бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпоры

через функции определяются основные направления его деятельности по

достижению поставленных перед ним целей, а через компетенцию - пределы его

властных полномочий и предмета ведения при осуществлении возложенных на него

функций. Именно через компетенцию осуществляется вся исполнительно-

распорядительная деятельность органов государственной администрации и

определяются границы их ответственности перед государством и частными лицами.

Компетенция различных органов отличается по объему, т.е. по нормативно

закрепленному перечню правомочий и обязанностей. Объем компетенции того или

иного органа не есть раз и навсегда данная величина. Он может расширяться или

сужаться на законном основании (путем издания соответствующих нормативно-

правовых актов), в некоторых случаях фактически на основе сложившейся

практики. При определенных условиях между органами исполнительной власти

может возникать конфликт компетенций. Он может быть позитивным (когда

несколько органов считают себя компетентными решить определенный вопрос) и

негативным (когда ни один орган не считает себя уполномоченным решать данный

вопрос).

· Основными чертами компетенции органа исполнительной

власти являются:

o а) нормативное происхождение: она возникает на основе

четко сформулированной нормы, определяющей ее объем;

o б) императивность: устанавливается нормативным путем для

осуществления публичного, а не для корпоративного интереса органа или личных

интересов должностных лиц. Отсюда орган исполнительной власти обязан

безоговорочно осуществлять компетенцию;

o в) неотчуждаемость: компетенция как сфера императивных

полномочий не может быть передана, за исключением предусмотренных законом

случаев делегирования полномочий. Делегирование должно осуществляться только

на основе закона и при наличии целесообразности посредством нормативно-

правового акта с указанием причин передачи полномочий. Делегирование носит

временный характер и орган, делегировавший исполнительно-распорядительные

полномочия в любой момент может вернуть их обратно.

Обязанности органов исполнительной власти можно подразделить на общие и

специальные. К общим в соответствии с действующим законодательством

относятся обязанности действовать на основе принципов законности, соблюдения и

уважения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, гласности.

Специальные обязанности связаны со спецификой функций органов исполнительной

власти и определяются соответствующими законами и положениями. Так, в

соответствии с Законом "О безопасности" 1992 г. органы, обеспечивающие

государственную безопасность, обязаны давать разъяснения по поводу ограничения

прав и свобод частных лиц. Согласно Закону "О милиции" 1991 г. органы милиции

обязаны обеспечивать лицу возможность ознакомления с документами и материалами,

в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, разъяснять

основания и повод их ограничения и возникающие в связи с этим его права и

обязанности и т.д. В Положении о ГИБДД (ГАИ) 1998 г. содержится перечень

обязанностей этого органа, включающий более 20 пунктов.

Конституция РФ (ст. 53) закрепляет обязанность государства по возмещению им

ущерба, причиненного действиями (или бездействиями) его органов и должностных

лиц. Эта обязанность конкретизируется в текущем законодательстве. Так, в

соответствии с Законом "Об органах федеральной службы безопасности" 1995 г.

частные лица вправе требовать от органов ФСБ возмещения морального и

материального ущерба, причиненного действиями ее должностных лиц при

исполнении ими служебных обязанностей.

Орган исполнительной власти как субъект административного права имеет свою

организационную структуру и штаты. Штатным элементом структуры органа является

должность. Структура состоит из руководства (руководителя и его

заместителей) и аппарата управления. Компетенция руководства определяется

соответствующими правовыми актами. Аппарат органа исполнительной власти

включает его структурные подразделения (управления, департаменты, отделы и

т.д.) и их должностных лиц. Штаты органа определяются штатным

расписанием, которое утверждается его руководителем. Штатное расписание

- это правовой документ, в котором закреплено, кто, какие функции осуществляет и

за что отвечает. Оно определяет перечень структурных подразделений, их

наименование, должности, оклады.

Орган исполнительной власти

Органы исполнительной власти: понятие, виды, система.

Орган исп. власти - это организация, кот., являясь частью гос. аппарата,

имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деят-ти, образована

в соотв. с зак-вом, наделена правом выступать по поручению гос-ва, призвана в

порядке исп. и распорядит. деят-сти осуществлять повседневное рук-во хоз.,

соц-культурной, адм.-политической сферами, заниматься межотраслевым

управлением.

Администр. парвоспособность и дееспособность органов исполн.

власти возник. одновр. с их образованием и опред. компетенции; прекращ-ся в

связи с их упразднением.

Образование, структура, порядок деят-сти и компетенция орг. исп. власти (их

задачи, функции, права и обяз-сти, формы и методы деят-сти) определены и

закреплены в соотв. законах, положениях и иных норм. актах.

Орг. исп. власти: а) осущ-ют организационно-распорядительную деят-ти; б)

наделены оперативной самостоятельностью; в) имеют постоянные штаты; г) образ-ся

вышестоящ. органами; д) подотчетны и подконтрольны вышестоящ. орг. исп. власти.

Адм.-правовой статус орг. исп. власти как статус коллект. субъекта

состоит из след. блоков:

целевого (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деят-сти;

организационно-структурного (предусматривает правовые предписания,

регламентирующие: порядок образ-я, реорганизац. и ликвидации; структуру;

линейную и функциональную подчиненность);

компетенционного - совокупность властных полномочий и подведомственности

(компетенция в области планирования, контроля и т.д.).

Виды:

1. В соотв. с федеративным гос. устр-вом различают:

а) федеральные органы исп. власти;

б) органы исп. власти субъектов РФ.

2. В завис-сти от объема и хар-ра компетенции:

органы общей компетенции, кот. осущ-ют управление большинством отраслей

их сферы деят-сти;

органы спец. компетенции – кот. осущ. отраслевое, межотраслевое

(функциональное) или смешанное управление;

органы отраслевой компетенции – осущ. рук-во отдельными сферами или

отраслями управл-я.

органы внутриотраслевой компетенции – руководят в рамках отраслей

порученными участками работ (напр., территор. органы федеральных министерств);

органы межотраслевой (функциональной компетенции) – выполняют общие

специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер упр-я;

органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как

отраслевой, так и межотраслевой сферы деят-сти.

3. В завис-стиот организац.-правовой формы.

Организац.-правовая форма – признак, по кот. органы исп. власти подраздел-ся

на: правительства, министерства, гос. комитеты, комитеты, службы, гл.

управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации,

мэрии, отделы и т.д.

4. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исп. власти

подраздел-ся:

а) на единоначальные – органы, в кот. решающая власть по всем вопросам

их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;

б) коллегиальные – организационно и юридич. объединен. группы лиц, кот.

принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных

органов. В колл. органах решения принимаются большинством их членов в сочетании

с персональной отв-стью за их исполнение, за рук-во порученными участками

войны.

ВОПРОС №13 Общественные объединения как субъекты административного права

России: понятие, порядок и цели создания, правовой статус, прекращение

деятельности.

Общественные объединения и их административно-правовой статус.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое,

некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся

на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе

объединения.

Основные черты общественных объединений:

1. являются видом некоммерческой организации, т.к. не преследуют цели

извлечения прибыли;

2. образуются как физическими, так и юридическими лицами;

3. формируются на добровольной основе, принуждения к вступлению

преследуются законом;

4. не наделены государственно-властными полномочиями, но могут их получить

от государственных органов и органов местного самоуправления;

5. действуют от своего имени.

Права общественных объединений:

1. свободно распространять информацию о своей деятельности;

2. участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов

местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными ФЗ «Об

общественных объединениях» и другими законами;

3. проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

4. учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую

деятельность;

5. представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и

участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах

местного самоуправления и общественных объединениях;

6. осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об

общественных объединениях;

7. выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни,

вносить предложения в органы государственной власти;

8. участвовать в избирательных компаниях в соответствии с федеральными

законами и законами субъектов РФ о выборах;

9. выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы

государственной власти и органы ме6стного самоуправления (в случае

государственной регистрации общественного объединения как политического

общественного объединения).

Федеральным законом «Об общественных объединениях» могут быть предусмотрены

дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

Обязанности общественных объединений:

1. соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы

международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы,

предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

2. ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или

обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

3. ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о

продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения

постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о

руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в

единый государственный реестр юридических лиц;

4. представлять по запросу органа, регистрирующего общественные

объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного

объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в

объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

5. допускать представителей органа, регистрирующего общественные

объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

6. оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные

объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи

с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

В соответствии с законом "Об общественных объединениях" 1995 г. под

общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое,

некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся

на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе

объединения.

· Всем общественным объединениям свойственны определенные

общие черты:

o образуются физическими и/или юридическими лицами на

добровольной основе;

o создаются без предварительного согласия органов

государственной власти;

o необязательность государственной регистрации: могут

регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать

без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица;

o участники общественного объединения имеют равные права и

несут равные обязанности;

o отношения с государством строят на принципе взаимного

невмешательства: не допускается вмешательство органов государственной власти

в деятельность общественных объединений, а самих объединений в деятельность

государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных законом;

o действуют от своего имени;

o являются некоммерческими объединениями: не имеют

извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют

полученную прибыль между участниками.

· Общественные объединения различаются по членству, целям

деятельности, составу и форме руководства. Они могут создаваться в следующих

организационно-правовых формах:

o общественная организация - основанное на членстве

общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для

защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

o общественное движение - состоящее из участников и не

имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные,

политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые его

участниками;

o общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов,

который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель

которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов,

иных, не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на

общественно полезные цели;

o общественное учреждение - не имеющее членства

общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида

услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям

указанного объединения;

o орган общественной самодеятельности - не имеющее

членства общественное объединение, целью которого является совместное решение

различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,

работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного

круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией

программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;

o союз (ассоциация). Общественные объединения независимо

от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации)

общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов,

принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения

подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и

местные.

Административная правосубъектность общественных объединений возникает с

момента их создания. Они считаются созданными с момента принятия съездом

(конференцией) или общим собранием решения об образовании общественного

объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и

контрольно-ревизионных органов. С этого момента они могут осуществлять свою

уставную деятельность, приобретать права и принимать обязанности публично-

правового характера. Права и обязанности в сфере хозяйственного оборота

общественное объединение приобретает лишь после его государственной

регистрации в органах юстиции.

· К основополагающим принципам правосубъектности

общественных объединений относятся:

o принцип международнопризнанной правосубъектности каждого

индивида и его право на свободу ассоциаций;

o добровольность (никто не может принуждаться к участию в

ассоциации, как и пребыванию в ней);

o негосударственный характер;

o законность организации и деятельности;

o некоммерческая цель;

o возможность ограничения права на ассоциацию в отдельных

случаях в порядке, установленном законом.

Административно-правовой статус общественных объединений включает комплекс

принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются в их

взаимоотношениях с государственной администрацией.

· Для осуществления своих уставных целей и задач эти

объединения имеют право:

o свободно распространять информацию о своей деятельности;

o участвовать в выработке решений в органах

государственной власти и органах местного самоуправления в порядке и объеме,

предусмотренном законодательством;

o проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и

пикетирование;

o учреждать средства массовой информации и осуществлять

издательскую деятельность;

o представлять и защищать свои права, законные интересы

своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной

власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

o осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные

законами об общественных объединениях;

o выступать с инициативами по различным вопросам

общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

o участвовать в избирательных кампаниях (в случае

государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе

данного общественного объединения положения об участии его в выборах).

Общественные объединения вправе осуществлять предпринимательскую

деятельность, если это соответствует их уставным целям и служит достижению

этих целей. Эта деятельность регулируется нормами частного права.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества и иные

хозяйственные организации, приобретать имущество, предназначенное для ведения

предпринимательской деятельности. Доходы от этой деятельности не могут

перераспределяться между их участниками, а должны использоваться только для

достижения уставных целей.

· Во взаимоотношениях с органами исполнительной власти

общественные объединения, в частности, обязаны:

o ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные

объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного

места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и

данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений,

включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;

o представлять по запросу органа, регистрирующего

общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц

общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей

деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

o допускать представителей органа, регистрирующего

общественные объединения, на проводимые общественным объединением

мероприятия.

· Рассматривая юридическую ответственность

общественных объединений, следует разграничивать:

o ответственность общественного объединения в целом;

o ответственность его должностных лиц;

o ответственность его членов.

Юридическая ответственность объединений наступает как за деяния, наносящие ущерб

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.