бесплатно рефераты
 

Система преступлений и наказаний по Соборному Уложению 1649г

что дому его запаление учинилось не по его умышлению"). Завладение чужим

имуществом наказывалось кнутом, недельною тюрьмой и пенею. Беглые

наказывались тем, что возвращались во владение их хозяина.

2. Принципы, цели и система наказаний

Цели наказания по Соборному Уложению различны. Во-первых, не

чужды цели, которыми руководствовалась власть времен Русской Правды -

это возмездие и имущественные выгоды. Принцип наказания, который присущ

Уложению 1649 г. с большою основательностью есть возмездие, внешнее или

материальное, т.е. воспроизведения в состав наказания состава

преступления, или лишение преступника того блага, которого он лишил

другого. Принцип материального соответствия наказанию преступления

можно видеть в казни сожжением за поджог, в залитии горла расплавленным

металлом за фальшивомонетчество. Тот же принцип материального возмездия

появляется в направлении казни на тот орган, которым совершается

преступление: за кражу - отсечение руки, за лжепресягу - урезание языка.

Именно этим началом внешнего возмездия объясняется в некоторых случаях

явное нарушение внутреннего соответствия между тяжестью преступления и

тяжестью наказания. Но принцип материального возмездия не может

считаться не только единственным, но и главным принципом.

Вторая цель наказания, унаследованная из Русской Правды это

имущественные выгоды. Сюда нужно отнести только те виды наказания,

которые избраны и установлены по имущественным соображениям, т.е. пеня,

конфискация, ссылка.

Этими двумя древнейшими целями отнюдь не исчерпываются

карательные задачи: напротив, уголовное право по Соборному Уложению

отличается от уголовного права Русской Правды и судебных грамот именно

новыми карательными задачами чисто государственного характера. Эти задачи

состоят в защите общества от преступников и преступлений. Такая обширная

задача может быть осуществлена различными способами. А именно:

Существует мнение, что основной целью наказаний по Соборному

Уложению должно быть признанно истребление преступников; но согласиться с

этим можно было бы лишь тогда, когда бы за всякое преступление

полагалась лишь смертная казнь, или вечное изгнание и заключение, однако

мы видим, что было и много других разнообразных видов наказания,

которые отнюдь не вели к указанной цели.

С большей основательностью указывают на устрашение, как главную

цель наказаний по Соборному Уложению: " чтоб иным на то смотря не повадно

было так делать" [20].

Принимая во внимание пропорциональное отношение, друг к другу

видов наказания мы можем признать одним из главных принципов наказания -

лишение преступника средств повторить преступление.

К указанной цели ведет, прежде всего, предложение об исправлении

самого преступника; государство только тогда прибегает к бесповоротным

карам, когда общество признает преступника неисправимым.

Для системы наказаний были характерны следующие признаки:

1. Индивидуализация наказания. Жена и дети преступника не отвечали за

совершенное им деяние. Однако пережитки архаической системы наказаний

были еще живы и выразились в сохранении института ответственности

третьих лиц: помещик, убивший чужого крестьянина, должен был передать

понесшему ущерб помещику другого крестьянина; сохранялась процедура

"правежа", в значительной мере поручительство походило на

ответственность поручителя за действия правонарушителя (за которого он

поручался).

2. Сословный характер наказания. Он выражался в том, что за одни и те же

преступления разные субъекты несли разную ответственность (так, за

аналогичное деяние боярин наказывался лишением чести, а простолюдин

кнутом, гл.Х).

3. Неопределенность в установлении наказания. Этот признак был связан с

целью наказания - устрашением. В приговоре мог быть указан не сам вид

наказания, и использовались такие формулировки: "как государь укажет",

"по вине" или "наказать жестоко". Если даже вид наказания был

определен, неясным оставался способ его исполнения ("наказать

смертью") или мера (срок) наказания (бросить "в тюрьму до государева

укай"). Принцип неопределенности дополнялся принципом множественности

наказаний. За одно и то же преступление могло быть установлено сразу

несколько наказаний: битье кнутом, урезание языка, ссылка, конфискация

имущества. За кражу наказания устанавливались по нарастающей: за первую

кражу - битье кнутом и урезание уха, два года тюрьмы и ссылка; за вторую

- битье кнутом, урезание уха, четыре года тюрьмы: за третью - смертная

казнь. Неопределенность в установлении наказания создавала

дополнительное психологическое воздействие на преступника. Публичность

казней имела социально-психологическое назначение.

Система наказания в Уложении весьма жестока: часто встречаются

различного вида смертные казни, изувечия и телесные наказания. Московское

право не дает общей схемы наказаний. Однако в более древних памятниках

этого периода, близких к эпохе Русской Правды, можно уловить разделение

наказаний на личные и имущественные. В дальнейшем движении уголовного

законодательства имущественные наказания уступают место личным, а

оставшиеся становятся только добавочными.

1) Личные наказания всех разрядов (направленные против свободы,

жизни, здоровья и чести лица) были известны в московскую эпоху. Их

нормальное развитие шло следующим путем:

- Изгнание имеет такое же значение, как и в земскую эпоху, то есть

изгнание с той же земли, где жил преступник. Но в XVI в. в замен его

приходит ссылка. В Уложении это наказание применяется лишь несколько раз

за кражу и разбой (гл.XXI ст. 9 -10), за самовольный переход из

городского состояния в крестьян или холопов (гл.XIX ст. 13), за

корчемство или употребление табака (гл.XXV ст. 3,17), за невнесение

судебного дела в книги из корыстной цели (гл.X ст. 129). После Уложение

применяет ссылки за непредумышленное убийство (1657г.), за ябедничество

(1660 г.), за разбой при отсутствии собственного сознания и прочее. Таким

образом лишь во второй половине XVII в. Ссылка становится одним из самых

употребляемых видов наказания; в особенности было важно применение ссылки

к раскольникам (1685г.), что привело к колонизации Сибири. Ссылаемые лишь

в особых случаях заключались на месте ссылки в тюрьму. Место ссылки в

законе не определялось. Несамостоятельность этого вида и недостатки

организации заставляли обращаться к другим видам наказаний.

Разновидностью ссылки, применяемой к представителям аристократической

верхушки, была опала: в начале XVI в. несколько сотен знатных родов

подверглись опале по указу великого князя.

- Бесчестящие наказания впервые появились в Соборном Уложении,

начиная с самых мягких (выговор в присутствии понятых) и кончая выдачей

головой. Сюда входило отнятие чести, то есть лишение званий или понижение

в чине (например, перевод из бояр в дворяне). Исполняемое наказание

регистрировалось в Разрядной книге.

Судебник 1550 г. специально определил такой вид наказаний, как

отрешение от должности и запрет занимать такую должность в будущем, а

Стоглав и Соборное Уложение расширили сферу применения этого наказания

(помимо судейских чинов, к поместникам, волостителям).

- Тюремное заключение упоминается еще в XI-XII вв., когда в темницы

заключались еретики. Вначале тюремное заключение применялось лишь как

предварительная мера, но с XVI в. (Судебник 1550г.) стало самостоятельным

наказанием. В Уложении этот вид наказания упоминается более сорока раз и

как мера предварительная, и как основное наказание. Срок наказания

колебался от трех дней до пожизненного заключения.

Тюрьмы были земляные, деревянные и каменные, монастырские и опальные

(для политических заключенных). В монастырских тюрьмах, как и в других,

осуществлялась охрана заключенных и их использование на тюремных работах,

в политических тюрьмах полностью исключались любые контакты с

заключенными.

Тюремные сидельцы кормились либо за счет родственников, либо на

подаяние, получаемое ими во время прохода под стражей по городу.

Собранное подаяние делилось между всеми заключенными.

- Членовредительные наказания. Имеют двоякое значение: полицейское –

для того, чтобы поставить преступнику метку (“улику”) его злодеяния, и

чисто карательное. К первой категории относятся: урезание уха (за татьбу)

и мошенничество в 1-й и 2-й раз, а за разбой в 1-й раз: Уложение XXI. 9,

10, 15, 16, 90; за непредумышленное убийство – клеймение (пятнание),

известное уже с XVI в. Увечащие наказания второй категории являлись

уменьшенной формой смертной казни. Применяются к тем же преступлениям,

какие бы привели к смертной казни при обстоятельствах, увеличивающих

вину.

Членовредительные наказания, часто основанные на принципе талиона,

включали отсечение руки (за кражу, должностной подлог, покушение на

господина), урезание ушей, ноздрей и носов (за повторную татьбу, продажу

табака), языка (за ложную присягу). Виновных в убийстве родителей

разрывали клещами.

- Болезненные наказания развились под влиянием татарщины. Их виды:

батоги, наказание прутьями толщиной в палец и кнут. Под торговым

наказанием понимается наказание преступника кнутом публично. По своему

свойству она была простая или нещадная, производилась на торгах, у

приказа при многих свидетелях. Все сословия подвергались торговой казни и

телесному наказанию. Битье кнутом могло длиться до трех дней, число

ударов оставалось на усмотрение судьи. Этот вид наказания сохранился до

середины XIX в. На практике обычно наносили 30-50 ударов, часто это

наказание приводило к смерти. Иногда в приговоре прямо предписывалось:

“забить до смерти”. Битье батогом также бывало “простым” или “нещадным”.

Эта процедура называлась “правеж” и первоначально являлась средством

принуждения к исполнению судебного решения по имущественным искам.

Длительность “правежа” завесили от искомой суммы долга (обычно за 100

рублей на правеж стояли месяц). На правеж ставился ответчик, либо его

поручитель, либо зависимые от ответчика люди (крестьяне и холопы).

Болезненные наказания явились первоначально, как альтернатива продажи (в

случае несостоятельности) и уже потом получили самостоятельное значение.

Они применяются ко всем преступлениям в сочетании с другими наказаниями

(тюрьма, ссылка, изгнание).

- Смертная казнь. По Псковской Судной грамоте смертная казнь (без

указания вида) назначалась за пять составов преступлений, по судебникам -

в двенадцати случаях, по Уложению – в тридцати шести (но за счет

расширения “жестоких и нещадных” наказаний – фактически в шестидесяти

случаях). Она полагается за: богохульство и совращение в иную веру, все

политические преступления и участие в них, составление фальшивых актов,

фальшивомонетчество, умышленное убийство, неумышленное убийство в

некоторых случаях (на государевом дворе, в походе, в присутствии суда),

изнасилование, поджог. В месте с тем усложнились ее формы, из которых не

все определены законом, но многие практикуются.

Наиболее распространенными видами смертной казни были повешение и

отсечение головы. В документах XV в. упоминается утопление в реке. К

квалифицированным видам смертной казни относились: четвертование,

сожжение в срубе, железной клетке или открытом костре, копчение на

медленном огне. Законодательно сожжение было закреплено Соборным

Уложением и практиковалось до конца XVIII в. (по делам религиозным и к

поджигателям).

В практике употреблялись, и другие формы из разряда простой

(расстрел, отравление) и квалифицированной смертной казни (колесование,

рассечение на части, перетирание тонкими веревками, посажение на кол,

распятие на кресте).

Уже в первой половине XVI в. в приговорах судов упоминается о таком

виде казни, как залитие горла расплавленным металлом

(фальшивомонетчикам).

Уложение установило для женщин-мужеубийц особый вид казни –

закапывание живой по горло в землю (обычно смерть наступала через два-три

дня). “Лихие люди” подвергались казни независимо от состава совершенного

ими преступления.

Приговоренный к смерти преступник сажался в особую избу на шесть

недель для покаяния и потом подвергался казни (гл. XXI ст. 34. "А

которые тати и разбойники доведутся казнити смертью, и их для

покаяния посадити в тюрьме и в и(ы)збу на шесть недель, и как им отойдут

урочные дни, и таких татей и разбойников казнити"). Приговоренный к

смерти не имел права доноса; ему ни в чем не верили (гл. XXI ст.93. "А

на которых людей языки учнут говорить с первые и з другие пытки, а с

третьие пытки тех языков доведется казнить, и те языки, идучи к казни,

учнут с тех людей на кого они говорили, зговаривать, и тому их зговору

не верить"). Беременная женщина не наказывалась и содержалась под

стражей в тюрьме до рождения ребенка (гл. XXII ст.15 "А которая жонка

приговорена, будет к смертной казни, а в те поры она будет беременна, и

тоя жонки, покаместа она родит, смертно не казнити, а казнити ея вте

поры, как она родит, а до тех мест держати ея в тюрьме, или за крепкими

приставы, чтобы она не ушла") [21].

Необходимо отметить, что исполнители казней выбирались из вольных

людей, содержались они правительством (Улож. гл. XXI ст. 96 “А в палачи

на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками, и

государево им жалование давать из Государевой казны из Разбойного

приказу”); но тюрьмы строились и содержались на общественный счет.

2) Имущественные наказания были следующих видов: продажа, пеня,

конфискация.

- Посягавшие на имущество, честь и здоровье частных лиц наказывались

по уложению штрафом. Штрафы разных размеров и видов применялись Русской

Правдой. Там они были компенсационной (за ущерб) мерой, а с XIV в. стали

средством для искупления вины. Убытки истца возмещались из имущества

преступника (татя, разбойника и их соучастников). Характерно, что сумма

иска определялась самими разбойниками на пытке; как минимум она

составляла четверть предъявленного иска. Русская Правда говорит о

“продаже” как о штрафе за преступление, поступившем в казну или суд.

Размер продажи определялся судом.

Размеры платы за бесчестье были дифференцированы: было бесчестье

простое, двойное и тройное. К этому добавлялась сложная шкала штрафных

санкций за каждый вид телесного повреждения.

- Пеня, прежде означавшая то же, что и древняя продажа, делается

самостоятельным видом наказания по уничтожению продажи и применяется

главным образом к преступлениям против порядка государственного

управления. Одинаковое значение с пенею имеет заповедь, то есть денежный

штраф за проступки против полицейских распоряжений правительства

(Уложение XX. 1-2). Другой вид заповеди – это добавочное денежное

наказание за общие преступления.

- Конфискация – наиболее тяжелое имущественное наказание

(“разграбление” по Русской Правде). В XIV в. Эта мера стала применяться к

имуществу “отъехавших” от великого князя бояр, в XVI в. она стала

называться “великим разорением”. Судебники ввели конфискацию в качестве

дополнительного наказания для “лихих людей” и за злоупотребления по

должности. Порядок конфискации регламентирован в Соборном Уложении:

конфискации подвергалось как движимое, так и не движимое имущество,

имущество жены политического преступника и его взрослого сына. Все

поступало в государственную казну (судебники предусматривали передачу

части конфискованного имущества судьям).

Соборное Уложение предусматривало конфискацию в отношении обвиненных

в разбое, укрывательстве разбойников, нарушении правил продажи табака,

дезертирстве со службы.

Заключение

Впервые в историю русского законодательства в светскую кодификацию

были включены преступления против религии, ранее находившиеся в юрисдикции

церкви. В системе преступлений они поставлены на первое место. Подобный

пересмотр системы имел двоякое значение: с одной стороны Церковь как

основная идеологическая сила, ценность занимала в ней особое место, что

свидетельствовало о росте ее влияния, с другой – принятие Церкви под

защиту государственных институтов и законов указывало на их приоритет в

политической систем, развивающийся по пути к абсолютной монархии.

Так же впервые в истории русского законодательства дано

систематическое описание государственных преступлений и определен

процесс по ним. Таким преступлениям предан политический характер; они

квалифицируются как измена государю и Русскому государству, а их целью

признается стремление самому быть государем (самозванно). В особый разряд

выделены военные преступления, основными из которых считались переход на

сторону неприятеля и любые формы сношения с ним. Впервые введено

понятие умысла и наказание за него.

Понятие о преступлении приближается (но еще не равняется) к понятию

нарушения закона. Законодательство того времени не задумывалось об

основании и правильности классификации преступных деяний. Уложение дает

понятие классификации в той последовательности, в какой оно излагает

уголовные постановления, а именно: сначала преступления против религии

(глава I)и против государства (глава II), затем против порядка управления

(глава IV – VII и IX) и суда (глава X, XIV), наконец, против прав частных

лиц (главы XXI – XXII).

Целями наказания были устрашение и возмездие, изоляция преступника

от общества. Для системы наказаний были характерны индивидуализация и

сословный характер наказания. С устрашением связана неопределенность в

установлении наказания (“по вине”, “как государь укажет”, “наказать

жестоко”). Часто применяется принцип талиона (эквивалентного возмездия):

пойманного поджигателя бросали в огонь, обвиненного в отравлении

заставляли выпить яд. Почти в 60 случаях предусматривалась смертная казнь,

широко применялись увечащие наказания.

Уложение 1469 г. значительно превосходит предшествующие памятники

русского права, прежде всего, своим содержанием, широтой охвата

различных сторон действительности того времени - экономики, форм

землевладения, классово-сословного строя, положения зависимых и не

зависимых слоев населения, государственно-политического строя,

судопроизводства, материального, процессуального и уголовного права.

Второе отличие - структурное. В Уложении дана довольно определенная

систематика норм права по предметам, которые расположены таким образом,

что легко могут быть объединены по разновидностям права - государственное

военное, правовое положение отдельных категорий населения, поместное и

вотчинное, судопроизводство, гражданские правонарушения и уголовные

преступления.

Третье отличие, как прямое следствие первых двух, состоит в

неизмеримо большом объеме Уложения в сравнении с другими памятниками.

Наконец, Уложению принадлежит особая роль в развитии русского права

вообще. И Русская Правда и судебники прекратили свое существование, сказав

на Уложение в сравнении с другими его источниками (например, указными

книгами приказов) довольно скромное влияние, Уложение же как действующий

кодекс, хотя и дополняемое многими новыми установлениями, просуществовало

свыше двухсот лет.

Список использованной литературы:

1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1905.

С. 348.

2. Соборное Уложение 1649г. / Под ред. Л И. Ивиной. Л., 1987.

3. Евреинов Н. История телесных наказаний в России. Харьков, 1994. С. 23.

4. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649г. // Учебное

пособие для высшей школы. М., 1961. С. 14.

5. Софроненко К.А. Соборное Уложение 1649г. – кодекс русского феодального

права. М., 1959. С. 10.

6. Чистяков И.О. История отечественного государства и права. М., 1993.

7. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1988. С. 52

8. Скрипилев Е.А. Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв.

М., 1992. С. 28.

-----------------------

[1] Владимирский - Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1905.

С. 348;

[2] Соборное Уложение 1649г. / Под ред. Л.И. Ивиной. Л., 1987. гл. XXI

ст. 79.

[3] См.: Обзор истории русского права. Киев, 1905. С. 349;

[4] См.: Уложение. гл. XXI ст.17. 18.

[5] Скрипилев Е.А. Развитие русского права второй половины XVII –XVIII

вв. М., 1992. С. 28.

[6] См.: Обзор истории русского права. Киев, 1905. С. 353;

[7] См.: Развитие русского права второй половины XVII – XVIII вв. М.,

1992. 33.

[8] См.: Уложение. гл. I, ст. 1.

[9] См.: Обзор истории русского права. Киев, 1905. С. 354.

[10] См. Уложение. гл. XXI ст.14 .

[11] Павлов – Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., С. 52.

[12] Евреинов Н. История телесных наказаний в России. Харьков, 1994. С.

23.

[13] См.: Обзор истории русского права. Киев,1905. С. 362;

[14] Cм.: Уложение. гл. X ст. 213.

[15] См.: Обзор истории русского права. Киев, 1905. С. 370.

[16] См.: Развитие русского права второй половины XVII – XVIII вв. М.,

1992. С. 36.

[17] См.: Обзор истории русского права. Киев, 1905. С. 372.

[18] См.; История телесных наказаний в России. Харьков, 1994. С.24.

[19] См. Уложение. гл. XXI ст. 11.

[20] См.: История телесных наказаний с России. Харьков, 1992. С. 29.

[21] См.: Обзор истории русского права. Киев, 1905. С. 390.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.