бесплатно рефераты
 

Королев С.П.

Высокое звание в 26 лет![14]

В это же время С.П. Королев и М.К. Тихонравов были удостоены высшей

наградой оборонного общества - знаком “За активную оборонную работу”.

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа С.П. Королева

“Ракетный полет в стратосфере”. “Ракета является очень серьезным оружием”,

– предупреждал автор в своей работе. Экземпляр книги Сергей Павлович послал

К.Э. Циолковскому. Вскоре в Осоавиахим пришло письмо от Циолковского с

отзывом на труд Королева: “Книга разумная, содержательная и полезная”.

Ученый лишь сетовал, что автор не сообщил своего адреса и лишил его

возможности лично поблагодарить за книгу[15].

Тяжёлые испытания

В те годы народному энтузиазму не было предела. Постепенно

создавалась прочная научно-техническая база для энтузиастов ракетного дела.

Но в это же время стал складываться культ личности Сталина. Чувствовалось и

приближение войны. Внимание многих ученых все более сосредоточивалось на

вопросах обороны. Приходилось откладывать в сторону многие чисто научные

замыслы. Королев мечтал вплотную заняться ракетопланом, но его задуманному

тогда не суждено было осуществиться[16].

Не все шло гладко во вновь созданном институте. Выявились

разногласия относительно первостепенных задач Ракетного института между

И.Т. Клейменовым и С.П. Королевым, в результате которых

Королева сместили на рядовую должность старшего инженера.

Осенью 1937 года, волна репрессий и произвола, захлестнувшая страну,

докатилась и до РНИИ.

Среди других “военных заговорщиков” был расстрелян

М.Н. Тухачевский. Началась чистка ближнего и дальнего их окружения.

Был арестован и помещен за тюремную решетку начальник Центрального

конструкторского бюро (ЦКБ-29), специально созданного народным

комиссариатом, А.Н. Туполев. В этом закрытом ЦКБ оказался не по своей воле

не только Туполев, но и арестованные по навету “враги народа” – знаменитые

в авиационном мире конструкторы В.М. Мясищев, В.М.

Петляков, Р.Л. Бартини и другие. В Москве, на улице Радио, для них

переоборудовали в тюрьму семиэтажное здание ЦАГИ, выделив комнаты для жилья

и конструкторской работы. Специалисты здесь работали не за страх, а за

совесть, понимая – дело их необходимо стране, и свято веря, что скоро

разберутся и убедятся в их невиновности.

В РНИИ первым ощутимые удары этой неумолимой волны почувствовал С.П.

Королев. В середине 1938 года Королев был арестован и приговорен к десяти

годам заключения в исправительно-трудовых лагерях на Колыме. Во второй

половине 1940 года после многочисленных ходатайств, в том числе знаменитых

летчиков В.С. Гризодубова, М.М. Громова и А.Н. Туполева, в группу Туполева

был переведен и С.П. Королев.

Работал Сергей Павлович, по воспоминаниям “сокамерников” неистово,

быстро, органически влившись в общее дело. Он участвовал в строительстве

пикирующего бомбардировщика под руководством самого Туполева, которого

считал самым уважаемым авиационным учителем. Здесь в ЦКБ встретил он начало

войны, эвакуировавшись затем вместе со всеми в Омск. Королев просился

летчиком на фронт, но Туполев, к тому времени уже освобожденный из

заключения, еще лучше узнавший и оценивший его, не отпустил, сказав: “А кто

будет строить самолеты?”[17]

Королев как губка впитывал в себя все новое, что появлялось в

авиастроении, не теряя надежды, что приобретенный опыт ему пригодится.

Вскоре Королева назначили заместителем начальника сборочного цеха по Ту-

2. Это было большое доверие. Но мысль о создании реактивного самолета не

покидала его. Тогда он еще не знал, что, несмотря на все трудности, в

феврале 1940 года в нашей стране прошли летные испытания первого ракетного

планера с жидкостным ракетным двигателем. Правда, он был ведом самолетом-

буксировщиком. Но это был очень важный факт и первый шаг в развитии

реактивной авиации. До этого полета подобного опыта мировая практика еще не

знала. Он оказал положительное влияние на полеты с реактивными двигателями.

В 1942 году был поднят первый самолет с реактивным двигателем. Пилотировал

его летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи. Сейчас во всех направлениях

земного шара летают широко известные самолеты конструкции Андрея

Николаевича Туполева, Сергея Владимировича Ильюшина, Олега Константиновича

Антонова. Многоместные пассажирские лайнеры покоряют воздушное пространство

со скоростью до тысячи километров в час. Эта скорость достигнута благодаря

применению тепловых двигателей, работающих на принципе использования

реактивной тяги.

Возможность же сделать много больше для развития реактивной техники

была еще задолго до войны, но, к сожалению, среди крупных военных

специалистов в то время не все понимали великого будущего реактивного

двигателя. Легко представить, как изменился бы ход войны, если бы

реактивные самолеты, артиллерийские реактивные установки были бы запущены в

производство за два-три года до начала фашистского нашествия на нашу

Родину. Войну меньшей кровью могли бы выиграть[18].

Между тем С.П. Королева освободили из заключения в августе 1944

года.

В это время он уже работал вместе с В.П. Глушко в Казани на

авиационном моторостроительном заводе. Отрабатывали жидкостные реактивные

двигатели в качестве ускорителей боевых самолетов. Уже тогда их применение

давало увеличение скорости на 180-200 километров в час.

Шла война, и о возвращении домой в Москву думать было рано. Лишь в

августе 1945 года он навсегда покинул Казань[19].

Главный конструктор

По возвращении в Москву Королева включили в группу по изучению

немецких трофейных ракет “ФАУ”. В сентябре 1945 года он в составе других

специалистов вылетел в Берлин. Сергей Павлович понимал, что, наконец,

реально приступает к осуществлению дела всей своей жизни. С.П. Королев как

специалист, лучше других знавший все проблемы ракетостроения вскоре был

назначен научным руководителем всей программы по изучению трофейной

техники.

В октябре он был извещен о награждении орденом “Знак почета”. Не зря

трудился всю войну, Родина оценила его заслуги[20].

В Москве тем временем шла подготовка сессии Верховного Совета СССР,

где предполагалось рассмотреть и вопросы обороны страны, среди которых

определенное внимание уделялось ракетной технике. В мае 1946 года было

принято важное решение о создании отечественной ракетостроительной

промышленности. В подмосковных Подлипках начал формироваться научно-

производственный центр по разработке ракет на жидком топливе. В августе

этого же года находящемуся в Германии Королеву пришло сообщение о

назначении его начальником отдела и Главным конструктором баллистических

ракет дальнего действия этого вновь созданного центра. Одновременно были

назначены главные конструкторы двигателей, систем управления, радиосистем,

наземного оборудования и т.д., которые вошли в Совет Главных конструкторов.

Начинался третий период деятельности С.П. Королева.

Творческая работа этого коллектива позволила создавать одну ракетную

систему за другой. Появившиеся в 1946-1957 годах различные типы ракет

дальнего действия были для своего времени выдающимися образцами ракетной

техники. В августе 1957 года триумфально прошли летные испытания первой в

мире межконтинентальной баллистической ракеты, открывавшей дорогу в космос.

В 1947 году С.П. Королеву было поручено доложить о разработке ракеты

Сталину. Перед входом в кабинет его предупредили, чтобы он не задавал

никаких вопросов, был предельно краток. Небольшую папку с листками

конспекта взять с собой не разрешили. Сталин ответил на приветствие, но

руки не подал. Сталин был внешне сдержан, трудно было понять, одобряет ли

он то, что говорил Королев, или нет. Но эта встреча все же сыграла

положительную роль[21].

Ракеты С.П. Королёва

13 мая 1946 г. было принято решение о создании в СССР отрасли по

разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными

двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось

объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного

вооружения Фау-2, работавших с 1945 г. в Германии, в единый научно-

исследовательский институт “Нордхаузен”, главным инженером —техническим

руководителем которого был назначен С.П. Королев. В Германии Сергей

Павлович не только изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует более

совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым

как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным

вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных

материалов. Но уже в 1947 г. выходит постановление о разработке новых

баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета: до 3000 км.

В 1948 г. С. П. Королев начинает летно-конструкторские испытания

баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 г. успешно сдает ее на

вооружение. Эта ракета отличалась от немецкой значительно большей

надежностью. Параллельно С. П. Королев ведет разработку новой

баллистической ракеты Р-2 с дальностью полета 600 км. Ракета Р-2 имела

несущий бак горючего, более удобную для эксплуатации компоновку и, самое

главное, отделяющуюся в полете боевую головную часть. Кроме этого, ракетная

двигательная установка была существенно доработана с целью увеличения ее

тяги, а система автономного управления обладала вдвое большей точностью

стрельбы. Ракета Р-2 сдана на вооружение в 1951 году, т. е. всего лишь

на год позднее ракеты Р-1[22].

Совместно с практическими работами над ракетным оружием в НИИ-88 под

научным руководством С. И. Королева были начаты широкомасштабные проектно-

экспериментальные исследования по темам H-I, Н-2, Н-3 с целью создания

научно-технического задела для разработки качественно новых БР.

Но теме Н-1 проводились экспериментально-теоретические исследования

основных технических проблем, связанных с реализацией проекта ракеты Р-3,

имеющей дальность полета 3000 км: необходимо было обеспечить устойчивость

полета ракеты бесстабилизаторной (аэродинамически неустойчивой) схемы и

получить данные о поведении кипящего жидкого кислорода в

термонеизолированном несущем баке окислителя в процессе движения на

активном участке траектории при повышенных внешних теплопотоках в массу

жидкого кислорода. На основе конструктивных решении ракеты Р-2 с

использованием ее форсированного двигателя была создана одноступенчатая

экспериментальная БР Р-ЗА бесстабилизаторной схемы с дальностью полета 1200

км. Успешные летные испытания данной ракеты дали основание Министерству

обороны принять ее на вооружение в 1956 г. с ядерной боевой частью как Р-

5М. Это была первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой

ракетного ядерного щита страны.

По теме Н-2 были выполнены исследования возможности и

целесообразности создания баллистических ракет, работающих на стабильных

высококнпящих компонентах топлива (при использовании в качестве окислителя

азотной кислоты с окислами азота). В результате была подтверждена

возможность создания таких ракет и выполнен эскизный проект первой

отечественной БР Р-11 с дальностью полета 250 км и стартовой массой вдвое

меньшей, чем у Р-1. Однако с учетом экологической токсичности азотных

окислов и меньших энергетических характеристик стабильного жидкого топлива

по сравнению с топливом на основе жидкого кислорода и керосина, а также

возникших тогда серьезных проблем с разработкой ракетных двигателей с

необходимой тягой (большей 8 г), устойчиво работающих на этих компонентах

топлива, было признано целесообразным применять азотнокислотный окислитель

с окислами азота для БР со сравнительно малой дальностью полета. При

создании же ракет с большей дальностью полета, и особенно

межконтинентальных, было рекомендовано в качестве окислителя использовать

жидкий кислород. Этому направлению развития ракетной техники Сергей

Павлович оказался верен на протяжении всей своей творческой деятельности.

Министерство обороны поручило ОКБ-1 НИИ-88 разработку ракеты

Н-11, и С. П. Королев блестяще решил указанную задачу, применив только что

созданный для зенитной ракеты 8-тонный двигатель А. М. Исаева и впервые

использовав жидкостный аккумулятор давления для подачи топлива в камеру

сгорания.

На основе Р-11 С. П. Королев разработал и сдал на вооружение в 1957

г. стратегическую ракету Р-11М с ядерной боевой частью, транспортируемую в

заправленном виде на танковом шасси. Серьезно модифицировав эту ракету, он

приспособил ее для вооружения подводных лодок (ПЛ) как Р-11ФМ. Изменения

были более чем серьезные, так как делалась новая система управления и

прицеливания, а также обеспечивалась возможность ведения стрельбы при

довольно сильном волнении моря с надводного положения ПЛ, т. е. при сильной

качке. Таким образом, Сергей Павлович создал первые баллистические ракеты

на стабильных компонентах топлива мобильного наземного и морского

базирования и явился первопроходцем в этих новых и важных направлениях

развития ракетного вооружения.

Окончательную доводку ракеты Р-11ФМ он передал в Златоуст, в

СКБ-385, откомандировав туда из своего ОКБ-1 молодого талантливого ведущего

конструктора В.П. Макеева вместе с квалифицированными проектантами и

конструкторами, заложив тем самым основу для создания уникального центра по

разработке баллистических ракет морского базирования[23].

в НИИ-88 были начаты две научно-исследовательские работы под

руководством С.П. Королева с целью определения облика и параметров

межконтинентальных ракет баллистического и крылатого типов (темы Т-1 и Т-2)

с необходимым экспериментальным подтверждением проблемных конструктивных

решении.

Исследования по теме Т-1 переросли в опытно-конструкторскую работу

(главный конструктор С.П. Королев), связанную с созданием первой

двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7 пакетной схемы, которая и в

настоящее время удивляет своими оригинальными конструктивными решениями,

простотой исполнения, высокой надежностью и экономичностью. Ракета Р-7

совершила первый успешный полет в августе 1957 г.

В результате исследовании по теме Т-2 была показана возможность

разработки двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты, первая

ступень которой была чисто ракетной и выводила вторую ступень —крылатую

ракету — на высоту 23 — 25 км. Крылатая ступень с помощью прямоточного

воздушно-ракетного двигателя продолжала полет на этих высотах со скоростью

3 М и наводилась на цель с помощью астронавигационной системы управления,

работоспособной и в дневное время[24].

В дальнейшем С. П.Королев разрабатывает более совершенную компактную

двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 (в качестве окислителя

используется переохлажденный жидкий кислород) и сдает ее (шахтный вариант Р-

9А) на вооружение в 1962 г. Позже параллельно с работами над важными

космическими системами Сергей Павлович начал первым в стране разрабатывать

твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-2, которая была сдана на

вооружение уже после его смерти. На этом ОКБ-1 С. П. Королева перестало

заниматься боевой ракетной тематикой и сосредоточило свои силы на создании

приоритетных космических систем и уникальных ракет-носителей[25].

Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С.П. Королев, как сейчас

видно, стремился к большему — к покорению космического пространства и

космическим полетам человека. С этой целью Сергей Павлович еще в 1949 г.

совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций

ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км,

а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 км

соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего

космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного

поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях

(невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а

также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из

космоса — было произведено около семи десятков таких пусков. Этим Сергей

Павлович заблаговременно заложил серьезные основы для штурма космоса

человеком.

В 1955 г. еще задолго до летных испытаний ракеты Р-7 С. П. Королев,

М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о

выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли

(ИСЗ). Правительство поддерживает эту инициативу. В августе 1956 г. ОКБ-1

выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией,

главным конструктором и директором которой назначается С. П. Королев. И уже

4 октября 1957 г. С. П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в

истории человечества ИСЗ. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает

нашей стране высокий международный авторитет.

Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических

космических станций С. П. Королев разрабатывает на базе боевой ракеты

семейство совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей. Таким

образом, вклад С. П. Королева в развитие отечественной и мировой

пилотируемой космонавтики является решающим.

Из сказанного видна особо значимая роль С. П. Королева как

генератора многих неординарных идей и прародителя выдающихся

конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической

техники. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича,

его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих

основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-

космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла

бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала

творческий полет его мыслей[26].

Баллистическая ракета средней дальности Р-1

| | |

|Тактико-технические характеристики |

|Максимальная дальность |270 |

|стрельбы, км | |

|Стартовая масса, т |13,4 |

|Масса топлива, т |8,5 |

|Длина ракеты, м |14,6 |

|Диаметр ракеты, м |1,65 |

|Тип головной части |Моноблочная, |

| |неядерная, |

| |неотделяемая |

Баллистическая ракета средней дальности Р-2

|Тактико-технические характеристики |

|Максимальная дальность |600 |

|стрельбы, км | |

|Стартовая масса, т |20,4 |

|Масса полезной нагрузки, кг |1500 |

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.