бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпоры по административному праву Украины

Кабинета Министров Украи­ны, других органов исполнительной власти;

2) законность и правопорядок, соблюдение прав и сво­бод граждан;

3) выполнение государственных и региональных про­грамм социально-

экономического и культурного разви­тия, программ охраны окружающей природной

среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных

меньшинств — также программ их на­ционально-культурного развития;

4) подготовку и выполнение соответствующих обла­стных и районных бюджетов;

5) отчет о выполнении соответствующих бюджетов Г и программ;

| 6) взаимодействие с органами местного самоуправления;

7) реализацию других наделенных государством, а также делегированных

соответствующими Радами пол­номочий.

Деятельность местных органов исполнительной вла­сти базируется на следующих

принципах:

а) законность;

б) личная ответственность;

в) объединение общегосударственных и местных ин­тересов;

г) взаимодействие с органами местного самоуправления;

д) гласность;

е) учет взглядов населения.

Для правового, организационного, материально-техни­ческого обеспечения

деятельности местных органов ис­полнительной власти создаются отделы,

управления и другие структурные подразделения местных органов ис­полнительной

власти. Их перечень утвержден постанов­лением Кабинета Министров Украины от

15.05.98 г. Ти­повые Положения о них разрабатываются и утвержда­ются также

Кабинетом Министров Украины.

14. Механизм государства: понятие, признаки, структура.

Государственный механизм

Представительная власть – законодательные органы, органы местного

самоуправления, советы

Исполнительная власть – кабинет министров, администрации, исполкомы.

Юрисдикционная – судебные, прокурорские, контрольно-надзорные

В совокупности гос органы дают понятие гос механизма. Гос аппарат является

частью гос механизма, а гос орган частью гос аппарата.

15. понятие и признаки органа исполнительной власти.

Специфика гос органов исполнительной власти, что только они занимаются

непосредственно управлением. Орган исполнительной власти

организационно обособленная часть гос управленческого аппарата, который

осуществляет от имени и по поручению гос-ва соответствующие ф-ии и в

соответственно наделён компетенцией, структурой и территориальным масштабом

деятельности.

Признаки

- орган управления осуществляет функции государства реализуя законы

и подзаконные акты органов вышестоящего уровня.

- Наличие компетенции – предмет ведения, права, обязанности и

территориальные границы деятельности каждого органа закрепляются в штатном

расписании.

- Самостоятельность (относительная), автономия, т.е. каждый орган

исполнительной власти в праве в пределах полномочий принимать решения.

- Предметность. Для органа исполнительной власти необходимо

значительное количество ресурсов материальных, финансовых, людских.

16. государственные служащие как субъекты административно-правовых отношений:

правовая основа, права и обязанности, требования и ограничения, защита

статуса.

Государственная служба органически связана с госу­дарством, его ролью и

местом в жизни общества. В дея­тельности государственных служащих реализуются

за­дачи и функции государства, поскольку каждая долж­ность — это круг

служебных обязанностей, составляю­щих часть компетенции соответствующего

государствен­ного органа. Компетенция лежит в основе структуры ор­гана и

одновременно имеет целью создание личного со­става государственного органа

или его аппарата — го­сударственных служащих. С должностью — первичным

структурным подразделением (единицей) связан круг вопросов: установление

должностей, правила и способы их замещения, служебная карьера, порядок

перехода с одной должности на другую и т.д.

Принят ряд законов и подзаконных актов, регулирующих отдельные направления

государ­ственно-служебной деятельности: о пограничных вой­сках Украины, об

Арбитражном суде Украины, о Про­куратуре Украины, о Вооруженных Силах

Украины, об образовании, о милиции Украины и др. Все они в той или иной

степени касаются вопросов организации и про­хождения государственной службы в

соответствующих государственных органах. Закон Украины от 16. 12. 1993 г. «О

государственной службе», направленный на урегулирование общественных

отношений, охватываю­щих деятельность государства по созданию правовых,

ор­ганизационных, экономических и социальных условий реализации гражданами

Украины права на государст­венную службу. В преамбуле Закона указано, что он

оп­ределяет общие принципы деятельности, а также статус государственных

служащих, работающих в государствен­ных органах и их аппарате, но содержание

Закона по­зволяет сделать вывод о том, что он практически регу­лирует

деятельность аппарата органов исполнительной власти.

Вместе с тем Закон «О государственной службе» — это первый законодательный

акт в истории Украины, на­правленный на урегулирование одной из важнейших

сторон (или частей) деятельности государства. В нем впервые на официальном

уровне сформулировано понятие государственной службы в Украине (ст. 1) как

про­фессиональной деятельности лиц, занимающих должно­сти в государственных

органах и их аппарате и полу­чающих заработную плату из государственных

средств. Есть все основания считать, что понятие государствен­ной службы

объединяет самые главные элементы содер­жания служебной деятельности,

охватывающие наибо­лее существенные ее стороны, указывает также на

зна­чительную организаторскую роль государства в реше­нии проблем управления

разными отраслями экономи­ки, социально-культурного строительства и т.д.,

посколь­ку от профессиональных знаний кадров управления за­висит выполнение

государственных задач и функций.

В соответствии со ст. 2 Закона должность — это определенная структурой и

штатным расписанием пер­вичная структурная единица государственного органа и

его аппарата, на которую возложен установленный нор­мативными актами круг

служебных полномочий. Должностные лица: ими считаются руководители и

заместители руководителей государствен­ных органов и их аппарата, другие

государственные слу­жащие, на которых законами или иными нормативны­ми актами

возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-

совещательных функций.

Требования при поступлении граж-н на гос службу изложены в з-не «О гос службе»

1. Запрет на службу на предприятии или учреждении в близком родстве

или свойстве. Если подконтрольны или подотчётны друг другу.

2. Не могут быть приняты лица лишённые судом права занимать должности.

3. Запрещается совмещение некоторых государственных должностей с

работой.

К специальным требованиям:

- возрастной ценз

- наличие специального образования

- учёного звания

- практический стажпроведение квалификационных испытаний

- состояние здоровья

- принесение присяги.

Права гос служащих совпадают с их обязанностями и выступают как

правообязанности. Основной обязанностью является соблюдение конституции,

законов издаваемых органами гос-ва. Исполнять обязанности внутреннего

распорядка, служебных инструкций.

Гос служащий имеет право знакомиться со сведениями составляющими гос тайну,

перечень сведений устанавливается в общегосударственном маштабе. Гарантия

соблюдения прав гос служащего продолжительность времени службы.

Защита статуса – предусмотренный законом комплекс мер по обеспечению

защиты жизни, здоровья, имущества и жилища работников гос управления, их семей

от посягательства лиц,. Обиженных действиями в связи с исполнением гос

служащими своих обязанностей. Закон « О гос защите» от23.12.93.

17. Комплектование должностей государственных служащих. Порядок прохождения

государственной службы. Прекращение государственной службы.

Единая номенклатура должностей служащих предполагает деление на 3 гркппы:

- руководители

- специалисты

- технические исполнители

За основу классификации обладание властными полномочиями. Помогает решить

вопрос о привлечении к уголовной или административной ответственности за

совершение служебного правонарушения.

Выделяют:

- административно – вспомогательный персонал

- функциональный

- должностных лиц

- представителей власти

Порядок принятия на государственную службу уре­гулирован Законом (ст. 15), а

также Положением, утвер­жденным Кабинетом Министров Украины. Принятие на

должность осуществляется на конкурсной основе, дан­ные о вакансиях должностей

государственных служа­щих подлежат публикации и распространению через

средства массовой информации не позже, чем за месяц до проведения конкурса.

Некоторые процедуры приня­тия на службу могут устанавливаться другими

закона­ми Украины, но при этом запрещается требование от кандидатов на

государственную службу сведений и до­кументов, предоставление которых не

предусмотрено за­конодательством Украины.

Этой же статьей впервые в практику государственно­го строительства Украины

законодательно вводится ин­ститут патронатной службы. В зарубежной практике

этот институт известен давно. Содержание его сводится к то­му, что вразрез с

общим правилом, когда избранными или принятыми на должность в государственный

орган или его аппарат не могут быть лица, которые будут находиться в

непосредственном подчинении лиц, являющихся их близкими родственниками или

свояками, руководители высших государственных органов имеют право

самостоя­тельно подбирать и принимать лиц на должности своих помощников,

руководителей пресс-служб и секретарей со­гласно штатному расписанию и

категории, соответствую­щей должности. Следовательно, на такие должности

мо­гут приниматься родственники, свояки, друзья. Правом подбирать на

должности своих помощников, руководи­телей пресс-служб, советников и

секретарей в соответст­вии с Законом «О Государственной службе» обладают

Президент Украины, Председатель Верховной Рады Ук­раины, члены Правительства

Украины. Таким правом наделены также главы местных государственных

адми­нистраций.

При зачислении на государственную службу служа­щие принимают присягу, о чем

делается запись в тру­довой книжке; может также устанавливаться

испыта­тельный срок продолжительностью до шести месяцев, а принятые на службу

могут проходить стажировку сро­ком до двух месяцев с целью приобретения

практиче­ского опыта и проверки деловых качеств.

Впервые в практику государственной службы в Ук­раине вводится отстранение от

выполнения полномочий по должности без решения соответствующих

правоох­ранительных органов, которое может быть принято ру­ководителем того

государственного органа, где работа­ет служащий, если невыполнение служебных

обязанно­стей привело к человеческим жертвам, причинило зна­чительный

материальный или моральный ущерб гражданину, государству, предприятию,

учреждению, объединению граждан. Продолжительность отстранения от выполнения

полномочий по должности не должна превышать продолжительности служебного

расследования — двух месяцев. Если правомерность данного решения не

подтверждается результатами служебного решения, оно отменяется.

18. Юридическая ответственность государственных служащих: понятие, виды.

Лица, виновные в нарушении законодательства о го­сударственной службе, несут

гражданскую, администра­тивную или уголовную ответственность согласно

дейст­вующему законодательству.

Дисциплинарная ответственность применяется к го­сударственному служащему при

невыполнении или не­надлежащем выполнении служебных обязанностей, пре­вышении

полномочий, нарушении ограничений, связан­ных с прохождением службы, а также

за поступок, по­рочащий его как государственного служащего, или

дис­кредитирующий государственный орган, в котором он работает. Кроме

дисциплинарных взысканий, предусмот­ренных действующим законодательством

Украины о труде, к служащим могут применяться предупреждение о неполном

служебном соответствии и задержка до од­ного года в присвоении очередного

ранга или в назна­чении на более высокую должность.

24 апреля 1998г указ президента о концепции борьбы с коррупцией на 1998-

2005г. В правовом отношении коррупция представляет совокупность различных по

характеру но единых по сути коррупционных правонарушений (уголовных,

административных, гражданско-правовых и дисциплинарных). Коррупционная

деятельность сама не является составом преступления, а является

собирательным понятием. Заключается в использовании должностными лицами

доверенных им прав и полномочий для личного обогащения.

19. Индивидуальные субъекты административно-правовых отношений: понятие, виды.

Субъекты административного права — это все те, кто согласно административно-

правовых норм наделены конкретным объемом прав и обязанностей в сфере

ис­полнительной власти.

Относятся: граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, беженцы.

20. Административно-правовой статус граждан: административная

правоспособность и дееспособность.

Административно-правовой статус гражданина Ук­раины определяется объемом и

характером админи­стративной правосубъектности, которую составляют

ад­министративные правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность — это признание законом за гражданином

фактической возможности яв­ляться субъектом административного права, иметь

пра­ва и обязанности административно-правового характера. Административная

правоспособность возникает с момента рождения человека. Ее объем

устанавливается и изме­няется с помощью административно-правовых норм. Она

подтверждается документами о гражданстве — паспор­том гражданина Украины, а

для лиц до 16 лет — свиде­тельством о рождении.

Правоспособность не может быть ограниченной или отчужденной, от нее

невозможно отказаться доброволь­но (поскольку такой отказ не имеет

юридической силы). Правоспособность человека создает юридическое поня­тие

личности и гражданина. Только в случаях, преду­смотренных уголовным или

административным зако­нодательством, гражданин может быть лишен какой-ли­бо

части административной правоспособности — права перемещения, лишения

родительских прав и т.п.

Административная дееспособность граждан являет­ся второй составной частью

административной право­субъектности. При этом административная

правоспо­собность является основой административной дееспособ­ности граждан,

поскольку создает условия, при которых реализуются их субъективные права и

обязанности.

Административная дееспособность — это признанная законодательством

способность граждан своими дейст­виями приобретать и осуществлять права и

выполнять обязанности административно-правового характера. Гра­жданин

считается полностью дееспособным при дости­жении 18-летнего возраста. Вместе

с тем и при дости­жении 16-летнего возраста у гражданина возникает

ад­министративная дееспособность: получение паспорта и соблюдение правил

паспортной системы, охрана приро­ды и т.п. В некоторых случаях

административная дее­способность может наступить и до достижения челове­ком

16-летнего возраста (право на труд).

Права и обязанности граждан можно условно разде­лить на две группы: 2)

указывающие на положение че­ловека в социальной структуре государства; они

связы­ваются не с моментом рождения, а с достижением определенного возраста

(избирательное право, право и обя­занность воинской службы) — так называемые

устав­ные права; б) позволяющие гражданину реализовать имеющиеся права —

личные, социально-экономические;

они называются адекватными. Права и обязанности обе­их групп в совокупности

создают понятие — правосубъектность.

21. Способы защиты прав граждан: понятие, виды.

22. Административные обращения граждан: основные виды обращений.

В соответствии со ст. 40 Конституции Украины, все имеют право направлять

индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в

органы государственной власти, органы местного само­управления, или к

должностным лицам этих органов, ко­торые обязаны рассмотреть обращение и дать

обоснован­ный ответ в установленный законом срок. Через обра­щения граждан

воплощается в жизнь конституционный принцип участия граждан в управлении

государственны­ми и общественными делами. Обращение является так­же важной

формой контроля за законностью деятельно­сти государственных органов и

органов местного само­управления, обеспечения прав и свобод граждан.

Вопросы практической реализации права на обраще­ние урегулированы Законом

Украины «Об обращени­ях граждан» от 02.10.96 г. Обеспечивая гражданам

Ук­раины возможности на обращение. Закон детализирует и развивает

конституционные положения, предоставляя им право обращаться не только в

органы государствен­ной власти и местного самоуправления, но и в объеди­нения

граждан, учреждения, организации независимо от форм собственности, на

предприятия, в средства массо­вой информации, к должностным лицам в

соответствии с их функциональными обязанностями относительно реализации своих

социально-экономических, политиче­ских и личных прав и законных интересов или

их на­рушении.

Закон называет три вида обращений граждан — пред­ложения (замечания),

заявления (ходатайства), жалобы.

Предложение (замечание) — обращение граждан, в ко­торых дается совет,

рекомендация относительно деятель­ности органов государственной власти и

местного само­управления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также

высказываются мысли по урегулированию пра­вовых принципов государственной и

общественной жиз­ни, социально-культурных и других сфер деятельности

государства и общества.

Заявление (ходатайство) — обращения граждан с просьбой о содействии- в

реализации закрепленных Кон­ституцией и действующим законодательством их прав

и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или

недостатках в деятельности пред­приятий, учреждений, организаций независимо

от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных рад,

должностных лиц, а также высказывания мыслей об улучшении их деятельности.

Ходатайство — письменное обращение с просьбой о признании за лицом

соответствующего статуса прав и свобод и т.п.

Жалоба — обращение с требованием о восстановле­нии прав и защите законных

интересов граждан, нару­шенных действиями (бездеятельностью), решениями

го­сударственных органов, органов местного самоуправле­ния, учреждений,

организаций, объединений граждан, предприятий, должностных лиц.

Обращение адресуется субъектам, в полномочия ко­торых входит решение

поставленных вопросов. В обра­щениях должны быть указаны фамилия, имя,

отчество, место жительства гражданина, содержание поставленно­го вопроса,

замечания, предложения, заявления или жа­лобы, просьбы или требования.

Письменные обращения должны быть подписаны заявителем (заявителями) с

указанием даты. При несоблюдении этих требований об­ращение возвращается

заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее 10 дней со дня его

поступле­ния. Обращения, оформленные в соответствии с требо­ваниями и

поданные в установленном порядке подле­жат обязательному принятию и

рассмотрению. Если по­ставленные в обращении вопросы не входят в компетен­цию

субъектов, куда оно поступило, то в срок не более 5 дней такое обращение

пересылается по принадлежно­сти, о чем сообщается заявителю.

О результатах рассмотрения обращений сообщает­ся заявителям. В случае отказа

в удовлетворении тре­бований, изложенных в заявлении (ходатайстве) в

пись­менной форме предоставляется мотивированный отказ, а также разъяснения

порядка обжалования принято­го решения. Обращения Героев Советского Союза,

Ге­роев Социалистического Труда, инвалидов Великой Оте­чественной войны

рассматриваются первыми руково­дителями лично.

23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданство отличаются

несущественно. Объем их прав и обязанностей более узок, чем у граждан

Украины, но по общему правилу они пользуются теми же правами и не них

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.