бесплатно рефераты
 

Курсовая: Арбитражные суды

Курсовая: Арбитражные суды

I. Введение.

Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам

государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на

территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах

министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах,

иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

Замена системы арбитражей арбитражными судами

предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным

отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров

между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые

применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало

невозможным. Поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по

рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражно-процессуальной форме,

создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере предпринимателям,

приватизированным предприятиям, государственным предприятиям, другим

организациям и учреждениям.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, первой части нового Гражданского

кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1995 г., другого зак

онодательства, а также внутренние потребности дальнейшего совершенствования

арбитражной судебной системы и ее функционирования вызвали потребность принятия

нового Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации и нового

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

, которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру

арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

II.1. Подведомственность дел Арбитражным судам.

Таким образом в настоящее время в соответствии с Законом "Об арбитражных судах",

арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему

Российской Федерации. Их система и полномочия установлены федеральным

конституционным законом «О судебной системе Российской

Федерации» 1996 г.. Фе

деральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской

Федерации» 1995 г. (СЗ

РФ. 1995. № 18. Ст. 1585) и Арбитражным процессуальным кодексом

российской Федерации (АПК РФ)

, принятым в 1995 г. (СЗ РФ. 1995. 19. Ст.

1709). Высшему Арбитражному Суду посвящена ст. 127 Конституции РФ.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации является основным звеном в

системе арбитражных судов.

Подведомственность дел арбитражным судам устанавливается федеральными

законами и прежде всего Арбитражным процессуальным кодексом (ст.22)

Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим 'спорам, возникающим

из гражданских, административных и иных правоотношений между следующими

субъектами: юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими

статус индивидуального предпринимателя;

Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и

между субъектами Российской Федерации.

Таким образом, подведомственность арбитражных судов и судов общей юрисдикции,

которые тоже рассматривают дела по экономическим

спорам, разграничивается прежде всего именно по признаку субъекта этого спора:

если хотя бы одной стороной является физическое лицо (не считая упомянутой выше

категории индивидуальных предпринимателей), дело

подведомственно суду общей юрисдикции.

За защитой своих нарушенных прав или оспариваемых

законных интересов в арбитражные суды вправе обращаться организа

ции и граждане. Под организациями следует понимать юридические лица ,

предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм,

включая колхозы и частные предприятия. Под гражданами понимаются граждане,

самостоятельно осуществляющие предпринимательскую

деятельность, и их объединения. Организации и граждане могут прибегать к

помощи арбитражных судов для разрешения споров между собой а также с

государственными и иными органами. Когда в спорах

участвуют иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или

иностранные граждане, спор может быть передан на разрешение арбитражных судов

при наличии соглашения сторон либо если это специально предусмотрено

законодательным актом.

В случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, право

на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных

интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного

самоуправления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

До передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все

меры по непосредственному урегулированию спора в установленном порядке, за

исключением требований организаций и граждан-предпринимателей о признании

недействительными актов государственных и иных органов, об обжаловании отказа в

государственной регистрации организаций либо самостоятельной предприниматель

ской деятельности, а также других споров в сфере управления с участием

граждан предпринимателей.

Наиболее типичными экономическими спорами, разреша

емыми арбитражными судами, являются следующие:

- о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено за

коном или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда

согласована сторонами;

- об изменении условий или о расторжении договоров;

- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

- о признании права собственности;

- об истребовании собственником или иным законным владельцем

имущества из чужого незаконного владения;

- о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не

связанном с лишением владения;

- о возмещении убытков;

- о признании недействительными (полностью или частично)

ненормативных актов государственных о

рганов, органов местного

самоуправления и ин

ых органов, не соответствующ

их законам и иным нормативным пр

авовым актам и нарушающих права и законные

интересы организац

ий и граждан;

- о защите чести, достоинства и деловой репутации;

- о признании не подлежащих исполнению исполнительного

, или иного документа, по которому взыскание

производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

- об обжаловании отказа в государственной регистрации либо укло

нения от государственной регистрации в установленный срок

организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация

предусмотрена законом;

- о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными

органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими

контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный

(безакцептный) порядок их взыскания;

- о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами,

осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (без

акцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного

правового акта.

В деятельности арбитражных судов и Высшего Арбитражного Суда все больше места

занимают споры о признании недействительными ненормативных актов

государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не

соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права

и законные интересы юридических лиц и граждан-предпринимателей, в частности о

признании недействительными решений налоговых органов, таможенных органов,

органов валютного контроля о применении санкций за нарушения соответствующего

законодательства.

Иные дела, рассматриваемые арбитражными судами наряду с экономическими спорами,

включают в себя прежде всего дела о несостоятельности (банкротстве) юридических

лиц и граждан-предпринимателей, а также дела об у

становлении фактов, имеющих юридическое значение для организаций и граждан в

сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Практические рекомендации, используемые при решении вопроса об относимости

конкретных дел к спорам и делам, рассматриваемым арбитражными судами,

содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего

Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 "О некоторых вопросах

подведомственности дел судам и арбитражным судам'.

Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает также, что арбитражный суд

рассматривает подведомственные ему дела не только с участием организаций и

граждан-предпринимателей Российской федерации, но и иностранных организаций,

организаций с иностранными инвестициями, международных организаций,

иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую

деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской

Федерации.

Особенностью производства в арбитражных судах является то, что по соглашению

сторон уже возникший или могущий возникнуть экономический спор,

подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение

третейского суда. Стороны также вправе принять меры к разрешению спора

непосредственно сами либо через посредника, выбираемого ими по взаимному

согласию.

Разрешая дела, арбитражные суды руководствуются Конституцией РФ, федеральным

законодательством, законодательством субъектов Федерации, международными

договорами. В соответствии с законом или договором арбитражные суды могут

применять нормы иностранного и международного права.

Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную

силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями,

должностными лицами и гражданами.

Основными задачами арбитражных судов при

рассмотрении подведомственных им споров являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов

предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и

иной экономической деятельности;

2) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в

сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основные принципы деятельности арбитражных судов определены в ст. 6

ФКЗоАС. Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится,

согласно этой статье, на основе принципов законности, независимости, равенства

организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия

сторон, гласности разбирательства дел, непосредственность и непрерывность

судебного разбирательства. Особо подчеркивается

равенство перед судом не только граждан, но и организаций. В ст. 6

АПК, где этот принцип развивается, оговорено равенство перед законом и судом

организаций независимо от

места нахождения, подчиненности и формы

собственности.

Система арбитражных судов в Российской Федерации в основною, связана с

национально-государственным и административно-территориальным устройством. В

нее входят: Высший Арбитражный Суд Российской федерации, федеральные

арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов

федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды

этого уровня названы арбитражными судами субъектов Российской Федерации). По

предложению Высшего Арбитражного Суда РФ допустимо формирование арбитражных

судов безотносительно к национально-государственному и

административно-территориальному устройству: на территории нескольких субъектов

российской федерации может действовать один арбитражный суд, и наоборот, на

территории, одного субъекта Российской Федерации могут быть образованы

несколько арбитражных судов.

Федеральное законодательство не предусматривает создания арбитражных судов на

районном уровне. Поэтому арбитражными судами 1 основного звена и считаются

арбитражные суды субъектов Федерации, Отсюда следует, что производство в

арбитражном суде основного звена занимает центральное место, поскольку именно

здесь в первую очередь реализуются задачи, поставленные законом перед

арбитражным судопроизводством.

Таким образом в системе арбитражных судов имеется три звена:

1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (низшее звено)

2. Федеральные арбитражные суды округов (среднее звено);

3. Высший арбитражный суд Российской Федерации (высшее звено)

В арбитражных судах, в отличие от судов общей юрисдикции, имеется не три, а

четыре инстанции:

1. Первая инстанция — рассмотрение дела по существу.

2. Апелляционная инстанция — пересмотр судебных

решений, не вступивших в законную силу, по жалобам сторон.

3. Кассационная инстанция — пересмотр судебных решений, всту

пивших в законную силу, тоже по жалобам сторон.

4. Надзорная инстанция — тоже пересмотр решений, вступивших

в законную силу, но только по протестам упо

лномоченных на то лиц.

II.2. Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия.

Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является

высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел,

рассматриваемых арбитражными суда осуществляет в предусмотренных федеральным

законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает

разъясню по вопросам судебной практики.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, заместители

Председателя, председатели коллегий и судьи — члены Высшего Арбитражного

Суда.

Судьями Высшего Арбитражного Суда могут быть назначены граждане Российской

федерации, достигшие 35-летнего возраста, имеющие 1 высшее юридическое

образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Пред

седателя, включая первого заместителя, председатели коллегий и судьи

Высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению

Президента РФ.

Всей работой Высшего Арбитражного Суда РФ руководит его Председатель,

являющийся в соответствии с Законом судьей, осуществляю

щим многие другие полномочия:

. — организацию деятельности Высшего Арбитражного

Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской Федерации;

— созыв Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ,

председательствование на их заседаниях, а также вынесение на рассмотрение

Пленума и Президиума вопросов, отнесенных Законом об арбитражных судах к их

ведению;

— осуществление общего руководства аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ,

назначение на должность и освобождение от должности работников этого

аппарата;

— распределение обязанностей между заместителями Председателя Высшего

Арбитражного суда РФ;

— формирование из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ судебных составов

данного суда;

— вынесение на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросов,

отнесенных законодателем к его ведению;

— представление Высшего Арбитражного Суда РФ в отношениях с государственными,

общественными и иными органами;

— осуществление иных полномочий, предоставленных ему Законом об арбитражных

судах.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и , распоряжения по

вопросу организации работы всех арбитражных судов.

Он вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной

Думы, их комитетов и комиссий, а также Правительства Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного суда РФ являются судьями и

также вправе председательствовать в заседаниях Суда, в том числе в заседаниях

его коллегий. В случаях отсутствия Председателя высшего Арбитражного суда РФ

его полномочия осуществляет первый заместитель

Председателя, а при отсутствии и первого заместителя — один из заместителей

Председателя.

Кроме того, заместители Председателя в соответствии с распределением

обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных

подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ и всей системы арбитражных

судов. Заместители Председателя вправе также

принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их

комитетов и комиссий, Правительства РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, судебной

коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных

правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из

административных правоотношений.

К общим полномочиям Высшего Арбитражного Суда РФ относится:

— рассмотрение дел в первой инстанции (рассматриваются дела о признании

недействительными — полностью или частично — ненормативных актов Президента РФ,

Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, Правительства

РФ, если они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы

организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федерацией

и ее субъектами, между субъектами Российской

Федерации);

— рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную

силу судебные акты всех арбитражных судов;

— пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим

Арбитражным Судом и вступивших в законную силу судебных актов;

— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке

конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции РФ законов, иных

нормативных актов и договоров;

— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке

конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле,

рассматриваемом им в любой инстанции;

— изучение и обобщение практики применения арбитражными Зудами законов и

иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере

предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по

вопросам судебной практики;

— разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных

правовых актов, регулирующих отношения в сфере пред

принимательской и иной экономической деятельности;

— ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в

арбитражных судах;

— осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.