бесплатно рефераты
 

Архитектура мостов

сохранилось около 30 каменных мостов, из которых в самом Риме 6, и 30

акведуков. Первый каменный мост был построен в 127 году до н.э. и

располагался в центре города у подножия Палатинского холма.

Для мостов Рима и его провинций характерно симметричное построение

композиции фасада с нечетным числом пролетов. Центральная часть проезжего

полотна горизонтальна, ось симметрии часто

отмечена аттиком (невысокая декоративная стенка, располагаемая

обычно над аркадой), уклоны обоих въездов симметричны. Крайние

арки меньше средних. На одном из съездов могла располагаться триумфальная

арка - характерный элемент в композиции римских мостов. Над опорами

располагались дополнительные отверстия, которые служили для пропуска воды в

паводок и одновременно облегчали вес конструкции. Таков, например, мост

Фабриция в Риме, построенный в середине 1 века до н.э. Подобные отверстия

появлялись как чисто функциональный элемент. Однако в раде случаев они

становятся частью декора, например на мосту через р.Мареччия в Риминии

построенном в 20 г. до н.э.

Своды мостов имели полуциркульное очертание, стрела подъема их арок

равнялась половине пролета.

Принцип наибольшей экономичности и максимальной рациональности,

свойственный римским строителям, проявился в выборе материала. Внешний слой

некоторых мостов выложен из прочного и дорогого материала - травертина,

внутренние ряды - из более дешевого- туфа. Этот прием использован,

например, при строительстве моста Адриана в Риме ( современное название

мост Ангела). Кладка его

сводов из блоков без раствора характерны для большинства каменных мостов,

таких как мост через р.Мареччия в Риминии, мосты Фабриция и Цестия на

острове Эскулапа в Риме.

Вместе с тем римские строители постоянно стремились упростить и удешевить

возведение каменных сводов. Первый практический вывод, сделанный ими из

соображения экономии, состоит в том,

что они возводили в опалубке только верхнюю часть кладки свода, используя в

качестве опоры для кружал выступы, сделанные в кладке нижних частей свода.

Это сделано в Гардском акведуке, на мосту Фабриция и др.

Затем римляне стали упрощать конструкции верхней части арок. В результате

каменная кладка сводов представляет собой ряд узких арочек, соприкасающихся

друг с другом, но никаким способом не связанных; свод как бы разрезан на

отдельные самостоятельные звенья, соприкасающиеся между собой. Такой прием

применен в Гардском акведуке и некоторых других мостах. Отсутствие

перевязи в подобной кладке вполне оправдано, так как для поддержания ее в

процессе строительства достаточно двух кружал по торцам свода и под каждым

швом двух смежных арочек по одному кружалу. Нет необходимости применять

сплошной настил. Каждый камень перекрывает расстояние между двумя кружалами

и непосредственно опирается на них (рис. 10 а).

5. Особенности архитектуры средневековья

В период средневековья в искусстве и в частности в архитектуре

господствовало два художественных стиля: ХI-XIII в.в. романский, возникший

на основе соединения древнеримского строительного

искусства с культурой народов западной Европы и готический ХIII-ХУ в.в.),

отразивший мировоззрение развитого средневековья и связанный с возрастанием

экономической и политической значимости городов. Стилистические изменения

во всей средневековой архитектуре прежде всего определялись изменениями,

происходившими в архитектуре больших городских соборов. С

совершенствованием конструктивной схемы этих сооружений самым тесным

образом связано развитие романского стиля в готический.

Основной тип христианского собора - трехнефная базилика -сформировался

приблизительно в XI веке. Распор от центрального свода частично

воспринимался цилиндрическими сводами боковых нефов, но основное усилие

передавалось на стены. Возрастание пролета среднего нефа требовало

массивной стены, способной воспринять значительные усилия от большого

цилиндрического свода.

Такая конструкция накладывала свой отпечаток на архитектуру романских

соборов. Они отличались суровым обликом, строгостью и геометричностью форм,

ограниченностью декоративного убранства.

Стремление облегчить конструкцию постепенно привело средневековых

строителей к идее замены цилиндрического свода на крестовый. Смысл этого

шага состоял в том, что, в отличие от цилиндрического свода, который мог

опираться только на стены и передавал распор на все сооружения крестовый

свод не требовал массивной стены, усилие от него могло восприниматься в

отдельных точках. Перекрытие нефа осуществлялось за счет соединения сводов

друг с другом по продольной оси сбора. Появилась возможность опереть

крестовый свод на колонны, а распор воспринять за счет контрофорсов и

системы специальных конструкций, называвшихся аркбутаны 3. В результате к

середине ХIV в. сформировалась оригинальная конструктивная система,

послужившая

основной для готического стиля в архитектуре и представлявшая по существу

каменный каркас. Одновременно с формированием новой конструктивной системы

менялся облик средневековых соборов. Отпала необходимость в массивных

стенах. Они сменились системой опор, между которыми расположились оконные

проемы. Стены между опорами перестали восприниматься как несущие элементы,

их стали покрывать декоративной резьбой. Общая композиция соборов получила

вертикальное направление.

Развитие мостостроения в Х1-Х1У в в. находилось в прямой зависимости от

уровня экономического и политического развития Европейских государств этого

периода. В первую половину средних веков натуральное хозяйство феодального

общества не нуждалось в увеличении сети путей сообщения. Кроме того,

финансовое состояние мелких государств не могло позволить им осуществление

таких сложных предприятий, как сооружение больших мостов. Прогресс в

мостостроении был связан с общим подъемом строительного искусства,

вызванного совершенствованием приемов каменной кладки и применением

раствора в качестве материала для распределения давления по всей

поверхности каменного блока. Существенное влияние на совершенствование

конструкций оказали ограниченность в средствах и сложности в

транспортировке материалов. По форме арок все построенные в средние века

мосты могут быть разделены на две категории. Первая - мосты с

полуциркульными и круговыми арками, построенные преимущественно по римским

образцам. Вторая - мосты со стрельчатыми арками, появившиеся в Европе в ХШ

веке. Форма этих арок была заимствована из восточной (Персия, Иран, Сирия)

архитектуры и завезена в Центральную и Южную Европу крестоносцами. Широкое

применение стрельчатых оводов в мостостроении на было продолжительным. В

дальнейшей практике стрельчатое очертание сводов не получило

распространения, так как при незначительных нагрузках оно конструктивно

невыгодно и неоправданно увеличивает высоту моста. Уже в конце

средневековья обозначился резкий поворот к пологим очертаниям, как более

прогрессивному типу, допускающему устройство низких и плавных въездов на

мосты. Достигнутый в середине века предельный размер пролетов каменных

мостов долго оставался непревзойденным. Во Франции в Х1У в. было построено

несколько больших мостов со сводами, очерченными по кругу: в Сере - с

пролетом 45,5м; в Туроне -49 м; в Вьей Бриуд - 54 м. Постоянные распри и

междоусобные феодальные войны привели к тому, что мосты рассматривались как

стратегически важные укрепленные пункты. Они отроились с крепостными

башнями, воротами и зубцами на парапетах. Характерным примером сооружений

подобного типа является полностью сохранившийся мост на реке Лот в

Кагоре.Он построен в ХШ в, и включает целую систему крепостных

сооружений. Надстройки в виде крепостных башен получили многие

древнеримские мосты. Примером может служить мост Наментано, построенный во

времена Римской Республики и получивший в средневековье крепостную башню с

зубцами.

Другим типом моста, который зародился в период зрелого средневековья, т.е.

в конце ХП-ХШ в в., и получил самое широкое распространение, является мост-

улица. Представление об этих сооружениях дает сохранившийся до наших дней

Поите Веккио на р. Арно во Флоренции. Появление мостов такого типа

объясняется теснотой средневековых городов, ограниченных крепостным

стенами. Необходимость их роста привела к тому, что мосты стали

застраиваться. Кроме того они были весьма оживленными местами в городе,

здесь возникали ремесленные и торговые помещения. Подобные появляются во

всех наиболее развитых средневековых городах.

Другую большую группу мостов составляют крытые деревянные мосты. Одним из

самых древних среди них является сохранившийся до наших дней мост

Капеленбрюкке в Люцерне, построенный в пер-

[pic]

вой половине XIY в. (рис. 3).

Конструктивно мост представляет собой разновидность ригельно-подкосной

системы на деревянных свайных опорах. Ограждение моста - глухие деревянные

парапеты. В середине каждого пролета и над опорами установлены вертикальные

брусья, которые поддерживают крышу. Мост обладает веема характерными

чертами средневековых мостов. Он укреплен, у въезда располагается каменная

крепостная башня, план моста сильно изломан. Общая композиция средневековых

мостов, как правило, не отличалась целостностью. Это объясняется тем, что

строительные и финансовые возможности средневековых городов были

ограничены, строительство велось очень долго, иногда больше ста лет, часто

к полуразрушенным римским или ранним средневековым мостам пристраивались

новые пролеты. Сложный изломанный план, крутые съезды, крепостные башни,

ворота и другие постройки, разнообразная величина и форма арочных пролетов

придавали средневековым местам своеобразный живописный характер.

Декоративная отделка на таких мостах отсутствовала либо была крайне

сдержанна.

Готика как стиль проявлялась в архитектуре мостов лишь в период позднего

средневековья - конец XIY начало ХУ в в., при этом украшались, как правило,

расположенные на мостах башни часовни и другие постройки. Например, на

мосту через р.Влтава в Праге, построенном в Х1У в., въездные оборонные

башни покрыты орнаментом и скульптурными украшениями из камня.

6. Особенности архитектуры эпохи Возрождения

Архитектура Италии ХУ-ХУ1 в в. - составная часть культурного наследия эпохи

Ренессанса. Понятие это чрезвычайно емкое и включает в себя общественно-

политическое и культурное движение, начавшееся в Италии в ПУ в. и

затронувшее самые разнообразные сферы человеческой деятельности.

Во всех своих проявлениях культура Ренессанса опирается прежде всего на

новое для того времени жизнеутверждающее мировоззрение. На процесс

архитектурного формообразования в этот период

решающее влияние оказали новые эстетические идеалы. Объясняется это тем,

что эпоха Возрождения выдвинула философскую концепцию, в основе которой

лежали гуманистические принципы. Эта концепция противостояла средневековому

мировоззрению во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в

архитектуре, что привело к программному отказу от старых архитектурных форм

и обращению к гуманистической, по мнению зодчих того времени, архитектуре

древней античности. На выбор объекта для подражания и вдохновения основное

влияние оказало общее настроение умов. Мыслители Возрождения, отворачиваясь

от средневековья, видели воплощение своего идеала в античном мире. Античная

государственность, философия, искусство, наконец, человек античного мира -

все это представлялось несправедливо забытыми ценностями.

В поисках идеальных форм архитектура обращается ко времени Древнего Рима. В

Италии существовали самые благоприятные условия. Именно здесь сохранилось

большое количество сооружений времен Римской империи. Их изучали

архитекторы эпохи Возрождения. Можно даже сказать, что античная традиция в

архитектуре Италии не угасала, поскольку проявления ее можно встретить в

некоторых строительных приемах и архитектурных формах периода

средневековья.

Началом эпохи Возрождения в архитектуре считается 1436 г., когда архитектор

Филиппе Брунеллески закончил строительство купола собора Санта Мария Дель

Фьере во Флоренции. Вскоре после этого собора он построил на площади

Аннуциаты во Флоренции детский приют с арочной галереей на колоннах.

Влияние этого произведения можно проследить даже в современных постройках.

Среди

итальянских архитекторов ХIV-ХV в в. особо следует отметить Леона Батиста

Альберта и Андреа Палладио, которые помимо выдающихся построек, оставили

после себя известные теоретические труды. Мастером, хронологически

замыкающим эпоху Возрождения в Италии, является Микельанджело Буонарроти,

он же - первый архитектор нового архитектурного стиля - барокко. К наиболее

значительным работам Микельанджело относится завершение собора св. Петра и

площади Капитолия в Риме.

Период с начала ХY в. до середины ХYI в. отмечен существенным прогрессом в

строительстве мостов. Как уже отмечалось, мостостроители Возрождения

большое внимание уделяли изучению античных памятников и часто подражали в

своих архитектурных сооружениях римлянам. Так, Андреа Палладио мост через

р.Бакильоне в Виченце поставил на уцелевших римских фундаментах. Это

сохранило

общее композиционное построение и позволило воссоздать облик античного

моста. Сохранились описания конструкций и обмеры древнеримских мостов,

выполненные Л.Б. Альберта и А.Палладио. В это время наряду с изучением

античного наследия появились первые со времен Римской империи попытки

обобщить накопленный опыт и дать рекомендации относительно способов

строительства, выбора места для размещения мостов в городе и приемов их

архитектурного решения. А.Палладио указывает, что "мосты будут удобными,

если они не возвышаются над остальной дорогой, а если и возвышаются, то

подъем на них легкий, и если место, избранное для их сооружения, окажется

особенно удобным для всей области или для всего города в зависимости от

того, где строятся мосты, внутри ли городских стен иди вне пределов их.

Поэтому нужно избрать такое местоположение, которое легко доступно со всех

сторон..."

Совершенствуется конструкция каменных мостов: появляются пологие оводы

кругового и коробового очертания, достигающие значительного совершенства в

соотношении размеров стрелы арки, толщины свода и величины пролета. Так,

соотношение толщины свода к величине пролета в проекте моста в Биченце

составляет 1/12. Коробовые своды имеет один из самых известных мостов

французского

Возрождения - Новый Мост в Париже, построенный Адруэном де Серсо в 1604 г.

(рис.19). Мост пересекает стрелку острова Сите и состоит из двух частей,

оси которых не являются точным продолжением одна другой. Южная часть моста

имеет 5 пролетов, северная - 7. В своей средней части Новый Мост опирается

на два островка Европейский и Патриарший, где несколько позднее была

сооружена площадь с конным памятником основателю моста французскому королю

Генриху IV.

В разбивке пролетов отразилось характерное для эстетики Возрождения

стремление к симметрии. Каждая часть моста имеет четное количество опор и

центральную арку наибольшего пролета,

подчеркивающую главную ось композиции.

В ХУ в. начинают возводиться мосты со сводами пологого очертания.

Применение таких сводов стимулировалось изменившимися требованиями к

условиям движения. Соображения обороны постепенно отступили на второй план.

Развитие торговли и оживленная момент, когда в основных стилеобразупцих

сооружениях (дворцы, соборы, виллы) формальная и пространственная стороны

архитектуры начинают развиваться самостоятельно, вне связи с развитием

конструкций. Период этот приблизительно совпадал по времени с началом

разделения обязанностей инженера и архитектора, которые совмещались ранее в

одном лице. Окончательное "отделение" конструкций от облика сооружения

произошло в эпоху .классицизма. Этот стиль развивался в основном под

влиянием изменения эстетических взглядов эпохи. Подобное положение не

мешало успешному развитию конструкций, которые в середине XIX в. претерпели

особенно серьезные изменения, вызванные началом применения металла.

На смену стилю эпохи Возрождения в Италии в конце ХVI в. пришел стиль

барокко. Его характерными чертами явилось стремление к динамичным

композициям и пышному архитектурному декору.

Наиболее известным произведением итальянского барокко можно назвать площадь

перед Собором Св. Петра в Риме, созданную архитектором Лоренцо Бернини.

Несколько позднее барокко зарождается во Франции, но не получает здесь

широкого распространения. Начиная с середины ХУП в., во Франции

господствующим стилем становится классицизм, который с конца ХУШ в. широко

распространяется в России. Многие отечественные постройки этой эпохи стоят

в одном ряду с выдающимися памятниками мировой архитектура. Среди них

Дворцовая площадь (архитектор К.И. Росси), Казанский собор (архитектор

А.Н.Воронихин), здание Биржи (архитектор Тома де Томон) в Ленинграде и др.

Внешними признаками классицизма являются строгость пропорций, колонные

портики на фасаде зданий, симметрия, подчеркнутая парадность и

монументальность архитектурных ансамблей. Классицизм наиболее ярко выражал

в архитектуре идеологию сильной абсолютной монархии, поэтому он получил

столь большое развитие в королевской Франции и в царской России. Ярким

примером ранней барочной архитектуры является мост Санто-Тринито (мост

Троицы) во Флоренции, черты более зрелого стиля проявляются в архитектуре

моста Вздохов в Венеции. Мост во Флоренции представляет промеежуточную

степень между архитектурой Возрождения и барокко. Построение его общей

композиции и разбивка на пролеты характерны для эпохи Ренессанса, но в

деталях: сильно профилированном архивольте арок, далеко выступающим над

плоскостью тимпанов; резко выделенном карнизе и парапете моста проявилась

уже эстетика барокко. Барочный характер имеет и картуш, расположенный в

середине кавдого пролета над замковым камнем, и аллегорические фигуры

времен года у входа на мост.

Мост Вздохов построен в Венеции в 1605 г. архитектором А.Контино . Он

включает в себя большое количество форм, характерных для архитектуры

барокко. Прежде всего это дуговой фронтон с рельефами в центре и сильно

профилированными архивольтами, затем расположенные на фронтоне волюты -

наиболее распространенная форма в барочной архитектуре. Маскароны на

архиволь-

те арки, колонки и картуши прядают композиции моста повышенную

динамичность, что еще раз свидетельствует о барочном характере сооружения.

Несколько позже детали моста были широко использованы при строительстве

множества мелких мостиков на каналах Венеции.

Мастера этого периода часто украшали мосты скульптурой. Именно в это время

Лоренцо Бернини поставил статуи на мосту св. Ангела в Риме, а Барталомео

Аманти - на мосту Троицы во Флоренции.

7. Особенности архитектуры эпохи классицизма.

С середины ХVI в. лидерство в области мостостроения захватила Франция. В

1651 г. в Париже был построен мост Понт де ла Турнель, который заменил

существовавший ранее деревянный, и мост

Короля, один из авторов которого - известный архитектор Габриэль. По

конструкциям и методам строительства мост Короля стал важным этапом в

развитии мостостроения. Он имел пять пролетов

размером от 20,5 до 23,5 м, перекрытых коробовой аркой пологого очертания,

отношение подъема арки к пролету равно 1:3, толщина свода в замке главного

пролета составляет 1/6 его длины, ширина

опор моста 4,5 м. Ширина его проезжей части 16,9-м, что несколько уже

ширины проезжей части мостов, построенных ранее, однако всякие постройки на

мосту отсутствовали и вся его ширина использовалась исключительно для

пропуска движения. Для удобства поворотов на набережные с середины крайних

пролетов отходят тромпы (выступающие своды), обеспечивающие расширение

проезжей части моста перед съездом на набережную. Строительство его

выполнялось с большой тщательностью. Особое внимание было уделено

возведению свайного основания опор, которое выполнялось за перемычкой с

принудительным водоотливом. К концу ХУП в. во Франции ускорился процесс

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.