бесплатно рефераты
 

Доклад: Архитектура Казахстана

Доклад: Архитектура Казахстана

Мавзолей Бабаджи-хатунИсторико-архитектурные памятники

Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и

архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания.

Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают

мавзолеи и мазары ("жилища мертвых"). Широкую известность приобрели мавзолеи

Бабаджи-хатун и Айша-биби, построенные соответственно в Х-ХI и ХI-ХII веках;

мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку;

Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир; мавзолей

Кара-хана в Таразе и др.

Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции,

декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим

совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новые виды

строительного материала: ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые плиты.

В 18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника. Один из

них, мавзолей Бабаджи-хатун выделяется простотой и монументальностью

архитектурной композиции. Его почти кубическое здание увенчано граненым

барабаном и ныне разрушенным шестнадцатиреберным коническим куполом;

плоскости стен фасадов оформлены нишами и розетками, выполненными фигурной

кладкой, а парапет главного фасада мавзолея сохранил остатки надписи на

арабском языке: "Эта гробница, называемая Абаджи-хатун. Строитель ее."

Устойчивость объемной композиции мавзолея и возведение его на каменном

фундаменте с отмосткой из плитняка способствовали хорошей сохранности

памятника.

Мавзолей Айша-биби

Жемчужиной архитектурно-строительного и декоративного искусства можно назвать

расположенный рядом мавзолей Айша-биби, и прежде всего потому, что в нем

проявились удивительная гармония и единство архитектурных мотивов, конструкции

здания и орнаментального декора. Мавзолею Айша-биби посвящено большое

количество научных и научно-популярных работ. Архитектор Т.К. Басенов называл

его "своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные

сокровища архитектуры Казахстана и который содержит ключ к пониманию

традиционных форм, принципов эволюции и сочетания отдельных орнаментальных

мотивов".

Мавзолей имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем углам

здания возвышаются массивные колонны. Система небольших ниш, малых колонок, Макет мавзолея хана Жоши

сводов, стрельчатых арок создает впечатление ажурности мавзолея, а оформление

стен и колонн терракотовой облицовочной плиткой радует глаз разнообразием

орнамента. В терракотовых узорах этого здания, в различных сочетаниях

воплотились традиционные виды орнаментального искусства древних племен

Казахстана, из которых геометрический, зооморфный и солярный мотивы уходят

своими корнями в искусство андроновских и сакских племен II-I тысячелетий до

н.э.

Предания донесли до нас и историю создания мавзолея, в котором, согласно

одной легенде, похоронена красавица-дочь известного поэта и ученого Хаким-

ата, заболевшая и внезапно скончавшаяся в ненастную осеннюю пору во время

поездки к своему жениху Кара-хану. Среди надписей на угловых колоннах здания

сохранились такие слова : "Осень, тучи.жизнь прекрасна".

Улытауский район Центрального Казахстана издавна был излюбленным местом

летовок правителей кочевых племен. В этой местности находилась ставка хана

Жошы и его сыновей. Мавзолей хана Жошы (1228-1230) находится на холмистом

берегу реки Кара-Кенгир. По своей объемной композиции - это портально-

купольное однокамерное сооружение из красного жженого кирпича. Многогранный

барабан, сферо-конический купол, стрельчатая арка ниши портала - повторение

строительных форм предыдущего караханидского времени.

Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно-художественным

качествам выделяется мавзолей Алаша-хана (ХIII в.). Благодаря строгим

пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и сдержанному

архитектурному декору здание выглядит цельным и монументально величавым, что

усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте.

Широко известно, что культовые сооружения казахов отличались большим

разнообразием. К числу оригинальных надгробных памятников относится овеянный

легендами мазар Козы Корпеш - Баян Слу и более ранний по времени Домбаул.

Таких сооружений в Казахстане немало. Эти сложенные из камня круглые

юртообразные памятники получили у казахов название "уйтас" или "дын". Своим

происхождением, как полагают ученые, они обязаны древнейшим типам

однокамерных построек с коническим или сфероидным сводом - шошала, бытовавшим

у скотоводов Казахстана еще в первобытную эпоху.

Мазар Козы Корпеш- Баян Слу - памятник архитектуры Х-ХI вв. Расположен на

берегу реки Аягуз в Семипалатинской области. Мазар, связанный с именами

героев лиро-эпической поэмы, является одним из древнейших памятников в

Казахстане, дошедших до нашего времени. Общая высота 11,65 м. Перед входом в

мавзолей были попарно установлены четыре скульптуры, изображавшие, по

народному преданию, Козы Корпеша, Баян Слу, ее младшую сестру и сноху. В 1856

году они были зарисованы Ч.Ч. Валихановым. Памятник - символ бессмертия

трагической любви юноши и девушки, высоты их человеческого духа.

Своеобразные культовые постройки распространены на западе Казахстана:

Мангыстау, Устюрте и в долине р. Эмбы, в районах, богатых месторождениями

красивых известняков-ракушечников розовых, серых и желтоватых оттенков.

Архитектор М.М. Мендикулов много лет исследовал памятники этих полупустынных

районов и по существу открыл для науки и широкой публики уникальный

заповедник традиционного строительного искусства мастеров-камнерезов

Прикаспия. Наиболее распространены здесь надгробные памятники - сагана-тамы,

кереге-тамы, кулыптасы, койтасы, уштасы и сагана.

Сагана-тамы, представляющие собой прямоугольный параллелепипед, сложенный из

крупных блоков ракушечника, получили наибольшее развитие в конце ХIХ- начале

ХХ веков. Поверхности их наружных и внутренних стен богато декорированы

рельефной и контурной резьбой, орнаментальной росписью.

Более древние истоки, уходящие к каменным изваяниям тюркского времени,

демонстрируют такие мемориальные памятники, как кулыптасы. Обычно это

каменный столб, имеющий базу в виде массивной вкопанной в землю плиты, ствол,

украшенный плоскорельефной резьбой и скульптурно обработанное навершие.

Большую группу исторических памятников этого региона Подземные пещеры

составляют подземные сооружения. Самый древний из них - мечеть Шакпак-ата,

датируемый IХ-Х вв. н.э. По размерам она чуть больше шестиканатной юрты. Стены

выложены ракушечником; колонны, поддерживающие потолок, украшены затейливым

орнаментом. В этой каменной мечети укрывался суфий Шакпак-ата со своими

учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он стал

затворником и больше не покидал свою подземную обитель.

Говоря о святынях Мангыстау нельзя не упомянуть Шеркалу. Город-крепость,

вырубленный в скале, он был известен еще в VIII-IХ веках во времена арабских

завоеваний. Гора, превращенная человеком в неприступную крепость, напоминала

льва, поэтому и вошла в историю как "город-лев".


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.