе федеральных органов исполнительной власти». В итоге получается,

что достаточно полного системно-структурного определения испол­нительной

власти в Конституции нет. В ст. 77 говорится о единой системе исполнительной

власти, образуемой федеральными органа­ми исполнительной власти и органами

исполнительной власти субъ­ектов Федерации в рамках предметов исключительного

ведения федерации и совместного ведения. В таком же контексте эти подсисте­мы

органов упомянуты и в ст. 78, а в ст. 112 косвенно сказано о структуре

органов исполнительной власти». Кроме того, Конститу­ция использует термин

«государственный орган». Это ставит проблему соотнесения этих понятий и

терминов между собой в целях выра­ботки единого представления об органе

исполнительной власти, а также о системе исполнительной власти в целом, об

отличии право­вого статуса органа исполнительной власти от правового статуса

органа управления государственного и негосударственного.

Из конкретных органов исполнительной власти Основной Закон выделяет

Правительство РФ (ст. 110). Другие органы упомянуты в общей форме — как

федеральные органы исполнительной власти, как органы исполнительной власти

субъектов РФ (ст. 77,112).

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: 2001. – 48с.

2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации.

/ Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Спарк, 2001. –

670с.

3. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для

вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399с.

4. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. – М.:

Юристъ, 2002. – 320с.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.