бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпоры

правонарушения; статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую

ответственность за данное административное правонарушение; объяснение

физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении

которых возбуждено дело; запись о разъяснении лицу, в отношении которого

составлен протокол об административном правонарушении, его прав и

обязанностей; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Экспертиза – исследование, назначаемое судьей, органом, должностным лицом, в

производстве которых находится дело об административном правонарушении, на

основании определения в случаях необходимости специальных познаний в науке,

технике, искусстве или ремесле.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении

понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в

том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения,

сохранившие на себе его следы.

Документы признаются доказательствами, если сведения , изложенные или

удостоверенные в низ организациями, их объединениями, должностными лицами и

гражданами, имеют значение для производства по делу об административном

правонарушении.

ВОПРОС №55 лица участвующие в производстве по делам об административных

правонарушениях их краткая характеристика.

Участники производства по делам об административных нарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях складывается из

действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют

государственные и общественные органы, их должностные лица, которые

уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и

предупреждению административных проступков, применению и исполнению

взысканий. В производстве действуют и другие участники: одни защищают свои

интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных

действий, содействуют производству. Всех субъектов производства можно

разделить на несколько групп.

1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правим принимать

властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу

дела (лидирующие субъекты).

2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к

ответственности, потерпевший и их законные представители (родители,

усыновители, опекуны, попечители, руководители, адвокаты). В отличие от

субъектов первой группы, никто из представителей данной группы не пользуется

властными полномочиями.

3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства: свидетели,

эксперты, специалисты, переводчики, понятые. Одни из них (свидетели,

эксперты) сообщают данные полномочному органу или должностному лицу, другие

(переводчики, понятые) нужны для закрепления доказательств либо обеспечения

необходимых условий административного производства.

Важные новеллы не только для таможенного, но и всего административного права

содержит глава 42 (ст. 316—319) и ст. 451 ТК РФ, закрепляющие правила отводов

отдельных субъектов.

Должностное лицо таможенного органа не может вести производство, если:

— оно ранее участвовало в нем в качестве свидетеля, эксперта, специалиста,

законного представителя лица, привлекаемого к ответственности;

— оно является родственником лица, привлекаемого к ответственности, а также

свидетеля, эксперта, ревизора, специалиста, которые ранее участвовали в

производстве;

— если имеются другие обстоятельства, дающие основания полагать, что оно

лично заинтересовано в исходе дела.

Эксперт, ревизор, специалист не могут участвовать в производстве, если они

являются родственниками лица, привлекаемого к ответственности, его адвоката

или представителя, должностного лица, ведущего производство, если имеются

иные обстоятельства, дающие основание думать об их личной заинтересованности

в исходе дела, а также если обнаружилась их некомпетентность.

В ч. 2 ст. 451 ТК РФ сказано, что должностное лицо, судья не могут вести

производство по делу о посягательстве на нормальную деятельность таможенных

органов, а эксперт, ревизор, специалист не могут участвовать в производстве,

если одно из этих лиц является потерпевшим или его родственником.

Таким образом, наличие обстоятельств, позволяющих считать, что должностное

лицо, ведущее дело, эксперт, ревизор, специалист лично заинтересованы в

результатах дела, что они могут быть необъективными в своих выводах,

исключает возможность их участия в производстве в таком качестве (лидирующего

субъекта, эксперта, ревизора). Статьей 317 ТК РФ также предусмотрены

обстоятельства, при которых в деле не должен участвовать конкретный адвокат

или представитель лица.

В названных выше случаях должностное лицо таможенного органа обязано заявить

самоотвод. Лицо, привлекаемое к ответственности, его адвокат или

представитель вправе заявить отвод должностному лицу таможенного органа,

ведущему дело, эксперту, ревизору, специалисту.

Вопрос о возможности участия в деле эксперта, ревизора, специалиста,

адвоката, представителя лица, привлекаемого к ответственности, решает

должностное лицо, ведущее дело.

ВОПРОС №56 порядок рассмотрения и разрешения дела об административных

правонарушениях, сроки рассмотрения.

Сроки в производстве по делам об административных нарушениях

Производство, как и всякая деятельность, осуществляется во времени, всегда

имеет определенные временные рамки. Важным его принципом является

оперативность: дела должны решаться быстро, в возможно более сжатые сроки.

Для чего нужна оперативность? Во-первых, быстрая реакция на нарушения,

своевременное применение мер воздействия имеет большое воспитательное

значение как для самих нарушителей, так и для окружающих. Запоздалое

наложение взыскания за деяния, социальное значение которых за давностью

осознается не так отчетливо, менее эффективно. Во-вторых, по каждому делу

необходимо выявить объективную истину, сравнительная простота большинства дел

об административных нарушениях позволяет сделать это быстро. А со временем

собирать доказательства будет труднее, некоторые из них могут быть утрачены.

В-третьих, недопустима продолжительная неопределенность в существовании

возможности наложения административного взыскания на лицо.

Оперативность производства обеспечивается законодательным закреплением сроков

совершения процессуальных действий. Как правило, они небольшие.

Юридический срок — это определенный нормативным актом отрезок времени,

исчисляемый по заранее установленным правилам. Время не зависит от воли

людей. Но законодатель не только закрепляет размеры сроков, но и

устанавливает правила их подсчета, ставит их исчисление в зависимость от тех

или иных фактов.

Во-первых, нужно знать размер срока. В большинстве случаев нормами права

определены отрезки времени, в течение которых действия должны быть

произведены (3 часа, 10 дней, 2 месяца и т. д.). Хотя и редко, но в

нормативных актах встречаются и неопределенные сроки. Например, в ст. 238

КоАП сказано, что доставление правонарушителя в милицию, штаб добровольной

народной дружины «должно быть произведено в возможно короткий срок». Время

принудительного воздействия в одних случаях исчисляется часами или сутками, а

в других — днями или месяцами. Поэтому если гражданин подвергнут

исправительным работам на один месяц 1 февраля, то у него время отбывания

взыскания будет на три дня меньше, чем у гражданина, подвергнутого такому же

взысканию 1 июля.

Во-вторых, очень важно знать, с какого момента течет срок. Законодатель

связывает его начало с каким-нибудь юридическим фактом, чаще всего с

определенным действием. Например, совершение процессуальных действий

уполномоченными должностными лицами (составление протокола, вынесение

постановления и т. д.), лицами, привлекаемыми к ответственности (подача

жалобы, уплата штрафа и т. д.). В ряде случаев начало срока связывается с

какими-либо техническими обстоятельствами: получением протокола (ст. 257),

поступлением жалобы (ст. 271), вручением постановления нарушителю (ст. 258) и

т. д. А вот начало срока задержания лица, побывавшего в вытрезвителе,

начинается со времени вытрезвления, т. е. с события.

В тех случаях, когда время исчисляется днями и более продолжительными

отрезками времени, началом срока считаются 24 часа того дня, в котором

совершено действие, или, иными словами, — ноль часов следующих суток. Хотя по

общему правилу начальным моментом срока признаются 24 часа суток, когда было

совершено действие; время административного ареста, задержания рассчитывается

иначе. Административный арест начинается с того часа, когда виновный был

помещен под стражу.

Если лицо имеет право или обязано совершить определенное действие (например,

подать декларацию) к определенному сроку, а его последний день совпадает с

нерабочими днями, окончание срока автоматически переносится на первый рабочий

день.

В-третьих, установлены правила определения окончания сроков, различаются их

прекращение и пропуск (истечение). Известно, что сроки определяют время, в

которое должны быть совершены действия, а значит, их течение прекращается,

если действия произведены своевременно. И, наоборот, если действия в течение

названного времени совершены не были, значит, срок истек, пропущен. В порядке

исключения законодатель разрешает его восстановить. Так, в случае

несвоевременного обжалования постановления о наложении взыскания орган,

правомочный рассматривать жалобу, вправе восстановить срок, если признает,

что он пропущен по уважительным причинам (ст. 268 КоАП).

Моментом истечения срока по общему правилу является окончание суток, на

которые падает его последний день. Если, например, водитель был лишен прав на

один год, исполнение взыскания заканчивается по окончании суток,

предшествующих тому числу месяца, которое соответствует дате принятия

постановления о привлечении к административной ответственности. Во многих

случаях фактический момент истечения срока совпадает со временем окончания

работы учреждений в его последний день.

В-четвертых, нужно учесть существующие правила приостановления (незачета) и

зачета сроков. Остановить время невозможно. Приостановление означает, что тот

или иной отрезок времени при наличии названных законодателем обстоятельств в

срок не засчитывается. Так, подача жалобы на постановление о привлечении к

административной ответственности, принесение прокурором протеста,

предоставление отсрочки исполнения приостанавливают течение срока давности

исполнения постановлений до рассмотрения жалобы, протеста, окончания отсрочки

(ст. 282). В срок отбывания такого взыскания, как исправительные работы,

засчитывается время, в течение которого нарушитель не работал по уважительным

причинам и ему в соответствии с законом выплачивалась заработная плата (ст.

300). Время административного задержания засчитывается в срок

административного ареста, а время пребывания в вытрезвителе — нет. В общем

плане зачет означает, что законодатель обязывает или разрешает добавлять

какое-то время к отрезку времени, в течение которого фактически

осуществлялось деяние.

Среди большого разнообразия сроков следует различать общие и специальные.

Так, в ч. 1 ст. 257 КоАП установлен общий срок рассмотрения дел — 15 дней со

дня их получения. А в ч. 2 той же статьи названы специальные и более краткие

временные рамки рассмотрения ряда категорий дел. Точно так же существуют

общие и специальные сроки задержания, давности наложения взыскания.

Наибольшее значение имеет деление сроков по их юридическому значению на

процессуальные, давностные и принудительного воздействия. С помощью первых

закрепляются отрезки времени, в рамках которых уполномоченные должностные

лица и органы обязаны осуществить определенное процессуальное действие

(рассмотреть жалобу, довести постановление до сведения, направить

постановление для исполнения и т. д.). Процессуальными являются и сроки,

определяющие время, в течение которого лицо вправе обжаловать постановление,

обязано уплатить штраф. Они как опоздание на работу: их нарушение влечет для

виновного неблагоприятные последствия (на должностное лицо, допустившее

волокиту, может быть наложено дисциплинарное взыскание, в случае неуплаты

гражданином штрафа соответствующая сумма удерживается в принудительном

порядке и т. д.). Но такие нарушения производство по делу не прекращают.

Иное дело давностные сроки. Если они истекли, — «поезд ушел»: производство по

делу должно быть прекращено, а принятые акты утрачивают юридическое значение,

становятся недействительными. Законодательству об административной

ответственности известны три срока давности: привлечения к ответственности;

исполнения постановления; погашения наложенного взыскания (ст. 38, 39, 282

КоАП; ст. 247, 378 ТК).

Сроки принудительного воздействия определяют время осуществления отдельных

мер административного принуждения. Они закрепляются непосредственно законом

(задержание) или специальным постановлением, правоприменительным актом,

принятым на основе закона (лишение специального права, исправительные работы,

административный арест). Если время принудительного воздействия истекло,

должностное лицо обязано прекратить его. Задержанные и арестованные должны

быть освобождены из-под стражи, водителям должны быть возвращены права на

управление транспортными средствами.

ВОПРОС №58 Обжалование и опротестование постановления по делу об

административных правонарушениях.

Пересмотр постановлений по делам об административных нарушениях

Важной гарантией законности и обоснованности применения административных

взысканий является существование стадии пересмотра постановлений. Под

пересмотром понимается рассмотрение дел органами, на которые возложен

контроль за законностью постановлений. Такая стадия предусмотрена во всех

юрисдикционных производствах (процессах).

Пересмотр — это новое разбирательство дела субъектом, наделенным правом

отменить, изменить или составить ранее принятое постановление без изменений.

Пересмотр следует отличать от повторного рассмотрения дела, которое

производится в тех случаях, когда принятое ранее постановление отменено и

дело направлено на новое рассмотрение. В первом случае действует

постановление по делу, законность и обоснованность которого проверяется. Во

втором случае старое постановление отменено, и по делу необходимо принять

новое.

Стадия пересмотра является факультативной, необязательной. Лишь небольшое

количество дел рассматривается в порядке контроля, но уже сам факт

существования такой возможности имеет большое превентивное значение,

дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания.

Пересмотр постановлений как самостоятельная стадия, построенная на основе

сочетания свободы обжалования и опротестования постановлений с обязанностью

компетентных органов рассмотреть их, позволяет на основе единообразного

толкования и применения закона исправлять и устранять допущенные ошибки.

Гарантией соблюдения законности является также право вышестоящих органов

исполнительной власти, независимо от наличия жалобы, протеста прокурора,

отменять или изменять постановления. Таким правом наделен и председатель

вышестоящего суда.

Правом пересмотра наделены: вышестоящий орган (должностное лицо; суд; орган

(должностное лицо), принявший постановление. А процессуальными основаниями

для пересмотра могут быть:

— жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление;

— жалоба потерпевшего;

— протест прокурора;

— усмотрение вышестоящего органа (председателя вышестоящего суда);

— усмотрение органа, принявшего постановление. Иными словами, стадия

пересмотра может начаться по жалобе гражданина и по инициативе органа,

осуществляющего надзор за законностью, а также автора постановления.

Существует два вида жалоб на постановления по делам об административных

проступках: общие и специальные. Специальная жалоба, или жалоба в порядке

производства по делам об административных нарушениях, подается и

рассматривается по правилам, закрепленным в ст. 266—273 КоАП, ст. 370—377 ТК.

На постановление народного судьи допускается подача только общей жалобы. Все

иные постановления могут быть обжалованы в общем порядке и в порядке

производства по делам об административных нарушениях.

Административное законодательство установило два канала, по которым деликвент

или потерпевший может подать специальную жалобу на принятое постановление:

а) вышестоящему органу;

б) в районный (городской) или арбитражный суд.

Иными словами, постановления субъектов исполнительной власти обжалуются либо

в административном, либо в судебном порядке. Законодательством четко

определены инстанции и различные варианты обжалования постановлений. Таких

вариантов несколько.

Первый вариант — альтернативный. Любое постановление коллегиального органа, а

также единоличное постановление должностного лица о наложении штрафа может

быть обжаловано гражданином в вышестоящий орган (должностному лицу) или в

суд. Какой канал обжалования избрать — административный или судебный, —

решает гражданин.

Второй вариант обжалования — последовательный, ступенчатый, т. е. закон

предоставляет право обжаловать постановление сначала в один орган, а затем в

другой. Последовательное (ступенчатое) обжалование заключается в следующем.

Жалоба на единоличное постановление должностного лица о наложении

административного взыскания (кроме штрафа) подается гражданином в вышестоящий

орган, вышестоящему должностному лицу, после получения ответа она может быть

подана в суд.

Таможенным кодексом предусмотрено последовательное обжалование организациями

постановлений таможенных органов. Третий вариант обжалования —

исключительный: жалоба подается в административном порядке, т. е. только в

вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Четвертый вариант обжалования касается постановлений судей. По общему правилу

они не подлежат обжалованию, но постановление о привлечении к

административной ответственности за малозначительное преступление, принятое

на основании ст. 50 УК РСФСР, в 7-дневный срок может быть обжаловано в

вышестоящий суд.

Специальная жалоба может быть подана в течение десяти дней (по ТК — двадцати

дней) со дня вынесения постановления. В случае пропуска этого срока по

уважительным причинам (болезнь, другие непредвиденные и чрезвычайные

обстоятельства) законодательством допускается его восстановление органом,

должностным лицом, правомочным пересматривать дела (ст. 268 КоАП). Если лицо

подало жалобу в установленный срок, то это является основанием

приостановления исполнения постановления о взыскании до ее рассмотрения.

Исключение составляют постановления о наложении таких взысканий, как

предупреждение, штраф, взимаемый на месте совершения проступка. Жалоба

подается в орган, вынесший постановление. Поступившая туда жалоба в течение

трех суток должна быть направлена вместе с делом в орган (должностному лицу),

который правомочен рассматривать ее и которому она адресована.

Протест прокурора на постановление субъекта исполнительной власти может быть

направлен в вышестоящий орган, а на постановление народного судьи — самому

судье или председателю вышестоящего суда.

Правомочный орган (должностное лицо) обязан рассмотреть поступившую жалобу

или протест в десятидневный срок со дня поступления, а таможенный орган — в

месячный срок. В соответствии со ст. 272 КоАП при рассмотрении жалобы или

протеста на постановление он должен проверить законность и обоснованность

вынесенного постановления, внимательно разобраться в существе жалобы,

выяснить вопрос о компетентности органа (должностного лица), принявшего

постановление, рассматривать данное дело и налагать взыскание, а затем

вынести обоснованное решение. Субъект пересмотра обязан проанализировать

нормативное, фактическое и процессуальное основания привлечения к

ответственности, в том числе сам факт совершения проступка, причем данным

лицом, его личности, доказательства по делу (объяснения свидетелей,

потерпевших, выводы эксперта, специалиста) и другие моменты. Кроме того, он

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.