бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпоры по административному праву Украины

законодатель­ства Украины. Решения могут носить как нормативный, так и

ненормативный характер.

Руководители отделов, управлений и других подраз­делений органов

исполнительной власти издают прика'-зы, распоряжения, являющиеся актами

ненормативны­ми, а также инструкции, которые являются норматив­ными

предписаниями.

Руководители государственных предприятий и учре­ждений издают приказы и

распоряжения, имеющие ин­дивидуальный характер. Однако ими могут утверждать и

нормативные акты (положения, правила).

31 Требования предъявляемые к актам управления, последствия невыполнения

требований.

Управленческие решения должны быть прежде все­го оптимальными, то есть

сочетать в себе эффективность управленческого акта и целесообразность его

принятия.

Эффективность управленческих решений зависит от разных факторов,

обстоятельств, при которых они при­нимаются, квалификации кадров,

стабильности, финан­сового и организационного обеспечения.

Целесообразность решения включает научную обосно­ванность, полезность,

обусловленность, своевременность его принятия. Следует также учитывать

согласованность ре­шения с принятыми ранее актами, а также уровень пра­вовой

сознательности и культуры граждан. Важное влия­ние на решение вопроса о

целесообразности акта оказы­вают информационное обеспечение, квалификация,

про­фессионализм должностных лиц, их мастерство, опыт.

К актам управления предъявляются определенные юридические требования. Прежде

всего акты должны быть законными. Это означает, что они: 1) являются

под­законными, изданными в соответствии с Конституцией Украины и-другими

законодательными актами; 2) отве­чают цели, предписаниям и требованиям

законодатель­ного акта, по поводу выполнения которого приняты; 3)

отвечают компетенции принявшего их государственно­го органа; 4) изданы с

соблюдением процессуальных тре­бований.

В основе действия актов управления — презумпция законности (правильности)

актов, согласно которой акт управления считается законным с момента принятия,

ес­ли он не отменен или приостановлен в порядке, преду­смотренном

законодательством. Низшие органы (долж­ностные лица) не имеют права проверять

законность ак­та, кроме суда в случае осуществления правосудия.

Акты управления должны отвечать организационно-техническим требованиям,

прежде всего к языку: он должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для

каждого (с соблюдением законодательства Украины о языке).

Важно придерживаться формы акта (письменной и устной). Акт должен иметь

название, номер, дату изда­ния, подписи, в необходимых случаях штампы, печати и

т.д. Следует указать, кем и когда он издан.

Акты управления должны быть своевременно дове­дены до исполнителей и других

заинтересованных субъ­ектов. При издании актов необходимо придерживаться

правил делопроизводства.

Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Ук­раины, министерств и других

центральных органов ис­полнительной власти согласно ст. 117 Конституции

Ук­раины подлежат регистрации в установленном законом порядке.

Нормативные акты, касающиеся социально-экономи­ческих, политических, личных

прав, свобод и законных интересов граждан, а также акты межведомственного

ха­рактера согласно Указа Президента от 03.10.92 г. с из­менениями от

21.05.98 г. *0 государственной регистра­ции нормативных актов министерств и

других органов государственной исполнительной власти» и Положения,

утвержденного Кабинетом Министров Украины 28.12.92 г., должны проходить

государственную регист­рацию в Министерстве юстиции.

В административно-правовой науке акты управления, принятые с нарушением

требований юридического и ор­ганизационного характера, считаются дефектными.

В за­висимости от характера дефектности их разделяют на «ничтожные» и

«оспоримые».

Ничтожными признаются акты, юридическая несо­стоятельность которых

настолько очевидна, что они не должны выполняться. Презумпция законности на них

не распространяется. Их недостатки нельзя устранить. Такие акты не вызывают

юридических последствий с мо­мента их принятия, не должны исполняться (служащие

не имеют права их исполнять), а за их исполнение на­ступает ответственность. К

таким актам относятся те, в которых содержится указание к нарушению закона

(принуждают к действиям, подрывающим суверенитет страны, ведут к

насильственному свержению конститу­ционного строя), чьи положения способствуют

соверше­

нию преступления, принятые с нарушением сроков дав­ности и др.

Акты оспоримые — это такие, что имеют ошибки, не­достатки, их

дефектность не настолько очевидна, чтобы они не выполнялись. В этом случае

действует презумп­ция законности актов, однако субъекты права могут их

обжаловать или опротестовать. Оспоримые акты в от­дельных случаях могут

признаваться ничтожными и не вызывать юридических последствий для адресатов. В

других случаях они как частично недействительные по­сле устранения недостатков,

доработки признаются за­конными, и поэтому обязательными для исполнения.

33. прекращение, приостановление, отмена, изменение действия правовых актов

управления.

Принятие, прекращение, изменение, приостановление и отмена актов управления —

разновидности админи­стративного процесса. Деятельность органов управления по

этим вопросам определяется широким кругом нор­мативных актов всех уровней, а

также организационны­ми традициями. Было бы целесообразно урегулировать

названную деятельность в Законе о порядке принятия, введения в действие,

прекращения, изменение, приоста­новление и отмену актов управления или

законодатель­но оформить эти процедуры в Административно-процес­суальном

кодексе.

Кроме особенностей данного вида производства, в за­висимости от различных

обстоятельств (коллегиально или единолично принимается акт, уровень органа,

юри­дические свойства и т.п.) следует выделить и общие мо­менты (стадии).

Первая стадия — подготовка управленческого акта. Значительное их

количество готовится и издается по инициативе заинтересованного органа, но

много и по инициативе субъектов административной власти по по­ручению высших

органов управления, по протесту про­курора, жалобам, заявлениям граждан.

Решение об из­дании акта принимается, если в нем есть объективная необходимость

и юридические основания. При подготов­ке проекта выбирается один из возможных

вариантов регулирования, проект надлежащим образом оформля­ется,

согласовывается.

Вторая стадия — принятие решения. В коллегиаль­ных актах возможно

обсуждение актов и обязательное голосование (кроме случаев принятия актов путем

оп­росов, а также подписания). Если акт управления при­нимается единолично, его

просто подписывают. При этом возможны изменения, дополнения, редактирование.

Акту присваивается порядковый номер.

Третья стадия — доведение решения до исполните-• лей. Здесь также

возможны варианты. Нормативные ак­ты центральных органов Украины публикуются:

Каби­нета Министров Украины — в газете «Урядовий кур'ер»;

акты центральных органов, подлежащих регистрации в Министерстве юстиции,

также публикуются в прессе. Другие акты могут рассылаться, или

заинтересованные лица знакомятся с ними под расписку. Акты местных органов

публикуются в местных печатных изданиях, рас­сылаются, вывешиваются в

общественных местах, о них сообщают сведения по радио, телевидению. При

приня­тии актов индивидуального характера заинтересованные лица знакомятся с

ними под расписку или им высыла­ются их копии.

Прекращение, замена, приостановление, отмена пра­вовых актов связаны с

формальностями, которые долж­ны помешать поспешной замене действующих актов,

привести к их стабильности.

Прекращение действия акта может быть фактиче­ским и юридическим. Фактическое

— это когда истек срок действия акта. Издание решения о его прекраще­нии в

этом случае не требуется.

Юридическое прекращение действия акта происходит в случаях, когда издается

акт о его отмене или новый акт, регулирующий соответствующие отношения и с

началом действия которого старый акт утрачивает силу.

Замена акта как способ повышения его оптимально­сти применяется, когда

существует потребность уточнить его положения, придать им другую редакцию или

до­работать отдельные части. Замена положений акта, как правило,

осуществляется тем же органом (должностным лицом), который издал акт в старой

редакции.

Приостановление действия акта — временная право­вая мера. Оно применяется

путем принятия решения. Автор акта или уполномоченный орган могут

приоста­новить его действие по мотивам законности или целе­сообразности.

Допускается приостановка всего акта или его части, применение этого способа

на всей или отдель­ной части территории государства. Приостановление ак­тов

может быть связано также с фактом подачи жало­бы, вынесением прокурором

протеста (в деле об адми­нистративном правонарушении и т.п.).

По общему правилу акты управления могут быть от­менены тем, кто их принимал

или высшим органом (должностным лицом). В некоторых случаях акты управления

могут быть отменены судом.

Юридические последствия отмены или прекращения актов управления связаны с тем,

что прекращаются от­ношения, созданные на их основе, а также должны быть

отменены или прекращены акты, данные на их испол­нение.

37. Методы управления: понятие , назначение, соотношение форм и методов

управленческой деятельности.

Метод управления – способ воздействия субъекта управления на объект (им может

быть физическое лицо, группа лиц, соответствующие отношения). Использующаяся

власть воздействует на общественные отношения методами правового

регулирования, запрещения, роординации, контроля. Каждая юридическая форма

управления использует несколько методов. Юр-е акты управления могут

использовать методы: регламентации, единоначалия, административных. Каждый

конкретный метод может применятся в необходимых формах управления.

Метод управления определяет содержание управлеенческой деятельности, а форма

является средством реализации.

Использование методов построено на сбалансированности и их правовой энергии.

Чаще всегго применяется «парность» методов.

Властное повелевание – рекомендация

Убеждение – принуждение

Разрешение – принуждение

Единоначалие – коллегиальность

Экономическое стимулирование – админ-е распорядительство

Субординация – координация

Централизация – самоуправление

Для сохранения стабильности и устойчивости системы органов управления

необходимо применять противоположные методы управления.

38. Виды методов управления, закон необходимого разграничения и разумного

сочетания.

Использование методов построено на сбалансированности и их правовой энергии.

Чаще всегго применяется «парность» методов.

Властное повелевание – рекомендация

Убеждение – принуждение

Разрешение – принуждение

Единоначалие – коллегиальность

Экономическое стимулирование – админ-е распорядительство

Субординация – координация

Централизация – самоуправление

Для сохранения стабильности и устойчивости системы органов управления

необходимо применять противоположные методы управления.

В целом управленческие методы можно разделить на научные и ненаучные,

демократические и диктаторские, гибкие и жесткие, государственные и

общественные, творческие и шаблонные, административные и экономи­ческие,

прямого и непрямого воздействия.

Одни методы носят общий характер, присущи всем ви­дам государственной

деятельности, всем государствен­ным органам, другие — лишь отдельным из них.

Это дает возможность разделить их на общие и специальные.

Методы деятельности органов управления, применяе­мые на важнейших стадиях

управленческого процесса, получили название общих, а применяемые при

испол­нении отдельных функций или на отдельных стадиях процесса управления,

называются специальными.

К общим, как правило, относятся методы:

а) убеждения и принуждения (по признаку примене­ния властных полномочий);

б) прямого или непрямого воздействия (по способу воздействия);

в) административного и экономического воздействия (по характеру воздействия);

г) надзора и контроля (по цели воздействия);

д) регулирования, руководства и управления, в том числе оперативного (по

степени воздействия на объек­ты управления).

Общее руководство имеет целью практическое про­ведение в жизнь общей политики

и принципов в соот­ветствующих отраслях управления, осуществления кон­троля

за подчиненными объектами и разработку направ­лений их деятельности.

Управление — это прямое систематическое воздей­ствие субъектов управления на

объекты, повседневное управление оперативного характера.

Хотя тот или иной метод управления применяется с учетом субъективных и

объективных факторов, других условий, способы воздействия субъекта на объект

долж­ны быть не изолированными акциями, а единым про­цессом взаимосвязанных и

взаимообусловленных спо­собов правления. Методы составляют единую систему

способов воздействия, связаны друг с другом, переплета­ются. Так,

административный и экономический методы

должны применяться в единстве, поскольку это дает воз­можность

государственным органам создавать, поддер­живать и гарантировать юридические

границы деятель-| ности соответствующих структур и организаций, высту­пать

собственником в государственном секторе эконо­мики, контролером, регулятором

прибыли, реализовать инвестиционный режим общенациональных экономи­ческих,

экологических, научных и других программ, вы­ступать гарантом государственных

интересов в между­народных отношениях и т.п. В управлении следует при­менять

все методы в различных комбинациях, что дает наибольший эффект.

39. Характеристика административного и экономического методов управления.

Административный и экономический активно используются на противопоставлении

для организованного существования систем. Соотношения изменяются в

зависимости от экономики и роли права. При любых формаг гос устойства

организации исполнительной власти типов экономики административное

распорядительство не только необходимо, но и неизбежно. Административный

метод связан с административно-правовой формой деятельности, которой являются

акты управления. Организационно правовые методы, - узаконивание уставов и

контроль.

Административный метод представляет воздействие субъектов управления на его

объект, через режим власных указаний.

Признаки:

1. Задачи органа управления не всегда соответствуют интересам иполнителелей

правового акта. Прямое воздействие на объект управления проявляется в том,

что субъектом определяется ближайшая и конкретная цель, задачи, порядок, срок

выполнения, обеспечение реальными условиями выполнения задачи на ближайший

период.

2. Административные методы дают однозначное решение ситуации. Имеют

обязательную силу для адресата и исключают альтернативу.

3. Административные акты являются основным инструментом данного метода имеют

обязательный характер для исполнения, их не выполнение влечёт юр

ответственность.

4. Этому методу присущи централизация, единоначалие, субординация, иерархия,

императивность, которая при определённых условиях и соответствующем

юридическом оформлении принимают значение самостоятельно действующих методов

управления. Экономический метод управления не

предусматривает жёсткого администрирования, но использованный гос органом

принимает обязательный характер и последствия неисполнения проявляются в

материальных убытках, упущенной выгоде, основной признак – опосредованное

воздействие через имущественные интересы и потребности в рамках эконом-х

факторов.

Налоги, субсидии, субвенции, премирование, плата за фонды, комерческое

кредитование, гос заказ, экономические санкции.

Применение, объединение этих методов позволяет государству и органам:

- создать, поддерживать и гарантировать правильные р-ки субъектов

собственности и предпринимательства всех товаропроизводителей.

- Выступать общенациональной казной, сборщиком налогов, контролёром

- Монетарным двором, регулятором прибыли.

- Быть собственником и распорядителем гос сектора.

- Инвестировать различные программы

- Брать на себя разрешение конфликтов.

40. Понятие убеждения и принуждения как методов управления.

Универсальными методами государственного управле­ния, применяемыми во всех

отраслях и сферах, на всех уровнях управления, а во многих случаях и

определяю­щими содержание и конкретное проявление других ме­тодов, являются

убеждение и принуждение. Эти методы, наиболее последовательно реализуются

через механизм прав и обязанностей, подчеркивают властность управле­ния,

особенность отношений власти и подчиненности.

Методы убеж­дения и принуждения нельзя отрывать друг от друга, по­скольку

между ними существует диалектическое единст­во, они носят объективный

характер и их применение оп­ределяется уровнем развития общественных

отношений.

Содержание убеждения как особенного способа пра­вового воздействия

заключается в том, чтобы субъекты государственного управления придерживались

требова­ний через их внутреннее признание, а не вследствие сле­пого

подчинения требованиям власти.

Таким образом, убеждение — это система методов правового и неправового

характера, осуществляемая го­сударственными и общественными органами, которая

проявляется в применении воспитательных, разъясни­тельных и поощрительных мер

с целью формирования у граждан понимания необходимости четкого выполне­ния

требований законов и других правовых актов.

В государственном управлении применяются следую­щие основные виды убеждения:

— организация государственных и общественных ме­роприятий, направленных на

решение конкретных за­дач (учет, контроль, принятие необходимых документов,

проведение семинаров, собраний и т.п.);

— воспитание (экономическое, правовое, моральное и др.);

— разъяснение задач государственного управления;

— инструктаж лиц подчиненного аппарата и обще­ственности по вопросам наиболее

действенного выпол­нения поставленных задач;

— поощрение (моральное — благодарность, награж­дение почетным знаком,

присвоение почетного звания и т.д., материальное — денежные премии, путевки

от­дельным лицам или группам лиц и др.);

— критика работы и поведения отдельных лиц.

Государственное принуждение в нашей стране явля­ется вспомогательным методом

государственного воз­действия, осуществляется на основе убеждения и толь­ко

после его применения.

Государственное принуждение — это психологиче­ское или физическое воздействие

государственных ор­ганов (должностных лиц) на определенных лиц с целью

принудить, заставить их выполнять правовые нормы; су­ществует две формы

государственного принуждения — судебная и административная. Применяются и

меры об­щественного принуждения, которые не являются госу­дарственными .

Таким образом, административное принуждение — это один из видов

государственного принуждения. Ему, как и государственному принуждению в

целом, присущи чер­ты, суть которых — применение государственными органами, а

в отдельных случаях и должностными лицами мер принудительного характера для

обеспечения надле­жащего поведения людей.

— административное принуждение применяется для:

а) предупреждения совершения правонарушений; б) пре­сечения административных

проступков; в) привлечения к административной ответственности.

Административное право применяется на основе ад­министративно-процессуальных

норм.

Таким образом, административное принуждение — это система мер

психологического или физического воз­действия на сознание и поведение людей с

целью дости­жения четкого выполнения установленных обязанностей, развития

общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и

законности.

Принудительные меры административного характе­ра применяются органами

исполнительной власти, су­дами (судьями) для воздействия на граждан и

должно­стных лиц с целью выполнения ими юридических обяза­тельств, пресечения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.