бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпоры по административному праву

определенных полномочий.

Государственная служба – профессиональная деятельность по

обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Виды службы:

а) Государственная (федеральная, служба в субъектах РФ, в милитаризованных

органах);

б) Гражданская (муниципальная, служба в государственных организациях и

учреждениях, в аппаратах политических партий, общественных объединений,

некоммерческих организациях, на частных предприятиях и др.).

в) Гос. служба субъектов РФ, находящаяся в их ведении.

К гос. службе относится исполнение должностных обяз. лицами,

заменяющими гос. должности категорий «Б» и «В». Лица категории «А» - первые

лица в гос. аппарате – не несут гос. службу, гос. служащими не явл-ся, хотя все

они занимают гос. должности и выполняют в силу этого гос. полномочия

руководящего и направляющего воздействия.

21. Принципы гос. службы.

а) верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными

правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными

служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

б) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного

действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и

защищать права и свободы человека и гражданина;

в) единство системы государственной власти, разграничения предметов ведения

между Российской Федерацией и субъектами РФ;

г) разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

д) равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со

способностями и профессиональной подготовкой;

е) обязательной для государственных служащих решений, принятых вышестоящими

государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в

соответствии с законодательством РФ;

ж) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

з) профессионализм и компетентность государственных служащих;

и) гласность в осуществлении государственной службы;

к) ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые

решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных

обязанностей,

л) внепартийность государственной службы;

м) отделение религиозных объединений от государства;

н) стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

22. Классификация гос. должностей.

Гос. должность – должность в фед. органах гос. власти, орг. гос.

власти субъектов РФ, а также в иных гос. орг., образуемых в соотв. с Конст. РФ,

с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспеч. полномочий данного

гос. органа, денежным содерж. и ответственностью за исполнение этих

обязанностей.

В соотв. с Зак. РФ «Об основах гос. службы РФ» гос. должности подразд.:

а) на гос. должности категории «А» (политико-судебные должности) –

должн., устанавливаемые Конст. РФ, фед. зак. (гос. должности РФ),

конституциями, уставами субъектов РФ (гос. должн. субъектов РФ)

длянепосредственного исполнения полномочий гос. органов (Президент РФ,

Председатель Прав-ва РФ, председатели палат Фед. Собр. РФ, руководители

органов законодат. и исполн. власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и

др.).

б) гос. должн. категории «Б» (патронатные) – должности, учреждаемые в

установленном законод-вом РФ порядке для непоср. обеспечения исполнения

полномочий лиц, замещающих должн. категории «А» (рабочий аппарат Президента РФ,

Прав-ва РФ, министерств, ведомств и др. гос. органов);

в) гос. должности категории «В» (административные) – должности,

учреждаемые гос. органами для исполнения и обеспечения их полномочий

(секретари, курьеры и др.).

23. Понятие, признаки, виды госслужащих.

Гос. служащий – это гражд. РФ, состоящий на гос. должности,

исполняющий права и обязан-ти, установленные зак-вом о гос. службе, и

получающий денежное вознаградение за счет фед. бюджета или средств бюджета

субъекта РФ.

В завис-ти от вида гос. власти, в органах которой замещают должн. гос.

служащие, можно различить работающих:

а) в пред6ставительных органах; 6

б) судебных органах;

в) органах исп. власти;

г) иных органах.

В завис-ти от квалификац. разрядов гос. должности гос. службы

подразделяются на след. группы:

а) высшие гос. должности гос. службы (5-я группа);

б) главные гос. должности гос. службы (4-я группа);

в) ведущие гос. должности гос. службы (3-я группа);

г) старшие гос. должности гос. службы (2-я группа);

д) младшие гос. должности гос. службы (1-я группа).

В завис-ти от хар-ра и объема полномочий:

а) представители адм. власти – лица, имеющие право предъявлять юридически

властные требования (давать предписания, указания) и применять меры адм.

воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (напр.,

милиционеры).

б) оперативный состав (функциональные работники) – гос. служащие, выполн.

работу, непоср. определяемую задачами данного органа, в кач-ве спец-тов.

в) вспомогат. состав – гос. служащие, служебная деят-ть которых не

предполагает совершения действий, влекущих юридич. последствия, влияющих на

содержание решений данного органа (напр., технические секретари).

г) граждане, не состоящие на гос. службе, но уполномоченные совершать

действия, влекущие юридич. последствия (напр., нотариусы).

24. Права и обязанности госслужащих. Ограничения для госслужащих.

Государственный служащий имеет право на:

1. ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по

занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки

качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-

технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

2. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для

исполнения должностных обязанностей;

3. посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей

предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4. принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными

обязанностями;

5. участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной

государственной должности государственной службы;

6. продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом

результатов и стажа работы, уровня квалификации;

7. ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей

деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к

личному делу своих объяснений;

8. переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств

соответствующего бюджета;

9. пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

10. проведение по его требованию служебного расследования для опровержения

сведений, порочащих его честь и достоинство;

11. объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав,

социально-экономических и профессиональных интересов;

12. внесение предложений по совершенствования государственной службы в любые

инстанции.

Государственный служащий обязан:

· обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции

РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе

регулирующих сферу его полномочий;

· добросовестно исполнять должностные обязанности;

· обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

· исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке

подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий,

за исключением незаконных;

· в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать

обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений

и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и

принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и

законами субъектов РФ;

· соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего

трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной

информацией;

· поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих

должностных обязанностей;

· хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не

разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных

обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство

граждан.

3. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической,

научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ,

законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного

самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не

предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном

Федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в

управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном

органе, в котором он состоит на государственной службе либо который

непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического,

финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и

служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного

служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное

вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных

расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных

обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные

звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и

юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в

соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по

договоренности федеральных органов государственной власти и органов

государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных

государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий,

общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к

ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических

партий, религиозных, общественных объединений, за исключением

профессиональных союзов.

2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под

гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся

в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих

организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

25. Поступление на госслужбу.

Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18

лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и

отвечающие требованиям установленным настоящим Федеральным законом для

государственных служащих.

Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора,

заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на

государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции РФ и Федеральных

законов в интересах граждан РФ.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по

государственному органу о назначении его на государственную должность

государственной службы.

. Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу

осуществляется:

на государственные должности государственной службы категории "Б" - по

представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории "А" либо

уполномоченных ими лиц или государственных органов. Порядок подбора

кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом,

замещающим государственную должность категории "А", в соответствии с

нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов

РФ;

на государственные должности государственной службы 1-й группы категории "В"

- соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется

нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов

РФ;

на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп

категории "В" - по результатам конкурса на замещение вакантной

государственной должности государственной службы.

При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию

государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет

присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится

запись о последней государственной должности государственной службы с

указанием "в отставке".

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на

государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда,

вступившим в законную силу;

2) лишения его права занимать государственные должности государственной

службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную

силу;

3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания,

препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям,

составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение

должностных обязанностей по государственной должности государственной службы,

на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья,

дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным

служащим, если их государственная служба связана с непосредственной

подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если

доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе

межгосударственными соглашениями;

7) отказа от представления сведений.

26. Прохождение госслужбы.

Прохождение — один из аспектов службы, которая, кроме того,

включает ее осуществление, систему подбора, подготовки кадров, материальное

обеспечение и др. В действующем законодательстве под прохождением

государственной службы понимается система юридических фактов и соответствующих

индивидуальных актов субъектов исполнительной власти, влияющих на правовой

статус служащего. Прохождение — динамика служебного статуса лица, занимающего

государственную должность, процесс пребывания в должности, его служебная

карьера. Основные стадии прохождения службы:

1) поступление (прием) на государственную службу;

2) аттестация и повышение квалификации служащих;

3) присвоение чинов, персональных званий, разрядов, дипломатических

рангов и т. п.;

4) перевод на другую должность;

5) поощрение;

6) привлечение к ответственности;

7) прекращение службы.

Прохождение государственной службы отражается в личном деле служащего,

которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и

при переводе его на новое место службы передается туда. Ведение нескольких

личных дел одного государственного служащего, сбор и внесение в личное дело

сведений о политической и религиозной принадлежности, о частной жизни

запрещается.

Если рассматривать прохождение службы как процесс, как особое адм.

производство, то в нем можно выделить обязательные (прием на службу;

аттестация; присвоение разрядов; званий, рангов; прекращение) и

факультативные стадии (перевод на другую должность, поощрение, привлечение к

ответственности).

27. Аттестация и повышение квалификации госслужащих.

1. Аттестация государственного служащего проводится в целях: а) определения

уровня профессиональной подготовки; б) определения соответствия занимаемой

должности; в) для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда; г)

совершенствования деятельности государственного органа.

2. Порядок проведения аттестации определяется Указом Президента

РФ от 9 марта 1996 г. N 353 "Об утверждении Положения о проведении аттестации

федерального государственного служащего" *(108.

3. Указ рекомендует органам государственной власти субъектов РФ и

органам местного самоуправления руководствоваться этим Положением.

4. Аттестации подлежат федеральные государственные служащие, замещающие в

государственных органах: а) младшие; б) старшие; в) ведущие; г) главные; д)

высшие государственные должности.

Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза

в четыре года.

5. Аттестацию не проходят служащие:

а) замещающие должность менее года;

б) достигшие предельного возраста, установленного для замещения

государственной должности;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аттестация указанных лиц

проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) течение года с момента присвоения им квалификационного разряда (классного

чина, дипломатического ранга), назначения на государственную должность по

конкурсу и(или) сдачи государственного квалификационного экзамена, окончания

переподготовки или повышения квалификации.

6. Порядок аттестации включает: а) формирование аттестационной комиссии; б)

утверждение графика проведения аттестации; в) составление списков федеральных

государственных служащих, подлежащих аттестации; г) подготовку необходимых

документов для аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя,

секретаря, членов комиссии. К ее работе привлекаются независимые эксперты.

Руководитель государственного органа утверждает количественный и персональный

состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы. В ее состав

включают представителей кадровой и юридической служб государственного органа,

а нередко и представителя соответствующего профсоюзного органа.

При аттестации федеральных служащих, замещающих высшие и главные

государственные должности, состав аттестационной комиссии утверждается по

согласованию с Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ.

В государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

17. Решение по результатам аттестации принимается не позднее чем через два

месяца со дня ее проведения. Время болезни и отпуска служащего в этот срок не

засчитывается, т.е. продляет его.

18. Аттестационная комиссия не реже одного раза в шесть месяцев проводит

государственный квалификационный экзамен для присвоения квалификационного

разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного, в

следующих случаях:

1) по инициативе служащего без последующего его перевода на другую

государственную должность;

2) при переводе служащего на государственную должность иной группы и иной

специализации;

3) при назначении на государственную должность впервые.

Рекомендации аттестационной комиссии по результатам экзамена служат

основанием для присвоения квалификационного разряда (классного чина,

дипломатического ранга).

19. После проведения аттестации издается приказ, в котором анализируются

результаты аттестации, утверждаются мероприятия по проведению очередной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.