бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпоры

издается с соблюдением определенных, официально установленных правил

(процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения,

экспертизы, утверждения и пр.; правовой акт управления может быть в

установленном действующим законодательством или подзаконными административно-

правовыми нормами порядке опротестован или обжалован; правовой акт управления

в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически властных предписаний

вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а

именно наступление Ответственности виновной стороны.

В таком понимании этот вид юридических актов опосредствует взаимоотношения

между сторонами управленческих отношений, точнее — между управляющей и

управляемой сторонами, между субъектами и объектами управления.

В правовых актах управления решаются многие вопросы детализации и

конкретизации общих правовых норм, содержащихся в правовых актах

законодательных (представительных) органов государственной власти.

Правовые акты управления по масштабности их действия не ограничиваются сферой

государственного управления. В ряде случаев с их помощью регламентируются

отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет не

административного, а иных отраслей российского права. В наибольшей степени

это касается финансовых отношений, частично трудовых, земельных и др. В

частности, именно на их основе возникают налоговые, природоохранительные

правоотношения.

ВИДЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Основной критерий их классификации — юридические свойства актов.

В соответствии с ним правовые акты исполнительной власти подразделяют на

нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию

административного права. В них содержатся административно-правовые нормы,

регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем

установления определенных правил должного поведения в сфере государственного

управления, рассчитанных на длительное применение (исполнение) и не имеющих

конкретного, т.е. персонифицированного, адресата (например, нормы,

содержащиеся в правилах дорожного движения, в санитарно-гигиенических

правилах и т.д., распространяются на всех, кто так или иначе совершает

определенные действия в названных областях).

Нормативные акты управления являются наиболее емким выражением процесса

реализации исполнительной власти. Это — юридические акты подзаконного

административного нормотворчества или правоустановительные акты. Их

подзаконность — свидетельство вторичности такого нормотворчества. Тем не

менее роль управленческих нормативных актов существенна, что находит свое

выражение в их содержании. Такого рода правовыми актами: конкретизируются

нормы высшей юридической силы, т.е. содержащиеся в законодательных актах.;

определяются типовые правила поведения в сфере государственного управления.;

проводятся в жизнь различного рода социально-экономические Программы.;

определяется организационно-правовой статус звеньев исполнительного аппарата,

непосредственно подведомственных Президенту или Правительству Российской

федерации (аналогичные акты принимаются на нижестоящих уровнях

государственной организации России).; обеспечивается механизм реализации

конституционного статуса граждан и общественных объединений; устанавливаются

необходимые ограничения и запреты, возлагаются специальные обязанности или

предоставляются специальные права, реализуемые в сфере государственного

управления; формируются основные линии взаимодействия различных участников

управленческих отношений; осуществляется охрана установленного в сфере

государственного управления порядка отношений;

Нормативные акты управления являются одним из источников российского

административного права. Они служат правовой основой для возникновения,

изменения и прекращения конкретных административно-правовых отношений, но

сами их не создают.

Таким образом, нормативными актами решаются наиболее важные, принципиальные

управленческие проблемы. Это их качество, например, ярко выражено в Законе о

Правительстве Российской федерации, в ст. 30 которого решениям, имеющим

нормативный характер или наиболее важное значение, отводится приоритетное

значение по сравнению с решениями по оперативным и другим текущим вопросам.

Полномочия исполнительных органов (должностных лиц) по изданию нормативных

административно-правовых актов определяются закрепленной за ними в

официальном порядке компетенцией. В настоящее время, в связи с переносом

центра тяжести работ по управлению в республики, регионы и на места,

значительно расширены правоустановительные полномочия соответствующих органов

исполнительной власти.

Нормативные акты могут иметь общефедеральное, республиканское, краевое,

областное и т.п. значение, т.е. издаваться исполнительными органами всех

субъектов федерации и действовать в соответствующих границах. Вместе с тем

нормативные акты могут издаваться исполнительными органами различного уровня,

наделенными отраслевой (ведомственной) или межотраслевой компетенцией. В

специально предусмотренных административно-правовыми нормами случаях

нормативные акты отраслевого характера могут быть юридически обязательными

пределами данной отраслевой системы. Например, Правительством Российской

Федерации установлено, что Министерство труда по вопросам своей компетенции

вправе принимать постановления, обязательные для исполнения всеми

министерствами, другими органами исполнительной власти, предприятиями и

учреждениями независимо от их ведомственной подчиненности. Аналогичную

юридическую силу имеют нормативные акты некоторых других исполнительных

органов с межотраслевой и отраслевой компетенцией.

Индивидуальные акты в отличие от нормативных носят ярко выраженный

правоисполнительный (правоприменительный) характер. По своему юридическому

содержанию это — распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое

прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления

соответствующих субъектов исполнительной власти.

Индивидуальные акты наиболее распространены в практике государственно-

управленческой деятельности, так как они в наибольшей Степени отвечают ее

исполнительному назначению и являются важнейшим средством оперативного

решения текущих вопросов управления.

Иногда по юридическим последствиям издание индивидуальных правовых актов

связывают с установлением обязанностей, запретов, Разрешений и дозволений.

Правовые акты управления могут классифицироваться и по другим основаниям

(критериям). Иногда в одном административно-правовом акте могут сочетаться

черты нормативности и индивидуальности, т.е. нормы “переплетаются” с

предписаниями индивидуального характера. Например, принимается решение о

преобразовании действующего исполнительного органа или о образовании нового,

причем одновременно в этом решении (акте) фиксируется в нормативном порядке

его организационно-правовой статус, а также конкретное лицо назначается его

руководителем. Такого рода акты называются смешанными, причем иногда их

выделяют в самостоятельный вид правовых актов наряду с нормативными и

индивидуальными.

Помимо нормативных и индивидуальных иногда упоминаются общие акты, содержащие

общие кратковременные предписания (например, о переносе выходного дня) либо

общие требования (например, экономить ресурсы). Однако перенос выходного дня

— типичный пример индивидуального управленческого решения, а призыв к

экономии ресурсов — вообще не имеет юридического зна­чения.

Интерес представляет классификация административно-правовых актов по их

наименованию. Каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты

определенного наименования, установленного либо конституционными и

законодательными нормами, либо подзаконными нормами административного права.

Последние, как правило, содержатся в положениях о соответствующих органах

(например, в положениях о министерствах).

Прежде всего правовые акты по вопросам организации исполнительной власти

издает Президент Российской Федерации. Например, он назначает на должность и

освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных

министров, формирует Администрацию Президента, назначает и освобождает своих

полномочных представителей, высшее командование Вооруженных Сил и т.п. (ст.

83 Конституции Российской Федерации). Эти его действия оформляются указами, а

по некоторым вопросам — распоряжениями (ст. 90 Конституции Российской

федерации).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом о Правительстве

последнее на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов,

нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения (ст. 115

Конституции Российской Федераций; ст. 30 Закона), причем подчеркивается, что

постановления носят нормативный характер, а распоряжения — индивидуальный.

Руководители федеральных органов исполнительной власти (министерств и т.д.)

издают приказы, инструкции, постановления, распоряжения и дают указания.

Единообразного решения этого вопроса нет. На практике некоторые

исполнительные органы (например, налоговые) часто свои властные

волеизъявления облекают в форму служебных писем и даже телеграмм, что

свидетельствует о недобросовестном отношении с их стороны к установленным

вариантам правовых актов управления.

Аналогичны наименования административно-правовых актов, издаваемых

центральными органами исполнительной власти республик в составе Российской

Федерации.

Главы администрации краев, областей, городов федерального значения,

автономных областей и округов издают постановления и распоряжения.

Следует отметить, что несмотря на то, что местное самоуправление не является

элементом реализации государственной власти, Федеральный закон “Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

содержит норму, в которой говорится о правовых актах осуществляющих его

функции органов и должностных лиц. Наименование их определяется уставом

муниципального образования. Поскольку эти органы и лица не являются

представителями государства, налицо делегация юридически властных функций

негосударственным формированиям.

В зависимости от способа охраны правовых актов управления от нарушений

(например, неисполнение, недобросовестное исполнение и т.п.) можно выделить

акты, охраняемые мерами дисциплинарной либо административной ответственности.

К числу первых относятся правовые акты, адресуемые нижестоящим исполнительным

органам, а также подчинённым управленческим работникам, на которых

распространяется дисциплинарная власть руководителя. Ко второй группе

относятся правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения в

сфере государственного управления, действие которых распространяется на лиц и

организации, независимо от их служебной или ведомственной подчиненности, т.е.

на третьих лиц. Это — правовые акты управления с административной санкцией.

Перечень вопросов, по которым могут устанавливаться такого рода правила,

определяется в настоящее время Кодексом Российской Федерации об

административных правонарушениях. В их числе, например, правила: по

стандартизации и качеству продукции; учета и статистики; безопасности

движения и пользования транспортными средствами; воинского учета;

пограничного режима; паспортной системы; карантинные; таможенные и т.п.

Правовые акты управления с административной санкцией всегда нормативны. Право

на их издание принадлежит Законодательному Собранию Российской Федерации,

всем органам законодательной (представительной) власти, а также Правительству

Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов федерации.

Правовые акты управления (нормативные и индивидуальные) издаются

исполнительными органами (должностными лицами) в соответствии с закрепленной

за ними компетенцией. В этом смысле такого рода акты индивидуализированы.

Практика государственно-управленческой деятельности не исключает возможность

издания совместных правовых актов двух (или более) органов или должностных

лиц. Например, это — совместные приказы двух или нескольких федеральных или

республиканских министерств, двух или нескольких глав краевой, областной

администрации и т.п.

ВОПРОС №23 Требования предъявляемы к актам государственно-управленческой

деятельности и последствия их несоблюдения.

Ничтожный административный акт - это акт, который вследствие своей

незаконности не может порождать и не порождает юридических последствий. Его

ничтожность настолько очевидна, что он не подлежит осуществлению (например

содержит предписание совершить противоправные действия).

Ничтожность административного акта проявляется в том, что:

o он не может быть основанием для регистрации

соответствующего правоотношения;

o нет оснований для применения санкций за его исполнение;

o на него нельзя ссылаться при рассмотрении споров в

органах управления или в суде. Ничтожный акт не требует поиска доказательств

его дефектности - они неоспоримы (например, грубо нарушена компетенция, нет

законного основания для его принятия и т.д.).

Оспоримый административный акт подлежит обязательному исполнению,

но может быть оспорен заинтересованными лицами. До его признания

недействительным он подлежит исполнению. Оспоримые акты требуют доказательств

их дефектности.

Административный акт только тогда выполняет свое властное предназначение в

процессе государственного управления, когда он действует. Действие

административного акта выражается в том, что он обладает юридической силой,

выступает обязывающей или управомочивающей формой действий субъекта

исполнительной власти и вызывает те юридические последствия, ради которых он

был издан. Для того чтобы административный акт обладал юридической силой, он

должен отвечать определенным требованиям.

Он должен быть:

o издан полномочным органом в пределах его компетенции и

соответствовать закону;

o принят в установленном порядке, в соответствии с

предписанной процедурой;

o издан в установленной форме и подписан надлежащим

должностным лицом;

o не должен нарушать или произвольно ограничивать права и

законные интересы частных лиц в сфере государственного управления;

o юридически обоснован, т.е. четко определять цели,

основания принятия и юридические последствия;

o оглашен (опубликован) в соответствующем порядке, доведен

до сведения адресатов (определенные акты должны быть зарегистрированы в

Министерстве юстиции).

Нарушение данных требований является основанием для признания

административных актов незаконными, т.е. не имеющими юридической силы.

Инициировать вопрос о признании незаконности административного акта могут

частные лица, прокурор, заинтересованные органы исполнительной и

законодательной власти.

Административный акт

Правомочие на признание акта незаконным имеют:

o орган исполнительной власти - автор акта может признать

неправомерность и отменить его;

o вышестоящие органы исполнительной власти, наделенные

правом отмены неправомерных актов нижестоящих органов государственной

администрации (Президент, Правительство и т.д.);

o судебные органы (общий и арбитражный суды,

Конституционный суд РФ).

Признание акта незаконным осуществляется в двух основных формах:

o признание неправомерного акта недействительным;

o признание такого акта недействующим.

Недействительный административный акт является ничтожным, т.е. не

порождает юридических последствий с момента его принятия.

Недействующий административный акт не порождает юридических

последствий на будущее с момента вступления решения суда по данному акту в

законную силу либо с момента вступления в законную силу решения

административного органа о его отмене.

Действие административного акта прекращается также в результате его

приостановления, которое не влечет автоматически утрату им юридической силы.

Приостановление означает временное прекращение действия или исполнения

административного акта до решения вопроса по мотивам, вызвавшим его

приостановление.

ВОПРОС №25 действие административно-правовых актов во времени, в пространстве.

Административно-правовые нормы имеют определенные прост­ранственные и временные

границы, а также могут иметь силу в отно­шении различного круга лиц. При

проведении видовой клас­сификации этих норм условия действия их. в пространстве

и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает

территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в

некоторых случаях административно-правовые нормы мо­гут действовать в

межтерриториальном масштабе (например, отрасле­вые нормы транспортных

министерств и ведомств). Возможен их “вы­ход” и за государственные границы

Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют

деятельность российских организаций (например, различного рода

представительств) и граж­дан, находящихся в зарубежных странах. Иногда

административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в

со­ответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение

подобной практики стало закономерным для взаимоотно­шений между суверенными

государствами — членами Союза Не­зависимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы

распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены

определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их

официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно

установление определенных сроков их действия (например, может быть введен

мораторий на выборы глав краевой, об­ластной администрации, на определенный

срок устанавливается ре­жим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента

подписания нормативных актов, в которых они содер­жатся (например, указов

Президента или постановлений Правитель­ства Российской Федерации), либо в

срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как

правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления

их в силу может служить также момент" доведения административно-пра­вовых

норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской

Федерации практически действуют некоторые админи­стративно-правовые нормы

бывшего СССР. В подобных случаях союз­ные нормы, не противоречащие

российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента

установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской

Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и

действующие на территории Российской Феде­рации до вступления в силу новой

Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

Принципиальное значение для действия административно- правовых норм как в

пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции

Российской федерации 1993 гола: любые нормативные акты, затрагивающие права,

свободы и обязанности че­ловека и гражданина, не могут применяться (т.е.

действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

ВОПРОС №29 Убеждение и моральное стимулирование как методы

государственно-управленческой деятельности: понятие, сущность, виды, значение в

выполнении задач и функции государственного управления.

Убеждение в деятельности исполнительной власти.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных,

воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.