бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпоры по административному праву Украины

противоправных действий, привле­чения к ответственности правонарушителей,

обеспече­ния общественного порядка.

41. Виды административного принуждения и их правовой режим.

Изъятие вещей и документов. Изъятие проводит­ся в административном

порядке у лиц, нарушающих нор­мы административного законодательства или, в

некото­рых случаях, другие правовые нормы. Согласно действую­щему

законодательству изъятию подлежат вещи и доку­менты, являющиеся орудием или

непосредственным объ­ектом правонарушения. Порядок и условия данного изъ­ятия

регулируются КоАП Украины (ст. 265).

Административное задержание. Это принудитель­ное кратковременное

ограничение свободы действий и пе­ремещения граждан, совершивших

административный проступок. Данная мера применяется с целью: пресече­ния

административных правонарушений, когда исчерпа­ны другие меры воздействия;

установления личности; со­ставления протокола об административном

правонару­шении, если это обязательно, но невозможно выполнить на месте

совершения правонарушения; обеспечения свое­временного и правильного

рассмотрения дел и выполне­ния постановлений по делам об административных

пра­вонарушениях; личного досмотра, досмотра вещей и изъ­ятия вещей и

документов (ч. 1 ст. 260 КоАП Украины).

Административное задержание лица, совершившего ад­министративное

правонарушение, может продолжаться не более трех часов, за исключением

случаев, когда законо­дательными актами установлены другие сроки. Условия,

порядок и срок административного задержания регули­руются КоАП Украины (ст.

ст. 260—263, 267 гл. 20) и Законом Украины «О милиции» (п. 5 ст. 11).

Личный досмотр и досмотр вещей. Как мера пре­сечения административных

проступков личный досмотр и досмотр вещей применяется с целью обеспечения

про­изводства по делам об административных правонаруше­ниях. В этом случае

составляется отдельный протокол или об этом делается соответствующая запись в

прото­коле об административном правонарушении или в про­токоле об

административном задержании. Порядок лич­ного досмотра и досмотра вещей

регулируется ст. 265 КоАП, Таможенным кодексом и другими законодатель­ными

актами Украины.

Меры. физического воздействия, применение специ­альных средств и

огнестрельного оружия. Данные сред­ства имеет право применять милиция, а

также работни­ки других органов внутренних дел, привлекаемые к вы­полнению

задач милиции по охране общественного по­рядка, общественной безопасности и

борьбы с преступно­стью (ст. 9 Закона Украины «О милиции»). Применению данных

средств должно предшествовать предупреждение, если позволяют обстоятельства.

Запрещается применять их к женщинам с явными признаками беременности, лицам

пожилого возраста или с явными признаками ин­валидности и к малолетним детям,

кроме случаев группового нападения, угрожающих жизни и здоровью лю­дей,

работников милиции, а также вооруженного нападе­ния или вооруженного

сопротивления. Если избежать применение силы невозможно, она не должна

превышать меры, необходимой для выполнения возложенных на ми­лицию

обязанностей, и сводить к минимуму возможность причинения вреда здоровью

правонарушителей и других граждан. Условия и рамки применения средств

физиче­ского воздействия, специальных средств и огнестрельно­го оружия, а также

перечень специальных средств при­веден в разделе III Закона Украины «О

милиции».

Привод и официальное предостережение. Назван­ный вид пресечения

административных проступков осу­ществляется органами милиции. В наше время

привод используется для доставки в соответствующие государ­ственные органы или

учреждения согласно действующе­му законодательству и с санкции прокурора

граждан, ук­лоняющихся от призыва на воинскую службу, больных СПИДом и других

(п. 22 ст. 10 Закона Украины «О ми­лиции»), ст. 14 Закона Украины «О

предупреждении за­болевания СПИДом и социальную защиту населения»).

Официальное предостережение, на наш взгляд, следует рассматривать как меру

административного предупре­ждения, но в тех случаях, когда официальное

предосте­режение применяется после привода, его можно отнести к мерам

пресечения, например: привод лиц для преду­преждения о привлечении к

административной ответ­ственности; привод лиц, для которых судами

установ­лено наказание, не связанное с лишением свободы.

Временное отстранение от управления транс­портными средствами, запрещение

эксплуатации ме­ханизмов и выполнения работ. Работники милиции имеют право

задерживать и отстранять от управления транспортными средствами лиц,

находящихся в состоя­нии опьянения, не имеющих документов на право управ­ления

или пользования транспортными средствами, за­прещать их эксплуатацию,

задерживать и доставлять транспортные средства для временного хранения и т.д.

(абзац 2 и 3 п. 21 ст. 11 Закона Украины «О милиции»). В некоторых случаях

соответствующими органами применяется такая мера пресечения, как отстранение от

выполнения работ. Так, органам государственного сани­тарного надзора

предоставлено право временно отстра­нять от работы лиц, которые являются

бациллоносите­лями и могут быть причиной распространения инфек­ционных

заболевании. Применяется данная мера и в других случаях.

42. Меры пресечения и предупредительные меры в административном принуждении.

Меры административного предупреждения носят про­филактический характер.

Наиболее широкая компетенция в применении пре­дупредительных мер принадлежит

органам внутренних дел (милиции).

Нам кажется, к этим мерам следует отнести сле­дующие.

1. Требование прекращения отдельных действий. Ор­ганы милиции вправе

требовать от граждан и должно­стных лиц прекращения действий, препятствующих

осу­ществлению полномочий милиции (п. 1 ст. 11 Закона Украины «О милиции»),

2. Проверка документов. Работники милиции име­ют право проверить

у граждан при подозрении в совер­шении правонарушений документы, удостоверяющие

личность, а также другие документы, необходимые для выяснения вопроса о

соблюдении правил, надзор и кон­троль за выполнением которых возложены на

милицию (п. 2 ст. 11 Закона).

3. Учет и официальное предостережение граждан. Ведется учет лиц,

подлежащих профилактическому воз­действию на основании законодательства и в

установ­ленном им порядке. Эти лицам может выноситься офи­циальное

предостережение о недопустимости противо­правного поведения (п. 4 ст. 11

Закона).

4. Досмотр. Работникам милиции предоставлено пра­во проводить досмотр

ручной клади, багажа и пассажи­ров гражданских воздушных, морских и речных

судов согласно действующего законодательства (п. 14 ст. 11 Закона). Подобный

досмотр могут проводить также ра­ботники гражданской авиации, таможенных

органов, по­граничных войск (Таможенный кодекс Украины и За­кон Украины «О

Государственной границе Украины»),

Следует заметить необходимость отличия досмотра как меры административного

предупреждения от дос­мотра, направленного на решение вопроса о привлече­нии

к административной или уголовной ответственно­сти и на обеспечение

производства в делах об админи­стративных правонарушениях.

Меры административного пресечения — это принуди­тельное прекращение

противоправных действий, имею­щих признаки административного проступка, а в

неко­торых случаях и преступления, направленное на недопу­щение пагубных

последствий и на обеспечение примене­ния к виновному лицу административного

взыскания, а в исключительных случаях — уголовного наказания.

Требование от граждан и должностных лиц прекра­щения действий, нарушающих

общественный порядок. При этом работникам милиции дано право на месте

выносить устное предупреждение лицам, допустившим незначитель­ные

административные нарушения, а в случае невыполне­ния высказанных требований

применения мер, предусмот­ренных Законом Украины «О милиции» (п. 1 ст. 11).

Административное задержание. Это принудитель­ное кратковременное

ограничение свободы действий и пе­ремещения граждан, совершивших

административный проступок. Данная мера применяется с целью: пресече­ния

административных правонарушений, когда исчерпа­ны другие меры воздействия;

установления личности; со­ставления протокола об административном

правонару­шении, если это обязательно, но невозможно выполнить на месте

совершения правонарушения; обеспечения свое­временного и правильного

рассмотрения дел и выполне­ния постановлений по делам об административных

пра­вонарушениях; личного досмотра, досмотра вещей и изъ­ятия вещей и

документов (ч. 1 ст. 260 КоАП Украины).

Административное задержание лица, совершившего ад­министративное

правонарушение, может продолжаться не более трех часов, за исключением

случаев, когда законо­дательными актами установлены другие сроки. Условия,

порядок и срок административного задержания регули­руются КоАП Украины (ст.

ст. 260—263, 267 гл. 20) и Законом Украины «О милиции» (п. 5 ст. 11).

Личный досмотр и досмотр вещей. Как мера пре­сечения административных

проступков личный досмотр и досмотр вещей применяется с целью обеспечения

про­изводства по делам об административных правонаруше­ниях. В этом случае

составляется отдельный протокол или об этом делается соответствующая запись в

прото­коле об административном правонарушении или в про­токоле об

административном задержании. Порядок лич­ного досмотра и досмотра вещей

регулируется ст. 265 КоАП, Таможенным кодексом и другими законодатель­ными

актами Украины.

Меры. физического воздействия, применение специ­альных средств и

огнестрельного оружия. Данные сред­ства имеет право применять милиция, а

также работни­ки других органов внутренних дел, привлекаемые к вы­полнению

задач милиции по охране общественного по­рядка, общественной безопасности и

борьбы с преступно­стью (ст. 9 Закона Украины «О милиции»). Применению данных

средств должно предшествовать предупреждение, если позволяют обстоятельства.

Запрещается применять их к женщинам с явными признаками беременности, лицам

пожилого возраста или с явными признаками ин­валидности и к малолетним детям,

кроме случаев группового нападения, угрожающих жизни и здоровью лю­дей,

работников милиции, а также вооруженного нападе­ния или вооруженного

сопротивления. Если избежать применение силы невозможно, она не должна

превышать меры, необходимой для выполнения возложенных на ми­лицию

обязанностей, и сводить к минимуму возможность причинения вреда здоровью

правонарушителей и других граждан. Условия и рамки применения средств

физиче­ского воздействия, специальных средств и огнестрельно­го оружия, а также

перечень специальных средств при­веден в разделе III Закона Украины «О

милиции».Привод и официальное предостережение. Назван­ный вид

пресечения административных проступков осу­ществляется органами милиции. В наше

время привод используется для доставки в соответствующие государ­ственные

органы или учреждения согласно действующе­му законодательству и с санкции

прокурора граждан, ук­лоняющихся от призыва на воинскую службу, больных СПИДом

и других (п. 22 ст. 10 Закона Украины «О ми­лиции»), ст. 14 Закона Украины «О

предупреждении за­болевания СПИДом и социальную защиту населения»). Официальное

предостережение, на наш взгляд, следует рассматривать как меру

административного предупре­ждения, но в тех случаях, когда официальное

предосте­режение применяется после привода, его можно отнести к мерам

пресечения, например: привод лиц для преду­преждения о привлечении к

административной ответ­ственности; привод лиц, для которых судами установ­лено

наказание, не связанное с лишением свободы.

43. Понятие законности и дисциплины в сфере исполнительной власти.

Законность является обязательной для всего государ­ственного механизма,

гражданского общества (государ­ственных органов и организаций,

государственных слу­жащих, общественных и религиозных объединений,

ин­формационных источников и т.п.), а также для всех гра­ждан. Законность —

это прежде всего наличие реально действующих правовых норм надлежащего

качества, их последовательное и неуклонное выполнение всеми субъ­ектами

права. Как специфические регуляторы общест­венных отношений законы и другие

правовые предпи­сания должны отвечать достигнутому в государстве уров­ню

экономики, культуры, личной свободы, морально-эти­ческим нормам.

Законодательство должно быть сред­ством легализации права государством с

целью обеспе­чения интересов общества, граждан, поддерживания ре­жима

демократии, поскольку она является основой жиз­неспособности, разумного

функционирования государст­ва и общества на основании закона. Только закон

мо­жет ограничивать свободу отдельного лица в интересах других, чем в первую

очередь подчеркивается верховен­ство закона перед другими правовыми

предписаниями в правовом государстве.

В юридической литературе законность рассматрива­ется с различных позиций: как

принцип государствен­ной деятельности, как метод государственного

руково­дства обществом, как резким взаимоотношений населе­ния и

государственных органов. Наиболее важной сто­роной законности является та,

что раскрывает ее как ре­жим взаимодействия граждан и общественных

объеди­нений с субъектами власти. Режим законности обеспе­чивает возможность

реализации прав и законных инте­ресов личности, ее всестороннего развития,

формирова­ния и развития гражданского общества. По наличию за­конности

общественная жизнь, все виды государствен­ной деятельности подчинены

неуклонному действию права, при помощи которого достигаются согласован­ность

действий, организованность и порядок в общего­сударственном масштабе.

Режим законности должен пронизывать деятельность всех государственных и

негосударственных органов и ор­ганизаций, всех граждан, но особую роль он

играет в сфе­ре исполнительной деятельности, где имеет свои специ­фические

проявления.

Во-первых, среди субъектов власти органы государ­ственного управления,

администрация государственных предприятий, организаций и учреждений составляют

наиболее многочисленную группу, а поэтому с ними ча­ще всего вступают в

отношения граждане и их органи­зации. Перед аппаратом государственного

управления стоит задача обеспечения выполнения юридических норм большим

количеством субъектов права.

Во-вторых, субъекты исполнительной власти издают много правовых предписаний,

которые должны отвечать действующему законодательству, а также применяют

за­коны и другие законодательные акты.

В-третьих, субъекты государственного управления ис­пользуют меры

административного принуждения, осу­ществляют юрисдикционную деятельность.

В-четвертых, они наделены значительными властны­ми полномочиями (которые

могут расширяться в чрез­вычайных условиях). В их ведении находятся армия,

ор­ганы внутренних дел, исправительно-трудовые заведе­ния и т.п.

Важным для поддержания законности является то, чтобы органы исполнительной

власти выполняли не только законы, но и те предписания, которые они изда­ют

самостоятельно. Они также должны обязательно вы­полнять изданные согласно

закону акты высших орга­нов управления, судебных органов, местных органов

го­сударственной исполнительной власти и органов местнего самоуправления. При

таких условиях будет под­держиваться необходимая дисциплина в

государствен­ном управлении, которая имеет функциональное значе­ние. Это

дисциплина финансовая, ценообразование, штат­ная, трудовая, исполнительная,

технологическая и т.п.

Таким образом, создание стойкого правового режи­ма требует:

1) наличия развитого законодательства и системы правовых норм, которая на нем

базируется;

2) гарантий, которые обеспечивали бы надежное и по­следовательное выполнение

юридических предписаний всеми участниками управленческих отношений;

3) механизма принуждения, четко действующего в пределах законности.

Организация и функционирование аппарата государ­ственного управления должны

регулироваться, в первую очередь, законами как актами высшей юридической

си­лы, закрепляющими принципы, основные направления, формы и методы

управленческой деятельности, устанав­ливающими правовой статус граждан, их

отношения с исполнительными структурами. Наряду с этим разви­тая правовая

основа исполнительной деятельности долж­на отвечать и другим критериям:

соответствие юриди­ческих норм праву, полнота и диференцированность сис­темы

норм, их стабильность, высокая юридическая тех­ника, доступность нормативного

материала.

44. Сущность и система способов обеспечения законности в сфере исполнительной

власти.

Все государственные органы наряду с осуществлени­ем своих непосредственных

функций обязаны прини­мать меры по поддержанию режима законности. Этим

занимаются законодательные органы, органы государст­венной исполнительной

власти, а также специально соз­данные органы — судебные и прокуратура.

Определен­ное место в этом деле отводится общественности (тру­довым

коллективам, общественным объединениям).

В деле обеспечения законности важную роль играет институт обжалования

гражданами незаконных дейст­вий органов государственного управления,

должностных лиц и негосударственных объединений, а также заявле­ний и

обращений граждан к соответствующим органам исполнительной власти.

Поддерживание режима законности в государствен­ном управлении осуществляется

путем контроля (его составной части — проверки выполнения) и надзора.

Контрольная деятельность обеспечивает системати­ческую проверку выполнения

законов, других норматив­ных актов, соблюдения государственной дисциплины и

правопорядка. Контроль является составной частью управления, средством

выполнения его задач. Контроль следует рассматривать как функцию управления.

По­этому особенность контроля состоит во вмешательстве контролирующих в

оперативную деятельность подкон­трольных, в даче им обязательных указаний,

прекраще­нии, изменении или отмене актов управления) приня­тии мер

принуждения относительно подконтрольных должностных лиц.

Проверка исполнения как составная часть контроль­ной деятельности носит

тематический характер и состо­ит в проверке исполнения определенных законов и

нор­мативных актов подчиненным аппаратом.

Надзор имеет целью выявление, предупреждение пра­вонарушений, устранение их

последствий и привлечения виновных к ответственности. Органы, осуществляющие

функции надзора, не наделены правом вмешиваться в оперативную и хозяйственную

деятельность объектов надзора, изменять или отменять акты органов

государ­ственного управления.

Существует два вида надзора: а) надзор, осуществляе­мый органами прокуратуры,

— общий надзор; он будет осуществляться (п. 9 разд. XV Конституции Украины)

до ввода в действие законов, регулирующих деятельность государственных

органов по контролю за соблюдением законов; б) надзор со стороны различных

государствен­ных инспекций и служб — административный надзор.

Прокурорский надзор осуществляется за соблюдени­ем и правильным применением

законов Кабинетом Ми­нистров Украины, министерствами, ведомствами,

государ­ственными комитетами, другими органами государствен­ного и

хозяйственного управления и контроля, правитель­ством Автономной Республики

Крым, местными Радами, их исполнительными комитетами, военными частями,

по­литическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями,

предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности,

под­чиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами. При его

осуществлении органы прокурату­ры не наделены правом применять любые меры

прину­дительного характера, а только могут ставить вопрос о привлечении к

административной, дисциплинарной от­ветственности, об уголовном преследовании.

Административный надзор также имеет целью пре­дупреждение, выявление и

прекращение противоправ­ных действий, устранение причин и условий

правона­рушений. Но при осуществлении этого вида надзора го­сударственные

инспекции и службы могут применять меры административного принуждения в

случае выяв­ления нарушения соответствующих предписаний в сфере деятельности,

подведомственной той или другой инспек­ции или службе.

Последовательная реализация законности нуждает­ся в соответствующей системе

ее гарантий. В юридиче­ской литературе различают общие условия и специаль­ные

юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности.

Среди общих условий можно отметить политические, экономические,

организационные, идеологические. Ре­ально они могут иметь место только в

правовом госу­дарстве при условиях функционирования гражданско­го общества

независимо от государства, распределения власти, независимой прессы и других

информационных источников, политического плюрализма, децентрализа­ции

государственных структур, экономических свобод.

Большое значение для поддержания режима закон­ности имеет правовая культура

должностных лиц и гра­ждан, признание абсолютной ценности основных прав

личности.

Специальные юридические способы обеспечения за­конности — это поощрение,

контроль и принуждение.

45. Соотношение контроля, проверок исполнения, надзора.

Поддерживание режима законности в государствен­ном управлении осуществляется

путем контроля (его составной части — проверки выполнения) и надзора.

Контрольная деятельность обеспечивает системати­ческую проверку выполнения

законов, других норматив­ных актов, соблюдения государственной дисциплины и

правопорядка. Контроль является составной частью управления, средством

выполнения его задач. Контроль следует рассматривать как функцию управления.

По­этому особенность контроля состоит во вмешательстве контролирующих в

оперативную деятельность подкон­трольных, в даче им обязательных указаний,

прекраще­нии, изменении или отмене актов управления) приня­тии мер

принуждения относительно подконтрольных должностных лиц.

Проверка исполнения как составная часть контроль­ной деятельности носит

тематический характер и состо­ит в проверке исполнения определенных законов и

нор­мативных актов подчиненным аппаратом.

Надзор имеет целью выявление, предупреждение пра­вонарушений, устранение их

последствий и привлечения виновных к ответственности. Органы, осуществляющие

функции надзора, не наделены правом вмешиваться в оперативную и хозяйственную

деятельность объектов надзора, изменять или отменять акты органов

государ­ственного управления.

Существует два вида надзора: а) надзор, осуществляе­мый органами прокуратуры,

— общий надзор; он будет осуществляться (п. 9 разд. XV Конституции Украины)

до ввода в действие законов, регулирующих деятельность государственных

органов по контролю за соблюдением законов; б) надзор со стороны различных

государствен­ных инспекций и служб — административный надзор.

Прокурорский надзор осуществляется за соблюдени­ем и правильным применением

законов Кабинетом Ми­нистров Украины, министерствами, ведомствами,

государ­ственными комитетами, другими органами государствен­ного и

хозяйственного управления и контроля, правитель­ством Автономной Республики

Крым, местными Радами, их исполнительными комитетами, военными частями,

по­литическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями,

предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности,

под­чиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами. При его

осуществлении органы прокурату­ры не наделены правом применять любые меры

прину­дительного характера, а только могут ставить вопрос о привлечении к

административной, дисциплинарной от­ветственности, об уголовном преследовании.

Административный надзор также имеет целью пре­дупреждение, выявление и

прекращение противоправ­ных действий, устранение причин и условий

правона­рушений. Но при осуществлении этого вида надзора го­сударственные

инспекции и службы могут применять меры административного принуждения в

случае выяв­ления нарушения соответствующих предписаний в сфере деятельности,

подведомственной той или другой инспек­ции или службе.

46. Формы межведомственного контроля: понятие, виды, характеристика

деятельности.

Вневедомственный (межведомственный) контроль осуществляется по специальному

кругу вопросов, касающихся органов управления, предприятий, учреждений,

организаций независимо от ведомственной подчиненно­сти, а в некоторых случаях

и форм собственности.

К органам вневедомственного контроля относятся контрольно-ревизионная служба

и государственные ин­спекции: налоговая, по делам защиты прав потребите­лей,

по контролю за ценами, за вывозом материальных ценностей, за состоянием

ядерной и радиационной безо­пасности, за соблюдением стандартов,

государственные пожарная, автомобильная, экологическая инспекции и др. К

специализированным инспекциям принадлежат инспекции пробирного,

сельскохозяйственного, газового, ветеринарного, рыбного, горного,

технического надзора и тому подобное.

В соответствии с Законом Украины от 26.01.93 г. «О государственной

контрольно-ревизионной службе в Украине» при Министерстве финансов создано и

дейст­вует Главное контрольно-ревизионное управление Ук­раины для

осуществления государственного контроля за расходованием средств,

материальных ценностей, их со­хранением, состоянием и достоверностью

бухгалтерского учета и отчетности. В Автономной Республике Крым, об­ластях,

городах Киеве и Севастополе действуют кон­трольно-ревизионные управления, а в

городах, районах, городских районах — контрольно-ревизионные группы (отделы).

Контроль осуществляется в формах ревизий и про­верок. Ревизия — это

документальный контроль финан­сово-хозяйственной деятельности, по итогам

которой со­ставляется акт. Проверка — это обследование и изуче­ние отдельных

направлений финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой

составляется справка или подробная записка.

Органы государственной контрольно-ревизионной службы, контролируя движение

ценностей, средств и их фактическое наличие, вправе: беспрепятственно

посе­щать любые помещения; прекращать на расчетных сче­тах операции;

требовать от руководителей проведения ревизий; опечатывать помещения, кассы,

изымать необ­ходимые документы и получать от кредитных учреж­дений

необходимые ведомости, документы, справки о бан­

ковских операциях и счетах; получать объяснение, вы­двигать требования

относительно устранения выявлен­ных нарушений; взыскивать в пользу государства

сред­ства, полученные вследствие незаконных действий и на­рушения

законодательства; рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях в

финансовой сфе­ре (ст. 2341 КоАП Украины).

Государственные специализированные инспекции, создаваемые при отраслевых

органах государственного управления, в соответствии со своим статусом

осуще­ствляют надзорные функции за соблюдением общеобя­зательных правил,

действующих в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства,

строительства, фи­нансов, охраны природы; контролируют соблюдение стандартов,

нормативов, инструкций. Эти инспекции не имеют права вмешиваться в

повседневную работу адми­нистрации подконтрольного объекта (независимо от

форм собственности), оценивать управленческую дея­тельность органов

исполнительной власти, администра­ции предприятий, организаций, учреждений.

В соответствии со своим профилем инспекции осу­ществляют проверку,

обследование, участвуют в прове­дении ревизий, рейдов и т.п. Должностные лица

госу­дарственных инспекций вправе знакомиться с докумен­тами, требовать

объяснений во время выявления нару­шений и ставить перед высшими органами

вопрос о при­влечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности,

давать предписания об устранении на­рушений законности, причин и условий,

которые им со­действуют. Определенные государственные инспекции и их

должностные лица наделены правом применять ме­ры административного

принуждения, в том числе на­лагать на виновных административные взыскания.

Пе­речень государственных инспекций, их должностных лиц и компетенция по

вопросам наложения админист­ративных взысканий, предусмотрены КоАП Украины.

Исполнительные комитеты местных Рад осуществля­ют контроль за деятельностью

предприятий (любых форм собственности), учреждений, Аранспорта, за

исполь­зованием природных ресурсов, за состоянием учета, от­четности,

общественного порядка, санитарным состоянием, за выплатами в бюджет и

выполнением общеобя­зательных решений, которые принимаются ими и мест­ными

Радами.

47. Судебный контроль за законностью деятельности исполнительной власти.

Суды подчинены закону. Судебный контроль не прямой т.к. контролируется

законность не законов, а актов основанных на законе.

Законность действий гос служащих. Отличие от Англосаксонского где суд

осуществляет законодательную деятельность. Суд осуществляет контроль в 2-х

формах:

- Деятельность суда по рассмотрению административных дел. Эта

деятельность по проверке законности актов управления по обращениям

заинтересованных лиц. Дела искового и особого производства. Глава 29-30 ГПК.

Судебные решения отменяют или изменяют незаконные акты органив исполнительной

власти.

- Непрямой контроль в виде частных определений – информируют гос-е

органы, объединения граждан о выявленных нарушениях закона. Ст 340УПК 235ГПК.

Представление судъи имеет ти же цель. Выносится в свободной форме. Не

применение мер по ликвидации влекут за собой админ ответственность.

Конституционный Суд Украины является единым ор­ганом конституционной

юрисдикции в Украине. Он ре­шает вопрос о соответствии законов и других

правовых актов Конституции Украины и дает официальное толко­вание Конституции

и законов Украины. Свою деятель­ность Конституционный Суд осуществляет в

соответст­вии с Конституцией Украины (разд. XII) Закона «О Кон­ституционном

Суде Украины» от 16.10.96 г.

При рассмотрении гражданских дел по искам, в том числе и таких, где одной из

сторон является орган госу­дарственного управления, суд (судья) оценивает его

дей­ствия с точки зрения их соответствия закону, восстанав­ливает нарушенные

права и тем самым фактически от­меняет (изменяет) незаконный акт управления,

ставший основой конкретного спора, В таких случаях суд может также выносить

отдельное постановление в соответст­вии со ст. 235 ГПК Украины, судья

единовременно — представление. Цель отдельного постановления и пред­ставления

при рассмотрении гражданских дел та же, что и при принятии решения по

уголовному делу. В дан­ном случае речь идет о гражданских делах искового и

особого производства (об увольнении с работы, о возме­щении убытков,

нанесенных неправильными действия­ми должностных лиц, жилищных делах и др.).

Оставление соответствующим органом или должно­стным лицом отдельного

постановления или представ­ления судьи без рассмотрения или неприменения мер

по устранению указанных в них нарушений закона, как и несвоевременный ответ

на отдельное постановление или представление, влекут за собой

административную ответственность.

Широкими полномочиями по контролю в государст­венном управлении наделены суды

при рассмотрении жа­лоб граждан. Право на жалобу является неотъемлемым правом

гражданина. Обжаловать можно любые действия, а также бездеятельность

работников государственных и общественных органов, предприятий, организаций,

учре­ждений, контролирующих и других структур.

Предметом жалобы могут быть действия, ущемляю­щие права и законные интересы

как самого граждани­на, так и других лиц.

Значительное количество составляют жалобы граж­дан в связи с рассмотрением

дел об административных правонарушениях юрисдикционными органами

(упол­номоченными рассматривать дела об административных

правонарушениях) и их должностными Улицами. Но в этих случаях жалобу

может подать лицо, привлеченное к ответственности, или потерпевший. Порядок

обжало­вания в этих случаях устанавливается ст. 288 КоАП Ук­раины.

При рассмотрении таких жалоб судья проверяет за­конность и обоснованность

вынесенного постановления в деле об административном правонарушении; если он

найдет, что это постановление противоречит закону, от­меняет его и закрывает

дело.

48. Обеспечение законности в управлении способами общего надзора прокуратуры.

Акты прокурорского надзора.

Согласно закону Украины от 05.11.91 г. «О прокура­туре» прокуратура Украины

осуществляет надзор за со­блюдением и правильным применением законов. В

сфе­ре исполнительной деятельности органы прокуратуры осуществляют общий

надзор, который заключается в про­верке соответствия законам актов и действий

всех госу­дарственных органов, объединений граждан, предприятий, учреждений

(независимо от форм собственности, подчи­ненности, принадлежности),

должностных лиц и граждан. Органы прокуратуры не осуществляют надзор за

закон­ностью актов, принимаемых Верховной Радой, а также указов и

распоряжений Президента Украины. Правовые акты и действия всех других органов

исполнительной вла­сти, органов местного самоуправления, объединений

гра­ждан, предприятий, организаций и учреждений незави­симо от форм

собственности, должностных лиц и граж­дан являются поднадзорными прокуратуре.

При осуществлении общего надзора прокуроры не на­делены непосредственно

правом применения меры при­нудительного воздействия относительно устранения

на­рушений законности, отмены противозаконных актов управления и их

изменения, освобождать или назначать работников, налагать на виновных

взыскание.

Выполняя свои надзорные функции, прокуроры ис­пользуют присущие только им

методы и формы.

В юридической литературе под методами общенад­зорной деятельности понимают те

приемы и средства, при помощи которых выявляются нарушения законов. Так,

прокуроры вправе: затребовать предоставление им документов и сведений,

беспрепятственно входить в по­мещение, осуществлять на местах проверку законов,

тре­бовать от соответствующих органов и должностных лиц проведения проверок и

ревизий подчиненных объектов, требовать от должностных лиц и граждан

письменных объяснений по поводу нарушений законов.

Одной из задач общего надзора прокуратуры — вы­явление нарушения закона и

нарушителя, устранение выявленных нарушений и привлечение нарушителя к

предусмотренной законом ответственности.

Формы прокурорского реагирования на обнаружен­ные нарушения законов — это те

средства, которые ис­пользуются прокурором для поддерживания режима

за­конности, т.е. акты прокурорского реагирования. Закон называет четыре вида

таких актов: протест, представ­ление, предписание и постановление прокурора в

поряд­ке общего надзора.

Протест (ст. 21 Закона Украины «О прокуратуре») принимается прокурором

(его заместителем) с целью от­мены юридического акта или приведения его в

соответ­ствие с законом, а также прекращения незаконных дей­ствий

руководителей, должностных лиц, восстановления нарушенного права. Протест

приносится в орган, издав­ший противозаконный акт, или в вышестоящий орган,

которые должны его рассмотреть в течение 10-ти дней и принять меры

реагирования. О решении, принятом в связи с протестом, следует сообщить

прокурору. Дейст­вие опротестованного акта прекращается до рассмотре­нию

протеста.

Если протест отклонен или соответствующие органы (должностное лицо)

уклоняются от его рассмотрения, прокурор может обратиться в течение 15-ти

дней с мо­мента получения сообщения об отклонении протеста или истечении

срока его рассмотрения с заявлением в суд о признании акта незаконным. Подача

заявления приос-танавливает действие правового акта.

Прокурор вправе отозвать протест или сделать в нем изменения до начала

рассмотрения протеста в судебном заседании, а в ходе судебного заседании

высказать дру­гое, чем в протесте, мнение. Протест может быть ото­зван или

изменен вышестоящим прокурором.

Представление (ст. 23 Закона Украины «О прокура­туре») — это письменный

правовой акт прокурора, в ко­тором анализируются выявленные нарушения законов в

актах и действиях поднадзорных органов (должност­ных лиц). Оно имеет

предупредительный характер, его цель — устранения нарушений, причин и условий,

им со­действующих, а также привлечения к ответственности ви­новных лиц. В

месячный срок должны быть приняты ме­ры по устранению нарушений закона, причин

и условий, им содействующих, и об этом сообщается прокурору.

Ос­тавление представления без рассмотрения или несвоевре­менный ответ влекут

административную ответственность должностных лиц согласно ст. 1856

КоАП Украины.

В зависимости от характера нарушения закона долж­ностным лицом или

гражданином прокурор (замести­тель) выносит мотивированное постановление (ст.

24 За­кона Украины «О прокуратуре») о дисциплинарном про­изводстве,

производстве об административном правона­рушении или о возбуждении уголовного

дела в отноше­нии этих лиц.

Постановление о нарушении дисциплинарного про­изводства или производства об

административном пра­вонарушении должно быть рассмотрено соответствую­щим

органом (должностным лицом) в 10-дневной срок после его поступления. О

результатах сообщается про­курору, который вынес постановление.

Письменное предписание (ст. 22 Закона Украины «О прокуратуре»)

направляется в случае, когда нарушение закона имеет очевидный характер и может

причинить существенный вред интересам государства, предприятия, учреждения, а

также гражданам, если оно не будет не­медленно устранено. Письменное

предписание вносит­ся прокурором (заместителем) органу или должностно­му лицу,

допустившим нарушение, или органу или долж­ностному лицу высшего уровня,

правомочным устранить нарушение. . Предписание подлежит немедленному

исполнению, о чем сообщается прокурору. Оно может быть обжалова­но

соответствующим органом или должностным лицом вишестоящему прокурору, который

обязан рассмотреть жалобу в течение 10-и дней. Решение высшего проку­рора

является окончательным.

ГРАЖДАНСКИЕ ИСКИ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.