бесплатно рефераты
 

Управление внутренними делами

направлениях МВД России действует как единоначальник, решающий служебные

вопросы по принципу «Команда — исполнение».

Кроме того, МВД Россия выступает в такой роли и при руководстве

силами и средствами, обеспечивающими выполнение задач в кризисных

ситуациях. Наглядный пример—управление силами и средствами, несущими

службу в Северо-Кавказском регионе (причем это не разовый эпизод, а

система, закрепленная в недавно принятой концепции военной реформы, в

которой прямо говорится, что при силовом решении внутренних конфликтов

координирующим и непосредственно управляющим органом выступает МВД России

с подчинением ему сил и средств других армейских и военизированных

структур).

Эффективность выполнения Министерством Внутренних Дел своей основной

задачи - охраны правопорядка в немалой степени зависит от его структуры,

ибо этот элемент существенно влияет на качество выполнения оперативно-

служебных задач.

После проведённой во исполнение Указа Президента Российской Федерации

от 4 июня 2001 года № 644[5] реорганизации, принципиальная схема

структуры МВД выглядит следующим образом:

Служба криминальной милиции: Отдел Координации служба криминальной

милиции; Главное управление уголовного розыска; Главное управление по

борьбе с экономическими преступлениями; Главное управление по борьбе с

незаконным оборотом наркотиков; Главное управление по борьбе с

организованной преступностью; Управление оперативно-розыскной информации.

Служба общественной безопасности: Отдел координации службы

общественной безопасности; Главное управление обеспечения общественного

порядка; Главное управление внутренних дел на транспорте и по специальным

перевозкам; Главное управление государственной инспекции безопасности

дорожного движения; Главное управление внутренних дел на режимных

объектах; Паспортно-визовое управление; Главное управление

государственной противопожарной службы.

Служба тыла: Отдел координации службы тыла; Финансово-экономический

департамент; Медицинское управление; Управление связи и автоматизации.

Также в Министерство входят: Управление делами; Главное

организационно-инспекторское управление; Контрольно-ревизионное

управление; Управление мобилизационной подготовки; Главное управление

кадров; Главное управление собственной безопасности; Главное правовое

управление; Управление международного сотрудничества; Управление

информации, региональных и общественных связей; Следственный комитет при

МВД России.

Кроме того, обновлённая структура Министерства предусматривает

наличие подразделений, непосредственно подчиненные МВД России, среди

которых: Главное управление вневедомственной охраны; Управление

специальных технических мероприятий; Оперативно-поисковое управление;

Национальное центральное бюро Интерпола; Главный информационный центр;

Всероссийский научно-исследовательский институт; Специальный полк милиции

по охране объектов МВД России; Главное управление МВД России по

Центральному федеральному округу; Главное управление МВД России по Северо-

Западному федеральному округу; Главное управление МВД России по Южному

федеральному округу; Главное управление МВД России по Приволжскому

федеральному округу; Главное управление МВД России по Уральскому

федеральному округу; Главное управление МВД России по Сибирскому

федеральному округу; Главное управление МВД России по Дальневосточному

федеральному округу.

Главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации

по федеральным округам являются окружными подразделениями Министерства

внутренних дел Российской Федерации. Их основными задачами являются:

- координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел

в соответствующих федеральных округах;

- организация деятельности органов внутренних дел в соответствующих

федеральных округах по борьбе с организованной преступностью, носящей

межрегиональный характер;

- организация взаимодействия органов внутренних дел с полномочными

представителями Президента Российской Федерации в соответствующих

федеральных округах.

Руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на

должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации

по представлению Министра внутренних дел.

Таким образом, в настоящее время структура МВД России имеет четыре

уровня:

1-й уровень - Министерство внутренних дел России;

2-й уровень - окружные подразделения Министерства внутренних дел

Российской Федерации - Главные управления Министерства внутренних дел

Российской Федерации по федеральным округам;

3-й уровень - Министерства внутренних дел, Управления внутренних дел

субъектов Российской Федерации;

4-й уровень - городские и районные органы внутренних дел, линейные

органы внутренних дел на транспорте.

Организация управленческой деятельности аппарата МВД России. Одной из

главных задач МВД России является руководство системой органов внутренних

дел и внутренними войсками. Выполнение этой задачи предполагает

формирование эффективной системы управления (как непосредственной

оперативно-служебной деятельностью подчиненных органов, так и их

ресурсным обеспечением).

Как правило, структурные подразделения МВД России в своем подавляющем

большинстве выполняют две группы функций: организуют оперативно-служебную

деятельность ОВД на соответствующих направлениях и реализуют полномочия

по непосредственной борьбе с преступностью и охране общественного

порядка. В этой связи внутренняя структура главных управлений и

управлений складывается в основном по линейно-зональному принципу.

Согласно Положению МВД России постоянно осуществляет анализ состояния

правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные и оперативные

прогнозы развития криминогенной ситуации. На этой основе МВД планирует на

перспективу и на текущие периоды конкретные меры по повышению

эффективности функционирования ОВД, включая разработку и направление

необходимых предложений в органы государственной власти Российской

Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Министерство внутренних дел формирует единую для системы органов

внутренних дел информационную политику, организует ведение федеральных

учетов и банков данных оперативно-справочной, розыскной,

криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет

справочно-информационное обслуживание ОВД и ВВ.

МВД России формирует также единую техническую политику, разрабатывает

и осуществляет меры, скоординированные с другими государственными

органами по развитию и совершенствованию систем связи и

автоматизированного управления.

Значительный объем работы выполняется аппаратом Министерства по

укреплению материально-технического потенциала органов внутренних дел. На

МВД возложена организация материально-технического и финансового

обеспечения подразделений центрального аппарата и подчиненных органов,

расквартирования сотрудников и военнослужащих системы Министерства,

капитальное строительство объектов, возводимое за счет лимитов

капитальных вложений МВД, проведения проектно-изыскательских работ,

осуществление контроля за эксплуатацией зданий и сооружений.

МВД России осуществляет централизованное обеспечение органов

внутренних дел и внутренних войск боевой и специальной техникой,

средствами связи и шифровальной техникой, специальными средствами,

вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими ресурсами, а

также финансовыми ресурсами за счет средств федерального бюджета и других

источников финансирования.

Являясь высшим органом внутриведомственного контроля, министерство

разрабатывает систему контроля, готовит нормативно-правовые акты по этому

вопросу. Главные управления и управления МВД в установленном порядке

проверяют исполнение органами внутренних дел действующего

законодательства и ведомственных нормативных актов.

К важнейшему участку управленческой деятельности МВД относится

нормотворческая деятельность, призванная обеспечить развернутую

нормативно-правовую базу для уверенной и эффективной оперативно-служебной

деятельности ОВД на всех уровнях системы.

Одним из основных приоритетов управленческой деятельности МВД

является сбор и обработка информации о текущей оперативной обстановке и

выработка мер оперативного реагирования на ее изменения. Как известно, в

практику введен перечень оперативной информации, подлежащей передаче в

МВД России. Сложились определенные формы и методы обобщения и

автоматизированной обработки такой информации. Обеспечивается

специализация персонала на информационном обслуживании решений

руководства МВД в рамках оперативного управления системой.

Особое внимание уделяется подготовке сил и средств к действиям при

чрезвычайных ситуациях. Накоплен значительный опыт так называемого

кризисного управления, причем опыт как положительный, так и

отрицательный, прежде всего по руководству силами и средствами, которые

были привлечены к антитеррористической операции в Чечне.

Одним из шагов в этом направлении стало создание Управления по

Северному Кавказу с возложением руководства данным Управлением на

заместителя Министра. В структуре управления предусмотрены такие

подразделение, как дежурная часть, информационно-аналитический отдел,

отдел оперативного планирования, отдел управления силами и средствами,

отдел связи и автоматизации. Кроме того, МВД России отрабатывает типовые

планы действий в чрезвычайных ситуациях, схемы расстановки и обеспечения

сил и средств, вырабатывает и доводит до сведения органов внутренних дел

конкретные рекомендации о порядке проведения специальных операций.

За МВД России остается централизованное руководство учебными

заведениями системы, а следовательно, разработка и проведение единой

политики в части подготовки кадров для всех звеньев системы МВД.

Министерство внутренних дел как головной федеральный орган управления

выполняет значительный ио объему и содержанию набор функций в сфере

кадрового обеспечения оперативно-служебной деятельности. Совместно с

органами государственной власти оно решает вопросы работы с кадрами,

разрабатывает и реализует федеральные программы кадрового обеспечения ОВД

и ВВ, организует подготовку и переподготовку и повышение квалификации

кадров, работу по воспитанию и морально-психологической подготовке

личного состава, осуществлению защиты прав и законных интересов

сотрудников, военнослужащих и сотрудников системы Министерства.

Полномочия Министра внутренних дел определены правовыми актами и

сводятся в общем плане к следующему. Министр организует работу МВД,

утверждает его структуру, определяет полномочия своих заместителей,

утверждает положения о главных управлениях и управлениях аппарата МВД и

их штатное расписание.

Министр осуществляет нормативно-правовое регулирование деятельности

органов внутренних дел. Только ему принадлежат полномочия по изданию

ведомственных нормативных актов.

Министр присваивает первые специальные и воинские звания, а также

звания полковников и вносит представления о присвоении званий генералов.

Существенной частью управленческих полномочий Министра является

контроль правомерности решений руководителей МВД, УВД. Министру

предоставлено право отмены противоречащих федеральному законодательству

приказов и распоряжений министров внутренних дел и начальников ГУВД, УВД

субъектов Российской Федерации.

Коллегиальным органом управления является коллегия МВД, которая

работает в рамках установленного регламента и призвана рассматривать

наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних

войск.

Ограниченный объём данной работы не позволяет более подробно осветить

деятельность всех структурных подразделений МВД России. Перечисление

задач и функций одних Главных управлений МВД России заняло бы несколько

десятков страниц. В заключении хотелось бы особо отметить, что

современная структура МВД России построена с учётом стратегических и

текущих задач, которые относятся как к внешней, так и к

внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел, их

руководителей и сотрудников, а, кроме того, базируется на двухвековом

опыте деятельности Министерства Внутренних Дел и достижениях

отечественной и зарубежной науки управления.

Роль и место МВД, УВД в системе управления ОВД, задачи и приоритетные

направления их деятельности. МВД республики является органом

исполнительной власти, входит в систему органов внутренних дел РФ и

образуется в установленном законом порядке на основании решения

законодательного органа государственной власти республики.

Управление (главное управление) внутренних дел края, области, городов

федерального значения автономной области, автономного круга является

органом исполнительной власти субъектов РФ, входит в систему органов

внутренних дел Российской Федерации и образуется на основании решения

органа законодательной или исполнительной власти данного субъекта по

согласованию с МВД России. В субъектах РФ с населением 4,5 миллиона

человек и более создается Главное управление внутренних дел.

МВД, УВД возглавляют системы органов внутренних дел республики, края,

области, города федерального значения, автономной области, автономного

круга, в которые входят: управления (отделы) внутренних дел районов или

иных административно-территориальных единиц в городах; органы управления

и подразделения Государственной противопожарной службы, иные

подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные в

установленном порядке для осуществления задач, стоящих перед ОВД.

МВД, УВД субъекта Федерации являются основным органом управления,

призванным обеспечить решение задач, возложенных на систему региональных

органов внутренних дел. Свою управленческую деятельность они

осуществляют, исходя из стратегических установок и с учетом конкретной

оперативной обстановки.

Согласно иерархическому построению и территориальному принципу

формирования МВД, УВД подчиняются МВД России, а также соответственно

Президенту РФ, Правительству РФ, главе администрации субъекта Федерации.

Под их непосредственным руководством находятся горрайлинорганы,

подведомственные предприятия, учреждения и организации внутренних дел.

Главной задачей МВД, УВД является организация деятельности всех

звеньев региональной системы на уровне оперативного управления. Организуя

и осуществляя руководство ими, они непосредственно реализуют функции по

защите конституционных прав, свобод и интересов граждан, охране

общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с

преступностью. К основным задачам МВД, УВД относятся:

— обеспечение личной безопасности, прав, свобод и иных интересов

граждан;

— выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений и

административных правонарушений, расследование уголовных дел, отнесенных

к компетенции ОВД;

— организация охраны государственной, муниципальной, частной и иных

форм собственности;

— обеспечение охраны общественного порядка, общественной, дорожной и

пожарной безопасности;

— оказание помощи в пределах, установленных действующим

законодательством Российской Федерации, гражданам, должностным лицам,

предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в

обеспечении их законных прав и интересов;

— обеспечение исполнения административных взысканий, отнесенных к

компетенции ОВД;

— руководство подведомственными ОВД по выполнению возложенных на них

задач, организация и совершенствование их деятельности;

— принятие мер к обеспечению законности в деятельности

подведомственных ОВД;

— организация работы по отбору, обучению, расстановке и воспитанию

кадров органов, подразделений и учреждений внутренних дел, укрепление их

материально-технической базы.

Основными направлениями деятельности МВД, УВД являются:

— организация комплексного управления силами и средствами подчиненных

органов и организаций по выполнению требований законодательных и иных

нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти,

органов государственной власти субъектов РФ, нормативных актов МВД России

по обеспечению законности и общественной безопасности;

— обеспечение высокой оперативно-служебной и боевой готовности сил и

средств ОВД;

— разработка на основе комплексного анализа оперативной обстановки

перспективных и текущих планов и программ, их реализация;

— всемерное содействие подчиненным органам и организациям в

выполнении возложенных на них задач, оказание практической помощи в

раскрытии особо опасных и получивших широкий общественный резонанс

преступлений, распространение положительного опыта работы;

— непосредственное решение задач по предупреждению, раскрытию и

расследованию тяжких преступлений, прежде всего носящих организованный

межрегиональный характер;

— выполнение оперативно-служебных, следственных, хозяйственно-

распорядительных и иных функций, которые не могут быть обеспечены силами

органов и организаций;

— проведение единой кадровой политики, подбор, расстановка, обучение,

воспитание и обеспечение социальной защиты личного состава органов

внутренних дел, укрепление дисциплины и законности в их деятельности;

— разработка и сопровождение в органах государственной власти

субъектов Российской Федерации нормативных актов, направленных на

совершенствование деятельности ОВД.

Для выполнения этих задач МВД, УВД имеют необходимые силы и средства

(ресурсы), облеченные в соответствующие организационные структуры.

Организационное построение аппаратов МВД, УВД и их управленческая

компетенция. Штаты аппаратов МВД, УВД, подведомственных им подразделений,

предприятий, учреждений, организаций и горрайорганов разрабатываются на

основе нормативов и лимитов штатной численности, примерных (типовых)

моделей, установленных МВД России, и утверждаются (кроме управлений,

отделов по организованной преступности, оперативно-поисковым, оперативно-

техническим мероприятиям, режимным объектам, отрядов милиции особого

назначения) министром внутренних дел, начальником УВД субъекта Федерации.

Исходя из общей штатной численности личного состава подчиненных

органов и подразделений внутренних дел МВД, УВД субъектов Федерации, УВД

городов с районным или иным административным делением. Организационное

построение МВД, УВД субъектов Федерации можно рассмотреть на примерной

модели их структуры. При этом следует иметь в виду, что их организационно-

штатная структура формируется на основе потребностей практики. Поэтому

аппараты МВД, УВД различных субъектов Федерации, разных регионов страны,

вследствие их особенностей, не могут быть одинаковыми и отличаются друг

от друга не только по численности, но и по структуре. Однако все они

согласно общему принципу формирования имеют характерные структурные

звенья.

Возглавляют министерство, управление внутренних дел соответственно

министр или начальник УВД, который вместе со своими заместителями

образуют руководство аппарата (1-й заместитель — начальник криминальной

милиции; заместитель—начальник штаба; заместитель—начальник милиции

общественной безопасности; заместитель — начальник следственного

управления (отдела); заместитель—начальник управления (отдела) кадров,

заместитель—начальник тыла).

В непосредственном подчинении министру, начальнику УВД находятся:

контрольно-ревизионный отдел (отделение, группа);

управление (отдел, отделение) собственной безопасности; секретариат;

управление (отдел) по организованной преступности: отдел информации и

общественных связей (отделение, группа).

Службы (подразделения), выполняющие отдельные функции и задачи,

управляются через заместителей министра, начальника УВД.

Первому заместителю министра, начальнику УВД — начальнику

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.