| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Важнейшие достижение в освоении космосаp align="left">Бортовая энергосистема ДОС снаб-жает научную аппаратуру и оборудо-вание бортовых обеспечивающих сис-тем электроэнергией от аккумулято-ров, систематически заряжаемых с помощью солнечных батарей. Состав газовой среды в жилых и рабочих по-мещениях ДОС не отличается от зем-ного. Это позволяет использовать обычное оборудование для научных исследований, облегчает сравнение результатов экспериментов, проводи-мых на орбите, с контрольными на Земле, а также уменьшает опасность возникновения пожаров. Здесь про-шли всестороннюю проверку и вклю-чены в штатный состав система обес-печения жизнедеятельности экипа-жа, получающая кислород методом электролиза воды, а также безрас-ходная система ориентации и стаби-лизации с использованием силовых гироскопов (гиродинов).Одним из важнейших достоинств конструктивно-компоновочной схемы станции «Мир» является заложенная при проектировании высокая ремон-топригодность. Благодаря удачно по-добранной стратегии регламентно-профилактических работ удалось значительно увеличить ресурс ее ак-тивного существования. Важный результат программы - со-здание системы транспортно-технического обеспечения (ТТО) космиче-ских объектов (КО) на орбите. Эта си-стема предназначена для выведе-ния КО на заданные орбиты, увели-чения срока активного существова-ния, повышения эффективности, надежности и безопасности экс-плуатации обслуживаемых КО. Очевидно, что без ТТО невозможно было обеспечить длительный полет ДОС. Уникальным достижением ми-ровой космонавтики является успеш-ное обеспечение длительного эффек-тивного функционирования станции «Мир» в течение уже более одиннад-цати лет. При этом системой ТТО ре-шаются следующие основные задачи: доставка и смена экипажей ос-новных экспедиций ДОС; доставка на станцию и возвраще-ние на Землю экипажей посещения; материально-техническое обес-печение станции, т.е. снабжение рас-ходными компонентами, запчастями и т.п.; 4) регулярное и оперативное воз-вращение на Землю результатов дея-тельности экспедиции на орбите; 5) техническое обслуживание (про-филактика, ремонт, замена блоков); 6) проведение монтажно-сбороч-ных работ (солнечные батареи, ра-диоантенны, исследовательская ап-паратура, ферменные конструк-ции); 7) сборка многоблочной ДОС. Впервые потребность создания транспортно-космических систем (ТКС) возникла после по-явления в 1971 г. долговременных ор-битальных станций типа «Салют». ТКС предназначались для повыше-ния эффективности и увеличения сроков эксплуатации ДОС путем ре-шения задач ТТО с помощью транс-портных космических аппаратов (ТКА). Для решения этих задач соз-дан комплекс грузо-пассажирских («Союз», «Союз-Т») и грузовых («Про-гресс») космических аппаратов, а также спускаемых грузовых капсул (СГК). В КБ «Салют» и на машино-строительном заводе им. М.В. Хруничева был разработан функционально-грузовой модуль, решавший задачи универсального транспортного кораб-ля снабжения (УТКС). Он прошел ус-пешные летные испытания в автоном-ном полете («Космос-929») и исполь-зовался («Космос-1267», «Космос-1443», «Космос-1686») для расшире-ния возможностей станций «Салют-6» и «Салют-7». В настоящее время на основе УТКС создаются блоки ме-ждународной станции «Альфа». На этом же заводе изготовлялись все станции типа «Салют» и блоки стан-ции «Мир», здесь серийно выпускает-ся одна из самых надежных в мире РН «Протон». По мере усложнения станций типа «Салют», снабженных двумя стыко-вочными узлами, и создания станции «Мир» с семью узлами расширился круг решаемых ими задач, заметно возросли требования и были выдви-нуты новые задачи ТТО. Появились новые транспортные корабли: модер-низированные «Союз ТМ» и «Прог-ресс М». Кроме того, учитывая экс-тремальные условия космических по-летов, экспериментально прорабаты-вались задачи аварийного спасения и срочного возвращения экипажей на Землю. Станция «Мир» с 1987 г. рабо-тает в рамках международных про-грамм. С 1995 г. международной ста-ла и транспортно-космическая систе-ма, после того, как в ее состав была функционально включена американ-ская орбитальная ступень «Атлантис». В ходе продолжительной экс-плуатации ТКС накоплен бесценный опыт управления длительными орби-тальными полетами. За одиннадцать лет работы транс-портно-космической системы прове-дено 77 успешных запусков ракеты-носителя «Союз», 6 стартов «Прото-на» и 5 стартов «Спейс Шаттла» (дан-ные приводятся на 20 февра-ля 1997 г.). С использованием грузо-пассажирских кораблей типа «Союз» доставлено 23 экспедиции основные (30) и 14 экспедиций посещения (ЭП). При этом за 25 пилотируемых поле-тов кораблей «Союз» на станцию «Мир» прибыло 22 советских, 13 рос-сийских и 15 иностранных (из 9 стран) космонавтов (67 «человекополетов»). В пяти полетах «Атлантиса» было до-ставлено 5 членов основных экспеди-ций (среди них двое наших) и 25 чле-нов (один канадец, остальные амери-канцы) кратковременных экспедиций посещения. Всего на станции «Мир» побывало 79 космонавтов и астронав-тов (97 «человекополетов»). При этом Александр Викторенко и Анато-лий Соловьев работали на станции по четыре раза, еще 12 человек по два раза. Суммарная продолжительность работы космонавтов и астронавтов на станции «Мир» составила более 9000 «человекосуток». С помощью 18 грузовых ТКА «Прогресс» и 33 «Прогресс М» доставлено около 125 т грузов, что превосходит суммар-ную массу шести модулей самой станции. Это еще раз подчеркивает важ-ность ТКС. Основные направления научных исследований на ДОС «Мир»: астро-физика, геофизика, космическая технология, медицина, биология, биотехнология. Самыми значительными астрофи-зическими достижениями стали на-блюдения с телескопами орбиталь-ной обсерватории «Рентген», устано-вленной на модуле «Квант», создан-ной совместно специалистами СССР, Великобритании, Нидерландов, ФРГ и ЕКА. Получен огромный объем ин-формации о рентгеновских источни-ках в различных районах Вселенной. Регулярно с помощью телескопов «Глазар» и «Глаэар-2» проводились обзоры небесной сферы для созда-ния звездного атласа в ультрафиоле-товом диапазоне. Очень повезло ас-трономам, что вспышка сверхновой в Большом Магеллановом Облаке про-изошла в тот момент, когда на орбите уже находилась станция «Мир». Это позволило наблюдать развитие сверхновой в диапазонах электромаг-нитных волн, недоступных для назем-ных приборов. С помощью различных спектромет-ров в течение многих лет ведутся ре-гулярные геофизические исследо-вания. Проводятся измерения пото-ков заряженных частиц высоких энергии и их взаимодействие с маг-нитным полем Земли, изучается их вклад в радиационные пояса. По ре-зультатам наблюдений получена но-вая информация о верхних слоях атмосферы, полярных сияниях, потоках микрометеорных частиц вдоль орби-ты ДОС. Материалы с результатами геофизических исследований либо привозились космонавтами при возвращении, либо доставлялись с помо-щью специальных СГК. Постоянно ве-дутся съемки различных районов планеты (в том числе зарубежных территорий на коммерческой основе) с целью исследования природных ре-сурсов Земли и окружающей среды. Эксперименты по космической технологии проводились на электро-нагревательных установках отечественного и зарубежного производства. Цель этих работ - изучение процессов структурообразования металли-ческих сплавов в условиях невесомо-сти и получение кристаллов полупроводниковых материалов улучшенного качества. Изучалось влияние факто-ров открытого космического пространства на различные материалы и элементы электрорадиосистем. Постоянно проводятся эксперимен-ты, направленные на дальнейшее со-вершенствование космической техни-ки, проверку конструкторско-техно-логических решений и испытания но-вых образцов, включая монтажно-сборочные работы. Сюда же относят-ся исследования динамических хара-ктеристик ДОС «Мир» в различной конфигурации. Важным техническим экспериментом стало испытание ин-дивидуального средства передвиже-ния космонавта в открытом космосе. Испытательные полеты на «космиче-ском кресле» успешно провели А.А. Серебров и А.С. Викторенко в феврале 1990 г. Сейчас оно выведено в открытый космос и прикреплено к внешней поверхности модуля «Кри-сталл». Был проведен оригинальный экспе-римент (на грузовом корабле «Прог-ресс М-15») по развертыванию в кос-мосе крупногабаритного бескаркасно-го пленочного отражателя. Такие от-ражатели могут использоваться в ка-честве солнечного паруса для созда-ния тягового усилия или для освеще-ния районов земной поверхности от-раженным солнечным светом. Выполнены многочисленные био-логические исследования жизнен-ного цикла и изменений в развитии высших растений и животных в усло-виях космического полета. Проводи-лись эксперименты по электрофоретическому разделению и очистке био-логически активных веществ и лекар-ственных препаратов. Получены и до-ставлены на Землю опытные партии монокристаллов белковых соедине-ний для последующего использова-ния в фармакологии. На станции постоянно ведутся ме-дицинские эксперименты, наблюдения и исследования по дальней-шей оценке влияния невесомости и других факторов космического поле-та на организм человека. Апробиро-вана и доведена до практического ис-пользования созданная в нашей стра-не система профилактических пред-полетных, полетных и реадаптационных мероприятий, включающая режимы работы, отдыха и питания, программы проведения наземных и орбитальных тренировок, вопросы применения фармакологических средств и специальных устройств, обеспечение психологической под-держки и многое другое. Это позволи-ло без ущерба для здоровья совер-шать длительные космические поле-ты, сохраняя высокую работоспособ-ность и хорошее самочувствие у муж-чин и женщин. Обширная статистика это подтверждает. Наш единствен-ный в мире многолетний опыт в этой области сейчас интенсивно осваива-ют американские ученые и астронав-ты для реализации его на станции «Альфа». Советскими и российскими космонавтами за 11 лет в 17 полетах достигнута длительность пребывания на орбите 4-5 месяцев, около 6 меся-цев продолжалось 18 полетов, четы-ре полета (Романенко Ю.В., Ти-тов В.Г., Манаров М.Х., Крикалев С.К.) длились 10-12 месяцев. Кро-ме того, превысив рекорды своих стран, два американских астронавта летали на станции «Мир» по 4 месяца и немецкий космонавт - 6 месяцев. Полеты космонавтов на станции «Мир» существенно подняли планку и мировых рекордов. Врач В.В. Поля-ков совершил два полета продолжи-тельностью 240 и 437 сут, установив абсолютные мировые рекорды продолжительности за один полет и по суммарному пребыванию в космо-се. Особого внимания заслуживают рекордные полеты женщин: 169-ти суточный полет Елены Кондаковой и 188-ми суточный полет Шеннон Люсид. В сжатом виде все транспортные операции системы ТТО, проведенные за 11 лет функционирования станции “Мир” , представлены в таблице.
1987
1988
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|