бесплатно рефераты
 

Торговые пассажи, теория и практика строительства

с лавками и торговые ряды;

— здания для розничной и оптовой торговли. К этому типу принадлежат

торговые ряды и торговые дворы, а также склады с многочастной внутренней

планировкой;

— здания для оптовой торговли. К ним, помимо торговых дворов, в

основном относятся склады с различной внутренней планировкой (многочастной

и зальной).

Наряду с широко распространенными торговыми рядами появляется новый

специфический тип торговых зданий – пассажи, где торговые ряды образовывали

внутреннею крытую галерею с верхним светом. Причем зачастую в Европе с

наружной стороны пассажи обстраивали открытой галереей торговых рядов.

В Европе первые пассажи появились в Париже: галереи де Бос (1788),

пассажи Фейдо (1791) и Каир (1799). Но особенное распространение в Европе

рассматриваемый тип зданий получил в 20-30-е годы XIX века, когда пассажи

были построены в городах Франции, Англии, Бельгии, Германии, Италии. В

отличие от европейских, русские пассажи впервые появились не в городах и

были вызваны не условиями городской жизни, а на ведущих ярмарках страны, в

зоне наибольшего сосредоточения торговли, где ограничений в размерах

торговых зданий не имелось, так как они размещались на больших открытых

площадках, а требовалась необходимая защита от непогоды.

Впервые пассаж был применен на Коренной ярмарке под Курском (рис. 1),

у монастыря Коренная пустынь, второй по значению ярмарки России после

Макарьевской. Проект был выполнен Дж. Кваренги в 1783 году, а строительство

было закончено в 1812 году. Пассаж сохранял торговое значение до 1878 года,

до перевода ярмарки в Курск. В основе планировки пассажа лежала структура

традиционного гостиного двора – замкнутого прямоугольника, в котором три

стороны составляли пассажные линии, а четвертая, выходившая на главную

торговую площадь, представляла двухэтажные торговые ряды с открытыми

галереями и зданием биржи посередине. Интерес представляет архитектурное

построение самого пассажа. Вдоль центральной линии, имеющей одинаковые

размеры по ширине и высоте (около 6,5 м), группировались два ряда небольших

ячеек-лавок размером 3х6 метров. При этом во внешнее и внутреннее

пространство ярмарки пассажи были обращены глухими фасадами и лишь в

последствии к внешней стороне были пристроены ряды лавок. Освещение

торговой линии, как и самих лавок, осуществлялось окнами, располагавшимися

в боковых стенах повышенной центральной части. На Коренной ярмарке Кваренги

впервые предпринял попытку ограниченного включения пассажа в архитектурно-

планировочное построение гостиного двора, отведя ему дополнительную роль в

общей композиции и не нарушая традиционных функциональных основ ярмарочной

торговли.

Еще более грандиозный проект гостиного двора-пассажа был создан Дж.

Кваренги для знаменитой Макарьевской ярмарки в 1799 году (рис. 2).

Пассажная линия протянулась вдоль главного корпуса более чем на 850 метров.

В этом проекте Кваренги объединил приемы построения пассажа и торговых

рядов, чем заложил принцип объединения пассажа с другими типами и

элементами торговых зданий. Если в пассажах на Коренной ярмарке каменные

фасады представляли глухие плоскости, то здесь пассаж был заключен со всех

сторон рядами торговых лавок с открытыми галереями. Также был разработан

прием более гибкого использования торгового пространства между пассажем и

галереей: архитектор не делил большие изолированные лавки каменными

стенами, а сохранил лишь основные внутренние опоры, что позволяло бы купцам

иметь лавки различной площади, в зависимости от характера и количества

товара. Важной особенностью проекта было наличие трех торговых этажей, что

безусловно отражало значение здания, как главного архитектурного акцента в

панораме низкого волжского левобережья и Макарьевского монастыря. Однако, в

связи с изменением источника финансирования, проекту не дано было

осуществиться. Проект же 1804 года вобрал в себя многое от своего

несостоявшегося предшественника. Главное место в новом плане Макарьевской

ярмарки также отводилось пассажу длинной 125 метров. Здесь уже были

предусмотрены не только торговые, но и складские, жилые и конторские

помещения.

Группа пассажей на Коренной и Макарьевской ярмарках показывает

развитие нового типа здания по пути усложнения его пространственного

построения за счет объединения с торговыми рядами. Русские пассажи не имели

прямых аналогов с европейскими постройками: пассажи того времени в Париже

были деревянными и представляли собой узкие крытые галереи.

В первой трети XIX века пассажи становятся очень популярными в Европе.

Новинки моды нашли свое отражение в России в виде двух галерей в Москве и в

Петербурге. Если в пассажах XVIII - начала XIX века доминировала торговая

утилитарная функция и это отражало ярмарочный характер торговли, которая

продолжалась 1-2 месяца, а в остальное время пассажи пустовали, то в

городской среде важной чертой стало их объединение с различными

общественными залами, кафе. Пассажи стали служить не только местом

торговли, но и местом развлечений. Так стал формироваться принцип

многофункциональности пассажей. К тому же появившееся в Париже торговые

линии пассажей Панорамы (1824) и Жофрей и Вердо (1835), общая протяженность

которых достигла 400 метров, дали новый пример организации не только

внутриквартального пространства, но и объединения нескольких кварталов

единой торговой галереей. Данные пассажи проходили через три квартала и

даже пересекали широкий бульвар Монмартра, но это не являлось препятствием

для их функционирования. Эти примеры сыграли роль образцов и предопределили

появление новый русских пассажей.

Первым столичным торговым зданием возведенным по типу пассажа была

Галицынская галерея по проекту архитектора М.Д. Быковкого в 1842 году. Она

заняла место переулка, продолжавшего улицу Софийку и имела одну торговую

линию и трехчастное построение: два объема, выходившие на улицу были

трехэтажными, а основной пассаж – двухэтажным. Протяженное (75 метров)

пространство пассажа служило не только местом торговли, но и для общения,

встреч, гуляний. В 1848 году в Петербурге также появляется пассаж,

возведенный графом Я.Э. Стенбок-Фермором между Невским проспектом и

Михаловской площадью, напротив Гостиного двора. Для этого он купил два

смежных участка, где собирался построить крытую проходную галерею наподобие

Лондонских и Парижских пассажей. В новом пассаже длинной около 180 метров

предполагалось разместить зимний сад и театральный зал, на первом этаже и в

подвале должны были быть магазины, на втором этаже – служебные помещения, а

на третьем – квартиры. В 1846 году проект был утвержден с некоторыми

изменениями: были отменены зимний сад и подвальное расположение магазинов,

а театральный зал был заменен на концертный. Петербургский пассаж

показывает пример наиболее сложного для своего времени как по

пространственному, прежде всего по высотному построению, так и в

функциональном отношении торгового здания.

Таким образом, в период классицизма наряду со строительством

традиционных торговых рядов начали возводиться специфические торговые

сооружения – пассажи. В это же время выявилась и тенденция их развития,

выраженная в двух направлениях: усложнения внутренней планировочной

структуры, при этом особое внимание уделялось архитектурному оформлению

интерьеров самих пассажей, и объединения торговых линий с помещениями

культурно-развлекательного, административного и жилого назначения, что

существенно повысило их общественную значимость в структуре города. Пассажи

конца XVIII – средины XIX века – важный этап в становлении и развитии этого

типа зданий, предшествующий их широкому строительству в капиталистический

период.

Новый период в концепции развития пассажей пришел вместе с

промышленной революцией, принесшей в строительство железо и стекло.

Новаторски мыслившие архитекторы начали приспосабливать конструкции из

стекла для создания больших, хорошо освещенных и в то же время вполне

экономичных интерьеров. В 1828 году Уорен и Баклин спроектировали «Аркады»,

трехэтажные торговые галереи в городе Провиденсе, штат Род-Айленд. По мере

того как в середине XIX века стеклянные пространства увеличивались в

размерах, архитекторы все чаще обстраивали их обычными зданиями.

Развитие транспорта способствовало интеграции культур, Европа заново

открывает для себя восток, что не могло не сказаться и в архитектуре. Идея

восточного базара, фактически прародительница современного пассажа,

подталкивает архитекторов к идеи крытых торговых улиц. Так в 1867 году Д.

Менчони создает галереи Виктора Эммануила в Милане (рис. 3), которые

сочетают в себе и идею восточного крытого базара, и образ зданий всемирных

выставок. Сооружение пассажей и променадов в торговых центрах достигло

наивысшей точки в здании ГУМа, архитектор А.Н. Померанцев, в Москве в 1889-

1893 годах.

Функциональные и пространственные характеристики внутренней среды

Функциональная организация пассажей достаточно подробно изучена в

современной типологии, ее проблемам посвящено значительное количество

работ. В большинстве из них подчеркивается, что важнейшим функциональным и

композиционным элементом построения внутренней среды является общественное

пространство. По степени связи с внешней средой оно интерпретируется как

замкнутое или открытое, по форме — протяженное. Общественное пространство

позволяет в той или иной мере создать специфическую эмоциональную среду,

способствующую интенсификации общественно-торговой деятельности,

возникновению контактов посетителей, обеспечению условий для отдыха и

развлечений.

Приводится, например, следующие функции общественного пространства в

построении целостного интерьера: объединение помещений, выделение зон,

ориентация посетителей, обеспечения резерва развития. Один из вариантов

общественного пространства — пассаж.

В ряде работ исследователи, отмечая идентичность характера основных

процессов, протекающих в различных предприятиях пассажей, объединяют их в

автономные системы — функциональные зоны. Так торгово-промышленная зона

предназначена для обслуживания посетителей, организации досуга, информации

и развлечений; хозяйственная — для производственных и вспомогательных

процессов, связанных с торговлей и обслуживанием; транспортная — для

доставки и разгрузки товаров, а так же подъезда посетителей. Причем

зачастую подземные помещения используются под вспомогательные и

транспортные функции, а надземные под обслуживающие, развлекательные и

деловые, хотя такое деление отнюдь не обязательно, и современные проекты

подтверждают это (торгово-развлекательный центр на Манежной площади).

В процессе развития моделей пассажей происходит постепенная

дифференциация функциональных зон по уровням, что способствует превращению

вертикальных коммуникаций в важнейший элемент взаимосвязи между зонами .

Однако, на современном этапе проектирования пассажей принцип

функционального зонирования существенно изменяется, приобретая

«пространственный» характер. Крупные структурные композиции часто включают

в себя целые фрагменты городской среды, превращая их в один или несколько

своих уровней. Благодаря совершенствованию технологий стало возможной

организация на одном уровне и даже в одном и том же пространстве процессов,

протекающих в различных функциональных зонах. Повышается интенсивность

использования территории пассажей и прилегающих комплексов, увеличивается

число предприятий, совершенствуется предметно-пространственная среда,

развиваются формы попутного обслуживания и т.д. При этом наряду с ростом

значимости коммуникационных систем непрерывно продолжается процесс

сокращения вспомогательных и обслуживающих помещений.

Отмечается, в частности, что с укрупнением предприятий торговли,

входящих в состав пассажей, наметилась тенденция к изменению пропорций

между торговыми площадями и складскими помещениями в направлении увеличения

первых и сокращения вторых (более подробно этот вопрос рассмотрен в главе

по технико-экономическому обоснованию), что позволит значительно увеличить

пропускную способность объектов. Необходимым условием перспективного

планирования становится обеспечения возможности вариантности торговых

площадей самого пассажа и увеличения торговых залов, примыкающих

комплексов, без значительной реконструкции.

Необходимо отметить ряд аспектов, связанных с принципом гибкого

планирования, цель которого универсальное использование помещений пассажей

(табл. 1).

Во-первых, изменение в технологии. Совершенствование технологического

процесса, позволяющего использовать механизацию и повысить уровень комфорта

обслуживания, требует новой функциональной организации сооружений, рабочих

площадей и других помещений (табл. 2). Исходя из этого, многие объекты

пассажа целесообразно проектировать на основе универсальной конструктивной

системы с укрепленной сеткой опор с целью создания пространств, меняющих во

времени свои функции и параметры. Свободную планировку при укрупненной

сетке колон широко применяют в отечественной практике строительства. Для

расчленения внутренних пространств используют стационарные и раздвижные

перегородки, ширмы-экраны, мебель и торговое оборудование.

Совершенствование конструктивной системы может идти по нескольким

направлениям: введение укрупненной сетки колонн с равными габаритами (до

12х12 м); устройство трансформирующейся сетки колонн (сдвижка рядов колонн

между собой); устройство конструкций, позволяющих устраивать различные по

размерам участки перекрытий и отступы от наружного ограждения от линии

колонн общественных пространств и коммуникационных узлов (ферм, стержневых

систем, оболочек), внедрение более эффективных материалов. Надо заметить,

что именно последнее предопределило развитие и популяризацию пассажей еще

на рубеже веков. Попытки следования великолепию дворцов привели к

использованию вновь появившихся тогда материалов: фантастические композиции

из стекла и железа стали обрамляться внешней железной оболочкой.

Вторым важным аспектом в развитии гибкой планировки является моральный

износ отдельных элементов конструктивно-планировочного решения. К ним

относятся торговые залы, складские помещения, а также бытовые и

административные, которые служат ограниченный срок и, следовательно, должны

допускать быструю и экономически эффективную реконструкцию.

Одним из средств повышения универсальности торговых сооружений

является объединение в блоки их наиболее долговременных элементов:

конструкций каркаса, покрытий, инженерного оборудования, и размещения этих

блоков в плане так, чтобы при возможных трансформациях не потребовалась их

реконструкция.

Организация специализированных предприятий в структуре пассажа

позволяет значительно расширить ассортимент товаров внутри определенной

товарной группы, что ведет к увеличению товарооборота, повышению комфорта

обслуживания, появлению специфической атмосферы в пассаже, существенно

повышающей его привлекательность для посетителей.

Применение новых технологий ведет к переменам, касающимся основ

организации каждой из функциональных зон. Необходим поиск такого

пространственного решения, которое способствует уравновешиванию потоков

посетителей на разных уровнях, усилению дефференциации между устройствами

внутри пассажа, обслуживающими пассажирский и грузовой транспорт.

Наиболее значительные перемены в функциональной организации крупных

пассажей были вызваны качественным развитием центральных общественных

пространств. Рост архитектурно-композиционного значения единого внутреннего

пространства способствовал выделению торгово-пешеходной зоны как ядра всей

структуры, вокруг которого формируются все остальные зоны. Поэтому можно

говорить о всевозрастающей роли пассажа не как самостоятельного торгового

объекта, а в связи с целыми торговыми и обслуживающими комплексами. Иными

словами, возникла необходимость рассмотрения подобных комплексов как

сложных целостных систем. Пассаж становится, с одной стороны, связующим

остовом для многофункциональных деловых и общественно-торговых центров, с

другой стороны, пассаж используют при проектировании пешеходных зон, с

третьей стороны, именно в нашей стране, пассаж нашел свое применение в

строительстве "малых пассажей", чему примером могут служить различные

объекты, в т.ч. на территории бывшей ВДНХ.

Основными структурообразующими элементами современных крупных пассажей

можно назвать три подсистемы:

— пространственно-коммуникационный остов (общая пешеходная зона);

— функциональная ткань (предприятия);

— система обеспечивающих коммуникаций, куда входят пешеходные пути,

общественный надземный и подземный транспорт.

Это позволяет достаточно четко представить структуру пассажа как

системы, не оставляя без внимания основные связи, организующие эту систему.

Выделенные три элемента будут в дальнейшем приняты за основу для анализа

архитектурно-композиционных вопросов.

Главной системообразующей связью крупного городского пассажа является

функционально-пространственное единство связанных с ним объектов, которое в

свою очередь обусловлено внутренними и внешними связями.

Внутренние факторы определяют целостность объекта, как организма, и

гармонию этой целостности. Внешние же факторы выражают связи объекта с

окружением и гармонизацию этих связей.

Методы системного подхода позволяют учесть взаимодействие этих

факторов и представить пространственную структуру крупного городского

пассажа как динамическое равновесие между внутренних факторами,

определяющими связанность целого, и внешними факторами, ограничивающими

его. Взаимодействие факторов осуществляется на основе вполне определенных

качеств пространства: масштаба, величины, формы, членений, пластики, цвета,

расположения элементов и т.д.

В результате можно предположить следующее. Определение зависимостей

между функциональными требованиями и пространственными характеристиками

внутренней среды, и затем анализ найденных связей в зависимости от

градостроительной ситуации позволит выделить доминирующую систему

формирования пространственной структуры пассажа в целом как единства

пространственных зон.

Для применения изложенной методики в конкретных исследованиях и

проектировании необходимо иметь ввиду два обстоятельства, существенных в

формировании внутреннего пространства пассажа и связанных с ним комплексов.

Во-первых, традиционная индивидуальность внешних факторов. Требования,

предъявляемые им к архитектурной среде объекта в целом, сугубо специфичны

из-за большого разнообразия частных случаев (особенности города, характер

участка, окружающая застройка, традиции региона и т.д.).

Во-вторых, стабильная универсальность внутренних факторов. Требования

этой группы в основном могут быть описаны стереотипами (например, поведения

людей в общественно-торговой среде, распределения потоков посетителей,

технологии торгового обслуживания, объединения предприятий и т.д.).

Суммируя вышесказанное, отметим, что на современном этапе развития

пассажа как типа, в связи с появлением крупных структурных композиций, на

смену функциональному зонированию приходит принцип пространственного

зонирования. Здесь можно говорить о ряде его основных положений,

предусматривающих:

— пространственную интеграцию идентичных функционально-технологических

процессов различных зон;

— пространственный характер организации каждой зоны и взаимосвязей

между ними;

— выделение общественного пространства пассажа как функционального и

композиционного ядра целого комплекса;

— повышение значимости коммуникационных систем как для посетителей,

так и для товаров;

— усиление функциональных и пространственных связей внутренней среды

пассажа и городского окружения.

3. Основные концепции организации пространства пассажей, тенденции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.