бесплатно рефераты
 

Производство в Арбитражном суде РФ

органов Т.Е. Абова отмечает важную роль первых Правил 1934 года в

обеспечении законности, в закреплении тех основ арбитражного процесса,

которые просуществовали до начала шестидесятых годов[22]. Она пишет:

"Юридическая доктрина арбитражного процесса прошла путь от полного

отрицания необходимости самостоятельных правил деятельности по разрешению

споров с участием организаций, недооценки их значимости (что было во многом

связано с отрицанием необходимости в Госарбитраже вообще) до признания

самостоятельности арбитражного процесса как порядка деятельности по защите

прав и интересов социалистических организаций и формирования науки об

арбитраже"[23].

Р.Ф. Каллистратова, известный ученый, исследователь в области

хозяйственного права и судебно-арбитражного процесса, также указывает на

то, что на первых порах деятельности Госарбитража насаждалась теория

"процессуального нигилизма". Перелом произошел в 1933-1934 годах, когда

случайные и разрозненные циркуляры по процессуальным вопросам были

объединены, систематизированы, дополнены и изданы в качестве обязательных

правил рассмотрения споров[24].

Однако мне более обоснованной на этот счет представляется позиция В.Н.

Гапеева, который возникновение арбитражной формы защиты права связывает с

возникновением арбитражных комиссий, а не созданием органов Госарбитража в

связи с тем, что при учреждении указанных комиссий вне судов общей

юрисдикции принимали во внимание те специфические черты, которыми разнились

между собой арбитражные комиссии и общие суды, при формировании

судопроизводственных норм государство наделялось особыми привилегиями

процессуального характера по сравнению с другими лицами, процессуальные

акты, регламентировавшие деятельность арбитражных комиссий, по многим

вопросам представляют до сегодняшнего дня не только исторический, но и

актуальный современный научный интерес[25].

Новые Правила рассмотрения хозяйственных споров принимались в 1963,

1976 годах[26] и после их утверждения постановлением Совета Министров СССР

от 5 июня 1980 года стали едиными для ведомственных и государственных

арбитражей. Правила обогатились новыми процессуальными институтами, такими,

как оставление иска без рассмотрения, упрощенный порядок разбирательства по

ряду категорий дел, коллегиальное рассмотрение споров и др.

Ряд норм из Правил 1976 года перешли в Арбитражный процессуальный

кодекс 1992 года, который, в частности, не предусматривал ведение протокола

судебного заседания, позволял рассмотрение спора по материалам дела без

участия сторон.

Наконец, некоторые нормы из Правил 1976 года мы обнаруживаем в

Арбитражном процессуальном кодексе 1995 года, который не устанавливает

порядка ведения заседания при рассмотрении спора (согласно п. 88 указанных

Правил порядок ведения заседания определяется госарбитром,

председательствующим в деле).

К концу восьмидесятых годов назрела необходимость создания взамен

ведомственных и государственных арбитражей специальных арбитражных судов,

что было вызвано новыми экономическими условиями, переходом к рыночной

экономике, крушением монополии государственной собственности, активизацией

хозяйственной деятельности различных негосударственных субъектов

предпринимательской деятельности, попыткой привлечения в Российскую

Федерацию иностранных инвестиций.

Основными регуляторами экономических отношений становились закон и

договор. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними

способами и методами, которые применялись в условиях командно-

административной системы, уже не представлялось возможным. Поэтому

необходимо было создать судебные органы, которые с учетом положительного

опыта, накопленного государственными арбитражами (имеется в виду в первую

очередь оперативность рассмотрения хозяйственных споров и эффективное

воздействие на хозяйственные отношения), на строгой процессуальной основе

разрешали бы экономические споры, предоставляя при этом спорящим сторонам

равные возможности для защиты своих прав.[27]

Исторический анализ современных проблем арбитражного судопроизводства

показывает не только их преемственность, но и непрерывный поиск новых

процессуальных форм, совершенствование ранее накопленного опыта, убеждает в

необходимости исследования научной теории и практики деятельности судебных

учреждений прошлых исторических периодов, не позволяет относиться ни к

одной современной законодательной конструкции, ни к одному современному

арбитражному процессуальному закону как к догме.

В приложении №1 приведена хронология основных событий развития

арбитражной системы с 1922 по 1997 год.

ГЛАВА 2. НОВАЦИИ В ОБЛАСТИ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА

2.1 Новое в деятельности арбитражных судов (О Федеральном

Конституционном Законе РФ от 28 апреля 1995 года)

Федеральный Конституционный Закон “Об арбитражных судах в РФ” был принят

28 апреля и вступил в силу с 1 июля 1995 того же года. Таким образом, был

сделан большой шаг по совершенствованию судебной системы, в том числе одной

из ее ветвей - арбитражных судов.

Важнейшее условие эффективного правосудия — реальная независимость

судебной власти. Считаю, что здесь имеются достаточно крупные достижения.

Ведь арбитражные суды по своим функциям, выполняемым ими задачам теперь

(после 01.07.95) являются федеральными судами. Они рассматривают споры

между предпринимателями не зависимо от того, где расположены истец и

ответчик, то есть споры федерального, общероссийского масштаба.

Кроме того, арбитражные суды областей и краев, республик рассматривают

споры о признании недействительности актов местной администрации, вообще

местных органов власти управления. Ясно, что такую деятельность может

выполнить только суд, обладающий федеральным статусом. Если бы арбитражные

суды не были признаны федеральными, существование их стало бы бесполезным.

Они не могли бы выполнить те функции, которые они сегодня выполняют.

Поэтому большим достижением было то, что в Федеральном конституционном

законе “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ все арбитражные суды

отнесены к федеральным. А это означает, что все судьи арбитражных судов

имеют единый статус, они назначаются на должность федеральными органами

власти, то есть Президентом Российской Федерации или Советом Федерации.

Финансирование всех судов осуществляется из бюджета Российской Федерации

в размере, обеспечивающем возможность полного и независимого осуществления

правосудия. Но у государства попросту, не хватает денег, что бы

финансировать суды в полном объеме. И “Если мы хотим укрепить материальную

базу на местах, сделать суды независимыми от местной администрации и тем

самым обеспечить независимость судов, то нам необходимы инвестиции из

федерального бюджета для реконструкции, строительства, ремонта зданий

судов.

Если мы хотим иметь высокий уровень правосудия, чтобы судьи были

людьми, преданными своему делу и профессионалами высочайшего класса, то

надо государству найти деньги и установить достойную заработную плату

судьям. Не надо забывать, что во всех судебных системах России всего 20

тысяч судей. Они определяют состояние правосудия и состояние законности.

Они являются камертоном для определения уровня деятельности

правоохранительных органов.”[28]

Судьи - члены арбитражного суда являются носителями судебной власти. Их

статус как и статус судей других судов, определяется Законом РФ “О статусе

судей в РФ”[29]. В России все судьи обладают единым статусом и различаются

между собой лишь полномочиями и компетенцией (ст. 2 Закона “О статусе судей

в РФ”).

Внесены изменения в систему арбитражных судов РФ. Они определены

практикой работы арбитражных судов. Теперь ВАС РФ освобожден от

рассмотрения множества дел в качестве суда первой инстанции. В этом

качестве он будет рассматривать лишь две группы дел:

. дела о признании недействительными актов Президента РФ, Совета

Федерации и Государственной Думы РФ, Правительства РФ, не носящих

нормативного характера, в случае их несоответствия закону и

нарушения прав и законных интересов организаций и граждан;

. экономические споры между Российской федерацией и ее субъектами, а

также споры, возникающие между самими субъектами федерации.

Все остальные дела по первой инстанции теперь рассматриваются

арбитражными судами субъектов РФ.

Дела в порядке надзора теперь рассматривает только одна судебная

инстанция - Президиум Высшего Арбитражного суда РФ. Таким образом,

надзорная коллегия прекращает свое существование после рассмотрения всех

дел с протестами, поступившими до 1 июля 1995 года. Пленум ВАС также не

будет рассматривать конкретные дела по протестам. Главная его задача -

изучение и обобщение судебно-арбитражной практики и дача разъяснений

арбитражным судам по применению законодательства, регулирующего

предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Вместо действующей двухзвенной системы арбитражных судов, создана

трехзвенная система: промежуточным звеном между ВАС РФ и арбитражными

судами субъектов РФ создано 10 федеральных арбитражных судов округов,

выступающих в качестве кассационных инстанций. В арбитражных судах

субъектов РФ создаются апелляционные инстанции по пересмотру дел,

рассмотренных в первой инстанции.

Федеральные арбитражные суды округов стали первыми в новейшей истории

России судами, которые не связаны с административно-территориальным

делением страны и имеют реальную возможность осуществлять правосудие

независимо от местных властей.

Считаю, это важнейшей гарантией независимости всей судебной системы.

Причем эти суды себя в полной мере себя оправдали: “...пять лет назад мы

создали федеральные арбитражные суды судебных округов, разделив всю Россию

на десять судебных округов, – и этот опыт себя полностью оправдал...”[30].

Важная роль отведена в Законе новому органу судейского самоуправления -

Совету председателей федеральных арбитражных судов, который образуется при

Высшем Арбитражном суде РФ в составе председателя ВАС РФ и председателей

федеральных арбитражных судов округов и субъектов РФ. Этот орган является

совещательным, на него возлагается рассмотрение вопросов организации работы

арбитражных судов, их кадровой и финансовой деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что Высший Арбитражный суд РФ осуществляет

организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, их

финансирование, проводит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует

учебу судей и специалистов системы. Все работники аппаратов арбитражных

судов находятся на федеральной государственной службе и на них

распространяются условия ее прохождения, установленные соответствующими

правовыми актами.

Из всего вышесказанного можно сделать обобщающий вывод, что новшества

арбитражно-процессуального законодательства, в частности рассмотренного

Закона, направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающий

споры между организациями, расположенными в различных регионах РФ или даже

споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве

составной части единой системы российского государственного правосудия.

Это означает, что арбитражный суд применяет единое материальное и

процессуальное законодательство, при равной для всех возможности

обжалования судебных решений, и, в конечном счете, - судебной защиты.

2.2 Новации в Арбитражно-процессуальном кодексе 1995 года.

Арбитражно-процессуальный кодекс, заменивший АПК 1992 года, имеет

целью завершить “превращение” бывших государственных арбитражей - звеньев

планово-административной системы - в полноценные органы правосудия -

арбитражные суды. Тем самым новый кодекс призван способствовать расширению

и углублению хозяйственных реформ, обеспечивать коммерческий оборот,

свободную конкуренцию, защиту любых форм собственности.[31]

Что собой представляет новый Арбитражно-процессуальный кодекс?

Он содержит пять разделов, которые состоят из глав. В законе 215 статей.

В разделе “Общие положения” определены основные начала арбитражного

процессуального законодательства. Многие принципиальные положения

переработаны с учетом действия в обществе социально ориентированной

рыночной экономики и положений новой конституции РФ. Например, принцип

состязательности. Он закреплен в статье 7. “Судопроизводство в арбитражном

суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон”. То

есть на стороны возложена обязанность обосновывать свои требования и

возражения, и выполнение этих обязанностей обеспечивается более жесткими

процессуальными санкциями и неблагоприятными последствиями. Это

стимулирование способствует более быстрому и правильному рассмотрению и

разрешению споров.

Отдельная глава кодекса (глава III) посвящена регулированию и

подведомственности и подсудности дел арбитражному суду.

В АПК 1992 года подведомственности было посвящено две статьи: статья

20 (подведомственность экономических споров), статья 22 - споры в сфере

управления. В новом АПК нет деления на споры экономические и в сфере

управления, а содержится одна статья - 22, посвященная подведомственности.

Подход законодателя к этой проблеме можно трактовать так: понятием

экономического спора охватываются все споры, подведомственные арбитражному

суду и возникающие из гражданских правоотношений (имущественные) и споры в

сфере управления, возникающие из административных правоотношений. В этой

статье (22 АПК РФ) определяется субъективный состав его участников. Среди

них названы и иностранные лица. Это новая категория дел. Прежде такие

споры, как правило, рассматривались в судах общей юрисдикции.

В статье 22 расширен, по сравнению с прежним АПК, и круг дел,

подведомственных арбитражным судам.

Будут разбираться дела о защите чести, достоинства и деловой

репутации как юридических лиц, так и граждан-предпринимателей.

Еще одно новшество касается возможности обратиться в арбитражный суд

с иском о признании факта владения.

Появилась новая статья (26) о подсудности по выбору истца. Фактически

здесь устанавливается альтернативная подсудность. В частности, по выбору

истца может предъявляться иск, если он относится к нескольким ответчикам,

которые находятся на территориях разных субъектов Федерации.

Следующее новшество - иск к ответчику, местонахождение которого

неизвестно. Он может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения

его имущества или по его последнему месту нахождения в РФ.

Более конкретно и последовательно сформулированы статьи, закрепляющие

нормы институтов о прекращении производства по делу, оставление иска без

рассмотрения, приостановлении производства по делу.

Очень серьезное внимание в новом кодексе уделено проблеме обеспечения

иска.

Раздел II “Производство в арбитражном суде 1-й инстанции” занимает

центральное место в кодексе. В главе XIV систематизированы и приведены в

соответствие с основными принципами положения о предъявлении иска. В

отличие от старого кодекса предусмотрена возможность предъявления иска, как

самим истцом, так и его представителями.

Дополнены и уточнены основания к отказу в принятии и основания

возвращения искового заявления, расширены права истца на обжалование

действий судьи в стадии предъявления иска.

В соответствии с закрепленным в Кодексе принципом диспозитивности

стороны в арбитражном процессе могут свободно распоряжаться своими

материальными и процессуальными правами, в том числе заключить мировое

согласие. Этот институт прежним АПК не был предусмотрен, хотя практика

всегда испытывала в нем потребность.[32]

В разделе III “Производство по пересмотру решений” содержится много

новых положений. Предусмотрены в этом разделе четыре, вместо содержащихся в

старом АПК трех, самостоятельные разделы: “Производство в апелляционной

инстанции”, “Производство в кассационной инстанции”, “Производство в

порядке надзора”, “Пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам”.

В Кодексе заменено кассационное производство, предназначенное по

старому законодательству для проверки законности и обоснованности не

вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции,

апелляционным производством.

С учетом зарубежного опыта в Кодекс введен новый институт

“Производство в кассационной инстанции”. Кассационное производство, в

отличие от производства в апелляционной инстанции, предназначено только для

проверки законности вступивших в законную силу решений суда первой и

апелляционной инстанции.

Надзорное же производство может быть возбуждено только по протестам

узкого круга должностных лиц, перечисленных в Кодексе.

В Кодексе есть новый раздел “Производство по делам с участием

иностранных лиц”, в котором содержатся нормы, регулирующие особенности

рассмотрения арбитражным судом дел с участием иностранных лиц.

Нововведением является также радикальное изменение смысла главы 6

"Доказательства". Речь идет о бремени доказывания и предоставлении

доказательств. Так, согласно ст. 40 прежнего АПК, "Каждая сторона должна

доказывать..." те или иные обстоятельства. В ст. 53 нового АПК РФ эта норма

приобрела новое содержание - существенно расширен состав участников

процесса, обязанных представлять доказательства: "Каждое лицо, участвующее

в деле, должно доказать..." те или иные обстоятельства.

Более того, законодатель подчеркивает, что "арбитражный суд вправе

предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные

доказательства, если сочтет невозможным рассмотреть дело на основании

имеющихся доказательств" (п. 2 ст. 53 АПК). Из этого следует, что

арбитражный суд не должен самостоятельно представлять то или иное

доказательство, что само по себе свидетельствует о дальнейшем развитии

судебной демократии.[33]

Существенной новеллой является введение протокола судебного

разбирательства (ст. 123 АПК). Она имеет принципиально важное значение в

двух аспектах.

Во-первых, фиксирование в процессе разбирательства свидетельских

показаний, объяснений экспертов, ходатайств, заявлений и т.п. представляет

собой дополнительный письменный источник доказательств. Во-вторых, введение

протокола будет способствовать обеспечению законности и обоснованности

решения, а следовательно - повышению качества правосудия.

Вводимый протокол отличается от традиционного протокола тем, что в нем

не отражаются судебные прения, поскольку судебно-арбитражный процесс не

предусматривает судебных прений как специальной стадии судебного

разбирательства. По сути дела протокол будет являться своеобразным реестром

хода судебного процесса, в нем будут прежде всего фиксироваться нередкие в

практике устные заявления и ходатайства участвующих в деле лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.