бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпоры

Подзаконные федеральные акты:

а) указы, распоряжения Президента РФ;

б) пост-я, распоряжения Прав-ва РФ;

в) норм. акты министерств и других центр. органов;

г) приказы, пост-я, инструкции иных фед. органов исп. власти и руководителей

федеральных предприятий, учреждений.

Акты субъектов РФ подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов РФ.

Законы субъектов РФ:

а) конституции, уставы субъектов РФ;

б) законы субъектов РФ;

Подзаконные акты субъектов РФ:

а) указы, распоряжения президентов (губернаторов);

б) пост-я, распоряж. правительств субъектов РФ;

в) приказы, пост-я министерств субъектов Федерации;

г) приказы, пост-я иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений

субъектов РФ.

Акты органов МСУ (местного самоуправления) – нормативные акты местной

администрации, кот. действуют только на территории края, области, города,

района, сельской местности.

Виды актов МСУ: а) распоряжения, б) решения.

Международные акты, кот. регулируются, напр., вопросы безвизового

пересечения границ, таможенного контроля.

Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения

административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду

юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода

правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие

источников административного права Российской Феде рации. В их числе

нормативные акты органов законодательной (пред­ставительной) власти, органов

исполнительной власти, а также раз­личного рода утверждаемые этими органами

правила, положения, уставы и т.п.

К числу источников административного права относятся;

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Многие из со держащихся в

ней общих норм имеют прямую административно-пра­вовую направленность. Это,

например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и

деятельности органон исполнительной власти (ст. 77, 110—117), разграничение

предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов

федерации (ст. 71—73), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере

государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30—35) и т.д. Ряд такого рода

норм вытекает непосредственно из содержания Федеративного договора.

2. Административно-правовые нормы содержатся также в законо­дательных

актах. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации. В

качестве примера можно назвать Федераль­ные Законы: от 14 апреля 1995 года “Об

общественных объединениях”1; от 31 июля 1995 года “Об основах

государственной службы Российской Федерации”2; от 12 августа 1995

года “Об общих принципах организации местного самоуправления”; от 22 августа

1996 года “О высшем и послевузовском профессиональном образова­нии” и т.п.

В настоящее время законодательная форма источников административного права

значительно расширена. Это связано с тем, что в соответствии с Конституцией

Российской Федерации (ст. 5, 76) законодательные акты принимаются не только

на федеральном и рес­публиканском уровнях, как это было и раньше, но и

представитель­ными органами государственной власти всех субъектов федерации

(края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального

значения).

3. Источником административного права являются нормативные указы Президента

Российской Федерации (ст. 90 Конституции Российской Федерации), а также

утверждаемые его указами поло­жения (например, Положение о главе администрации

края, области, города федерального значения, автономной области, автономного

округа, утвержденное 3 октября 1994 года).

Принципиальное значение имеют указы Президента: от 17 марта

1997 года “О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной

власти”; от 25 июля 1996 года “О мерах по обеспе­чению государственного

финансового контроля в Российской Феде­рации”.

4. К числу источников административного права относятся также нормативные

постановления Правительства Российской Федера­ции (ст. 115 Конституции

Российской Федерации). Примером норма­тивных актов Правительства могут служить

постановления: от 24 де­кабря 1994 года “О лицензировании отдельных видов

деятельности”; от 12 января 1996 года “Об улучшении информационного обеспечения

населения Российской Федерации” и т.п. Правительство также утвер­ждает

различного рода нормативные акты типа правил или поло­жений, являющихся

источниками административного права. Им ут­верждены: Положение о воинском

учете; Правила учета дорожно-транспортных происшествий; Устав Академии

народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации; Правила регистрации

без­работных граждан и т.д.

Однако, необходимо иметь в виду, что вопреки принципам разде­ления властей

постановления Правительства по-прежнему относят к числу законодательных

актов, что не соответствует их юридической природе.

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источником

административного права служат нормативные акты государст­венных комитетов,

министерств, комитетов и служб Российской Феде­рации.

6. На республиканском уровне роль источников административного права

выполняют Конституции республик, их законодательство, президентские (там, где

таковые избраны) и правительст­венные нормативные акты, такого же рода акты

министерств и ведомств.

7. В краях, областях, городах федерального значения, автоном­ных областях и

округах источниками административного права помимо законодательных актов

служат уставы субъектов федерации, а также издаваемые органами

государственной власти и государствен­ного управления этих образований

нормативные правовые акты (решения представительных органов, постановления и

распоряжения глав администрации).

8. Источниками административного права являются также нор­мативные акты

представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае

наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями

(ст. 132 Конституции Российской Федерации),

9. Административно-правовые нормы могут найти свое выра­жение в

межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать

в качестве источников административного права.

10. Наконец, источниками административного права внутри организационного

характера можно назвать нормативные акты руко­водителей государственных

корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их

коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками

данного формирования.

Многообразие административно-правовых норм и источников административного права

остро ставит проблему его систематизации и кодификации.

Административное право относится к числу самых хаотичных отраслей правовой

системы Российской Федерации. Во мно­гом это объясняется его

многопрофильностью. Во всяком случае советская юридическая наука не смогла

выработать достаточно четких подходов к его систематизации,

В современных же условиях административное право отличается исключительной

мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификации). После

распада СССР Россия фактически стала создавать новую систему

административного права, многие аспекты которой оказались, однако,

концептуально не продуманными. Естест­венно, что это существенно тормозит ее

реальное совершенствование. Новая Конституция Российской Федерации создает

прочную право­вую базу для проведения такого рода работы, включая

формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам

органи­зации и функционирования механизма исполнительной власти,

упо­рядочение обильного массива действующих административно-право­вых норм

различного уровня, нередко устаревших и противоречащих друг другу.

По существу сейчас кодифицирован лишь один институт действу­ющего российского

административного права. Имеется в виду Кодекс об административных

правонарушениях, объединивший нормы ма­териального и процессуального

административного права. Но это — лишь частичная кодификация. Однако полная,

всеобъемлющая кодификация административно-правовых норм вряд ли возможна в

принципе. В силу этого на первый план выдвигается задача систе­матизации

административно-правовых норм, приведения их в соот­ветствие с потребностями

сегодняшнего дня, с интересами проводимой экономической реформы, с институтами,

закрепленными в новой российской Конституции. Разумеется, что при этом

требуется сущест­венное обновление соответствующего, административно-правового

нормативного материала, а также устранение довольно частых пробе­лов в

административно-правовом регулировании управленческих об­щественных отношений,

инкорпорация административного права (объединение и расположение в

систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п.

Сейчас многие управленческие проблемы регламентированы в кодификационных

актах других отраслей российского права (например, в Водном, Таможенном

Кодексах Российской Федерации). Их можно было бы свести в единый

кодификационный акт типа Основ административного законодательства Российской

Федерации, на базе которых была бы возможной проблемная (отраслевая)

кодификация типа той, которая осуществлена в отношении норм по борьбе с

административными правонарушениями. Но ситуация усложняется в связи со

значительным расширением объема и масштабов законотворческой деятельности.

При этом Конституция Российской Федерации относит административное и

административно-процессуальное право к совместному ведению Российской

Федерации и ее субъектов (ст. 72). Налицо — многоступенчатость

законодательства, что не может не сказаться на попытках сформировать единые

для всей страны правовые основы государственно-управленческой деятельности. С

учетом разделения властей было бы обоснованным отказаться от (фрагментар ного

включения в законы, посвященные организации и деятельности представительных

органов государственной власти, норм, отно­сящихся к органам исполнительной

власти.

Таким образом, очевидны перспективы работ по систематизации административного

права, связанные с решением глобальной задачи становления прочных основ

российского правового государства.

ВОПРОС №10 Граждане России как субъекты административного права.

Граждане и их административно-правовой статус.

Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление

положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических

обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных

административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1. принципы административно-правового статуса граждан;

2. гражданство;

3. административная правосубъектность (право-дееспособность граждан);

4. права и обязанности граждан с сфере государственного управления;

5. административная ответственность граждан;

6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой

статус граждан:

· Конституция РФ, 12.12.1993;

· Декларация прав и свобод человека и гражданина, 22.11.1991;

· ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», 10.10.1995;

· ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»,

26.02.1997;

· ФЗ «Об общественных объединениях», 19.05 1995;

· Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», 28.11.1991;

· Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и

свободы граждан», 27.04.1993;

· ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан РФ», 19.09.1997;

· ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации

избирать и быть избранным в органы местного самоуправления», 26.11.1996;

· ФЗ «О беженцах», 19.02.1993;

· ФЗ «О вынужденных переселенцах», 19.02 1993;

· ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»,

12.01.1996;

· ФЗ «О свободе собственности и религиозных объединениях», 26.09.1996;

· Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, КоАП, Трудовой кодекс РФ и

другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

1. общий административно-правовой статус граждан – общее статусное

положение гражданина в сфере государственного управления, которое

закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2. родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает

особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере

государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи,

военнослужащие и т.д.);

3. индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует

(фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере

государственного управления с учетом пола. Возраста, образования, профессии,

семейного положения и других особенностей

Административно-правовой статус граждан.

Адм.-пр-й статус гражд. РФ – часть общего правового статуса, установленного К

РФ, законом «О гражданстве РФ» и др. актами.

Адм.-правовой статус гражд. – комплекс прав и обязанностей

граждан, закрепленных нормами АП, а также гарантии реализации прав и

обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами гос. и МСУ).

Правовое положение граждан определ-ся объемом и характером адм.

правосубъектности.

Элементы правосубъектности:

адм. правоспособность – способность гражданина иметь опред. права,

предусм. нормами АП, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере гос.

управления.

адм. дееспособность – способность гражданина своими действиями

приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотр. нормами АП,

и нести ответственность в соотв. с адм.-прав. нормами.

Виды адм. дееспособности:

а) полная – с 18 лет; б) ограниченная – с 16 лет; в) частичная – с 7 лет.

На адм. дееспособность влияет наличие у граждан опред. заболеваний (душевная

болезнь, слабоумие). В силу указ. обстоятельств граждане могут быть признаны

частично или полностью недееспособными.

Согласно ст. 2.8. Кодекса РФ об адм. правонаруш. не подлежит адм.

ответственности физ. лицо, кот. во время соверш. противоправных действий

(бездействия) находилось в сост. невменяемости, т.е. не могло осознавать

фактич. хар-р и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить

им вследствие хронического психич. расстройства, временного психич.

расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. Правовое положение иностр. гражд. регламентируется Конст. РФ, межд.

договорами, Правилами пребывания иностр. гражд. в СССР.

Согл. Конституции РФ (ч. 3 ст. 62) иностр. гражд. и лица б/гражд. пользуются

в РФ правами и несут обязанности наравне с гражд. РФ, кроме случаев,

установленных федеральными законами или межд. договорами.

находящиеся на территории РФ ино. гражд. и лица б/гражд. подлежат адм. отв.

на общих основаниях с гражд. РФ. Вопросы об ответственности за адм.

правонаруш., совершенные на территории РФ иностр. гражданами, кот. согласно

действующим законам и междунар. договорам пользуются иммунитетом от адм.

юрисдикции РФ разрешаются дипломатич. путем.

Зак-во различает иностр. граждан, постоянно проживающих и временно

пребывающих на территории РФ, а также проезжающих через территорию РФ

транзитом. Иностр. граждане, находящиеся на терр. РФ, если они имеют

разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, - постоянно

проживающие. Иностр. граждане, находящиеся на терр. РФ на иных законных

основаниях, - временно пребывающие.

Особенности правосубъектности лиц, находящ. на терр. РФ и не являющихся

ее гражданами:

а) ин. граждане и лица б/гражд. не могут быть гос. служащими, занимать некот.

должности, работать в ОВД;

б) ин. граждане и лица б/гражд. не допускаются к деят-ти, связ. с гос. тайной.

в) на ин. гражд. и лиц б/гражд. не распростран. воинская обязанность;

г) за ряд правонаруш. к отв-сти могут привлекаться только ин. гражд. и лица

б/гражд.

д) только к иностр. гражданам и лицам б/гражд. применяется такое адм.

наказание, как выдворение;

е) ин. граждане и лица б/гражд. проживают и осуществляют свою деят-ть на

основании спец. док-тов.

ж) для ин. гражд. могут быть установлены огранич-я в передвиж. и выборе места

жит-ва;

з) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно перемещаться

при условии уведомления об этом органов внутр. дел. По прибытии в пункт

назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание;

е) при наличии обст-тв, установленных зак-вом, выезд из России может быть не

разрешен.

ВОПРОС №12 Органы исполнительной власти как субъекты административного

права: понятие, ситема, структура, правовое положение, функции.

Орган исполнительной власти - это организационно-правовой институт,

представляющий собой структурно обособленную единицу государственной

администрации, посредством которого реализуются управленческие функции

исполнительной власти и совершаются юридически значимые действия от имени

государства. Этот институт имеет свою структуру, компетенцию, наделен

оперативной самостоятельностью для осуществления исполнительно-

распорядительной деятельности. Основная задача органов исполнительной власти

- осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов

административного права. Специфику административно-правового статуса любого

органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он

реализует в процессе управления от имени государства в объеме и пределах

своей компетенции.

Административная правосубъектность (право- и дееспособность) органов

исполнительной власти возникает с момента их образовани.

· Основными чертами, характеризующими административно-

правовой статус органов исполнительной власти, являются:

o наличие установленных правовыми нормами задач, функций и

компетенции, содержание и объем которых определяет место органа в системе

исполнительной власти;

o организационная, функциональная и юридическая

обособленность;

o подчиненность по линейному или функциональному принципу

в иерархическом порядке, подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов

вышестоящим, обязательность исполнения распоряжений вышестоящих органов,

изданных в пределах их компетенции и предмета ведения;

o оперативная самостоятельность в пределах компетенции;

o подзаконный характер деятельности, т.е. на основе и во

исполнение закона;

o подконтрольность (в пределах и порядке определенном

законом) законодательным и судебным органам и поднадзорность прокуратуре по

вопросам законности действий и решений;

o право издания правовых актов определенного вида и

юридической силы;

o способ образования, реорганизации и упразднения;

o финансирование из государственного бюджета (федерального

или местного);

o оформление правового статуса этого органа положением,

утверждаемым вышестоящим органом, или законом.

Ядро административно-правового статуса органа исполнительной власти

составляет компетенция, выражающая меру власти, которой он наделен для

выполнения определенных задач. Компетенция - это строго определенный

нормативно-правовыми актами объем властных полномочий (прав) и обязанностей

органа исполнительной власти в отношении установленного для него предмета

ведения. Ее следует отличать от функций и задач органа исполнительной власти:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.