бесплатно рефераты
 

Диплом: Царское село, его архитектура

следующие четыре части.

Парадная часть заключает в себе: зал, домовую церковь, гостиную палату и

библиотеку с прилегающими к ним проходными помещениями, вестибюль, ходовыми

галереями и лестницами. Лестниц в этой части здания четыре: наружная

гранитная лестница, шириною 1.08 сажень, ведущая с улицы прямо во второй

этаж, и три внутренних: одна парадная, ведущая из вестибюля 1-го этажа во 2-

ой этаж, другая, обслуживающая все три этажа ( в третьим этаже расположена

библиотека), и, наконец, третья, ведущая со двора в церковь. Кроме лестниц

для сообщения 1-го этажа со 2-м устроен лифт.

Вторую часть здания представляет квартира ктитора собора. Квартира эта

находится частью в 1-м, частью во 2-м этажах, соединенных внутренними

лестницами: парадною и служебною; имея отдельное парадное крыльцо, квартира

эта непосредственно соединяется, как с парадными помещениями, так и с третьей

частью здания – канцелярией собора. Наконец, последняя часть здания – подвал,

заключает в себе главную кухню со служебными при ней помещениями, котельную,

калорифер и различные кладовые.

Перекрытия этажей сделаны по железным балкам. Подвал перекрыт бетонными

сводами, также как и помещение, находящееся под церковью и залом, а в

остальных помещениях между балками заведен ( ), и устроена сухая

смазка. Церковь перекрыта железобетонным сводом, опирающимся частью на

кирпичные, частью на железобетонные стены. Отопление применено водяное с

разводкой по чердаку, вентиляция как приточная, так и вытяжная с нагреванием

вводимого воздуха в калорифере, находящемся в подвале и получающем воздух из

сада. Водогрейный горизонтальный котел служит лишь для нагревания батарей

отопления, а горячая вода, проведенная по всему зданию, доставляется

отдельным вертикальным водогрейным котлом.

Главный зал трапезной перекрыт сомкнутым сводом с распалубками. Трапезная

палата двусветная, нижний ряд окон застеклен зеркальными стеклами в железных

золоченых переплетах; в верхних малых окнах переплеты деревянные, окрашенные

мастичною краскою. В трапезную выходит из библиотеки окно с деревянным

пропильным переплетом.

Весь свод покрыт орнаментальною росписью, исполненной художником Пашковым, а

стены окрашены в один тон (14).

Материалами к росписи палат послужили сохранившиеся росписи Теремных Палат

бояр Романовых в Москве, росписи церквей Ярославля, Ростова, Углича,

Романово-Борисоглебского, Феропонтова монастырей и т.д. (20,с.14).

Полы зала сделаны из щитового паркета рисунка «прямая корзина» с квадратами

по 8 вершков. Из зала дверь ведет в церковь, перекрытую сомкнутым сводом.

Алтарь церкви (полукруг в плане) перекрыт полукругом. Иконостас деревянный,

пропильный, с медянными прокладками в прорезях. Пол церкви из массивного

паркета по асфальту, в елку. Переплеты застеклены цветными стеклами. Свод

церкви покрыт росписью, а свод и стены алтаря вызолочены. В стене трапезной

палаты расположенной против церкви, находится большая арка, соединяющая зал с

комнатою, а в средней капитальной стене – дверь, ведущая в гостиную,

выходящую другою дверью на лестницу, которая ведет в 1-й и 3-й этажи (14).

«В соответствии с общей идеей постройки, возглавляющий Трапезную храм

создается в честь и славу великого носителя русского духа и стоятеля за Землю

Русскую, Преподобного Сергея Радонежского.

.все мы. мечтали о великом счастии, чтобы В.В. благославили получить из

обители Св.Сергия частицу его мощей для хранения сей великой святыни в особом

ковкоче в новом храме с каковою просьбою и обращаемся к вам». 18.11.1916 г.

Письмо Ломана в связи с окончанием оборудования церкви при Трапезной

Митрополиту Макарию. 12 декабря 1916 г. часть мощей Сергия Радонежского из

Троице-Сергиевой Лавры передана в храм Преподобного Сергея в Трапезной

(20,с.20).

Вестибюль первого этажа окружен ходовою галереею; пол его выстлан кованными

плитами ревельских ломок, так же как и пол галереи. Все своды парадных

помещений и лестниц расписаны, а стены окрашены в один тон. Двери частью

дубовые. Комнаты квартиры ктитора частью перекрыты сводами, частью плоскими

потолками с простыми карнизами. Большая часть сводов расписана. Внутренняя

лестница освещается верхним светом в виде круглого репейчатого окна,

заполненного прессованным стеклом. Стены комнат оклеены обоями, а коридоры

перекрыты цилиндрическими сводами и целиком окрашены мастичною краскою

светлых колеров. Полы из массивного паркета: в первом этаже по асфальту, а во

втором – по обрешетке. Из столовой квартиры ктитора имеется выход на террасу,

обращенную в сад. При квартире ктитора имеется собственный сад, который

отгорожен от остального внутреннего двора кирпичным забором. В главной кухне

очаг расположен посреди помещения, и дым проведен тоннелем под полом. Стены

как этой кухни, так и кухни квартиры ктитора, а также стены ванных комнат и

уборных покрыты белыми глазурованными плитками, а полы выстланы метлахскими

плитками (14).

В Трапезной палате была Палата Царская.

В ней находилось резное деревянное паникадило работы кустарей Симоновых,

санитаров поезда Ее Императорского Величества. За образец взято бронзовое

паникадило Федоровского Государева Собора и приноровлено к исполнению в

дереве (29,с.13).

В здании Трапезной палаты находилось лепное изображение в малых размерах

всего «Русского городка, что при Федоровском Государевом Соборе» (20,с.19).

В здании Трапезной палаты находилось помещение – Большая Трапезная палата,

которая по замыслу строящих должна была перенести духовное единение молящихся

на мирную повседневную жизнь.

Самое присоединение Большой Трапезной палаты к жилым хоромам ктитора собора

(где размещалась еще и Малая Трапезная палата) было сделано с той целью,

чтобы она была полна живых людей, постоянно впитывала в свои стены мечты

русских людей, а не служила бы только местом деловых и торжественных собраний

(29).

Трапезную палату можно увидеть на фот.17 (она справа), а также на фот.2 и

фот.20.

Также в здании Трапезной палаты хранилась преподнесенная 14 декабря 1910 года

царю бронзовая модель еще строившегося собора, изготовленная в Москве на

фабрике Хлебникова (3,с.33). В помещениях здания хранились собранные по всей

с Руси старинные предметы быта, искусства.

Неотъемлемой частью интерьеров были изразцовые печи. Керамические плиты для

облицовки (также, как и черепица на кровлю) были изготовлены, в основном,

художественно-керамическим производством О.О.Гельдвейна и П.К.Ваулина.

Палата получила не случайно название Трапезной, как бы указывая уже им самим

необходимость вкушения человеком хлеба насущного и плотью, и духом.

Для дома священников (офицерский госпиталь, белокаменная палата), как уже

говорилось выше, земляные работы начались 16 апреля 1914 года, был вырыт ров

под фундамент и произведена его забутовка. Дом для священников был вчерне

закончен уже летом 1914 года. Дом предназначался для настоятеля и священников

Федоровского собора: 4 квартиры по 5 комнат, кухни, людские, ванны, кладовые,

веранды и два входа. В связи с начавшейся войной его приспособили под

офицерский лазарет. В виду отсутствия чертежей первоначального проекта,

установить планировку 1 и 2 этажей можно лишь по натуре, тем более, что

здание почти не пострадало от военных действий и подвергалось незначительным

планировочным изменениям (20,с.21). По словам самого С.С.Кричинского за

образцы для дома священников приняты были палаты и терема Троице-Сергиева,

Ростова, Ростовской области и др.

Здание главным фасадом стоит по линии главного фасада Трапезной. Этот фасад,

так же как и фасад перехода, соединяющего оба эти здания, и заключающего в

себя лестницу в церковь и помещение для просфорни, облицованы тем же

старицким камнем, а дворовые фасады их с украшениями из камня, оштукатурены.

Цоколь этих зданий тоже из серого финляндского гранита также как и ступени

крылец. Покрыто здание железом в шашку, плоским фальцем. Лазарет расположен в

двух этажах. Подвальный же этаж – не жилой. Перекрыт подвал бетонными сводами

по железным балкам, а остальные перекрытия – деревянные по железным балкам.

Отопление – обыкновенными печами. В ванных комнатах поставлены обыкновенные

колонки, а в кухню и перевязочную горячая вода проведена из водогрейного

котла, помещающегося во втором этаже. Стены частью оклеены обоями, частью

выбелены или покрыты клеевыми колерами, а в перевязочной как стены, так и

потолок окрашены белою эмалевой краскою. Потолки лестницы и гостиных комнат

расписаны. Полы досчатые, во фриз, окрашены масляною краскою, в уборных и

ванных комнатах полы бетонные, а в перевязочной покрыты линолеумом (14).

Дом священников можно увидеть на фот.17 (он слева), фот.21 и фот.23.

В южной части внутреннего двора, у кирпичного забора, ограждающего

«Ктиторский сад» , расположено двухэтажное здание , предназначенное для

дьяконов собора, вмещавшее 4 квартиры по 4 комнаты, кухни и два входа. Здание

было заложено весной 1914 года, к концу 1914 года оно вчерне было построено

(21),(20). По словам С.С.Крического образцы для дома дьяконов были приняты те

же, что и для дома священников. Цоколь его облицован ревельскими плитами; из

таких же ступеней сложены крыльца и лестницы этого здания. Гладкие стены

фасада оштукатурены, а колонны арки, обработка окон и дверей вырублены из

старицкого камня. Полы первого этажа настланы по железным балкам, между

которыми набиты бетонные своды, а во втором этаже между балок заведен подбор.

В ванных комнатах и уборных полы бетонные. Отопление печами. Потолки большею

частью плоские, но в некоторых помещениях имеются цилиндрические своды.

Покрыто здание железом в шашку, с плоским фальцем. Все здания снабжены

водопроводом и присоединены к городской канализации. Освещаются здания

электричеством (14).

Архитектурное решение дома дьяконов, с лоджиями на углу, декоративными арками

с «гирьками» и «дыньками» придавало ему живописные черты, характерные для

древнерусских сооружений. Гладкие стены фасадов были оштукатурены и окрашены

в розовый цвет (21).

Однако в фондах ГГИА находим:

«Снаружи стены предполагается оштукатурить и покрасить разными тонами,

местами в руст и в шашку по типу раскраски ростовских и костромских зданий»

(37).

Однако самим дьяконам здесь жить не пришлось, с началом войны, когда возник

госпиталь для раненых воинов и был организован специальный санитарный поезд,

а также увеличен обслуживающий персонал, то дом для дьяконов был использован

для канцелярии и нужд лазарета, а для дьяконов были сняты квартиры на

Магазейной улице Царского Села (21).

С.С.Кричинский в пояснительной записке к проекту писал: «для зданий надворных

и служб взяты мотивы из Псковско-Новгородской архитектуры ХVI века и отчасти

палаты Ростова (20,с.5-6).

Дом причетчиков (солдатский госпиталь; желтая палата) – первое здание с

которого началось строительство городка, закладка состоялась 25 сентября 1913

года, вчерне здание было готово к лету 1914 года (1). Предназначалось для

квартир причетчиков собора, и одна квартира предназначалась для чиновника

(регента хора). Каждая квартира имела по 3 комнаты, переднюю, кухню, ванную,

клозет, кладовую (20).

В связи с организацией лазарета на территории городка, здание было отдано под

лазарет для нижних чинов. Здание находится на противоположной стороне двора,

и выходит главным фасадом на так называемую офицерскую дорожку, ведущую от

казарм собственного Его Величества сводного пехотного полка к

Александровскому дворцу. Это тоже двухэтажное здание на жилом подвале. Цоколь

путиловский, стены оштукатурены и окрашены. Покрыт этот лазарет тоже железным

плоским фальцем. В подвале находится кухня, гладильная и другие служебные

помещения. Стены кухни облицованы белыми глазурованными плитками, а печи

подвала выстланы метлахскими плитками. Остальная внутренняя отделка та же,

что и в офицерском лазарете, отсутствует лишь роспись. Горячая вода проведена

в перевязочную из уборной, где стоит вертикальный водогрейный котел. Полы в

вестибюле и уборной выстланы путиловской плиткой, в остальных же помещениях

досчатые, покрытые линолеумом. В первом этаже помещения перекрыты

цилиндрическими и сомкнутыми сводами по системе Рабитца; таким же образом

перекрыт и вестибюль. Все лестницы (парадная, служебная и наружная) уложены

из путиловских ступеней, а площадки их выстланы такими же аршинниками (14).

Дом причетчиков можно увидеть на фот.18.

Фот.18 Дом причетчиков.

(«Желтая палата»), 1999 г.

Дом для нижних чинов, состоящих при церкви и квартира старшему (здания для

низших служащих лазарета, башня Есенина; розовая башня, метеостанция). Во

время Первой мировой войны здесь жили низшие служащие лазаретов. Это здание с

одной стороны примыкает к службам. Здание частью одноэтажное, а частью

двухэтажное с мансардой и башнею. Отделка его простая; полы досчатые,

крашеные. Лестница перекрыта железобетонным сводом и сложена из ревельских

ступеней. Отопление печами, вентиляция обыкновенная. Снаружи здание

оштукатурено, а цоколь облицован рваным камнем. Одноэтажная часть покрыта

дранкой старинного рисунка, а остальное здание – прямым фальцем (14).

Фасад здания обращенный на восток, непосредственно примыкает к каменной

ограде, заканчивающейся на Северном углу башней.

Этот дом приобретает интерес, как связанный с биографией поэтов Сергея

Есенина, Клюева, актера Сладкопевцева, художников Коровина и Нарбута (21).

Жизни Сергея Есенина в Федоровском городке посвящена отдельная глава, сам

С.Есенин жил в одноэтажной части здания, поэтому сложившееся название «башня

Есенина» беспочвенно.

Отдельный дом для низших и высших служащих, как то: вахтера или смотрителя

зданий, дворников, сторожей и пр. представляет собой одноэтажные невзрачные

каменные служебные постройки, расположенные вдоль наружной стены, ограждающие

городок с северной стороны и фланкируемые на углах башнями. Во время

строительства ансамбля, эти постройки временно использовались для столярных

мастерских, изготовлявших мебель для Федоровского городка (20,с.95).

Здания бани и прачечной соединены с лазаретом нижних чинов стеной с воротами,

ведущими во двор при Федоровском соборе. В одноэтажной на подвале части этого

здания находится прачечная, состоящая из двух комнат, перекрытых бетонными

сводами по железным балкам (так же перекрыт и подвал). Пол и стены прачечной

выложены английским плитками, стены белыми глазурованными с цветным фризом. В

первой комнате стоит центрифуга, лохани для ручной стирки, бучильники и баки

для полоскания, а вторая комната разделена стеклянною перегородкою на две

части: в одной, соединенной с первою комнатою, установлена стиральная машина,

а в другой, имеющей вход с лестницы, установлен голандер. Лестница ведет на

чердак, где устроена сушилка с 6 кулисами. Потолок и стены сушилки обшиты

деревом и окрашены масляной краской; пол выложен плитками. Котельная

находится в подвале под прачечной. В ней установлен горизонтальный

водогрейный котел, дающий горячую воду для прачечной и бани, и вертикальный

стребелевский паровой котел, отапливающий

Фот.19 Ворота между домом священников

и Северной угловой Башней.

все помещения этого здания. Приток свежего воздуха в сушилку, а равно и

удаление пара от прачечной, даются электрическими вентиляторами. Баня

расположена в двух этажах, а имеющийся третий (мансардный) предполагается

впоследствии занять водолечебницей. В первом этаже находятся раздевальня,

мыльная и парильная для нижних чинов, а во втором – две отдельные бани,

состоящая каждая из раздевальни, мыльной и парильной. Как при бане первого

этажа, так и при обеих банях второго этажа имеются уборные. Во всех банях

имеются души, а во втором этаже и две ванны. Полы везде асфальтовые, стены в

раздевальне и проходах окрашены мастичной краской, а в остальных помещениях

облицованы наливными гончарными плитками. Такими же плитками облицованы и

каменки. В парильных бетонные своды оставлены открытыми и лишь окрашены, как

и балки, мастичной краской, а раздевальных и мыльных устроены цилиндрические

цементные своды по системе Рабитца.

Фот.20 Трапезная палата и ворота в

«Ктиторский сад». 1999 г.

Такие же своды сделаны и на лестницах. Вентиляция обыкновенная вытяжная с

подогревателями. Снаружи фасады оштукатурены и выбелены, покрыто же это

здание железом. Цоколь из рваных камней, вынутых на месте построек при

отрывке рвов под фундаменты. (14).

Далее вдоль офицерской дорожки идут службы, гаражи, конюшня и сараи. Это все

одноэтажные здания, крытые железом, оштукатуренные, и на таком же цоколе, как

и здание бани и прачечной (14). Как отмечалось выше к службам примыкает

здание для низших служащих лазаретов.

С западной стороны, обращенной к собору, к югу от Трапезной палаты,

расположены ворота, выделяются они своим декоративным резным в камне

завершением, ведущие в «Ктиторский» сад.

Главные ворота для въезда во двор, монументальные по размерам и лаконичные по

формам, находятся между Трапезной и Белокаменными палатами, соединяя их

внутренним переходом. Наибольший художественный интерес представляют ворота,

стоящие между Белокаменной палатой и Северной угловой Башней вблизи пруда, и

привлекающие внимание своей богатой декоративной резьбой по камню,

выполненной по мотивам, заимствованным из декора архитектуры города Юрьева-

Польского. Наконец, ведущие во двор с восточной стороны, между «солдатским

лазаретом» и «баней» имели чисто служебное назначение и никаких элементов

убранства не несли. Ворота домов можно увидеть на фот.17,18,19,20.

Большую роль в силуэте Федоровского городка играли 6 башен на углах

«крепостной» стены, окружающей «кремль». Первые две круглые, низкие, увенчаны

зубцами и были покрыты шатрами из теса. Особенно живописна южная башня,

напоминающая башни Ново-Девичьего монастыря в Москве. Угловые башни –

двухэтажные, крытые и граненые, завершены шатрами и использовались как

сторожки (21).

Из построек, сооруженных по проекту С.С.Кричинского, не сохранилась так

называемая избушка сторожа. Вот как сам С.С.Кричинский описывает ее:

«Невдалеке от описанных зданий, ближе к собору, как раз напротив него,

поставлена избушка сторожа. Срублена она в духе северных построек из толстых

пятивершковых бревен, рубленых с остатком, и покрыта тесовою крышею; в ней

помещался один из служащих собора. Как и прочие дома освещается

электричеством, снабжена водопроводом и присоединена к канализации» (14).

Рядом с Федоровским городком был построен фонарь (фот.21). В статье

Крашенинникова находим, что архитектору Максимову был заказан фонарь «в виде

звонницы» для установки у Федоровского собора, ссылка дана на фонды ЦГИА. К

сожалению не удалось посмотреть этот фонд, поэтому нет точных данных,

подтверждающих, что речь идет именно об этом сооружении (13,с.54).

Фот.21 Фонарь «в виде звонницы» рядом с Федоровским

городком и Федоровским собором. 1999 г.

Городок строился для того, чтобы в зрительном образе восстановить

православную монархическую идею. Здесь Царская семья готовилась возвратиться

к государственному идеалу Святой Руси, где царь не отделен от народа, не

возвышен сословной лестницей, а является его единокровным отцом, Царем-

батюшкой.

4.2. Городок в годы Первой Мировой войны.

Начало Первой Мировой войны вызвало в России взрыв патриотических чувств.

Состоятельные благотворители открывали на свои личные средства целые

госпитали, снаряжали военно-санитарные поезда.

Особенно много лазаретов было сосредоточено в Петрограде и его окрестностях.

Среди последних особое место занимало Царское Село, в котором находилась

резиденция последней царской семьи, и ряд лазаретов непосредственно

подчинялся ее членам, в них все важные вопросы решала сама Императрица

Александра Федоровна. Она не только следила за содержанием и лечением

больных, но и ассистировала в качестве хирургической сестры (и это не было

саморекламой, это была повседневная работа и истинно христианская забота об

облегчении страданий ближнего). Вместе с ней трудились и ее старшие дочери

(33,с.666).

Императрица и ее старшие дочери Великие княжны Ольга Николаевна и Татьяна

Николаевна закончили «краткосрочные курсы по уходу за больными и ранеными

воинами», им были вручены «свидетельства об окончании курсов сестер

милосердия военного времени» (27). Свидетельство, выданное Великой Княжне

Ольге Николаевне, о присвоении ей звания сестры милосердия 6 ноября 1914 г.

на фот.22, в правом верхнем углу. Анна Вырубова в своих воспоминаниях пишет,

что после получения свидетельств «Императрица была очень довольна;

возвращаясь обратно в моторе, она радовалась и весело разговаривала»(36).

Обучались и работали Императрица и старшие дочери под руководством женщины-

врача В.И.Гедройц.

Уже в апреле 1915 года под покровительством Императрицы и ее детей состояло

39 лазаретов, в которых находились на излечении около 250 офицеров и 1670

нижних чинов (33).

Фот.22 Открытка, билет и вывеска лазарета Великих

княжон Марии Николаевны и Анастасии Николаевны (слева).

Свидетельство, выданное Великой княжне Ольге Николаевне,

о присвоении ей звания сестры милосердия 6 ноября 1914 г.

(в верхнем правом углу). Лазарет Великих княжон Марии Ни-

колаевны и Анастасии Николаевны. Федоровский городок

(в нижнем правом углу).

Анна Вырубова пишет: «Переехали в Царское Село, где государыня организовала

особый эвакуационный пункт, в который входило около 85 лазаретов в Царском,

Павловске, Петергофе, Луге, Саблине и др. местах. Обслуживали эти лазареты

около 20 санитарных поездов ее имени и имени детей» (36,с.248).

Из дневника В.И.Гедройц, которая в 1914 году стала лейб-медиком

царскосельского госпиталя (Царица и Великие княжны там работали сестрами

милосердия):

«Так, с первых же дней (войны – И.Р.) началась подготовка санитарных поездов

имени Императрицы и Великих княжон, которые должны были приводить раненых

прямым маршрутом в Царское с позиций. Поезда эти обставлены просто, но

снабжены всем необходимым; благодаря быстрой и целесообразной доставке

раненых для операций спасли жизнь не одному из этих страдальцев.

Все придворные автомобили и экипажи были отданы для перевозки раненых <.>

цветы из оранжерей, сладкое придворных кондитеров – все это направлялось в

лазареты для раненых. Казалось, чугунная решетка Александровского дворца

раскрылась и народное дыхание обожгло душу ее обитателей.

И ежедневно черное ландо

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.