бесплатно рефераты
 

Буран

"Маршал Неделин") и два корабля слежения в Атлантическом океане ("Космонавт

Владислав Волков" и "Космонавт Павел Беляев"). Система связи и передачи

данных включала в себя сеть наземных и спутниковых каналов с использованием

геостационарных спутников-ретрансляторов(СР) "Радуга", "Горизонт" и

высокоэллиптического СР "Молния". При этом трасса передачи телеметрических

данных в ЦУП о выдаче тормозного импульса для схода ОК с орбиты, с учетом

использования последовательно двух СР, составляла более 120 тыс. км. В

спутниковой системе контроля и управления при первом полете использовался

один СР "Альтаир", установленный на геостационарной орбите над

Атлантическим океаном. Это позволило расширить зону связи ОК с ЦУП до 45

минут на каждом полетном витке. Для размещения средств и персонала

управления полетом ОК в ЦУП г. Калининграда был построен и оборудован новый

корпус с главным залом управления и помещениями групп поддержки, а также

существенно модернизирован и дооснащен информационно-вычислительный

комплекс. Общее быстродействие центрального ядра ИВК ЦУП, базирующегося на

ЭВМ четвертого поколения "Эльбрус", составляло около 100х1011 операций в

секунду, оперативная память около 50 Мбайт, внешняя память около 2,5 Гбайт.

Объем вновь разрабатываемого математического обеспечения управления полетом

составил около 2х106 машинных команд и, совместно с техническими средствами

ИВК, позволял:

|- |отрабатывать и отображать в реальном масштабе времени до 32х10 |

| |телеметрических параметра; |

|- |обмениваться с ОК командно-программной информацией с темпом от 32 до |

| |128 кбит/с; |

|- |отрабатывать и отображать траекторную информацию в реальном масштабе |

| |времени и прогнозировать движение ОК, в том числе в нештатной ситуации|

| |при маневре возврата. |

Разработка требований к вычислительным средствам ЦУП, технические задания и

исходные данные для разработки МО управления полетом создавались

коллективами комплексов 19, 1 и 15 (руководители комплексов В.И.Староверов,

Г.Н.Дегтяренко и В.П.Хорунов), комплексирование вычислительных средств и

разработка МО управления полетом выполнялись коллективом ЦУП ЦНИИМАШ во

главе с В.И.Лобачевым, Б.И.Музычуком, В.Н.Почукаевым, а комплексная

отработка средств и МО ЦУП осуществлялись совместно. Координацию работ по

подготовке технических средств, МО управления полетом осуществлял

В.Г.Кравец, назначенный руководителем полета первого ОК. Продолжительность

заключительного этапа создания и отработки МО управления полетом составила

около двух лет.

Впервые в отечественной практике космических полетов был отработан и

использован прямой обмен командно-программной информацией между

вычислительными средствами ЦУП и ОК в реальном масштабе времени без

предварительной записи командной информации на станциях слежения.

Для первого полета ОК была предусмотрена выдача на борт около 200 команд

управления, из которых 16 требовались в штатном полете, а остальные

предназначались для парирования возможных нештатных ситуаций.

Для контроля и управления полетом на участке спуска ОК привлекались

радиотехническая система навигации, посадки и управления воздушным

движением "Вымпел", средства приема телеметрической и телевизионной

информации посадочного района и объединенный командно-диспетчерский пункт

основного посадочного аэродрома. Вся телеметрическая и траекторная

информация ОК на участке спуска передавалась в реальном масштабе времени в

ЦУП. На ОКДП размещалась региональная группа управления, готовая в случае

необходимости по команде из ЦУП взять на себя контрольные и управляющие

функции посадкой ОК. Особое внимание при подготовке первого полета ОК

уделялось экспериментальной отработке АСУП, включающей:

|- |автономные и комплексные испытания отдельно бортового и наземного |

| |комплексов управления; |

|- |комплексные испытания средств и математического обеспечения НКУ и БКУ |

| |по обмену информацией Земля - борт - Земля на комплексном моделирующем|

| |стенде и комплексном стенде ОК; |

|- |совместные испытания БКУ и НКУ по обмену информацией ОК-ЦУП через СР |

| |"Альтаир" при нахождении орбитального корабля на площадке огневых |

| |испытаний технической позиции и в сборе с ракетой-носителем на |

| |стартовом комплексе; |

|- |комплексные испытания средств обмена всеми видами информации на |

| |участке спуска и посадки с привлечением летающего аналога ОК, летающих|

| |лабораторий Ту-154 и самолета-имитатора Миг-25. |

Общее руководство отработкой систем ОК на летающих лабораториях осуществлял

заместитель начальника ЛИИ А.А.Манучаров.

Тренировка персонала управления полетом в ЦУП и объединенном командно-

диспетчерском пункте (ОКДП) осуществлялась в несколько этапов. Тренировки

начались почти за год до проведения пуска ОК. Всего было проведено в ходе

подготовки к полету более 30 тренировок. Особенностью тренировок было

привлечение средств и математического обеспечения ЦУП к поддержке испытаний

орбитального корабля на технической позиции и посадочном комплексе. Высокая

надежность созданных средств автоматизированной системы управления полетом,

их дополетная автономная отработка и комплексные испытания, большой объем

выполненных тренировок персонала управления полетом позволили в первом

двухвитковом беспилотном полете ОК уверенно отработать всем средствам НКУ и

посадочного комплекса и заложить основу подготовки к управлению при

пилотируемых полетах. За 3 ч 26 мин первого полета ОК было проведено четыре

штатных сеанса связи с выдачей на борт 10 запланированных массивов командно-

программной информации для управления режимами работы радиотехнического

комплекса. Выдача управляющих воздействий на участке спуска по вводу

метеоданных и смене направления захода на посадку не понадобилась, так как

оказалось возможным использовать данные полетного задания, введенные в БВК

ОК до старта. Обмен командно-программной информацией из-за неверно

введенной доплеровской поправки в средства наземных станций слежения велся

в режиме "без квотирования". Телеметрическая и траекторная информация была

принята, обработана и отображена на рабочих местах персонала управления

полетом в ЦУП и ОКДП в полном запланированном объеме. При создании

орбитального корабля "Буран" кроме научно-технических проблем стояла задача

создания работоспособной кооперации исполнителей. Задача осложнилась тем,

что к уже сложившейся космической кооперации, привыкшей работать по

определенным законам и стандартам, добавилась многочисленная кооперация

авиационной промышленности. Все это требовало совершенствования схемы

организации работ и их контроля. Еще в начале разработки МКС был принят

системный подход к построению всего комплекта технической документации,

внедрены общесоюзные требования ЕСКД и Положение РК-75, определяющее

специальные требования к разработке, отработке и подготовке ракетных

комплексов. В 1984 году была введена система курирования специалистами НПО

"Энергия" всех без исключения элементов орбитального корабля, включая

расчетно-исследовательские работы, что повысило уровень технической

координации работ, улучшило поступление информации о ходе разработок и

контроль за ними, способствовало оперативному принятию технических решений.

В НПО "Энергия" была усовершенствована система построения проектно-

логической документации (Ю.М.Фрумкин, Ю.М.Лабутин), которая на трех уровнях

(программа полета, типовые полетные операции, программа работы бортовых

систем) определяла требования по функционированию корабля при подготовке

пуска, в полете и после посадки, включая нештатные ситуации, и содержала

исходные данные для всех, кто разрабатывал системы корабля, его бортовое и

наземное математическое обеспечение. Требования к конструкции, комплектации

и компоновке корабля устанавливала система общепроектных документов

(Б.И.Сотников, А.А.Калашьян). Была также налажена система контроля основных

проектных параметров корабля (В.Г.Алиев). Важным направлением в

деятельности НПО "Энергия" была разработка комплексных сквозных графиков

работ, которые согласовывались со всеми необходимыми предприятиями и

ведомствами и представлялись на утверждение руководству вышестоящих

инстанций. Работы по графикам и их контролю организовывались и проводились

в основном службой главного конструктора. Эти и другие мероприятия

позволили службе главного конструктора полностью сосредоточить в своих

руках контроль за ходом реализации проекта.

Сборку и испытания орбитального корабля на технической позиции космодрома

Байконур контролировало оперативно-техническое руководство (первая

оперативная группа), возглавляемое техническим руководителем Ю.П.Семеновым,

а в его отсутствие - одним из заместителей технического руководителя,

которыми были Н.И.Зеленщиков, В.А.Тимченко, А.В.Васильковский. За

планирование работ, за каждодневный контроль выполнения планов и поручений

отвечал ведущий конструктор В.Н.Погорлюк и его специалисты. Координацию

работ на межведомственном уровне осуществляло Министерство общего

машиностроения при поддержке комиссии СМ СССР по военно-промышленным

вопросам. Министры общего машиностроения (С.А.Афанасьев, затем

О.Д.Бакланов, В.Х.Аогужиев) внимательно следили за ходом разработок,

руководили работой Межведомственного координационного совета (МВКС),

регулярно проводили совещания, как правило выездные, по контролю состояния

дел и решению возникавших вопросов. Министры одновременно являлись и

председателями Государственной комиссии по летным испытаниям комплекса

"Энергия-Буран". Для создания ОК "Буран" была подключена огромная

кооперация предприятий разных ведомств, открывающая новое направление -

аэрокосмическую отрасль. Успешный пуск орбитального корабля "Буран"

показал, что коллектив НПО "Энергия" блестяще справился с поставленной

задачей. Создание многоразового орбитального корабля - это новый этап в

отечественной космонавтике, поднявший на новый уровень все направления

разработки и создания КА, начиная от проектирования и кончая подготовкой к

пуску и управлением полетом. В основу конструкции и систем корабля "Буран"

заложены технические решения, не имеющие аналогов в мировой практике.

Разработаны новые системы, конструкционные материалы, оборудование,

теплозащитные покрытия и новые технологические процессы. Многое из этого

может и должно быть внедрено в народное хозяйство. Одним из реальных

достижений создания системы "Энергия-Буран" явилось продвижение переговоров

по ограничению вооружений, поскольку корабль "Буран" создавался в том числе

и для комплексного противодействия планам использования космического

пространства в военных целях. Тот научно-технический потенциал, который был

продемонстрирован при первом беспилотном полете, подтвердил наши

стратегические возможности и необходимость соглашения. По времени

завершение полета орбитального корабля "Буран" совпало с выступлением в ООН

Президента СССР М.С.Горбачева по вопросам разоружения и позволило ему на

равных разговаривать с американской делегацией. Руководством страны дана

высочайшая оценка этой работе. В правительственном поздравлении говорилось:

|Ученым, конструкторам, инженерам, техникам, рабочим, строителям, военным |

|специалистам, всем участникам создания и осуществления запуска универсальной|

|ракетно-космической транспортной системы "Энергия" и орбитального корабля |

|"Буран" |

|Дорогие товарищи! |

|Отечественная наука и техника одержали новую выдающуюся победу, Успешно |

|выполнен испытательный запуск универсальной ракетно-космической транспортной|

|системы "Энергия" и орбитального корабля "Буран". Подтверждены правильность |

|принятых инженерных и конструкторских решений, эффективность методов |

|экспериментальной отработки и высокая надежность всех систем этого |

|сложнейшего комплекса. |

|Значительным вкладом в развитие авиационно-космической техники является |

|создание системы автоматической посадки, надежность которой |

|продемонстрирована успешным завершением полета орбитального корабля "Буран".|

| |

|Запуск на околоземную орбиту корабля "Буран" и успешное его возвращение на |

|Землю открывают качественно новый этап в советской программе космических |

|исследований и существенно расширяют наши возможности в освоении |

|космического пространства. Отныне отечественная космонавтика располагает не |

|только средствами выведения на различные орбиты больших грузов, но и |

|возможностями их возвращения на Землю. |

|Использование новой космической транспортной системы в сочетании с |

|одноразовыми ракетами-носителями и постоянно действующими орбитальными |

|пилотируемыми комплексами дает возможность сосредоточить основные усилия и |

|средства на тех направлениях освоения космоса, которые обеспечат |

|максимальную экономическую отдачу народному хозяйству и выведут науку на |

|более высокие рубежи. |

|Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза, Президиум |

|Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР горячо поздравляют с |

|выдающимся достижением советской космонавтики ученых, конструкторов, |

|инженеров, техников, рабочих, строителей, специалистов космодрома, Центра |

|управления полетами, командно-измерительного и посадочного комплексов, |

|коллективы всех предприятий и организаций, принимавших участие в разработке,|

|создании и обеспечении полета ракеты-носителя "Энергия" и корабля "Буран". |

|Новый успех отечественной космонавтики еще раз убедительно продемонстрировал|

|всему миру высокий уровень научно-технического потенциала нашей Родины. |

|Желаем вам, дорогие товарищи, больших творческих успехов в вашей важной и |

|ответственной работе по созданию современной техники для мирного освоения |

|космоса во имя прогресса, на благо нашей великой Родины и всего |

|человечества. |

|ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР СОВЕТ МИНИСТРОВ |

|СССР |

Система "Энергия - Буран" опередила время, промышленность не была готова к

ее использованию. Система, как и вся космонавтика, в 90-х годах подверглась

необоснованной критике дилетантов от космонавтики. Общий спад и развал

промышленности самым непосредственным образом отразился на этом проекте.

Финансирование космических исследований резко сокращалось, с 1991 года

система "Энергия-Буран" была переведена из Программы вооружений в

Государственную космическую программу решения народнохозяйственных задач.

Дальнейшее сокращение финансирования привело к невозможности проведения

работ с орбитальным кораблем "Буран". В 1992 году Российское космическое

агентство приняло решение о прекращении работ и консервации созданного

задела. К этому времени был полностью собран второй экземпляр орбитального

корабля и завершалась сборка третьего корабля с улучшенными техническими

характеристиками. Это было трагедией для организаций и участников создания

системы, посвятивших более десяти лет решению этой грандиозной задачи.

Выполняя межправительственное соглашение о стыковке корабля "Спейс Шаттл"

со станцией "Мир" в июне 1995 года, наши инженеры использовали технические

материалы по стыковке ОК "Буран" со станцией "Мир", что значительно

сократило срок подготовки. Но было обидно и горько наблюдать, что стыкуется

не "Буран", а чужой "Шаттл", хотя этой стыковкой были подтверждены все

технические решения, принятые специалистами по кораблю "Буран".

В создании орбитального корабля принимали участие около 600 предприятий

почти всех отраслей промышленности, в том числе:

НПО "Молния" (Г.Е.Лозино-Лозинский) - головной разработчик планера;

НПО АП (Н.А.Пилюгин, В.А.Лапыгин) - система управления;

НИИ КП (Л.И.Гусев, М.С.Рязанский) - радиокомплекс;

НПО ИТ (О.А.Сулимов) - телеметрические системы;

НПО ТП (А.С.Моргулев, В.В.Сусленников) - система сближения и стыковки;

МНИИ РС (В.И.Мещеряков) - системы связи;

ВНИИ РА (Г.Н.Громов) - система измерения параметров движения при посадке;

МОКБ "Марс" (А.С.Сыров) - алгоритмы участка спуска и посадки;

НИИ АО (С.А.Бородин) - пульты космонавтов;

ЭМЗ им. Мясищева (В.К.Новиков) - кабина экипажа, системы обеспечения

теплового режима и жизнеобеспечения;

КБ "Салют" (Д.А.Полухин), ЗИХ (А.И.Киселев) - блок дополнительных приборов;

КБОМ (В.П.Бармин) - системы технического, стартового и посадочного

комплексов;

ЦНИИРТК (Е.И.Юревич, В.А.Лапота) - бортовой манипулятор;

ВНИИТРАНСМАШ (А.Л.Кемурджиан) - система крепления манипулятора;

НИИФТИ (В.А.Волков) - датчиковая аппаратура системы бортовых измерений;

ЦНИИМАШ (Ю.А.Мозжорин) - прочностные испытания;

НИИХИММАШ (А.А.Макаров) - испытания двигателей;

ЦАГИ (Г.П.Свищев, В.Я.Нейланд) - аэродинамические и прочностные испытания;

завод "Звезда" (Г.И.Северин) - катапультное кресло;

ЛИИ (А.Д.Миронов, К.К.Васильченко) - летающие лаборатории, горизонтальные

летные испытания;

ИПМ РАН (А.Е.Охоцимский) - средства разработки и отладки математического

обеспечения;

Уральский электрохимический комбинат (А.И.Савчук, В.Ф.Корнилов) -

электрохимический генератор;

Уральский электрохимический завод (А.А.Соловьев, Л.М.Кузнецов) - автоматика

электрохимического генератора;

ЗЭМ (А.А.Борисенко) - сборка и испытания корабля;

ТМЗ (С.Г.Арутюнов) - сборка и испытания планера;

Киевский ЦКБА (В.А.Ананьевский) -пневмогидравлическая арматура.

В решении многих научно-технических проблем при создании системы "Энергия-

Буран" активно участвовал Президент Академии наук СССР Г.И.Марчук.

В создании орбитального корабля "Буран" принимали непосредственное участие:

Проектное направление - В.А.Тимченко, Б.И.Сотников, В.Г.Алиев, В.М.Филин,

Ю.М.Фрумкин, Ю.М.Лабутин, А.А.Калашьян, В.А.Высоканов, Э.Н.Родман,

В.А.Овсянников, Е.А.Уткин, В.И.Табаков, А.В.Кондаков, А.Н.Похилько,

Б.В.Чернятьев.

Расчетно-теоретические работы - Г.Н.Дегтяренко, П.М.Воробьев, А.А.Жидяев,

В.Ф.Гладкий, В.С.Патрушев, Е.С.Макаров, А.С.Григорьев, А.Г.Решетин,

Б.П.Плотников, А.А.Дятькин, А.В.Белошицкий, В.С.Межин, Н.К.Петров,

В.А.Степанов.

Бортовые системы корабля - О.И.Бабков, В.П.Хорунов, А.А.Щукин,

В.В.Постников, Г.А.Веселкин, Г.Н.Формин, А.И.Пациора, К.Ф.Васюнин,

Г.К.Сосулин, В.Е.Вишнеков, Е.М.Райхер, Ю.Д.Захаров, Е.А.Микрин, В.А.Шаров,

Э.В.Гаушус, Ю.П.Зыбин, Ю.Б.Пуртов, А.В.Галкин, Ю.Е.Кольчугин, В.Н.Беликов,

К.К.Чернышев, А.С.Пуляткин, В.М.Гутник, В.А.Никитин, А.А.Ретин, В.А.Блинов,

В.С.Овчинников, Э.И.Григоров, А.Л.Магдесьян, С.А. Худяков, Б.А.Заварнов,

А.В. Пучинин, В.И.Михайлов, Ю.С.Долгополое, Е.Н.Зайцев, А.В.Мельник,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.