бесплатно рефераты
 

Архитектура: Ле Корбюзье

Архитектура: Ле Корбюзье

Ле Корбюзье

Богрянцев П.А., V курс

1998 г.

- 1 -

«Эстетика инженера и эстетика архитектора связаны

единством, но первая из них переживает бурный расцвет, а вторая

мучительно деградирует»

«Мои искания, так же как и мои чувства, сводятся к одному,

к главному в жизни—к поэзии»

Jle Корбюзье.(«К архитектуре»)

В стремлении добиться нового расцвета эстетики архитектуры и в

поэтизации этой важнейшей сферы человеческой деятельности — ключ к

раскрытию творчества Ле Корбюзье — великого мастера, жизнь которого

связала два века в истории современной архитектуры.

Конец XIX века знаменовался небывалым размахом строительства,

огромными достижениями в науке и технике. Возникают новые смелые

конструкции, применяются новые строительные материалы, новая

строительная технология. И наряду с этим обнаруживалась

несостоятельность традиционных эстетических концепций в искусстве

архитектуры. В архитектурной среде происходило расслоение: одни

старались осмыслить новые возможности, другие вопреки конструктивной

логике пытались спрятать новые конструкции за ложной декорацией

обветшалых архитектурных стилей.

«В семнадцать лет мне посчастливилось встретить человека без

предрассудков, который поручил мне постройку своего дома. И в

возрасте от 17 до 18 лет я построил этот дом с великим старанием и

целой кучей волнующих происшествий. Этот дом, по всей вероятности,

ужасен»

Дом этот был первым и последним в творчестве Ле Корбюзье,

выстроенным в духе декоративного стиля 900-х годов модерн.Ле Корбюзье

в 19 лет навсегда перевернул в своем творчестве эту страницу в

истории архитектуры, чтобы никогда больше к ней не возвращаться.

«Но с тех пор я убедился, что дом строится из материалов, рабочими,

по разработанному плану и разрезу и это определяет успех или неуспех

произведения», — выводит для себя свой первый неизменный постулат

будущий архитектор-новатор. Так, уже в начале века он задумывается о

необходимости искать новые пути в архитектуре. Молодой Жаннере

отказывается от канонических приемов и готовых рецептов,

преподносимых в архитектурных школах, от понятия о «великом

вдохновении свыше», не имеющем отношения к реальности.

И в первом своем здании Ле Корбюзье уже искал эстетического

единства назначения и формы, стремился поэтически осмыслить и

органически включить архитектуру в окружающую природу.

«Жилище — это возможность свободно двигаться... отдыхать,

погружаться в раздумье; возможность испытывать или вызывать

присутствие среды: солнце — хозяин всего живого, движение воздушных

струй, чарующее глаз и несущее душевное равновесие, зрелище трав,

цветов, деревьев, неба, пространства».

СЕРИЙНОЕ ДОМОСТРОЕНИЕ

«Начинается великая эпоха. Возникают новые веяния. Индустрия,

нахлынувшая, словно бурный поток, принесла с собой новые орудия, при-

способленные к этой новой эпохе и порожденные новыми веяниями.

Закон экономии властно управляет нашими действиями и мыслями.

Проблема дома — это проблема эпохи. От нее ныне зависит социальное

равновесие. Первая задача архитектуры в эпоху обновления — произвести

переоценку ценностей, переоценку составных элементов дома. Серия

основана на анализе и эксперименте. Тяжелая индустрия должна заняться

разработкой и массовым производством типовых элементов дома.

Надо повсеместно внедрить дух серийности, серийного домостроения,

утвердить понятие дома как промышленного изделия массового

производства, вызвать стремление жить в таком доме.

- 2 -

Если мы вырвем из своего сердца и разума застывшее понятие дома и

рассмотрим вопрос с критической и объективной точки зрения, мы придем

к дому-машине, промышленному изделию, здоровому (и в моральном

отношении) и прекрасному, как прекрасны рабочие инструменты, что

неразлучны с нашей жизнью.

Дом будет исполнен той одухотворенной красоты, которую человек-

творец способен сообщить всякому простому и необходимому орудию

труда.»

« Дом - это машина для жилья.»

(Из книги «К архитектуре»)

В 1914 году Ле Корбюзье создает проект сборных серийных домов,

названный им «Домино» (первая в истории архитектуры идея каркасного

дома для серийного производства). Проект не был реализован и получил

признание лишь в 1929 году.

...Строгий интерьер студии в Порт-Молиторе отражает характер ее

автора и хозяина. Здесь просторно, удобно работать и тихо, как в

музее. И как в музее, можно увидеть лишь те вещи, которые достойны

созерцания и, очевидно, дороги владельцу. Произведения его друзей

Пабло Пикассо, Анри Лорана, Фернана Леже.

С последним Ле Корбюзье связала особенно глубокая дружба. Оба

художника во многом схожи не только взглядами на искусство, но и

своим мироощущением, отношением к жизни. Оба они — из семьи

тружеников, оба самородки я даже самоучки, обязанные всем достигнутым

только самим себе, своему таланту.

Начиная с 1922 года Ле Корбюзье строит несколько небольших

сооружений в окрестностях Парижа в совершенно новом стиле по

пластике, композиции и форме. Это небольшие дома-виллы, мастерские

для ближайших друзей-художников: живописца Амедея Озанфана в Париже,

скульптора Жака Липшица в Булонь-сюр-Сен. Вот ёе отдельные опоры

поднимают над землей дом Ля Роша композитора Альбера Жаннере, брата

Ле Корбюзье. Свободная планировка внутренних помещений создает здесь

необычные, фантастические, но логически завершенные интерьеры.

Плоская крыша — терраса с садом. Сад разбит и под опорами дома, и дом

словно парит над зеленью. Вытянутые по горизонтали окна открывают вид

на окружающую природу. Перед нами основные черты архитектуры Ле

Корбюзье, которые мы узнаем во всех его — и малых и грандиозных —

проектах.

В зданиях, построенных Ле Корбюзье, торжествует новая архитектурная

эстетика, жизнеутверждающая и глубоко человечная. Каждая новая

постройка становится событием в художественном мире. Его произведения

и проекты публикуются во всех архитектурных изданиях, он всюду

пропагандирует новое слово в архитектуре. А когда в 1923 году выходит

его книга «К архитектуре», Ле Корбюзье становится одним из ведущих

теоретиков архитектуры XX столетия.

В 1925 году вышел в свет капитальный труд Ле Корбюзье

«Градостроительство». Книга эта оказала большое влияние на развитие

молодой градостроительной науки, она вызывает значительный интерес и

в наши дни.

Начало архитектурной деятельности Ле Корбюзье совпадает с началом

XX века. Это было время экспериментирования, поисков новой

художественной правды, и ее находили иногда там, где, казалось,

царила только утилитарность. Зодчие-новаторы стремились найти путь к

новой архитектуре, учитывая потребности современного человека,

назначение здания, материалы и методы строительства.

Ле Корбюзье непосредственно приобщился к творчеству своих старших

современников. В Вене он учился у архитектора Иозефа Гофмана, в

Париже—у Огюста Перре, в Германии— у Петера Беренса и сблизился с

группой архитекторов «Веркбунд», куда входил и Вальтер Гропиус. Но

все это были лишь этапы на пути создания собственного стиля, в

наиболее чистых формах выразившего идеи функциональной

архитектуры, поэтически осмысленной Ле Корбюзье.

Особенности творчества Ле Корбюзье можно проследить на материале

создания архитектурной композиции. Он создал свои самые значительные

произведения только после длительных и трудных поисков первичной

архитектурной формы. Как бы ни был сложен план и объем здания, его

укладывают из простых пространственных элементов. Эту возможность

Корбюзье обрел в железобетоне. На смену традиционным конструкциям

пришла плита большого размера, поставленная на вертикальные, тоже

железобетонные стойки — колонны. Тем самым стена освобождалась от

нагрузки: колонны ставились внутри здания и стена превращалась в

ограждающую от внешнего пространства плоскость, если угодно,

мембрану, которую можно навешивать на конструкцию. Идеальным для

стены материалом было стекло.

- 3 -

Железобетон и стекло впервые в творчестве Корбюзье получили свое

принципиальное утверждение. Предшественники Корбюзье, в том числе и

его учитель Огюст Перре (1874—1954), в архитектуре фасадов все еще

чередовали стену и проем. Корбюзье применяет сплошную ленту стекла.

Пространственная композиция складывается из принятых элементов,

состоящих каждый из двух этажей, связанных лестницей. Эту простую

форму Корбюзье бесконечно варьирует, создавая многообразие жизненного

пространства. Отдельные ячейки архитектор связывает внутренними

коммуникациями, которые он так и называет «улицей». Ле Корбюзье в

замкнутом пространстве своего жилого дома размещает все необходимые

функции для обслуживания живущих в нем людей. Наиболее четко этот

принцип получил свое выражение в знаменитом марсельском жилом доме,

построенном зодчим в 1952 году. К созданию первичной архитектурно-

пространственной композиции Ле Корбюзье пришел через применение

стандартных строительных элементов. Корбюзье видел в стандартизации

не только удобство и удешевление строительства, но главным образом

вариантоспособность. Он нашел новое художественное выражение путем

применения стандартной детали. Этому предшествовал долгий путь

поисков. Развитие новых железобетонных конструкций дало возможность

наиболее эффективно использовать стандартные элементы и на этой

основе создать новую архитектуру. В известных «Пяти отправных точках

современной архитектуры» Ле Корбюзье четко сформулировал свои

принципы.

«ПЯТЬ ОТПРАВНЫХ ТОЧЕК СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

1. Опоры — столбы: Дом на отдельных опорах! Раньше дом был забит в

землю, в темных и зачастую сырых местах. Железобетон дает нам

отдельные опоры. Теперь дом в воздухе, высоко над землей; под домом

находится сад, на крыше дома тоже сад.

2. Крыши —- сады: Железобетон — это новый материал, позволяющий

создать совмещенную кровлго здания. Соображения технологии, экономии,

удобства и психологии приводят нас к выбору крыши-террасы.

3. Свободная планировка: До сих пор стены здания были его несущими

элементами, планировка дома полностью зависела от стен. Применение

железобетона допускает свободную планировку. Этажи больше не будут

отделяться один от другого, словно отсеки. (Отсюда — большая экономия

жилого объема, рациональное использование каждого кубического

сантиметра, большая экономия материальных средств.

4. Расположение окон вдоль по фасаду: окно— один из важнейших

элементов дома. Новейшие средства раскрепостили окно, железобетон

произвел настоящую революцию в его истории. Окна могут быть протянуты

вдоль всего фасада, от одного конца до другого.

5. Свободный фасад: опоры вынесены за пределы фасада, внутрь дома.

Перекрытия крепятся на консолях. Отныне фасады — это легкие пластины

изолирующих стен и окон. Фасад освобожден от нагрузки.»

Он впервые установил, что архитектура и градостроительство, или

планировка населенных мест городского и сельского типа, в

действительности представляют собою единую проблему, а не два

отдельных вопроса. Архитектура и градостроительство требуют единого

решения и предполагают труд людей одной профессии.

«Город есть орудие труда. Города больше не выполняют нормально

своего назначения. Они становятся бесплодными; они изнашивают тело и

противятся здравому смыслу.

Непрерывно возрастающая анархия городов оскорбительна, их

вырождение ранит наше самолюбие, задевает наше чувство собственного

достоинства.

Города не достойны своей эпохи, они уже не достойны нас.

Город!

Это символ борьбы человека с природой, символ его победы над ней.

Это рукотворный организм, призванный защищать человека и создавать

ему условия для работы. Это плод человеческого творчества.

- 4 -

Поэзия есть человеческий акт: создание согласованных связей между

воспринимаемыми образами. Поэзия природы — это образное воссоздание

разумом наших чувств. Город — это мощный образ, действующий на

сознание человека. Разве не может он быть для нас источником поэзии и

сегодня?»

«ДОРОГА ОСЛОВ

ДОРОГА ЛЮДЕЙ

Человек идет прямо, потому что у него есть цель, он знает, куда он

идет. Избрав себе цель, он идет к ней не сворачивая.

Осел идет зигзагами, ступает лениво, рассеянно; он петляет, обходя

крупные камни, избегая крутых откосов, отыскивая тень; он старается

как можно меньше затруднить себя.

У человека рассудок руководит чувством; человек сдерживает свои

естественные порывы, свои инстинкты во имя избранной цели. Он

подчиняет разуму свое животное начало. Основываясь на опыте, он

создает себе практические правила. Опыт есть результат труда; человек

работает, чтобы выжить. Всякое производство предполагает какой-то

определенный образ действия, необходимость подчиняться правилам

опыта. Для этого надо смотреть вперед, предугадывать результат своих

действий.

Осел ни о чем не думает, единственная его забота — это поскорее

избавиться от всяких забот и усилий.

Планы всех городов нашего континента, в том числе — увы! — и

Парижа, начертаны ослом.

Люди понемногу заселяли землю, и по земле кое-как, с грехом пополам

тащились повозки. Они двигались, минуя рвы и колдобины, камни и

болота; даже ручей оказывался на их пути большим препятствием. Так

возникли тропы и дороги, на перекрестках дорог, на берегах водоемов

были построены первые хижины, первые дома, появились первые

укрепленные поселения. Дома выстраивались вдоль дорог и троп,

проторенных ослами. Поселение обносили укрепленной стеной, а в центре

воздвигали здание городского управления. Дороги, проложенные ослами,

были узаконены, ухожены, обжиты и пользовались всеобщим уважением.

Пять веков спустя был возведен второй пояс укреплений, потом третий,

еще более обширный. В тех местах, где дороги, начертанные ослами,

выходили за пределы города, строились городские ворота; на заставах

стали взимать въездные пошлины.

Города, укрепленные лучше других,становились столицами. Париж, Рим,

Стамбул были построены на перекрестках дорог, протоптанных копытами

ослов.

Столицы не имеют артерий, у них есть лишь капилляры; их рост

знаменуется тяжелыми недугами, а иногда приводит к смерти. Чтобы

выжить, эти города уже издавна прибегают к услугам хирургов, которые

без конца кромсают их.

В современном городе должна господствовать прямая линия. Жилые

дома, водопроводные и канализационные линии, шоссе, тротуары — все

должно строиться по прямой. Прямая линия оздоровляет город. Кривая

несет ему разорение, всякого рода опасности и осложнения, парализует

жизнь,

Прямая линия есть путь исторического вития человека, это

направление всех помыслов и действий.

Надо набраться смелости и взглянуть с восхищением на прямоугольные

города Америки. Быть может, эстету они покажутся непривлекательными,

но моралист, напротив, должен к ним приглядеться особенно

внимательно.

раз-его

Кривая улица есть результат прихоти, нерадения, беспечности,

лености, животного начала.

Прямая улица — результат напряжения, деятельности, инициативы,

самоконтроля. Она полна разума и благородства.

Город — это место жизни и напряженной работы.

Пароды, общества, города, склонные к беспечности, небрежению,

подверженные лени и праздности, быстро сходят со сцены. Их побеждают

и ассимилируют другие народы, более деятельные и организованные.

Именно так умирают города, и на смену одним империям приходят

другие.

Кривая улица — это дорога ослов, прямая улица — дорога людей.»

(Из книги «Градостроительство»)

- 5 -

Поэтическая мечта Корбюзье о сближении человека с природой не имеет

ничего общего с сентиментальной идиллией сельской жизни. Это —

рациональное решение градостроительной проблемы, создание наиболее

эффективной среды для труда и отдыха.

Ле Корбюзье видит город как сочетание отдельных элементов, его

слагающих.

При планировке города он применяет тот же метод, как и в решении

композиции жилого дома. Только теперь жилой дом принимается им за

первичную архитектурно-пространственную ячейку. В доме Корбюзье

усматривает основу нормального существования человека. Компоненты

жилых домов образуют город, где все его сферы — транспорт, зоны

приложения труда, общественные центры — расположены с учетом

рационального обслуживания человека. Исходный пункт планирования его

«Лучезарного города»— жилой район.

Почти всегда место, где человек трудится — завод, деловой

центр,—возникало без учета его местожительства. Это создает

мучительные трудности для населения. Ле Корбюзье предлагает

преодолеть их, создавая так называемые «линейные города». «Линейный

город» Ле Корбюзье не прямая на плоскости, а линия, положенная на

реальный рельеф, вписанная в него и использующая наиболее удобные

места для всех элементов города. Корбюзье не приспосабливает к

проекту природу, пейзаж к надуманной, абстрактной идее, а, наоборот,

включает город в конкретный пейзаж. «Я... предложил комплексную

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.