бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпоры

(бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или

законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена

административная ответственность.

Состав административного правонарушения – совокупность объективных и

субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных

для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного

правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1. объект административного правонарушения;

2. объективная сторона административного правонарушения;

3. субъект административного правонарушения;

4. субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, сто он

является основанием для административной ответственности. При отсутствии в

деянии состава административного правонарушения дело об административном

правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Виды составов административных правонарушений:

1. По степени общественной опасности:

· Основной;

· С отягчающими обстоятельствами

(квалифицированный);

· С особо отягчающими обстоятельствами (особо

квалифицированный)

2. По способу описания признаков состава:

· Простой (состоит из одного деяния, одного последствия,

имеет один объект и одну форму вины);

· Сложный (содержит описание некоторых правонарушений,

нескольких объектов, нескольких форм вины)

3. В зависимости от особенной законодательной конструкции, связанной с

определением момента окончания правонарушения:

· Материальный (считается оконченным с момента наступления

установленных у законе последствий);

· Формальный (считается оконченным с момента совершения

деяния и не требует наступления конкретных последствий).

ВОПРОС №45 Субъекты административно-юрисдикционной деятельности и

подведомственность делоб административных правонарушениях.

Подведомственность дел об административных нарушениях

В производстве по делам об административных нарушениях участвует огромное

число различных органов, их представителей, которые наделены властными

полномочиями и вправе совершать действия, определяющие движение дел. Такое

положение объясняется, во-первых, разнообразием и спецификой многочисленных

отраслей исполнительно-распорядительной деятельности и существующих в них

отношений, и чтобы квалифицированно заниматься делами об административных

нарушениях, нужно обладать специальными знаниями, быть компетентным в данной

области. А во-вторых, множественность субъектов властных полномочий создает

условия для оперативного и экономного производства, поскольку чаще всего его

ведут органы, должностные лица, представители общественности, которые

систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил.

Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности имеет большое

значение четкое определение того, какой субъект власти какими делами ведает,

кто какие дела оформляет, рассматривает, исполняет. Правильное решение

вопросов подведомственности — необходимое условие квалифицированного,

оперативного разрешения дел об административных деликтах. Подведомственность

неразрывно связана с компетенцией. В то же время подведомственность — это

определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той,

которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима. Ведать

делами — значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и

коллективных субъектов права. Для лидирующих субъектов подведомственность —

это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными

объектами властного воздействия, определяет их предметные, территориальные

границы. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность

означает ее правовую зависимость от того, кто ведает делами.

Необходимо различать подведомственность организаций как их постоянную,

линейную подчиненность и подведомственность дел как обязанность подчиняться

по определенным вопросам, делам. Подведомственность дел может быть основана

на линейной и функциональной власти (подчиненности). Так, подведомственность

дел о дисциплинарных проступках базируется на линейной власти руководителя и

соответственно линейной подчиненности работника, студента, военнослужащего, а

подведомственность дел об административных нарушениях (как и все

административное принуждение) является проявлением функциональной власти

(подчиненности).

В производстве по делам об административных нарушениях очень часто одни

органы (должностные лица) вправе расследовать дела, другие — рассматривать их

и принимать постановления, третьи — рассматривать жалобы на постановления.

Для административного процесса актуален вопрос о постадийной

подведомственности дел (кто дело расследует, кто принимает постановление и

т.д.) и даже подведомственности при совершении отдельных действий (кто

предоставляет отсрочку исполнения постановления, составляет протокол и т.

п.).

При определении подведомственности дел о проступках нужно помнить

существование разных уровней подведомственности и порядок последовательного

их выявления.

В гл. 16 КоАП, ст. 290, 297, 449 и др. ТК РФ, в иных актах решается вопрос о

видовой подведомственности проступков. Она закрепляется юридическими нормами,

в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими

делами. Постановления по этим делам выносят, жалобы рассматривают,

постановления исполняют органы исполнительной власти, суды (судьи, судебные

исполнители), а также арбитражные суды. Видовая подведомственность

закрепляется чаще всего однозначно (дела рассматривает ОВД, дела

рассматривает судья), иногда — альтернативно (гражданин вправе обжаловать

постановление таможенного органа в вышестоящий таможенный орган или в суд, а

значит, жалобу вправе рассматривать либо первый, либо второй орган

государственной власти).

Решив вопрос о видовой, нужно разобраться с территориальной

подведомственностью. То есть, нужно выяснить, какой конкретно орган

исполнительной власти данного вида, какой суд (судья) должен заниматься

делом. Эти правила установлены ст. 297, 358, 370 ТК; ст. 256 КоАП и

некоторыми иными нормами. По общему правилу дело расследуется,

рассматривается по месту совершения нарушения. Дело о нарушении таможенных

правил рассматривается таможенным органом, должностное лицо которого

занималось расследованием. А в какой суд может обратиться с жалобой

гражданин? По общему правилу — по месту жительства гражданина. Но в ч. 2 ст.

370 ТК так определена территориальная подведомственность: суд по месту

нахождения таможенного органа, наложившего взыскание.

Следующий уровень подведомственности — должностная. Правила должностной

подведомственности определяют, кто в государственном органе должен заниматься

делом. В системе ОВД такая подведомственность регламентирована частично ст. 203

КоАП. Право рассматривать дела о нарушении таможенных правил ст. 359 ТК

предоставлено начальникам таможенных органов и их заместителям.

ВОПРОС №46 Административный процесс: понятие сущность, признаки в широком и

узком понятии. Отличие от уголовного, гражданского и арбитражного процессов.

Административный процесс.

Юридический процесс - урегулированная правовыми нормами

совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения

определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, адм.

и судебных органов.

Административный процесс – совокупность

административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и

должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них

задач и функций.

Признаки административного процесса:

1) вид юр. процесса, соотносятся как часть и целое;

2) представляет собой разновидность властной деятельности субъектов

государственного управления;

3) обеспечивает условия для реализации материальных норм адм. права;

4) целью процесса является достижение определенных юридических результатов и

разрешения управленческих дел;

5) результаты адм. процесса (как промежуточные, так и окончательные)

закрепляются в официальных актах (документах);

6) регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в

совокупности образуют самостоятельный институт адм. права;

7) обладает определенным строением (структурой).

ВОПРОС №47 Принципы административного процесса. Их правовая характеристика.

Основные принципы административного процесса.

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала,

лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

· Принцип законности – реализация материальных

административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с

административно-процессуальными нормами;

· Принцип процессуального равенства означает равенство

сторон независимо от пола, рассы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других

обстоятельств, во-первых, перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны

определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и

ответственности;

· Принцип материальной истины – решение, принятое в

рамках административного процесса, должно основываться на тщательном изучении

всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в

ходе его рассмотрения;

· Принцип доступности выражается в беспрепятственной

возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях процесса в

соответствии с имеющим процессуальным статусом;

· Принцип гласности – административный процесс строится

на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его

ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к

государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников

процесса;

· Принцип национального языка – процесс ведется на

государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта

РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной

местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он

отправляется, обеспечиваются услугами переводчика;

· Принцип быстроты (оперативности) – административный

процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных

законом;

· Принцип экономичности (малозатратности) –

административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести

к минимуму затраты по его отправлению;

· Принцип ответственности органов государственного

управления и их должностных лиц за ненадлежащее исполнение процесса – органы

государственного управления и должностные лица несут установленную законом

ответственность за нарушение административно-процессуальных норм, проявленный

при этом бюрократизм и волокиту.

ВОПРОС №52 Производство по делам о административных правонарушениях: понятие,

правовые основы, задачи, обстоятельства, исключающие производство по делу.

Понятие и особенности производства по делам об административных

правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях

совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них

деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер адм.

наказания.

Рассматриваемое производство теснейшим образом связано с гражданским

судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при исполнении

имущественных взысканий. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление

о привлечении его к адм. ответственности, то суд рассматривает ее в

соответствии с нормами ГПК. Это уже не административный, а гражданский

процесс, а точнее, составная часть последнего — производство по делам,

возникающим из административно-правовых отношений. Если суд отказывает в

удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в

русло адм. процесса и дальнейшая деятельность производится на основе норм

адм. права.

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно

различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда штраф

налагается прямо на месте нарушения), обычное и особое (усложненное).

Производство представляет собой разновидность исполнительно-распорядительной

деятельности, в котором действуют ее общие принципы: законности, демократизма

(гласности, участия общественности), оперативности. Производство

осуществляется и на основе общих норм и принципов адм. права. Выявление

объективной истины по делу – важнейшая задача производства. Данный принцип

обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела, исследовать

все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в

действительности, и на этой основе исключить односторонний, предвзятый подход

к выбору решения.

Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к

ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей

невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство.

Одной из важнейших основ права на защиту является презумпция

добропорядочности гражданина и ее юридический вариант — презумпция

невиновности. Она заключается в том, что индивидуальный субъект, привлекаемый

к адм. ответственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет

доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Отсюда следует

также, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к

ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это

право. Из презумпции невиновности вытекает важное положение: всякое сомнение

толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к

случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное

обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных

постановлений.

Иначе обстоит дело при решении вопроса об ответственности коллективных

субъектов и иных субъектов предпринимательства. Они привлекаются в

ответственности независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них не

распространяется. Бремя доказывания действия непреодолимой силы, как

обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит на них. А если

законом установлена ответственность организации за виновные действия, она

обязана доказывать отсутствие вины; здесь действует презумпция виновности в

совершении противоправных действий. В ст. 401 ГК установлено: отсутствие вины

доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это — презумпция виновности в

гражданско-правовых отношениях.

ВОПРОС №53 стадии производства по делам об административных правонарушениях,

их правовая характеристика.

Система стадий и этапов производства по делам об административных нарушениях

Деятельность участников административного процесса развивается во времени как

последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по

реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих

друг друга фаз развития или стадий.

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть

производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные

только ей задачи, документы и другие особенности. Так, стадии отличаются друг

от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются

определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели

производства. Решение задач каждой стадии оформляется специальным

процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После

принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между

собой: последующая, как правило, начинается лишь поле того, как закончена

предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

Производство состоит из четырех частей (стадий):

1) административное расследование;

2) рассмотрение дела;

3) пересмотр постановления;

4) исполнение постановления.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка,

данные о виновном и составляется протокол. На второй — компетентный орган

рассматривает дело и принимает постановление. На третьей— факультативной —

стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту

прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или

оставлении постановления в силе. На четвертой — реализуется принятое

постановление.

В связи с существованием наряду с общим ускоренного (упрощенного)

производства по некоторым категориям дел стадии производства в отдельных

случаях недостаточно четко выражены или даже сливаются. Так, при взыскании

штрафа на месте соединяются расследование, рассмотрение дела и даже

исполнение постановления.

На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвязанных действий.

Схематически система стадий и этапов производства по делам об

административных правонарушениях может быть представлена так:

I. Административное расследование:

А) возбуждение дела; Б) установление фактических обстоятельств; В)

процессуальное оформление результатов расследования; Г) направление

материалов для рассмотрения по подведомственности.

II. Рассмотрение дела:

А) подготовка дела к рассмотрению и слушанию; Б) анализ собранных материалов,

обстоятельств дела; В) принятие постановления; Г) доведение постановления до

сведения.

III. Пересмотр постановления:

А) обжалование, опротестование постановления; Б) проверка законности

постановления; В) вынесение решения; Г) реализация решения.

IV. Исполнение постановления:

А)ьобращение постановления к исполнению; Б) фактическое исполнение; В)

окончание исполнения (дела).

Логика трех первых стадий такова: 1 этап — формальные моменты процедуры

(возбуждение стадии); 2 этап — сбор и анализ информации; 3 этап — проделанная

работа фиксируется в документе (протоколе, постановлении, решении); 4 этап —

материалам дается ход.

На стадии исполнения информация не собирается, а исполняется принятый акт.

ВОПРОС №54 Доказательства в производстве по делам об административных

правонарушениях: понятие, значение, виды и их характеристика, оценка.

Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях.

Доказательства по делу об административном правонарушении – любые фактические

данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве

которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события

административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к

административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие

значение для правильного разрешения дела.

Источники доказательств:

А) протокол об административном правонарушении; Б) иные протоколы,

предусмотренные КоАП РФ; В) объяснение лица, в отношении которого ведется

производство по делу об административном правонарушении; Г) показания

потерпевшего; Д) показания свидетелей; Е) заключения эксперта; Ж) иные

документы; З) показания специальных технических средств;

И) вещественные доказательства.

Протокол об административном правонарушении должен содержать: дату и место

составления; должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;

сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном

правонарушении (ФИО); адрес места жительства, ФИО, адреса места жительства

свидетелей и потерпевших; место, время совершения и события административного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.