бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпоры

должен проверить соблюдение процессуальных и давностных сроков привлечения

лица к ответственности (возбуждения, административно­го расследования и

рассмотрения), правильность квалификации деяния, законность и обоснованность

взыскания.

Вышестоящий орган (должностное лицо), суд, пересматривая постановление,

принимает одно из следующих решений:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без

удовлетворения;

2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение. Если при

рассмотрении жалобы будет установлено, что постановление вынесено органом

(должностным лицом), который не был правомочен решать данное дело, то оно

отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа

(должностного лица);

3) отменяет постановление и прекращает дело об административном нарушении;

4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных санкцией

соответствующей статьи с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Следует подчеркнуть, что при пересмотре дела наложенное взыскание не может

быть усилено. Иными словами, на стадии пересмотра поворот к худшему законом

(ст. 273 КоАП РСФСР) не допускается. А ст. 373 ТК РФ разрешает вышестоящему

таможенному органу при пересмотре дела в связи с жалобой отменить

постановление и возбудить уголовное дело. Такое отступление от запрещения

поворота к худшему трудно признать обоснованным.

Копия решения по жалобе или протесту в течение трех дней высылается лицу, в

отношении которого оно вынесено, а также органу, принявшему постановление по

делу. Потерпевшему копия высылается по его просьбе. О результатах

рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Орган (должностное лицо), пересмотревший постановление, при установлении

причин и условий, способствовавших совершению административных нарушений,

вправе вносить соответствующим организациям и должностным лицам предложения о

принятии мер по устранению этих причин и условий.

Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных

денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений,

связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата

предмета возвращается его стоимость.

Пересмотр постановлений по делу об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

1) лицом, в отнош. кот. ведется пр-во по делу;

2) потерпевшим;

3) зак. представителями физ. лица;

4) зак. представителями юр. лица;

5) защитником и представителем.

Постановление обжалуется:

1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения

коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему

должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, -

в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае, если жалоба на постановление по делу об административном

правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему

должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Порядок подачи жалобы состоит в следующем:

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление

по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы

направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий

орган, вышестоящему должностному лицу.

2. Жалоба на постановление судьи о назначении адм. наказания в виде адм.

ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Можно

подать жалобу непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему

должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

4. Если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного

лица, которым обжаловано постановление по делу об административном

правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в

течение трех суток.

5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

государственной пошлиной не облагается.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об

административном правонарушении судья, должностное лицо:

1) выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения

жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие

производство по делу;

2) разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют

дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым

при рассмотрении жалобы;

3) направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по

подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции

соответствующих судьи, должностного лица.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит

рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами

дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в

течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к адм.

ответственности, отбывает административный арест.

Судья, должн. лицо рассматривают жалобу на постановление по делу единолично.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном

правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении пост-я без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении пост-я, если при этом не усиливается адм. наказание или иным

образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено

постановление;

3) об отмене пост-я и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы

одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего

Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было

вынесено постановление;

4) об отмене пост-я и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в

орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях

существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим

Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть

дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном

правонарушении, влекущем назначение более строгого адм. наказания, если

потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного адм. наказания;

5) об отмене пост-я и о направлении дела на рассмотрение по

подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что

постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным

лицом.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном

правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по

подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к

компетенции данных судьи, должностного лица.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

оглашается немедленно после его вынесения.

Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или

высылается физическому лицу или законному представителю юр. лица, в отношении

которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае

подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное

должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе

на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения

жалобы, а затем в вышестоящий суд.

ВОПРОС №65, 66 законность, дисциплина и целесообразность деятельности органов

исполнительной власти: понятие, сущность и соотношение понятий.

37. Система гарантий законности.

Последовательная и строгая реализация законности предполагает наличие

соответствующей системы ее гарантий. Представляется обоснованным мнение, что

среди них следует различать общие условия (предпосылки) и специальные

юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности.

Среди общих условий можно различать политические, экономические,

организационные, идеологические. Политическими предпосылками законности

являются режим демократии, гласности. А они, как показал опыт многих стран,

будут реальными только в условиях существования независимого от государства

гражданского общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения

властей.

Только реальное разделение властей, существование не зависимых от правящей

партии, государства, средств массовой информации, партий, децентрализация

государственных структур могут стать подлинными гарантами режима

правозаконности.

К его экономическим предпосылкам можно отнести как достигнутый страной

уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и

фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую

свободу, многоукладность экономики, существование рынков товаров, капиталов,

труда.

Огромное значение для существования правопорядка имеет правовая культура

должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной

ценности основных прав человека.

Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, а также умело

организованного поощрения.

На состояние законности в управлении немалое влияние оказывают такие

организационные факторы, как организационная структура аппарата, квалификация

служащих, эффективность деятельности системы правовой подготовки кадров,

четкое и рациональное разделение полномочий и др. Уменьшение уровня

секретности, создание ведомственных центров информации и связей с

общественностью, совершенствование разрешительной системы, ликвидация

аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для

укрепления правопорядка в стране.

Специальные юридические средства обеспечения законности — контроль и

принуждение.

В системах социального управления контроль — важнейший вид обратной связи, по

каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении

дела, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской

дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий,

оперативного регулирования процессов. Содержание контроля состоит из:

а) наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения

объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии.

Формы сбора информации — изучение данных учета, отчетов, проверки документов

на месте, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;

б) анализа собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка

прогнозов;

в) принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных

последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и

расходов;

г) учета конкретных нарушений, выявление их причин и условий;

д) пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных

последствий, новых нарушений;

е) выявления виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях

контролирующие органы вправе сами решить вопрос об ответственности виновных,

в других — обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами.

В зависимости от объема контроля различают собственно контроль, в процессе

которого проверяется законность и целесообразность деятельности, и надзор,

который ограничивается только проверкой законности.

Контроль за аппаратом исполнительной власти осуществляется извне:

Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой, профсоюзными и

иными общественными формированиями. В самом аппарате существуют разные

организационно-правовые формы контроля, среди которых нужно различать

осуществление соответствующих полномочий субъектами линейной власти (органы

общей компетенции в отношении подведомственных им органов и

внутриведомственный контроль) и субъектами функциональной власти (финансовый

контроль и другие виды надведомственного контроля).

В настоящее время сложились четыре вида надзора за исполнительно-

распорядительной деятельностью: прокурорский, судебный, административный, в

определенной мере на нее распространяется и конституционный надзор. Усиление

судебной власти, правосудия прежде всего должно осуществляться путем

расширения судебного контроля за законностью управленческих действий,

дальнейшего развития административной юстиции.

По времени осуществления различаются контроль предварительный (например, при

лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и последующий.

Побудительные мотивы правомерного поведения формируются как в результате

действия поощрительных стимулов, так и под влиянием возможностей применения

государственного принуждения. Все разновидности правовых санкций призваны

гарантировать исполнение закона, осуществлять общую и частную превенцию

правонарушений.

Основные виды принуждения — дисциплинарное, административное, гражданско-

правовое и уголовное — различаются основаниями и процедурами их применения.

Но все они широко используются для защиты законности в отношениях с

исполнительной властью, и при этом государственной администрации принадлежит

ведущая роль. Только в процессе исполнительно-распорядительной деятельности

используется дисциплинарное и административное, т. е. внесудебное,

принуждение, которое можно считать особым видом административной власти. Она

же инициирует, расследует, направляет в суды уголовные дела, обеспечивает

исполнение уголовных наказаний.

Принудительные меры применяются как к индивидуальным, так и к коллективным

субъектам права; как к тем, которые являются элементами государственного

аппарата, так и к тем, которые не включены в него.

ВОПРОС №67 Административный надзор как способ обеспечения законности:

понятие, правовые основы, виды надзора, органы осуществляющие их правовое

положение. Отличие от прокурорского надзора.

Общий административный надзор.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов

исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за

точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и

физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Существует большое число государственных структур, занимающихся

административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:

1) Государственный таможенный комитет РФ;

2) Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

3) Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

4) Федеральный горный и промышленный надзор России;

5) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

6) Государственная налоговая служба РФ;

7) Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Особенности административного надзора:

1. является особой разновидностью государственного контроля;

2.осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и

их должностными лицами;

3.деятельность по надзору осуществляется систематически;

4.цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере

государственного управления;

5.между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная

соподчиненность;

6.осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного

самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных

объединений и их должностных лиц и граждан;

7.осуществляется при помощи определенных методов;

8.оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

· постоянное наблюдение;

· периодические проверки;

· обследование поднадзорного объекта;

· истребование и анализ документов;

· изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о

нарушениях законности в сфере государственного управления.

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

1.получение информации;

2.применение мер административного предупреждения;

3.применение мер административного пресечения;

4.привлечение к административной ответственности;

5.регистрация и учет;

6.выдача разрешений (лицензий);

7.нормотворчество.

Президентский контроль за органами исполнительной власти.

Президент Российской федерации в соответствии с Конституцией РФ обладает

большими полномочиями по контролю за исполнительными органами.

Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту

Конституции. И хотя прямо Основной закон не говорит о президентском контроле,

такая возможность неразрывно связана с его правом принимать решения об

отставке Правительства (ст. 117), отменять его акты (ст. 115),

приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов

Федерации (ст. 85) и другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией

РФ.

Контроль за деятельностью исполнительной власти в стране Президент России

осуществляет непосредственно, но главным образом через свою Администрацию. Он

реализует контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке

Правительства, освобождении от должности отдельных федеральных министров,

руководителей иных центральных федеральных органов исполнительной власти,

назначенных им военачальников, дипломатических представителей в иностранных

государствах, глав администраций и других должностных лиц.

На Администрацию Президента возложено обеспечение контроля Президента за

деятельностью органов исполнительной власти. Многие структурные подразделения

Администрации вправе контролировать определенные направления работы публичной

администрации. Например, Аналитический центр Администрации Президента РФ по

специальным президентским программам обязан контролировать выполнение

федеральных государственных программ и разрабатывать предложения по их

корректировке.

На другое структурное подразделение Администрации — Главное управление

Президента РФ по вопросам конституционных гарантийных прав граждан —

возложено осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением

обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и

органы государственной власти субъектов Федерации. Ему поручены также анализ

и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на личном приеме, и

на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента о

количестве и характере обращений граждан. Управление готовит предложения по

устранению причин, порождающих обоснованные жалобы.

Основными функциями Главного управления являются: — контроль и проверка

исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами,

а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента;

— контроль и проверка исполнения поручений Президента и Руководителя

Администрации Президента;

— подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента

Российской Федерации о предупреждении нарушений и совершенствовании

деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов Федерации.

Подводя итоги, можно выделить основные особенности президентского контроля:

1) он охватывает все сферы деятельности федеральной исполнительной власти;

2) он состоит в проверке выполнения положений Конституции РФ, федеральных

законов, актов Президента и Правительства России;

3) он осуществляется структурными подразделениями и должностными лицами,

находящимися в системе Администрации Президента;

4) его результаты могут быть использованы Президентом Российской Федерации

для принятия мер воздействия, предусмотренных Конституцией РФ, привлечения

виновных к дисциплинарной ответственности, поощрения отличившихся;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.