бесплатно рефераты
 

Реферат: Понятие и система органов исполнительной власти

Реферат: Понятие и система органов исполнительной власти

контрольнаЯ РАБОТА

по курсу

административное право

на тему

Понятие и система органов

исполнительной власти

Научный руководитель:

доцент Дорохов Н.И.

ПЛАН:

1. Вступление

2. Понятие и классификация органов исполнительной власти.

3. Место и роль Президента РФ в системе органов исполнительной власти.

4. Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти.

5. Место и роль федеральных министерств и иных федеральных органов

исполнительной власти в системе исполнительной власти.

6. Органы исполнительной власти субъектов федерации.

7. Заключение.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов

правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние

государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и

перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Государство - это сложно организованная целостная система, представленная

всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое

воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением

государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических,

политических, социальных, психолого-педагогических,

информационно-кибернетических и иных аспектов.

Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее

воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер

общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных

характеристик государства на определенных этапах его исторического развития.

Исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной

власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в

целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации

государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и

преимущественно административного права.[i]

Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в

законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные

изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции

РФ 1993 года.

Новый Основной закон государства внес существенные изменения в легитимную

основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г.

Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь

государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти,

существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход к

определению полномочий Правительства и предусмотрела порядок формирования

системы федеральных органов исполнительной власти.

Тем не менее новая Конституция оставила и ряд неразрешенных вопросов. Она не

определила роли Правительства как высшего органа в системе исполнительной

власти, существенно изменила положения об ответственности исполнительной власти

перед представительными органами государственной власти, сузила сферу

деятельности исполнительной власти в области государственного управления. Более

того Конституция РФ не применяет термин «государственное управление» ни к

органам исполнительной власти в плане их функциональной роли, ни к предметам

ведения, за исключением управления федеральной собственностью.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что существует большое количество

вопросов, требующих скорейшего разрешения, для обеспечения нормального

функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации.

Данная работа описывает структуру исполнительной власти в Российской

Федерации, дает определения органов исполнительной власти на различных уровнях,

раскрывает их полномочия.

# # #

Орган государства является самостоятельной структурной единицей в системе

государственной власти. Он наделен гоударственно-властными полномочиями,

которые необходимы для реализации функций определенной ветви государственной

власти.

Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная единица в

системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного

управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере

государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает

определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб

деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными

правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен правом выступать

по поручению государства и призван осуществлять в порядки исполнительной и

распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным,

социально-культурным и административно-политическим строительством.

В соответствии с действующим законодательством термины «орган исполнительной

власти» и «орган государственного управления» используются как равнозначные.

Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью и

дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и

определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция

органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и

методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих

законах, положениях и других нормативных актах.

Органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата и

выполняют значительный объем функций государства. Их главное отличие от

законодательных и судебных органов заключается в назначении, содержании

деятельности и методах работы. Органы исполнительной власти призваны

осуществлять подзаконную организационно-управленческую,

исполнительно-распорядительную деятельность. Объектом их управления являются

такие сферы жизни общества как хозяйственная, социально-культурная и

административно-политическая. В процессе выполнение своих задач и осуществления

функций органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего

наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь

требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и вправе

сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для

тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию

требований актов.[ii]

Существует различные основания для классификации органов исполнительной

власти. С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной

власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Этот

признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным

делением Российской Федерации. К федеральным относятся: Правительство РФ,

федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность

в пределах своей территории, т.е. части территории Российской Федерации.

Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может

охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа и

т.п.).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают:

Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная

комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный

надзор России; управление делами Президента.

В списке организационно-правовых форм исполнительной власти субъектов РФ

называют правительства (советы министров); министерства; комитеты;

департаменты; главные управления, управления, отделы, службы и иные органы.

По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются

на: а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной

территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер

деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов Федерации);

б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными

отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное

подразделение администрации); в) органы межотраслевой компетенции, которые

ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение

(государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор).

Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки

органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

Следующим основанием для классификации органов исполнительной власти является

порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку выделяют: а)

коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной

основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство,

государственный комитет, федеральная комиссия); б) единоначальные органы, в

которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство,

администрация субъекта федерации). Коллегиальность позволяет наиболее

квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов.

Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной

ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной

власти.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам:

по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования

(видам бюджета) и др.

Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается

вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения

компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным

устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство,

федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов федерации.

Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов

исполнительной власти как субъектов административных правоотношений.

# # #

Правовое положение Президента Российской Федерации закреплено в ст. 4

Конституции РФ.

Согласно Конституции Президент является главой государства и в этом качестве

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов всех

ветвей государственной власти, принимает меры по охране суверенитета страны, ее

независимости и государственной целостности, выступает гарантом прав и свобод

человека и гражданина.

Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако он

обладает определенной степенью влияния на деятельность

исполнительно-распорядительных органов, выражающееся как в прямой

(непосредственное подчинение некоторых федеральных органов), так и в косвенной

(через Правительство, путем назначения на должности или освобождение от

должностей, через издание нормативных или распорядительных актов) форме.

Основная задача, возложенная Конституцией РФ на Президента заключается в

обеспечении взаимодействия властей. В связи с этим правовое положение

Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего, он является главой

государства, т.е. первым среди государственных должностных лиц, и обладает

рядом особых полномочий: представляет Российскую Федерацию внутри страны и в

международных отношениях, обладает правом обращаться с посланиями к

федеральному законодательному органу, назначает и отзывает дипломатических

представителей РФ в иностранных государствах, обладает правом помилования и

т.д. В качестве Верховного Главнокомандующего обладает правом ввода военного

положения, утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает высшее

командование Вооруженных Сил. Президент обладает также рядом законодательных

полномочий. В частности он обладает правом законодательной инициативы и

отлагательного вето.

В сфере исполнительной власти роль Президента определяется не только его

активным влиянием на деятельность Правительства, поскольку Президенту

принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней

политики государства, но и тем, что он с согласия Государственной Думы

назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего – и

персональный состав Правительства. Кроме того, Президент имеет возможность

ограждать Правительство от необоснованного, по его мнению, вмешательства в

полномочия Правительства законодательной власти. Он имеет право не согласиться

с выражением Государственной Думой недоверия Правительству, а если Дума в

течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент

объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Президент устанавливает систему федеральных органов исполнительной власти

Российской Федерации, в которую входят министерства Российской Федерации

(федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти:

государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы России,

российские агентства, федеральные надзоры России.

Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе

Правительства. Законопроекты, вносимые Президентом в Государственную Думу и

затрагивающие вопросы, отнесенные к компетенции Правительства, а также

требующие в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ заключения

Правительства, направляются на согласование (на заключение) Правительства не

позднее чем за две недели до внесения их в Государственную Думу. Законопроекты,

вносимые в Государственную Думу Правительством и затрагивающие вопросы,

отнесенные к полномочиям Президента, направляются в Администрацию Президента на

согласование также не позднее чем за две недели до внесения их в

Государственную Думу. Соответствующее согласование и подготовка заключений

производится в двухнедельный срок.

Проекты решений Правительства по кадровым вопросам федеральных органов

исполнительной власти, подведомственных Президенту, подлежат согласованию с

Советом по кадровой политике при Президенте.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных

Президенту, утверждаются Президентом. Вопросы штатной численности этих органов

согласовываются с Правительством.

В экстренных случаях Президент вправе создавать дополнительные структуры

исполнительной власти. В качестве примера такого органа можно назвать Временную

чрезвычайную комиссию при Президенте по укреплению налоговой и бюджетной

дисциплины.

Для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и

ее субъектов, а также между субъектами Федерации Президент РФ может

использовать согласительные процедуры. В случае недостижения согласованного

решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего

суда.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной

власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов

Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения

прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим

судом.

Президент становится субъектом административного права на четыре года в

результате всенародных выборов. Он приступает к исполнению полномочий с момента

принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его

пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным

Президентом. Конституция РФ предусматривает также основания и порядок

досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.

Для обеспечения своей деятельности Президент РФ формирует Администрацию

Президента, формирует и возглавляет Совет Безопасности.

# # #

Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации

наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации.

Согласно ст. 11 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть

Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституция РФ не употребляет по

отношению к Правительству термина «высший», оно тем не менее является высшим

исполнительным органом государственной власти в масштабе всей страны. Правовое

положение Правительства определяется гл. 6 Конституции РФ и Федеральным

конституционным законом 1997г. «О Правительстве Российской Федерации»

Правительство – это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему

исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят Председатель,

заместители Председателя Правительства и федеральные министры. В период с

января 1994г. по 1997г. была проведена реорганизация федеральных органов

исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств и ведомств

с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление

сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также

проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на

сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной

направленности работы аппарата.

В результате преобразований федеральная исполнительная власть была разделена

на две ступени: Правительство России и федеральные органы – министерства и иные

органы.

Конституция РФ закрепляет определенный порядок формирования Правительства.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом

Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

[iii] Включение в Конституцию специальной статьи о порядке назначения и

согласования с Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства

связано с более сложной процедурой решения этих вопросов, а также с весьма

серьезными последствиями для Государственной Думы неоднократного отклонения

кандидатур на этот пост. Дело в том, что из содержания этой статьи не следует,

что Президент в обязательном порядке представляет вновь избранной

Государственной Думе кандидатуру главы Правительства, и полномочия

Правительства автоматически прекращаются в связи с избранием нового состава

парламента. В то же время обязательность досрочного роспуска Государственной

Думы в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства

ставит депутатский корпус перед весьма ответственным выбором.

[iv]

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в

случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий

или по заявлению Председателя Правительства об отставке. Освобождение

Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку

Правительства.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются ни

должности и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя

Правительства.

Члены Правительства обязаны предоставлять в налоговые органы сведения о

полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а

также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на

праве собственности. На членов Правительства распространяются ограничения,

связанные с пребыванием в составе Правительства, предусмотренные Федеральным

законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской

Федерации» и Федеральным Конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.