бесплатно рефераты
 

Шпоры по административному праву Украины

воли властного управления, средством осуществления исполнительно

распорядительной деятельности. Исполнительный аспект является основным

содержанием, а распорядительный является правовым средством.

2. Правовые акты – инструмент регулирования общественных отношений –

средство исполнения и применения действующих в данной сфере правовых

норм.

3. Подзаконность.

Особенность наличие приложений для того чтобы не нарушать структуру акта:

планы, инструкции, технические нормы. Хотя приложения применяются

самостоятельно от основного акта при ссылках на них необходимо указывать

основной акт.

Юридическое значение актов управления состоит в том, что они, с одной

стороны, устанавливают, изменяют и отменяют правовые нормы, а с другой —

влекут за собой возникновение, изменение, прекращение правоотношений,

являются юридическими фактами.

Таким образом, акты государственного управления— это властные, принятые в

соответствии с законами, предписания органов исполнительной власти по

вопросам компетенции данного органа или должностного лица, влекущие за

собой юридические последствия.

30. классификация актов управления.

По адресатам:

- внешние

- внутренние

По уровню самостоятельности:

- основные – имеющие самостоятельную юр силу

- зависимые

По содержанию поставленной цели:

- устанавливающие

- регулятивные

- контролирующие

По маштабам действия:

- стратегические

- тактические

По форме:

- официальные – письменные

- не формальные – устные

По причинно следственному признаку:

- иннициативные

- акты вынужденные наступлением юридических фактов

Нормативно правовые – основной вид актов управления не только называет но и

устанавливает общее правило поведения правовые нормы любой отраслевой

принадлежности регламентируют общественные отношения в конкретных сферах.

Нормативным актам присущи неопределённый круг лиц инеограниченный срок

действия.

Индивидуальные – для разрешения возможностями административного права

конкретных управленческих действий фактов. Адресуется конкретным лицам,

порождает индивидуальные права и обязанности.

Особой разновидностью являются правовые акты смешанные или разнородные,

которые одновременно создают как нормативные так и одноразовые

предписания.

По субъектам правоиздания:

- президент

- кабинет министров

- центральные органы исполнительной власти

Президент Украины издает указы и распоряжения. Кабинет Министров Украины

— постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей

территории Украины.

Постановления по наиболее принципиальным вопросам принимаются

коллегиально, подписываются премьер-министром и публикуются в официальных

изданиях.

Распоряжения издаются единолично премьер-министром по вопросам, не

требующим коллегиального обсуждения.

Министры издают приказы, инструкции, дают распоряжения в рамках своей

компетенции.

Приказы, независимо от характера регулируемых вопросов, могут быть

нормативными (по организационным, производственно-техническим вопросам) и

ненормативными (по кадровым вопросам). Приказами утверждаются правила,

инструкции и пр.

Инструкция — это нормативный акт, которым разъясняется порядок применения

закона или другого нормативного акта, создается механизм их реализации. Она

рассчитана на многократное применение.

Распоряжения издаются по конкретным вопросам и нормативного характера не

имеют.

Государственные комитеты принимают распоряжения в коллегиальном порядке.

Председатель этих комитетов издает приказы и распоряжения. Постановления,

как правило, — это акты нормативного характера;

приказы могут быть нормативными и ненормативными, распоряжения нормативного

характера не имеют.

Ведомства издают приказы, постановления, инструкции, правила, положения;

последние три утверждаются приказом.

Местные государственные администрации в лице их глав издают решения,

которые должны отвечать Конституции и законам Украины, другим актам

законодательства Украины. Решения могут носить как нормативный, так и

ненормативный характер.

Руководители отделов, управлений и других подразделений органов

исполнительной власти издают прика'-зы, распоряжения, являющиеся актами

ненормативными, а также инструкции, которые являются нормативными

предписаниями.

Руководители государственных предприятий и учреждений издают приказы и

распоряжения, имеющие индивидуальный характер. Однако ими могут утверждать

и нормативные акты (положения, правила).

31 Требования предъявляемые к актам управления, последствия невыполнения

требований.

Управленческие решения должны быть прежде всего оптимальными, то есть

сочетать в себе эффективность управленческого акта и целесообразность его

принятия.

Эффективность управленческих решений зависит от разных факторов,

обстоятельств, при которых они принимаются, квалификации кадров,

стабильности, финансового и организационного обеспечения.

Целесообразность решения включает научную обоснованность, полезность,

обусловленность, своевременность его принятия. Следует также учитывать

согласованность решения с принятыми ранее актами, а также уровень правовой

сознательности и культуры граждан. Важное влияние на решение вопроса о

целесообразности акта оказывают информационное обеспечение, квалификация,

профессионализм должностных лиц, их мастерство, опыт.

К актам управления предъявляются определенные юридические требования.

Прежде всего акты должны быть законными. Это означает, что они: 1) являются

подзаконными, изданными в соответствии с Конституцией Украины и-другими

законодательными актами; 2) отвечают цели, предписаниям и требованиям

законодательного акта, по поводу выполнения которого приняты; 3) отвечают

компетенции принявшего их государственного органа; 4) изданы с соблюдением

процессуальных требований.

В основе действия актов управления — презумпция законности (правильности)

актов, согласно которой акт управления считается законным с момента

принятия, если он не отменен или приостановлен в порядке, предусмотренном

законодательством. Низшие органы (должностные лица) не имеют права

проверять законность акта, кроме суда в случае осуществления правосудия.

Акты управления должны отвечать организационно-техническим требованиям,

прежде всего к языку: он должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным

для каждого (с соблюдением законодательства Украины о языке).

Важно придерживаться формы акта (письменной и устной). Акт должен иметь

название, номер, дату издания, подписи, в необходимых случаях штампы,

печати и т.д. Следует указать, кем и когда он издан.

Акты управления должны быть своевременно доведены до исполнителей и

других заинтересованных субъектов. При издании актов необходимо

придерживаться правил делопроизводства.

Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины, министерств и других

центральных органов исполнительной власти согласно ст. 117 Конституции

Украины подлежат регистрации в установленном законом порядке.

Нормативные акты, касающиеся социально-экономических, политических,

личных прав, свобод и законных интересов граждан, а также акты

межведомственного характера согласно Указа Президента от 03.10.92 г. с

изменениями от 21.05.98 г. *0 государственной регистрации нормативных актов

министерств и других органов государственной исполнительной власти» и

Положения, утвержденного Кабинетом Министров Украины 28.12.92 г., должны

проходить государственную регистрацию в Министерстве юстиции.

В административно-правовой науке акты управления, принятые с нарушением

требований юридического и организационного характера, считаются дефектными.

В зависимости от характера дефектности их разделяют на «ничтожные» и

«оспоримые».

Ничтожными признаются акты, юридическая несостоятельность которых

настолько очевидна, что они не должны выполняться. Презумпция законности на

них не распространяется. Их недостатки нельзя устранить. Такие акты не

вызывают юридических последствий с момента их принятия, не должны

исполняться (служащие не имеют права их исполнять), а за их исполнение

наступает ответственность. К таким актам относятся те, в которых содержится

указание к нарушению закона (принуждают к действиям, подрывающим

суверенитет страны, ведут к насильственному свержению конституционного

строя), чьи положения способствуют соверше

нию преступления, принятые с нарушением сроков давности и др.

Акты оспоримые — это такие, что имеют ошибки, недостатки, их дефектность

не настолько очевидна, чтобы они не выполнялись. В этом случае действует

презумпция законности актов, однако субъекты права могут их обжаловать или

опротестовать. Оспоримые акты в отдельных случаях могут признаваться

ничтожными и не вызывать юридических последствий для адресатов. В других

случаях они как частично недействительные после устранения недостатков,

доработки признаются законными, и поэтому обязательными для исполнения.

33. прекращение, приостановление, отмена, изменение действия правовых актов

управления.

Принятие, прекращение, изменение, приостановление и отмена актов

управления — разновидности административного процесса. Деятельность органов

управления по этим вопросам определяется широким кругом нормативных актов

всех уровней, а также организационными традициями. Было бы целесообразно

урегулировать названную деятельность в Законе о порядке принятия, введения

в действие, прекращения, изменение, приостановление и отмену актов

управления или законодательно оформить эти процедуры в Административно-

процессуальном кодексе.

Кроме особенностей данного вида производства, в зависимости от различных

обстоятельств (коллегиально или единолично принимается акт, уровень органа,

юридические свойства и т.п.) следует выделить и общие моменты (стадии).

Первая стадия — подготовка управленческого акта. Значительное их количество

готовится и издается по инициативе заинтересованного органа, но много и по

инициативе субъектов административной власти по поручению высших органов

управления, по протесту прокурора, жалобам, заявлениям граждан. Решение об

издании акта принимается, если в нем есть объективная необходимость и

юридические основания. При подготовке проекта выбирается один из возможных

вариантов регулирования, проект надлежащим образом оформляется,

согласовывается.

Вторая стадия — принятие решения. В коллегиальных актах возможно

обсуждение актов и обязательное голосование (кроме случаев принятия актов

путем опросов, а также подписания). Если акт управления принимается

единолично, его просто подписывают. При этом возможны изменения,

дополнения, редактирование. Акту присваивается порядковый номер.

Третья стадия — доведение решения до исполните-• лей. Здесь также возможны

варианты. Нормативные акты центральных органов Украины публикуются:

Кабинета Министров Украины — в газете «Урядовий кур'ер»;

акты центральных органов, подлежащих регистрации в Министерстве юстиции,

также публикуются в прессе. Другие акты могут рассылаться, или

заинтересованные лица знакомятся с ними под расписку. Акты местных органов

публикуются в местных печатных изданиях, рассылаются, вывешиваются в

общественных местах, о них сообщают сведения по радио, телевидению. При

принятии актов индивидуального характера заинтересованные лица знакомятся с

ними под расписку или им высылаются их копии.

Прекращение, замена, приостановление, отмена правовых актов связаны с

формальностями, которые должны помешать поспешной замене действующих актов,

привести к их стабильности.

Прекращение действия акта может быть фактическим и юридическим.

Фактическое — это когда истек срок действия акта. Издание решения о его

прекращении в этом случае не требуется.

Юридическое прекращение действия акта происходит в случаях, когда

издается акт о его отмене или новый акт, регулирующий соответствующие

отношения и с началом действия которого старый акт утрачивает силу.

Замена акта как способ повышения его оптимальности применяется, когда

существует потребность уточнить его положения, придать им другую редакцию

или доработать отдельные части. Замена положений акта, как правило,

осуществляется тем же органом (должностным лицом), который издал акт в

старой редакции.

Приостановление действия акта — временная правовая мера. Оно применяется

путем принятия решения. Автор акта или уполномоченный орган могут

приостановить его действие по мотивам законности или целесообразности.

Допускается приостановка всего акта или его части, применение этого способа

на всей или отдельной части территории государства. Приостановление актов

может быть связано также с фактом подачи жалобы, вынесением прокурором

протеста (в деле об административном правонарушении и т.п.).

По общему правилу акты управления могут быть отменены тем, кто их

принимал или высшим органом (должностным лицом). В некоторых случаях акты

управления могут быть отменены судом.

Юридические последствия отмены или прекращения актов управления связаны с

тем, что прекращаются отношения, созданные на их основе, а также должны

быть отменены или прекращены акты, данные на их исполнение.

37. Методы управления: понятие , назначение, соотношение форм и методов

управленческой деятельности.

Метод управления – способ воздействия субъекта управления на объект (им

может быть физическое лицо, группа лиц, соответствующие отношения).

Использующаяся власть воздействует на общественные отношения методами

правового регулирования, запрещения, роординации, контроля. Каждая

юридическая форма управления использует несколько методов. Юр-е акты

управления могут использовать методы: регламентации, единоначалия,

административных. Каждый конкретный метод может применятся в необходимых

формах управления.

Метод управления определяет содержание управлеенческой деятельности, а

форма является средством реализации.

Использование методов построено на сбалансированности и их правовой

энергии. Чаще всегго применяется «парность» методов.

Властное повелевание – рекомендация

Убеждение – принуждение

Разрешение – принуждение

Единоначалие – коллегиальность

Экономическое стимулирование – админ-е распорядительство

Субординация – координация

Централизация – самоуправление

Для сохранения стабильности и устойчивости системы органов управления

необходимо применять противоположные методы управления.

38. Виды методов управления, закон необходимого разграничения и разумного

сочетания.

Использование методов построено на сбалансированности и их правовой

энергии. Чаще всегго применяется «парность» методов.

Властное повелевание – рекомендация

Убеждение – принуждение

Разрешение – принуждение

Единоначалие – коллегиальность

Экономическое стимулирование – админ-е распорядительство

Субординация – координация

Централизация – самоуправление

Для сохранения стабильности и устойчивости системы органов управления

необходимо применять противоположные методы управления.

В целом управленческие методы можно разделить на научные и ненаучные,

демократические и диктаторские, гибкие и жесткие, государственные и

общественные, творческие и шаблонные, административные и экономические,

прямого и непрямого воздействия.

Одни методы носят общий характер, присущи всем видам государственной

деятельности, всем государственным органам, другие — лишь отдельным из них.

Это дает возможность разделить их на общие и специальные.

Методы деятельности органов управления, применяемые на важнейших стадиях

управленческого процесса, получили название общих, а применяемые при

исполнении отдельных функций или на отдельных стадиях процесса управления,

называются специальными.

К общим, как правило, относятся методы:

а) убеждения и принуждения (по признаку применения властных полномочий);

б) прямого или непрямого воздействия (по способу воздействия);

в) административного и экономического воздействия (по характеру

воздействия);

г) надзора и контроля (по цели воздействия);

д) регулирования, руководства и управления, в том числе оперативного (по

степени воздействия на объекты управления).

Общее руководство имеет целью практическое проведение в жизнь общей

политики и принципов в соответствующих отраслях управления, осуществления

контроля за подчиненными объектами и разработку направлений их

деятельности.

Управление — это прямое систематическое воздействие субъектов управления

на объекты, повседневное управление оперативного характера.

Хотя тот или иной метод управления применяется с учетом субъективных и

объективных факторов, других условий, способы воздействия субъекта на

объект должны быть не изолированными акциями, а единым процессом

взаимосвязанных и взаимообусловленных способов правления. Методы составляют

единую систему способов воздействия, связаны друг с другом, переплетаются.

Так, административный и экономический методы

должны применяться в единстве, поскольку это дает возможность

государственным органам создавать, поддерживать и гарантировать юридические

границы деятель-| ности соответствующих структур и организаций, выступать

собственником в государственном секторе экономики, контролером, регулятором

прибыли, реализовать инвестиционный режим общенациональных экономических,

экологических, научных и других программ, выступать гарантом

государственных интересов в международных отношениях и т.п. В управлении

следует применять все методы в различных комбинациях, что дает наибольший

эффект.

39. Характеристика административного и экономического методов управления.

Административный и экономический активно используются на противопоставлении

для организованного существования систем. Соотношения изменяются в

зависимости от экономики и роли права. При любых формаг гос устойства

организации исполнительной власти типов экономики административное

распорядительство не только необходимо, но и неизбежно. Административный

метод связан с административно-правовой формой деятельности, которой

являются акты управления. Организационно правовые методы, - узаконивание

уставов и контроль.

Административный метод представляет воздействие субъектов управления на его

объект, через режим власных указаний.

Признаки:

1. Задачи органа управления не всегда соответствуют интересам иполнителелей

правового акта. Прямое воздействие на объект управления проявляется в том,

что субъектом определяется ближайшая и конкретная цель, задачи, порядок,

срок выполнения, обеспечение реальными условиями выполнения задачи на

ближайший период.

2. Административные методы дают однозначное решение ситуации. Имеют

обязательную силу для адресата и исключают альтернативу.

3. Административные акты являются основным инструментом данного метода

имеют обязательный характер для исполнения, их не выполнение влечёт юр

ответственность.

4. Этому методу присущи централизация, единоначалие, субординация,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.