бесплатно рефераты
 

Таможня

нескольких лет, держится примерно на одном уровне. В год выявляется более

2000 случаев нарушений таможенных правил юридическими и физическими лицами,

что обосновывало существование в Таможенном кодексе целого раздела,

посвященного таможенным правонарушениям и производству по делам о них.

Со вступлением в действие Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях Таможенный кодекс Российской Федерации

утратил одну из своих основных составляющих – нормы, устанавливающие

ответственность за нарушения таможенных правил и регламентирующие порядок

производства по делам о них.

Выведение из Таможенного кодекса Российской Федерации вопросов,

связанных с таможенными правонарушениями и производством по делам о НТП, и

их появление в Кодексе Российской Федерации об административных

правонарушениях получило разностороннюю оценку как у ученых и практиков,

так и в кругу участников внешнеэкономической деятельности. КоАП России

содержит в себе большое количество новелл, коренным образом изменивших

положения о привлечении к административной ответственности за нарушения

таможенных правил, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации.

Систематизация административного и административно процессуального

законодательства является важным шагом на пути развития российского

законотворчества. Однако, введение порядка привлечения к административной

ответственности за совершение разнородных административных правонарушений

на основе единых материальных норм и в рамках единых процессуальных правил

практически привело к устранению особенностей производства по делам об

отдельных видах административных правонарушений (в частности – в области

таможенного дела), учитывать которые необходимо для правильного разрешения

дел.

Переход на новые условия привлечения к ответственности за совершение

административных правонарушений в сфере таможенного дела потребует время

для формирования новой правоприменительной практики.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО

ДЕЛА (НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕН-НЫХ ПРАВИЛ) И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА

ИХ СОВЕРШЕНИЕ

1. Понятие и состав административного правонарушения в области

таможенного дела (нарушения таможенных правил)

Законодательство различает посягательства в сфере таможенного дела в

зависимости от различных степеней тяжести на преступления и проступки. По

существу и те, и другие, являются нарушениями таможенных правил, но

критерием их разграничения служит вред, причиняемый охраняемым интересам.

Составов преступлений в сфере таможенного дела (их принято называть

таможенными преступлениями) всего пять: контрабанда (ст. 188 УК РФ);

незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг,

используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной

техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов

художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и

зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в

иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), и уклонение от уплаты таможенных

платежей (ст. 194 УК РФ).

Под административными правонарушениями в области таможенного дела

(нарушениями таможенных правил) понимаются именно проступки.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП России административным правонарушением

признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или

юридического лица, за которое КоАП России и законами субъектов РФ (к

административным правонарушениям в сфере таможенного дела – не применимо)

установлена административная ответственность.

Данное определение административного правонарушения существенно

отличается от определениея нарушения таможенных правил, содержащегося в ст.

230 ТК РФ, КоАП России.

В Таможенном кодексе РФ под нарушение таможенных правил понималось

противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный

настоящим Кодексом, Законом РФ “О таможенном тарифе”, другими актами

законодательства РФ по таможенному делу и международными договорами РФ,

контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ, порядок

перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и

таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через

таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты,

предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим

Кодексом предусмотрена ответственность”.

Прежде всего, следует отметить отсутствие в определении понятия

нарушения таможенных правил, содержащегося в Таможенном кодексе РФ,

признака виновности, о чем профессор Б.Н. Габричидзе выступал с критикой в

адрес законодателя: “... не совсем понятно, почему среди признаков такого

нарушения (НТП - прим. авт.) не названа вина. По-видимому, законодатель

счел само собой разумеющимся наличие вины при совершении противоправного

действия или бездействия и, соответственно, излишним упоминание указанного

признака”.

В теории права под виной понимается мотивированная психическая позиция

физического лица, обладающего свободой выбора между правомерным и

неправомерным вариантами поведения. Исходя из данной концепции, признаком

виновности могут обладать лишь деяния, совершенные физическими лицами. В

отношении же юридических лиц (а также индивидуальных предпринимателей,

приравненных ТК РФ к юридическим лицам), совершивших НТП, в соответствии с

ТК РФ, доказывать наличие вины не требовалось; было достаточно самого факта

совершения правонарушения.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях введен

институт вины юридического лица.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в

совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у

него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых

предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были

приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, разработчиками КоАП России создана совершенно новая

концепция вины, что, не смотря на ее расхождение с устоявшейся точкой

зрения (вина юридического лица не является его психической позицией),

позволило привести понятие административного правонарушения в соответствие

с положениями теории права о составе правонарушения (объект, объективная

сторона, субъект, субъективная сторона) и исключить возможность привлечения

на основании закона лиц за совершение объективно-противоправных деяний.

Вина является субъективной стороной административного правонарушения и

существует в форме умысла (лицо сознавало противоправный характер деяния,

предвидело его вредные последствия и желало наступление этих последствий

или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично) или

неосторожности (лицо предвидело возможность наступления вредных

последствий, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на их

предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких

последствий, хотя должно было и могло их предвидеть) – ст. 2.2 ТК РФ.

Включение (применительно к нарушениям таможенных правил) в понятие

административного правонарушения признака виновности исключило возможность

привлечения к административной ответственности неустановленных лиц, что

ранее достаточно широко применялось в практике таможенных органов РФ.

Субъектом административного правонарушения является лицо, способное

нести ответственность за совершенное им противоправное действие или

бездействие, посягающее на охраняемые таможенным законодательством объекты.

Как следует из главы 2 КоАП России, субъектами административного

правонарушения могут быть физические лица, должностные лица как особая

разновидность физического лица и юридические лица, при этом, в соответствии

со ст. 2.4 КоАП России, лица, осуществляющие предпринимательскую

деятельность отнесены к категории должностных лиц.

Другое отличие понятия административного правонарушения КоАП России от

понятия НТП ТК РФ – отсутствие в ст. 2.1 КоАП России указания на объект

административного правонарушения, что представляется вполне обоснованным,

т.к. в КоАП России приводится общее понятие административного

правонарушения, в то время как в ТК РФ – понятие нарушения таможенных

правил.

Основными объектами административных правонарушений в области

таможенного дела (нарушений таможенных правил) являются: порядок

перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и

таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через

таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты,

предоставления таможенных льгот и пользования ими.

Как положительное отличие положений КоАП России от ТК РФ следует

отметить замену термина “непосредственный объект правонарушения” на

“предмет правонарушения”. Предметами административного правонарушения

(применительно к нарушениям таможенных правил) являются товары и

транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены правила,

установленные таможенным законодательством РФ. В ТК РФ такие товары и

транспортные средства приводились под термином “непосредственный объект

правонарушения”, что нередко приводило к подмене понятий.

Объективной стороной административного правонарушения в области

таможенного дела является противоправное деяние, выражающееся как в

действии, так и бездействии лица. Как и в ТК РФ, в КоАП России

законодателем не включен такой признак, как общественная опасность деяния.

Таким образом, с учетом ст. 2.1 КоАП России и положений теории права,

административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение

таможенных правил) определяется как виновное, противоправное, общественно

опасное деяние (действие или бездействие) физического лица или юридического

лица, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения

(включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного

оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную

границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления

таможенных льгот и пользования ими, ответственность за которое установлена

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Понятие административной ответственности за совершение

административных правонарушений в области таможенного дела

Под ответственностью в широком смысле слова понимается “категория,

отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений

между личностью, коллективом, обществом с точки зрения осуществления

предъявляемых к ним взаимных требований”.

В юридической науке под ответственностью понимается форма воздействия на

лицо, нарушившее установленные правила и нормы, выражающаяся в обязанности

лица, совершившего противоправные действия, претерпеть определенные

неблагоприятные последствия.

Отличительный признак юридической ответственности – государственное

принуждение нарушителя к исполнению требований права.

Различают четыре основных вида юридической ответственности, которые

соответствуют основным видам правонарушений:

уголовная ответственность;

административная ответственность;

дисциплинарная ответственность;

гражданско-правовая ответственность.

Основанием административной ответственности конкретного лица является

совершение им деяния, содержащего все признаки состава административного

правонарушения.

Административную ответственность за правонарушения в области таможенного

дела можно определить как форму воздействия государства на лицо,

совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного

правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок

перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и

таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через

таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты,

предоставления таможенных льгот и пользования ими, выражающуюся в

возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные

неблагоприятные последствия.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ ЗА СОВЕРЕШЕНИЕ

НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП России административное наказание

является установленной государством мерой ответственности за совершение

административного правонарушения и применяется в целях предупреждения новых

правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Несмотря на то, что в ст. 3.1. КоАП России в качестве цели

административного наказания указано предупреждение совершения

правонарушений, замена термина “взыскание” на “административное наказание”

подчеркивает, на взгляд автора, прежде всего карательную функцию меры

ответственности за совершение административного правонарушения, а уже затем

превентивную (воспитательную).

В ст. 3.2 КоАП России приведен исчерпывающий перечень наказаний,

состоящий из восьми видов. За совершение административных правонарушений в

области таможенного дела могут быть наложены только три вида из общего

списка наказаний:

предупреждение;

административный штраф;

конфискация орудия совершения или предмета административного

правонарушения.

Необходимо обратить внимание на изменение понятийного аппарата КоАП

России по сравнению с ТК РФ: понятие “орудие совершения административного

правонарушения” объединяет в себе такие понятия “транспортные средства, на

которых перевозились товары, являющиеся предметами правонарушения” и

“товары и транспортные средства, со специально изготовленными тайниками,

использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием

предметов правонарушения”, что привело к объединению таких видов взысканий,

содержащихся в ТК РФ, как:

конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными

объектами таможенного правонарушения, товаров и транспортных средств, со

специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через

таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными

объектами правонарушения;

конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары,

являющиеся непосредственными объектами правонарушения.

Под предупреждением понимается мера административного наказания,

выраженная в официальном порицании физического или юридического лица,

которая выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП России).

Административный штраф является денежным взысканием, которое может

выражаться в величине, кратной:

минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов),

установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения

административного правонарушения;

стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания

или пресечения административного правонарушения;

сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент

окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме

незаконной валютной операции.

Санкция, предусматривающая назначение административного наказания в виде

штрафа, исчисляемого от суммы неуплаченных налогов, сборов, либо сумме

незаконной валютной операции, содержится только в одной статье,

устанавливающей ответственность за административные правонарушения в

области таможенного дела: ст. 16.22 – нарушение сроков уплаты налогов и

сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную

границу РФ.

Вместо понятия “штраф” законодатель пользуется понятием

“административный штраф”, подчеркивая тем самым его отличие от штрафа,

назначаемого в качестве уголовного наказания.

КоАП России не содержит такой вид административного наказания, как

взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся

непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и

транспортных средств со специально изготовленными тайниками,

использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием

предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных

правил.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся

непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и

транспортных средств со специально изготовленными тайниками,

использованными для перемещения через таможенную границу Российской

Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами

нарушения таможенных правил, выражалось в принудительном изъятии денежной

суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных

средств на день обнаружения правонарушения и рассматривалось как

альтернатива конфискации товаров.

Во многих случаях взыскание стоимости товаров применялось, когда срок

наложения взыскания в виде штрафа к моменту рассмотрения дела о НТП истек.

Установление КоАП России единого срока для назначения всех видов

административных наказаний сделало нецелесообразным существование такого

вида наказания, как взыскание стоимости товаров.

Исключение из перечня административных наказаний такого вида, как отзыв

лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом РФ на

осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных настоящим

Кодексом, напротив, по мнению автора, является ошибкой законодателя. Так,

за многократные нарушения, совершаемые владельцем склада временного

хранения, могут быть назначены лишь административный штраф и конфискация

товаров, вопрос существовании СВХ, владелец которого неоднократно нарушает

закон, может быть решен только по окончании лицензии на учреждение склада

временного хранения.

КоАП России сохраняет систему деления административных наказаний на

основные и дополнительные. Дополнительное наказание может носить

обязательный и необязательный характер. В последнем случае должностное лицо

таможенного органа, рассматривающего дело об административном

правонарушении, имеет право, руководствуясь своим внутренним убеждением,

применить дополнительное наказание или не применять его.

Основные наказания, в свою очередь, могут быть сформулированы как

альтернативные и безальтернативные. В данном случае должностное лицо

таможенного органа, на рассмотрении которого находится дело об

административном правонарушении, может выбрать, какое именно применить

наказание из предложенных санкцией статьи.

Таможенный кодекс РФ предусматривал возможность альтернативы не только

основных, но и дополнительных взысканий.

КоАП России значительно сократил выбор между тем или иным видом

административного наказания, что может рассматриваться как с позитивной

стороны (устранение ненужного деления конфискации на виды по признаку

предмета, исключение из перечня административных наказаний взыскания

стоимости, ставшего нецелесообразным), так и с негативной (исключение из

перечня административных наказаний отзыва лицензии или квалификационного

аттестата, что ранее являлось действенной мерой воздействия).

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА И НАЗНАЧЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Глава 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

устанавливает правила назначения наказаний за совершение административных

правонарушений.

Прежде всего – это пределы назначения административного наказания.

Применительно к наказаниям, которые могут быть назначены за совершение

нарушения таможенных правил к таким видам административных наказаний, как

“административный штраф” и “конфискация”.

Согласно чч. 2 и 3 ст. 3.5 КоАП России пределы назначения

административного штрафа определяются следующим образом: размер

административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ; размер

административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из

минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.