бесплатно рефераты
 

Космизм

человека, так и его колыбели - Земли. По Федорову, "Всеобщее дело"

человечества состоит в объединении усилий на решение научных,

технических и нравственных проблем. О том же говорил и В. Вернадский, он

писал, что человечество должно овладеть мощью единой науки, но лишь при

условии кардинальной перестройки всего наработанного до сих пор научного

аппарата. Необходимы новые, всеобъемлющие парадигмы мышления

(панпарадигмы), которые органически включили бы в себя теорию

информации, теорию относительности и квантовую механику, существующие до

сих пор раздельно. Нужна общая теория, и на этой основе - общая

технология, оберегающая и умножающая общечеловеческие ценности. На это

обращали внимание в свое время известные советские ученые А.И. Вейник и

Ф.Ю. Зигель.

Для последних десятилетий XX века характерно нарастание глубочайших

противоречий в самых различных областях человеческой деятельности.

Наблюдается усиление индетерминистских, иррациональных тенденций в

экономике и культуре, идеологии и науке. Индетерминизм обнаруживается в

областях, которые традиционно считались детерминистскими. Например,

неясен механизм возникновения в земной атмосфере гигантских озоновых

дыр. Что это за явление - естественное (природное), развивающееся по

своим, только ему присущим законам, или же - искусственное,

спровоцированное техногенной деятельностью человека?

_________________________________________________________________________

___

1Федоров Н. Ф. Сочинения. М., 1982

А может быть, это - явление, когда естественное и искусственное,

накладываясь друг на друга, образует нечто особенное, загадочное, не

укладывающееся в рамки сложившихся научных представлений? По сути,

человечество сталкивается с новыми технологическими реальностями,

природа которых неизвестна. Эти реальности так или иначе порождают

аномальные непериодические явления. Чтобы разгадать их тайны и перевести

в разряд "нормальных", необходимы усилия всех в совокупности наук, как

традиционных, так и делающих первые шаги. Природа аномальных явлений

останется нераскрытой, если при исследовании ограничиваться старыми

апробированными формально-математическими методами. Необходимо

использовать весь арсенал диалектической логики, понятой и развитой с

учетом современных и будущих потребностей человека. Перед человеком

раскрывается все более сложный, многомерный и многоструктурный мир.

Этому миру должно соответствовать диалектическое многомерное,

многовариантное, многокоординатное мышление, соединяющее несоединимое -

детерминистское и индетерминистское, рациональное и иррациональное,

сознательное и бессознательное. Важно исследовать аномальные явления с

самых различных, порой противоположных точек зрения. Нужна альтернатива.

В становлении альтернативного мышления огромную роль играет русская

космическая мысль, основателем которой заслуженно считается Н.Ф.

Федоров.

Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние

годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй

половины ХIX века Николай Федорович Федоров. В советское время имя

Федорова было предано забвению, хотя до революции к его идеям обращались

самые видные из русских философов и деятелей культуры. Так, большое

влияние оставили встречи и беседы с Федоровым на творчество Л.Н.Толстого

и В.С.Соловьева; большие статьи с разбором философской концепции

Федорова оставили Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков. Уже после смерти философа

в начале ХХ века вышло двухтомное собрание его избранных трудов,

озаглавленное федоровскими учениками “Философия общего дела”. Мизерный

тираж в несколько сот экземпляров сразу же сделал труды Федорова

библиографической редкостью, однако и это не стало препятствием для

распространения идей мыслителя. Так, сильнейшее впечатление произвели

работы Федорова на калужского учителя К.Э. Циолковского, чье философское

наследие во многом перекликается с Федоровскими идеями.

“Философия общего дела” открывала перед человечеством невиданные дали,

призывала к титаническим преобразованиям как в мире, так и внутри

каждого индивидуума. “В регуляции же, в управлении силами слепой природы

и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим”, -

писал Федоров. Мыслитель так развивает свои идеи эволюции природы и

человечества: природная эволюция в своем все усложняющемся развитии

привела к появлению человеческого вида и сознания.

Человечество призвано всеобщим познанием и трудом овладеть стихийными

силами как вне, так и внутри себя, выйти в космос для его активного

преобразования и обрести новый, космический статус бытия, когда будут

побеждены болезни и сама смерть. Федоров говорит об “имманентном

(естественном) воскрешении” всех человеческих поколений. Это одна из

конечных и величайших задач человечества.

Чтобы достичь полного владычества над временем и пространством, Н.Ф.

Федоров ставит перед человечеством ряд задач. В их исторической

последовательности одной из первых должна была стать регуляция, по

выражению философа, “метеорических”, космических явлений. Причем

начинать, по Федорову, можно уже сейчас. В качестве примера реальной

регуляции природы Федоров приводил опыты общественного деятеля и ученого

начала XIX века В.Н. Каразина, выступавшего с конкретными проектами

управления погодой. От подобных, еще явно несовершенных опытов

человечество, по мере увеличения знаний, должно перейти к овладению

всеми земными процессами, превратить свою планету в полностью

управляемый космический корабль.

Итак, для Федорова регуляция определяется как принципиально новая

ступень эволюции. Эволюция для Федорова - процесс пассивный, регуляция

же должна стать сознательно-волевым действием. Но не стоит причислять

Федорова к тем ученым, кто отвергал или недооценивал важность

эволюционного процесса. Наоборот. Признавая важность эволюции (хотя бы в

происхождении знания, к примеру), Федоров делает более далеко идущий

вывод: существует необходимость сознательного управления эволюцией,

преобразования природы, исходя из глубинных потребностей разума и

нравственного чувства человека.

Регуляция для Федорова - широко продуманная идея. Так, уже упоминавшиеся

опыты Каразина или же удачные опыты, проведенные в конце XIX века в

Америке по вызыванию дождя с помощью взрывчатых веществ интересны для

Н.Ф.Федорова не в чисто академическом плане, а для конкретной

человеческой пользы. Так уж случилось, что американские опыты по

вызыванию дождя совпали с сильной засухой в России. Следствием засухи

стали голод и эпидемии во многих российских губерниях. И Федоров,

откликаясь на злобу дня, важнейшими задачами регуляции ставит решение

продовольственного и санитарного вопроса, которые вмещают в себя весь

спектр задач человечества в деле управления слепыми силами природы.

“Голод и смерть происходят от одних и тех же причин, а потому вопрос о

воскрешении есть вопрос и об освобождении от голода”, - писал Федоров.

Санитарный вопрос философ понимает как всеобъемлющий “вопрос об

оздоровлении Земли, и притом всей, а не какой-либо отдельной местности”.

Разрабатывая свой проект регуляции, Федоров с самого начала подчеркивал

неотделимость Земли от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на

нашей планете с целой Вселенной. “Условия, от коих зависит урожай, или

вообще растительная и животная жизнь на Земле, не заключаются только в

ней самой... весь метеорический процесс, от коего непосредственно

зависит урожай или неурожай... весь теллуросолярный процесс должен бы

войти в область сельского хозяйства”. “Единство метеорического и

космического процессов дает основание для расширения регуляции на

Солнечную и другие звездные системы для их воссоздания и управления

разумом”.1

Автором “Философии общего дела” сильно владеет чувство распахнутости

Земли в космические дали. “Труд человеческий не должен ограничиваться

пределами Земли, тем более что таких пределов, границ, и не существует;

Земля, можно сказать, открыта со всех сторон, средства же перемещения и

способы жизни в различных средах не только могут, но и должны

изменяться”. Неизбежность выхода человечества в космос рассматривается

Федоровым основательно, с самых различных сторон, от природных и

социально-экономических до нравственных. Аргументы “за” разнообразны:

невозможность достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей

от всего космоса, который также изнашивается, сгорает; вместе с тем в

бесконечных просторах Вселенной разместятся мириады воскресших

поколений, так что “отыскание новых землиц” становится приготовлением

“небесных обителей” отцам. “Порожденный крошечной Землей зритель

безмерного пространства должен сделаться их обитателем и правителем”.

В философской и научно-популярной литературе сейчас много пишут о том,

что с

_________________________________________________________________________

__

1Федоров Н. Ф. Из материалов к третьему тому «Философии общего

дела»//Вопросы философии.М.,1993,№1,с.133-182

наступлением эры космоса открывается реальная возможность предотвратить

в далеком будущем неизбежный конец человеческой цивилизации. Федоров уже

в конце XIX века видел единственный выход для человечества, упирающегося

в неотвратимый земной финал - истощение земных ресурсов при все большем

умножении численности населения, космическая катастрофа, затухание

Солнца и т.д., - в завоевании человечеством новых сред обитания, в

преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса.

“Во все периоды истории очевидно стремление, которое доказывает, что

человечество не может удовлетвориться тесными пределами Земли, только

земным”, - писал Федоров.

Только такая безбрежная, требующая дерзновения область деятельности, как

овладение космосом, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума,

отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных

человеческих сил, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или

растрачиваются по пустякам.

Федоров отмечает две фундаментальные ограниченности нынешнего человека,

тесно связанные между собой. “Ограниченность в пространстве препятствует

повсеместному действию разумных существ во все миры Вселенной, а

ограниченность во времени - смертность - одновременному действию

поколений разумных существ на всю Вселенную”.

Первая ограниченность - в пространстве, прикрепленность к Земле -

разрешается, по мысли Федорова, расселением в космосе, обретением

способности к “бесконечному перемещению”, вторая - во времени, наша

смертность - завоеванием бессмертного статуса бытия, восстановлением

погибших, умерших. “Борьба с разъединяющим пространством” для Федорова

“первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем”. Ибо бессмертие

возможно только при условии преодоления изолированности нашей Земли от

космоса при одновременной регуляции космических явлений. Все проекты

регуляции природы, в том числе и космические, включены Федоровым в

высшую цель достижения бессмертного, преображенного статуса мира.

Взгляды Н.Ф. Федорова на активно-эволюционный процесс развития

человеческой цивилизации нашли своих последователей, как прямых, так и

опосредованных. Одним из них был замечательный ученый конца XIX - начала

ХХ веков, физик-теоретик Н.А. Умов. Умова смело можно причислить к

энциклопедистам в науке. По словам его ученика и биографа Н.А.

Бачинского, труды Н.А. Умова относятся “ко всем отделам физики и нередко

захватывают и сферу сопредельных наук”.

Но уникальность Умова как ученого в том, что наряду с научными

изысканиями и экспериментами, параллельно с выработкой новых и развитием

уже известных физических теорий его ищущая мысль формировала свое,

цельное и оригинальное мировоззрение, свой взгляд на эволюцию природы и

космоса и место в ней человека.

Попытаемся вкратце представить взгляды ученого на эволюцию вообще.

Явление жизни - всего лишь случайность, но, раз возникнув хрупким

островком в океане мертвой материи, именно она движет теперь судьбу

Вселенной. Обладая стройностью и увеличивая качество этой стройности во

все новых и новых живых существах, она гармонизирует мертвую материю и

претворяет рассеянную в пространствах энергию в органические ткани.

Жизнь борется, создает существа уже гораздо прочнее прежних, пестует

нервную систему, ведь она наиболее сложна, дифференцирована, а потому и

стройна, упорядочена. И наконец, в предельном усилии, в высшем

творческом порыве живая материя создает человека, который во всеоружии

разума и научного знания, нравственности и мощной способности к

творчеству становится новым противником энтропии, надежным кормчим

эволюции.

Но кормчий этот менее всех живых существ приспособлен к природной среде

и не довольствуется ее “естественными предложениями”. Он создает себе

как бы “вторую природу” в искусственных орудиях, жилищах, машинах и т.п.

Ничего не получив от рождения, он все творит сам. Как не вспомнить тут

федоровское понимание сущности человека, что призван “все даровое

обратить в трудовое”.

Вероятно, теперь, спустя десятилетия, когда технический, индустриальный

путь стал понемногу обнаруживать таящиеся в нем противоречия, а

колоссальная мощь машины добилась прямо противоположного тому, о чем

мечтал Умов, т.е. предельно умалила человека, продемонстрировала его

бессилие, станет объективно яснее, что внешний прогресс не способен

радикально улучшить человеческую природу, не спасет ни от физического

несовершенства, ни от смерти. Да и самые умные и совершенные машины все

же лишь в малой степени организуют косные существа, а скорее, разрушают

живые. Но тогда, в начале века, на волне новых научных открытий и

головокружительных технических достижений мечта о победе над временем,

над человеческим несовершенством с помощью техники действительно

воодушевляла таких бескорыстных и чистых сердцем ученых, как Н.А. Умов.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть общие родовые черты

космического, активно-эволюционного направления философского и научного

поиска, осуществленного в России в последние десятилетия. Прежде всего,

это понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и

признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа,

получающего различные названия - от “регуляции природы” до ноосферы.

Утверждается и несовершенство, “промежуточность” нынешней природы

человека, но вместе - и высокое его достоинство, преобразовательная роль

в мироздании. Возникает новый взгляд на человека как не только на

исторического социального деятеля, биологический субъект, но и на

существо эволюционизирующее, космическое.

Вместе с тем субъектом планетарного и космического преобразовательного

действия признается не отдельный человек, а сборная совокупность

сознательных, чувствующих существ, все человечество в единстве своих

поколений.

Течение русского космизма имеет значение общечеловеческое, оно дает

глубокую теорию, поразительные предвосхищения, глядящие не только в

современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни,

озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло

бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских

космистов приобретает особую притягательную силу.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть общие родовые черты

космического, активно-эволюционного направления философского и научного

поиска, осуществленного в России за последнее столетие. Прежде всего это

понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание

необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные

названия - от "регуляции природы" до ноосферы. У религиозных космистов

высшая цель движения носит название Царствия Божьего, Царствия небесного.

Утверждается и несовершенство, "промежуточность" нынешней, еще кризисной,

требующей дальнейшего роста природы человека, но вместе - и высокое его

достоинство, преобразовательная роль в мироздании. И в религиозной ветви

русского космизма, в центральной его теме богочеловечества, торжествует

идея творческого призвания человека. Возникает новый взгляд на человека как

не только на исторического социального деятеля, биологический или

экзистенциальный субъект, но и на существо эволюционирующее, творчески само

превосходящее, космическое.

Самой науке, точнее, грандиозному синтезу наук, объединенных во

всеобщую космическую науку о жизни, дается новое направление развития. Ведь

пока наука, основная созидательная сила современного мира, работает с

равным циничным успехом и на разрушение. За это во многом ответствен тот

фундаментальный выбор, который господствует в современном мире с его

фактическим обожествлением нынешней природной данности человека, его

естественных границ, выбор, не дерзающий их раздвигать, т.е. идеал

человека, пробующего и утверждающего себя во все измерения и концы своей

природы, в том числе темные и "демонические", признающиеся одинаково

правомочными, идеал, отказывающийся от императива эволюционного

восхождения. Ноосферный, космический идеал должен быть раскрыт в такой

конкретности, чтобы он мог увлечь действительно всех. Высшим благом нельзя

признать просто исследование и бесконечное познание неизвестно для чего и

лишь для созидания временного, материального комфорта живущим. Высшим

благом может быть только жизнь, причем жизнь в ее духовном цвете, жизнь

личностная, сохранение, продление, развитие ее.

Сила космистов в том, что обосновали и нравственную и объективную

необходимость активной эволюции, ноосферы. Ноосферное направление избрано

самой эволюцией, глубинным законом развития мира, выдвинувшим разум как

свое орудие. Научными фактами, эмпирическими обобщениями Вернадский

доказывает нам: работать против эволюции, против нового и объективно-

неизбежного, сознательного, разумного ее этапа, преобразующего мир и

природу самого человека, неразумно и бесполезно.

1. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и

начала ХХ века // О России и русской философской культуре. М.,1990.

2. Гиренок Ф. И. Русские космисты. М.,1990

3. Коган Л. А. Философия Н. Ф. Федорова //Вопросы философии. 1990, №11,

с. 74-84

4. Ноосфера . СПб., Вып.3. М.,1989.

5. Русский космизм . Сб. М.,1993.

6. Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М.,1990.

7. Федоров Н.Ф. Сочинения в 2-х тт. М.,1995.

8. Федоров Н. Ф. Из материалов к третьему тому «Философии общего дела»

//Вопросы философии. 1993, №1, с. 133-182

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.