бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпоры

действие - поведение, образ действий. В других случаях основанием для

применения меры пресечения служит конкретный административный поступок

(например, мелкое хулиганство), в-третьих - систематические нарушения,

антиобщественный образ жизни (например, занятие проституцией или появление в

общественных местах в нетрезвом виде)”. Отдельные авторы считают, что меры

административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при

отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны

общественных отношений от уже совершенных или возможных посягательств на них.

Основное назначение мер пресечения в системе правоохранительных средств

состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Прекращение

таковых действий путем применения мер пресечения сближает последние с

административно-предупредительными мерами.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно

(закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного

питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они

обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание

нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него

административного штрафа).

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие особенности мер

административного пресечения:

- применяются для немедленного пресечения нарушения закона

- носят волевой и достаточно жёсткий характер

- носят как правило кратковременный характер (т. е. за пресечением к

правонарушителю будут применяться уже другие меры – например, воспитательного

характера)

- применяются различными исполнительными органами

Меры административного пресечения многообразны. Это, по мнению Севрюгина

В.Е., обусловлено тем, что “в различных условиях, в отношении различных

субъектов различные государственные органы должны применять наиболее

эффективные средства для прекращения антиобщественных действий.. Меры

административного пресечения используются не только для защиты интересов

общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя

(например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).”

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер

административного пресечения.

Так, к мерам административного пресечения можно отнести:

- Задержание (применяется как средство прекращения правонарушения (например,

поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления

нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о

правонарушении).

- Арест и изъятие имущества (применяются в отношении предметов, находящихся в

неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли).

- Приостановление работ (может быть применено в отношении предприятий,

допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые

угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности,

противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления

является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых

создает угрозу безопасности движения.

- Временное отстранение от работы (используется как средство

административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых

угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта,

находящихся в состоянии опьянения).

- Требования прекратить неправомерное поведение (может применяться

управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого

поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование

носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой

надлежащую ответственность.

- Ликвидация результатов неправомерных действий (является средством

восстановления положения, существовавшего до таких действий). Примером может

служить снос самовольно возведенных строений.

- Принудительное лечение (может применяться в отношении лиц, больных

венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно

опасные деяния).

Остановимся более подробно на административном задержании граждан (ст. 240-

242 КоАП РСФСР).

Общим основанием административного задержания служит административный

проступок. Помимо общей предпосылки - совршения проступка, для задержания

необходимо одно из следующих дополнительных условий:

-наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные

действия будут продолжатся, что правонарушитель может причинить ущерб

общественным интересам, другим гражданам, себе;

-отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы

непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести

медицинское обследование и т.д.);

-отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и

указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить

необходимые данные о нарушителе.

“Административное задержание является мерой административно-процессуального

характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в

кратковременном ограничении свободы правонарушителя”. К основным нормативным

актам, регламентирующим задержание, относятся Закон от 18.апреля 1991 г. “О

милиции”, в котором сказано, что милиции предоставлено право задерживать лиц,

допустивших нарушения, влекущие административную ответственность.

В главе 19 КоАП РСФСР указываются случаи, при которых допускается

административное задержание лица в целях пресечения административных

правонарушений. “Административным правонарушением (проступком) признается

деяние, посягающее на государственный или общественный порядок,

собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления,

противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо

бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная

ответственность”

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся

дипломатической неприкосновенностью. Как правило административное задержание

не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также

к депутатам , судьям и прокурорам.

Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц,

подозреваемых в совершении преступных действий.

Последнее производится в случаях прямо предусмотренных уголовным законом:

“Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении

преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения

свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

- когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения;

- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как

на совершившее преступление;

- когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут

обнаружены явные следы преступления”

“Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы

одно из названных выше дополнительных условий необходимых для:

- составления протоколов;

- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;

- обеспечения исполнения постановления по делу об административном

правонарушении.”*

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две

группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

"Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее,

поэтому оно может производится только в случае совершения лицом

определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого

хулиганства.)

К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, которое

производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных

содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.

Законодательство закрепляет несколько специальных видов административного

задержания среди них такие как :

- задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;

- задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;

- задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о

совершенных ими проступках;

- задержание нарушителей пограничного режима.

В целом меры административного пресечения направлены на принудительное

прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

Нарушитель в процессе задержания может оказывать сопротивление, для чего

законодатель в определенных случаях разрешает применение специальных средств

в плоть до оружия. Поэтому более подробно остановимся на такой мере

пресечения, как непосредственное воздействие с применением специальных

средств.

Применение специальных средств регламентируется ст. 14 и огнестрельного

оружия ст. 15 Закона о Милиции . Милиционер имеет право применять следующие

специальные средства :

- резиновые палки

- наручники

- слезоточивый газ

- светозвуковые средства отвлекающего действия

- средства нарушения преград

- средства принудительной остановки транспорта

- специальные окрашивающие средства

В случаях :

- для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции.

- для пресечения сопротивления .

- для задержания лица застигнутого на месте преступления, и других случаях.

Запрещено применять специальные средства в отношении женщин, а также лиц с

явными признаками инвалидности и несовершеннолетних при условии если эти

лица не оказывают сопротивление.

Применение к использованию огнестрельного оружия как меры пресечения.

Применения огнестрельного оружия - самая серьёзная мера пресечения которая

может повлечь причинение телесных повреждений смерть , поэтому установлены

дополнительные гарантии законности: сотрудник милиции обязан в каждом случае

применения оружия в течение 24 часов с момента его применения предоставить

рапорт начальнику ОВД по месту службы . Каждый раз в результате служебных

проверок проверяется правомерность применения оружия. Служебная проверка

назначается когда кому-либо причинён физический или имущественный вред, либо

поступила жалоба на соответствующие действия сотрудника милиции, либо по

факту применения огнестрельного оружия возбуждено уголовное дело . О всех

случаях смерти или ранения должен быть уведомлён прокурор .

“Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих

случаях:

- для защиты граждан от нападения опасного для жизни и здоровья

- для отражения нападения на сотрудника милиции, а также для отражения

попытки завладеть его оружием

- для освобождения заложников

- для задержания лица застигнутого на месте совершения преступления

- для пресечения побега из-под стражи

- для остановки транспортного средства путём его повреждения если водитель

создаёт реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается

остановиться

- для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных

- для предупреждения о намерениях применить оружие

Запрещено применять специальные средства в отношении женщин, а также лиц с

явными признаками инвалидности и несовершеннолетних при условии если эти

лица не оказывают сопротивление”.

ВОПРОС №33 Меры административно-процесуальног8о обеспечения: назначение,

виды, правовые основания применения, краткая характеристика каждой меры.

Доставление и привод.

1. Данная принудительная мера применяется к правонарушителю в целях

составления протокола об административном правонарушении, если отсутствует

возможность его составления на месте выявления правонарушения, а составление

протокола является обязательным. Например, при нарушении правил пользования

транспортными средствами, Правил дорожного движения, законодательства об

охране окружающей среды, при выявлении нарушений таможенных правил и др.

2. Доставление - это принудительное препровождение физического лица в

служебное помещение органа внутренних дел, помещение военной прокуратуры,

органа местного самоуправления или в иное служебное помещение. По своей

правовой природе доставление нарушителя является составной частью такой

процессуальной меры, как адм. задержание.

3. Комментируемая статья содержит перечень должностных лиц, уполномоченных

осуществлять доставление. Так, по делам об адм. правонарушениях,

подведомственных органам внутренних дел, доставление осуществляется

должностными лицами органов внутренних дел (милиции); при выявлении адм.

правонарушений на транспорте - должностными лицами органов, на которые

возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

при выявлении адм. правонарушений в области охраны окружающей природной

среды, лесного фонда, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и

рыболовства - должностными лицами органов, на которые возложен надзор и

контроль за соблюдением законодательства в соответствующей сфере, и т.д.

4. Срок доставления не предусмотрен, однако закреплено, что доставление

должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

5. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в

протоколе об административном правонарушении или в протоколе об

административном задержании. Если лицо оказало неповиновение, сопротивление

или иное противодействие должностным лицам, а также в случае применения к

нему специальных средств (дубинка, наручники и т.д.), в протоколе о

доставлении это должно быть зафиксировано.

Привод как мера обеспечения производства по делу об административном

правонарушении состоит в принудительном доставлении физического лица, законного

представителя юр. лица, законного представителя несовершеннолетнего, в

отношении которых ведется производство по делу об административном

правонарушении, а также свидетеля с целью выполнения ими процессуальных

действий, которые нельзя выполнить заочно. Так, привод осуществляется в

отношении указанных лиц, если рассмотрение дела об административном

правонарушении отложено в связи с их неявкой без уважительных причин, а

отсутствие указанных лиц препятствует всестороннему, полному, объективному и

своевременному выяснению обстоятельств дела и его разрешению.

Адм. задержание.

Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы

физического лица, которое может применяться только в исключительных случаях и

если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения

дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Цель адм. задержания как меры обеспечения производства по делу об

административном правонарушении - установление личности правонарушителя,

составление протокола об административном правонарушении, когда его

составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно.

Основанием применения адм. задержания является только совершение лицом адм.

правонарушения.

Не подлежат адм. задержанию иностранные граждане, пользующиеся

дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение этого

соответствующий документ (дипломатический паспорт, дипломатическую или

консульскую карточку и т.д.).

В связи с тем, что административное задержание представляет собой

кратковременное ограничение свободы, то признание, соблюдение и защита прав и

свобод человека и гражданина при применении данной меры - обязанность

государственных органов и должностных лиц. Это означает, что никто не может

быть подвергнут задержанию, кроме случаев, предусмотренных законом.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП,

о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном

задержании. Он может обжаловать административное задержание в вышестоящий

орган или прокурору. Лица, применившие данную меру, обязаны предоставить

задержанному возможность обратиться с жалобой как в устной, так и в

письменной форме.

Вопрос №34 Административные наказания как мера административного принуждения:

понятие, целевое назначение, система, кем устанавливается и кем применяется.

Характеристика административных наказаний.

АН – установл-я. гос. мера отв-ти за сорвеш-е адм. правонаруш.

примен-ся в целях предупрежд-я совершения новых правонаруш. как самим

правонарушителем, так и другими лицами. АН не может иметь своей целью унижение

чел. дост-ства физ. лица, совершившего адм. правонаруш., или причинение ему

физ. страд., а также нанесение вреда деловой репутации юр. лица.

Виды АН:

предупреждение; адм. штраф;

возмездное изъятие орудия соверш-я или предмета адм. правонаруш-я;

конфискация орудия совершения или предмета адм. правонаруш-я;

лишение спец. права, предоставленного физ. лицу; адм. арест;

адм. выдворение за пределы РФ иностр. гражданина или лица без гражд.;

дисквалификация.

В отношении юр. лица могут применяться следующие адм. наказания:

предупреждение; адм. штраф;

возмездное изъятие орудия соверш-я или предмета адм. правонаруш-я;

конфискация орудия совершения или предмета адм. правонаруш-я.

Предупреждение, адм. штраф, лишение спец. права, предоставленного физ. лицу,

адм. арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в

кач-ве основных адм. наказаний.

За одно адм. правонарушение может быть назначено основное либо основное и

доп. адм. наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи

Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об адм. отв-ти.

Меры взыскания.

Меры административного взыскания представляют собой вид административной

ответственности, применяющийся за совершение определенного рода

правонарушений. “Административное взыскание причиняет ему (лицу, совершившему

правонарушение) определенные страдания, лишения. Однако кара не является

самоцелью, она – необходимое средство воспитания, предупреждения

правонарушений”. Административные взыскания занимают особое место в системе

мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

- они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от других

видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;

- воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку

достигается простым, быстрым и наглядным способом;

- взыскания могут применять не только органы государственного управления, но

и другие субъекты правоприменения;

- все административные взыскания налагаются на основе специального

индивидуального акта управления - постановления или решения;

- наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то

органами и должностными лицами в определенном процессуальном порядке, при

котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность

нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства,

смягчающие и отягчающие ответственность;

- являются эффективным средством реализации института ответственности (под

которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о

своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести

наказание в виде административного взыскания).

Под системой административных взысканий следует понимать указанный в

законодательстве перечень различных по степени тяжести и правовым

последствиям видов наказаний:

1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками,

совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких

антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение .

2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав

и вложении на нарушителя определенных претерпеваний.

В соответствии со ст. 24 КоАП РФ выделяют следующие виды административных

взысканий:

- предупреждение (ст. 26);

- штраф (ст. 27);

- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или

непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);

- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным

объектом административного правонарушения (ст. 29);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.