бесплатно рефераты
 

Реферат: Архитектура Древнего Египта

известные архитектурные памятники.

Храм времени XVIII династии представлял собой в плане вытянутый

прямоугольник. Фасад был обычно обращен к Нилу, с которым храм соединяла

дорога, обрамленная сфинксами. Вход в храм имел вид пилона, к наружной стене

которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Перед пилоном ставились два

обелиска и колоссальные статуи царя. За пилоном находился открытый двор,

окруженный колоннадами, и само здание храма, заключавшее в себе несколько

колонных залов, молельни со статуями богов и подсобные помещения (библиотека,

кладовые и др.). Колонные залы обычно имели более высокий средний проход,

через верхнюю часть которого в зал проникал свет. Такое построение залов,

допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царства

широкое применение и явилось наряду с усилением роли колоннад и скульптур

отличительной чертой храмовой архитектуры этого периода.

К подобному типу относятся самые крупные храмы Нового царства, в том числе и

оба прославленных храма бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский. Первый

из них был главным храмом бога Амона и официальным верховным святилищем

страны. Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак, ставший как бы

огромным каменным архивом истории Египта, так как на его стенах высекались

сведения о важнейших исторических событиях - летописи, изображения битв,

имена царей. С другой стороны, Карнак является и важным источником для

изучения египетского искусства, потому что над его созданием работали лучшие

мастера, а в его залах стояло множество статуй.

Поскольку Карнак строился в течение веков различными зодчими, естественно,

что он уже к концу XVIII династии представлял собой сложный комплекс. Первым

крупным этапом в строительстве Карнака следует считать сооружение в конце 16

в. при фараоне Тутмосе I большого храма, построенного знаменитым зодчим

Инени. Фасад храма был обращен к Нилу и имел вид пилона. Перед ним стояли два

обелиска в 23 м высотой. За пилоном находился неглубокий, но широкий колонный

зал, далее– пилон меньших размеров, затем - прямоугольный двор, обнесенный

портиками, между колонн которых стояли колоссальные статуи Тутмоса I. В

глубине двора находилось древнее святилище времени Среднего царства. Таким

образом, храм Инени имел уже все основные черты храмов Нового царства. В

стилистическом отношении это был гармоничный памятник. Декорировка, не

перегруженная излишними деталями, соответствовала четкости плана, и весь храм

был выдержан в характерном для начала XVIII династии строгом стиле.

Однако вскоре это стилистическое единство было нарушено позднейшими

добавлениями и перестройками. Многочисленные залы, молельни, обелиски

заполнили двор; в итоге нараставшего стремления к большей пышности стройный

зал Инени был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны был

пристроен особый большой зал с четырьмя рядами колонн.

Вторым крупным этапом в истории строительства Карнака явились работы,

произведенные здесь при Аменхотепе III, когда перед храмом зодчим

Аменхотепом, сыном Хапу, был построен огромный пилон и все святилище было

обнесено массивной стеной. В результате получился как бы новый храм небывалых

еще в Фивах масштабов. Одновременно изменился и облик других святилищ

Карнака, из которых особенно примечательно было новое здание храма богини

Мут, расположенное к югу от храма Амона и окруженное с трех сторон

подковообразным озером. Одинаковые заливы озера, которые охватывали храм с

боков, удачно сочетались с общей симметричностью его планировки. Строгость

плана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого зала была

продолжением колоннады, шедшей вдоль всего двора от пилона. Такая колоннада

между пилоном и колонным залом была важным нововведением. Как бы определяя

путь торжественных процессий, она сливалась с кончавшейся у ворот храма

аллеей сфинксов и служила прекрасным воплощением столь характерной для

египетского зодчества идеи бесконечной линии храмовой дороги, благодаря

которой так выигрывало завершавшее ее здание храма. Сооружение подобной

колоннады было тем более удачным, что она словно продолжала линию дороги и

внутрь храма, где пространство было теперь построено на постепенной смене

этапов пути через залы вглубь, к молельне со статуей божества. Это новое

понимание внутреннего пространства было важным достижением египетской

архитектуры Нового царства. Оно вносило в архитектуру принцип

последовательного восприятия ее во времени. В то же время такая колоннада

украшала храм, усиливая в нем ту декоративность, которая все больше

развивалась в искусстве XVIII династии и ко времени Аменхотепа III стала

одной из главных особенностей стиля этого периода. Примером такого развития

было оформления храма Мут с его пышной центральной колоннадой и обилием

портиков и скульптур, отражавшихся в воде озера.

Теми же чертами отмечено и второе по размерам и значению фиванское святилище

бога Амона - Луксорский храм. Построенный здесь при Аменхотепе III на месте

древнего святилища, он считается по праву одним из основных египетских

архитектурных памятников. Планировка храма отличается исключительной

четкостью, помещения расположены почти совершенно симметрично. В самой

глубине здания находились окруженные культовыми помещениями молельни со

статуями богов. Перед храмом был расположен большой двор с портиками, перед

которым был запроектирован еще больший двор с гигантской центральной

колоннадой по главной оси. Однако этот двор построен не был, и при Аменхотепе

III успели только возвести центральную колоннаду из четырнадцати колонн по 20

метров высотой, с капителями в виде раскрытых папирусов.

Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового царства

было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение и приобрел

законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная колоннада его

двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно, оказала влияние

на позднейшее оформление средних нефов гипостилей

[1], так же как и использование большого числа колонн (в Луксоре их было

151). После Луксора все чаще стали применять портики с двойными рядами колонн.

Строителем Луксора и храма Мут был зодчий Аменхотеп, младший современник

своего тезки Аменхотепа, сына Хапу. Именно он ввел в построенных им храмах

центральную колоннаду, роль которой была столь плодотворной для последующего

развития египетской архитектуры.

Постройка Луксора явилась важным звеном в общем плане строительства

Аменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной части города новых святилищ -

Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III

напротив, на западном берегу – как бы уравновесило храмы северной части Фив,

а соединявшие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали

созданию единого архитектурного комплекса.

В архитектуре XVIII династии большое место занимали заупокойные царские

храмы. Местом погребений фараонов стали Фивы; их усыпальницы расположились на

западном берегу Нила, где издревле были кладбища. Гробницы отделились теперь

от заупокойных храмов; для большей сохранности они высекались теперь в

отдаленных ущельях скал, а храмы возводились внизу, на равнине. Идея такого

нового оформления царской усыпальницы принадлежала выдающему зодчему Инени, о

роли которого в создании нового типа храма уже говорилось выше.

Заупокойные царские храмы строились теперь так же, как и другие храмы XVIII

династии; постепенно развиваясь, они превратились в монументальные здания с

массивными пилонами и аллеями сфинксов. Особенно был велик храм Аменхотепа III

[2], от которого сохранились лишь две гигантские статуи фараона, стоящие

перед пилоном. Эти статуи, названные впоследствии греками колоссами Мнемона,

достигают 21 м в высоту.

Особое место среди царских заупокойных храмов занимает храм царицы Хатшепсут,

знаменитой женщины-фараона (конец 16 в. до н. э.). Она построила свой храм у

скал Деир-эль-Бахри около Фив, рядом с храмом царей XI династии Ментухотепов,

родоначальников фараонов-фиванцев, желая этим подчеркнуть свою принадлежность

к их роду и тем самым оправдать правомерность своего столь необычного для

женщины обладания престолом. Этими же побуждениями объяснялось и стремление

уподобить ее храм храму Ментухотепов. Однако храм Хатшепсут явно превосходил

последний как размерами, так и богатством декорировки. Грандиозный по

масштабам, украшенный множеством скульптур, храм Хатшепсут являлся

гармоничным сочетанием трех возвышавшихся одна над другой террас с

высеченными в скалах залами, фасады которых были оформлены колоннадами.

Наклонные плоскости пандусов прекрасно связывали чередующиеся линии

горизонтальных террас и вертикальных колонн в одно целое и являлись в то же

время продолжением линий дороги, которая шла из долины; строгие

протодорические колоннады выступали на фоне высоких отвесных скал. В

святилище было свыше двухсот статуй. Богатству оформления храма

соответсвовала и внутренняя отделка – с золотыми и серебряными плитами полов,

инкрустированной бронзой дверей и т. д. Строителем этого замечательного храма

был Сенмут, один из талантливейших зодчих Египта и человек, близкий к царице.

ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ЭХНАТОНА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ

( конец 15 – начало 14 в. до н. э. )

Конец XVIII династии – это период, имевший совершенно исключительное значение

в истории египетского искусства.

Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати и

тесно связанного с ней жречества; это обогащение усиливало влияние придворной

знати и жречества и противопоставляло их царской власти. В результате

началось новое обострение отношений между фараоном и рабовладельческой

знатью, разбогатевшими жрезами, особенно жрецами гланого египетского храма

бога Амона-Ра в Фивах. Обострение вылилось в открытый конфликт в начале 14 в.

при фараоне Аменхотепе IV. Этот фараон провел большую социальную и

религиозную реформу.

Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов,

Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством

солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их

изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул

Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас

селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что значит «Небосклон

Атона».По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его

царствования часто называется “амарнским”. Сам он также принял новое имя –

Эхнатон – “Дух Атона”.

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве,

столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники,

созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего

предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Раскопки Ахетатона

дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и

раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены

стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели и ряд новых

черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося

под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в

кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов

и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не

отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были

сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных

открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных

жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы

предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы

особенно интересны: они дают представление о характере гражданской

архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и

обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей –

частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для

приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходим,

перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца

был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо

установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен которого

стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части

дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны

фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал,

из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними

помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и

колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз

головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными

сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых

были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с

позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были

отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же

как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались

вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями,

содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта . В некоторых

помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями

растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами

и даже особые помещения для зверинца.

Раскопки Ахетатона познакомили нас и с жилищами знати, которые также

строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления

дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером

около 70%55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от

главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22%25 м.

Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные.

Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и

кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная

комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями.

Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и

беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб

знати как размерами (10%8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же

малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. Эти дома составляли

особый поселок за городом по дороге к гробницам. Поселок был обнесен стеной и

занимал участок в 69%69,5 м, на котором вплотную друг к другу было

расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме

имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.

Расцвету искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не

могли закрепиться, так как рядовые свободные люди не получили никаких

существенных преимуществ, и вскоре после смерти фараона его второй преемник и

зять, совсем молодой Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и

жречеством. Последние восстановили прежний порядок, воспользовавшись

недовольством внутри страны. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал

столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к

старому был уже невозможен. Значение искусства Амарны не ограничилось

временем ближайших преемников Эхнатона; оно сыграло существенную роль и в

сложении искусства периода XIX династии, а тем самым и всего искусства второй

половины Нового царства в целом.

ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ НОВОГО ЦАРСТВА

( 14 – 12 вв. до н. э. )

Время правления XIX династии было для Египта годами нового политического и

экономического подъема. Походы Сети I и Рамсеса II вернули часть азиатских

владений, был заключен союз с хеттами, упрочено господство в Нубии. В итоге

войн усилился приток рабской силы и различных богатств, что позволило

возобновить широкую строительную деятельность. Но внутри страны при кажущемся

спокойствии шла приглушенная борьба фараонов со знатью и жречеством,

принявшая теперь иные формы. Так, Рамсес II не порывая явно с вновь

усилившимся фиванским жречеством, все же принимает меры для его ослабления.

Продолжая внешне сохранять за Фивами положение столицы Египта, расширяя храмы

Амона и оставляя гробницы своей династии в Фивах, Рамсес делает фактической

столицей родной город своих предков Танис, названный им Пер-Рамсес («Дом

Рамсеса»). Выдвижение этого города было обусловлено его выгодным военно-

стратегическим положением – близостью к Сирии.

Ведущее положение в искусстве XIX династии вначале остается за Фивами, чему

способствовало и значение Фив как столицы и то, что здесь имелась издавна

первенствовавшая в стране художественная школа. Здесь же, естественно,

развернулось и большое строительство.

Для фиванского искусства начала XIX династии характерно реакционное

стремление вернуться к традиции искусства Фив до амарнских лет. Цари XIX

династии ставили своей целью восстановление как твердой центральной власти,

так и ее международного престижа. Для успешного проведения этой политики

фараоны считали необходимым наряду с мероприятиями, направленными на

непосредственное укрепление экономики Египта и нго военной мощи, придать и

возможно больший блеск и пышность своей столице, своему двору, храмам своих

богов, что и наложило своеобразный отпечаток на искусство этого периода.

В основу храмов времени XIX династии был положен тип храма, выработанный еще

в период XVIII династии, причем наиболее близким их прототипом следует

считать Луксорский храм Аменхотепа III. Однако в архитектуру новых храмов

было внесено много нового.

Глаавным объектом строительства в Фивах был храм Амона в Карнаке, расширение

которого имело двойное политическое значение: оно должно было показать

торжество Амона т тем удовлетворить жречество, а в то же время и прославить

мощь новой династии. Таким образом, в строительстве Карнака были

заинтересованы и жрецы и фараоны. Отсюда понятны те размеры, которые приняли

работы в Карнаке, начавшиеся сразу же в двух напревлениях от главного храма:

к югу, где по дороге к храму Мут были выстроены два новых пилона, и к западу,

где перед пилоном Аменхотепа III начали возводить новый гигантский

гипостиль.

Уже на примере Карнака видно то стремление к грандиозным масштабам, которое

стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии и было

продиктовано стремлением новых царей затмить все построенное до них. Никогда

еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали таких

размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой пышностью.

Так, новый гипостиль Карнака, являющийся величайшим колонным залом мира,

имеет 103 м в ширину и 52 м в длину. В нем сто сорок четыре колонны, из

которых двенадцать колонн среднего прохода, высотой в 19,25 м (без абак),

имеют капители в виде раскрытых цветов папируса, подымающихся на стволах,

каждый из которых не могут обхватить пять человек. Воздвигнутый перед

гипостилем новый пилон превзошел все прежние: длина его равнялась 156 м, а

стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту. Строителями этого гипостиля

были зодчие Иуна и Хатиаи.

Достаточно велик был и новый пилон с двором, окруженным 74 колоннами, который

был выстроен при Рамсесе II зодчим Бекенхонсу перед Луксором, вторым

святилищем Амона в Фивах.

Той же монументальностью отличались и заупокойные царские храмы на западном

берегу. Из них следует особо упомянуть храм Рамсеса II, так называемый

Рамессеум (зодчий Перна), в первом дворе которого стояла колоссальная статуя

царя – величайшая монолитная скульптура, весившая около 1000 тонн и имевшая

около 20 м в высоту.

Основные принципы оформления храмов были также восприняты зодчими XIX

династии от их предшественников, но это наследие было ими переработано.

Продолжая развивать роль колонн, они создали ставшее впоследствии образцом

обрамление средних, более высоких проходов гипостилей колоннами в виде связок

нераспустившихся стеблей. Эти гипостили словно воспроизводили нильские

заросли, где расцветшие стебли папирусов возвышаются над еще не успевшими

распуститься. Такая трактовка гипостиля хорошо сочеталась с общей древней

символикой храма, как дома божества, в данном случае – бога солнца, которое

по египетскому преданию рождается из цветка лотоса, растущего в речных

зарослях. Крылатый солнечный диск обычно и изображался над дверью пилона.

Стремление придать зданию как можно большую пышность привело к

перегруженности: тяжесть огромных перекрытий вызвала увеличение объема колонн

и слишком частое их расположение, рельефы и тексты начали покрывать не только

стены, но и стволы колонн.

Следы строительной деятельности Рамсеса II сохранились по всему Египту. Среди

его храмов за пределами Фив в первую очередь нужно назвать знаменитый храм,

целиком вырубленный в скалах Абу-Симбела (нижняя Нубия) и являющийся вообще

одним из наиболее выдающихся произведений египетского искусства. Следуя

примеру своих предков, которые стремились закрепить покорение Нубии

сооружением там не только крепостей, но и храмов, Рамсес II также построил в

Нубии ряд святилищ. Однако храм в Абу-Симбеле превзошел все, когда-либо

построенное здесь фараонами.

Все оформление храма было обусловлено одной идеей – всеми возможными

средствами превознести могущество Рамсеса II. Начиная от масштабов святилища

и кончая тематикой его декорировки, все было пронизано этой идеей, лучшим

воплощением которой явился фасад храма. Он представляет собой как бы переднюю

стену огромного пилона, шириной около 40 м и высотой около 30 м, перед

которым возвышаются четыре гигантские сидящие фигуры Рамсеса II. Высеченные

из скалы и достигающие свыше 20 м в высоту, эти исполины, превосходившие даже

колоссы Мнемона, были издалека видны всем плывшим по Нилу и производили

незабываемое впечатление всеподавляющей мощи фараона. Образ Рамсеса вообще

господствует в храме: над входом высечено скульптурное изображение

иероглифов, составляющих его имя, в первом помещении святилища потолок

поддерживают колонны с гигантскими статуями царя высотой около 10 м, стены

залов покрыты изображениями его побед, и, наконец, в последнем помещении

храма, его культовой молельне, среди четырех статуй богов, которым был

посвящен храм, наравне со статуями Амона, Птаха и Хармакиса имеется и статуя

самого Рамсеса. Именно в этом месте происходит так называемое “солнечное

чудо”.

Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца

пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм и освещает левое плечо

Амона-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает

Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечательн факт, что свет

никогда не падает на Птаха – бога тьмы.

Фиванские мастера широко привлекались Рамсесом II, как и его отцом, для работ

по всей стране. Фиванский зодчий Маи строил храм в Гелиополе, другой фиванец

– Аменеминт – храм Птаха в Мемфисе. Фиванские же скульпторы были создателями

и рельефов в храме Сети I в Абидосе. Но и деятельность северных

художественных школ, особенно Мемфиса и Таниса, расширилась по сравнению с

периодом XVIII династии.

Рамсес II превратил Танис в свою фактическую столицу; новая роль города –

«Дома Рамсеса» – породила бурную строительную деятельность. Для перестройки

старых храмов Таниса и сооружения новых требовалось огромное количество

каменных плит, колонн, статуй, обелисков, и при этом так срочно, что

изготовить это все заново было невозможно. По приказу царя наряду со спешными

работами в каменоломнях были широко использованы и части древних зданий,

снесенных как в самом Танисе, так и в ряде городов и некрополей северного

Египта. Облик «Дома Рамсеса» вскоре настолько изменился, что о его красоте и

богатстве стали слагать стихи. Полностью воссоздать архитектуру Таниса времен

Рамсеса II невозможно, так как здания, построенные им здесь, постигла та же

участь, которой сам Рамсес подверг здания своих предшественников. Однако все

же можно установить, что главной чертой стиля танисских храмов было

стремление к гигантским масштабам и пышной монументальности.

Главный храм занимал территорию в 250 м длиной и 80 м шириной. Перед первым

пилоном стояли два обелиска высотой в 13,5 м, перед вторым – также два

обелиска, но уже в 18 м высотой. Двор за вторым пилоном был вымощен плитами

черного базальта; здесь стояли четыре обелиска, из которых два были высотой

14,5 м и два почти17 м, и ряд крупных скульптур, в том числе четыре статуи

Рамсеса II из красного песчаника высотой в 8 м. В гипостиле средний неф был

выше других, но колонны во всех проходах имели пальмовидные капители

различались только величиной (11 м и 7 м).

Около 1050 г. произошло разделение Египта на две части – северную, под

управлением номархов Таниса, и южную со столицей в Фивах. Создавшаяся

обстановка пагубно отразилась на развитии искусства. Крупное строительство

прекратилось после смерти второго фараона XX династии, Рамсеса III, при

котором все же был еще построен храм Хонсу в Карнаке и монументальный

заупокойный храмс дворцом в Мединет-Абу, на западе Фив. В дальнейшем в

течение долгих лет не было никаких крупных построек. Даже гробницы царей

резко уменьшились в размерах.

ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ВРЕМЕНИ

( 11 в. – 332 г. до н. э. )

Войны, которые вели фараоны Нового царства, помогая обогащению царей, храмов

и знати, истощали Египет и задерживали развитие его производительных сил. В

течение первого тысячелетия до н. э. происходили восстания крестьян, наряду с

непрерывной борьбой различных групп внутри знати и жречества. Начиная с 11 в.

до н. э. Египетское государство распалось на ряд отдельных царств, временами

объединявшихся в единое, но недолговечное государство.

В течение 11 и половины 10 в. до н. э. севером Египта правили фараоны так

называемой XXI династии, сохранившие своей столицей Танис и находившиеся в

родстве с фиванскими жрецами Амона, управлявшими югом страны. В середине 10

в. произошло объединение Египта под властью ливийской (XXII) династии. В

конце 8 в. Египет был покорен нубийским царем Пианхи. Однако владычество

эфиопов в Египте не было долгим, так как последнему угрожал новый, сильнейший

завоеватель – Ассирия. Борьбу против Ассирии возглавили правители западной

дельты, которые в союзе с греческими городами, Малой Азией и Лидией изгнали

ассирийцев, объединив под своей властью весь Египет и образовав XXVI династию

со столицей в Саисе.

Египетское искусство 11 – 8 вв. до н. э. представляло собой сложную картину.

Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного

строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления

страны при ее объединениях. Именно в такие периоды были произведены последние

крупные доплнения Карнака – строительство еще одного двора с портиками и

гигантским пилоном высотой в 43,5 м, шириной в 113 м и толщиной в 15 м.

Проход посередине двора был оформлен в виде монументальной колоннады с

капителями в форме открытых цветов папируса. Превосходя по масштабам

предшествующие сооружения Карнака, эти памятники не внесли ничего нового в

египетскую архитектуру. Не добавили ничего существенного в ее развитие и

царские гробницы этого периода. Найденные в Танисе гробницы фараонов XXI

династии, представляли собой небольшие склепы, устроенные рядом с храмом

прямо в песке и сложенные из каменных плит. Фараоны-эфиопы хоронились в

столице Нубии, Напате; их гробницы имели форму небольших построенных из

кирпича пирамид, отличающихся от египетских более крутым профилем.

Строительство, вновь развернувшееся во время правления саисского фараона

Псамтика I, было сосредоточено преимущественно в новой столице, Саисе, где

был заново сооружен большой храм главной богине Саиса – Нейт, в котором

устраивались теперь и царские погребения. Но эти постройки не сохранились. О

масштабах и высоком качестве убранства этого храма свидетельствует уцелевший

гигантский наос из цельного куска гранита высотой около 25 м и весом в 300

тонн, с великолепно отполированной поверхностью.

Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень

велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного

египетским народом.

[1] Гипостили-колонные залы

[2] Из аллеи сфинксов перед этим храмом

происходят сфинксы, стоящие на берегу Невы перед зданием Академии художеств.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.