бесплатно рефераты
 

Производство по делам об административных правонарушениях

1398; Федерального закона от 30.07.96 N 103-ФЗ)

Изъятие имущества и документов (ст.244 КоАП), являющихся орудием или

непосредственным объектом правонарушения, обнаруженных при задержании или

досмотре, осуществляется теми же должностными лицами, производившими

задержание или досмотр. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до

рассмотрения дела об административном задержании. После рассмотрения дела

они либо конфискуются, либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются; при

возмездном изъятии они реализуются.

Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на

состояние опьянения, задержание транспортного средства (ст.245 КоАП) –

процессуальные меры, применяемые в случаях, когда есть достаточные

основания полагать, что управляющие транспортными средствами лица находятся

в состоянии опьянения либо они не имеют права управлять этими средствами.

Задержание транспортных средств производится должностными лицами ОВД и

оформляются отдельным протоколом или же в протоколе делается

соответствующая запись.

Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие

вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в

вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору (ст.246 КоАП).

III. Рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение

постановления по делу.

После окончания разбирательства по делу и составлении протокола об

административном правонарушении все материалы направляются органу или

должностному лицу, обладающим правом рассматривать и принимать

постановления о наложении административного взыскания.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

выясняются следующие обстоятельства:

1) относится ли оно к компетенции соответствующего органа или должностного

лица;

2) правильно ли составлен протокол и другие процессуальные документы;

3) извещены ли лица, участвующие в деле, о времени и месте его

рассмотрения;

4) истребованы ли необходимые дополнительные материалы;

5) подлежат ли удовлетворению или отклонению ходатайства нарушителя,

потерпевшего или их законных представителей.

Поверка указанных обстоятельств должна осуществляться заблаговременно до

заседания органа, на котором будет рассматриваться дело, с тем чтобы

своевременно принять необходимые меры по подготовке к заседанию.

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об

административных правонарушениях перечисляются в разделе III КоАП. В их

числе:

1) Административные комиссии (ст.199 КоАП);

2) Администрации районов, городов, сел (ст.200 КоАП);

3) Комиссии по делам несовершеннолетних (ст.201 КоАП);

4) Главы районной, городской, областной, краевой администрации (ст.201.3

КоАП);

5) Районные (городские) народные суды (ст.202 КоАП);

6) Судьи общих и военных судов (ст.202.1 КоАП);

7) Органы внутренних дел (ст.203 КоАП);

8) Органы (должностные лица) осуществляющие административно-надзорные

функции: государственного пожарного надзора, госгортехнадзора,

госатомнадзора, госкомсанэпиднадзора, ветеринарного надзора,

антимонопольного комитета и т.д. (ст.204 – 224 КоАП);

Следующая сторона, характеризующая стадию рассмотрения дела об

административном правонарушении, связана с лицами, участвующими в

производстве. К ним относятся:

1. Лицо, совершившее правонарушение;

2. Потерпевший;

3. Законные представители;

4. Адвокат;

5. Свидетели;

6. Эксперты;

7. Переводчики;

8. Орган (должностное лицо), уполномоченный рассмотрение и разрешение дела;

9. Должностное лицо, возбудившее данное дело.

КоАП РФ определяет процессуальный статус каждой из сторон, акцентируя при

этом внимание на правах и обязанностях лица, привлекаемого к

ответственности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться

с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства,

заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической

помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами

переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;

обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении

рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной

ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в

случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и

времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об

отложении рассмотрения дела (ст.247 КоАП).

Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением

причинен моральный, физический или имущественный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять

ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об административном

правонарушении.

Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля в соответствии со

ст.251 КоАП (ст.248 КоАП).

Законные представители вправе представлять в процессе рассмотрения дела

интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и

потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, неспособными в

силу своих физических или психических недостатков самостоятельно

осуществлять свои права. Это – родители, усыновители, опекуны и попечители

(ст.249 КоАП).

Адвокат (ст.250 КоАП). Для оказания юридической помощи лицу,

привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об

административном правонарушении может участвовать адвокат. Адвокат,

участвующий в рассмотрении дела об административном правонарушении, вправе

знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению

лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по

делу. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической

консультацией.

Свидетель (ст.251 КоАП). В качестве свидетеля по делу об административном

правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны

какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. По

вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело,

свидетель обязан явиться в указанное время, дать правдивые показания:

сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.

Эксперт (ст.252 КоАП).Эксперт назначается органом (должностным лицом), в

производстве которого находится дело об административном правонарушении, в

случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Эксперт

обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным

перед ним вопросам.

Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов,

необходимых для дачи заключения;

3) с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого

находится дело об административном правонарушении, задавать лицу,

привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы,

относящиеся к предмету экспертизы;

4) присутствовать при рассмотрении дела.

Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве

которого находится дело об административном правонарушении. Переводчик

обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и

точно порученный ему перевод (ст.253 КоАП).

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по

месту его совершения или по месту жительства нарушителя, а также по месту

учета транспортных средств (ст.256 КоАП).

Установлены определенные сроки рассмотрения таких дел (ст.257 КоАП). Как

правило, они рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения

органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об

административном правонарушении и других материалов дела. Некоторые дела

рассматриваются в течение суток (например, о незаконном приобретении или

хранении наркотических средств в небольших размерах либо их потреблении без

назначения врача), трех суток (например, о торговле с рук в не

установленных местах), в семидневный срок (например, о нарушениях,

связанных с использованием газа), в пятнадцатидневный срок (например, о

мелком хищении государственного или общественного имущества).

При рассмотрении коллегиальным органом дела об административном

правонарушении ведется протокол, в котором фиксируются все процессуальные

данные (ст.260 КоАП), а именно:

1) наименование и состав органа, рассматривающего данное дело;

2) дата и место его заседания;

3) содержание, рассматриваемого дела;

4) сведения о явке вызванных лиц, их объяснения, ходатайства и результаты

их рассмотрения;

5) документы и доказательства, исследуемые при рассмотрении дела;

6) выясняются обстоятельства, от которых зависит решение, т.е. было ли

совершено правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении;

подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли

обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причинен ли

правонарушением имущественный ущерб и т.д.;

7) сведения об объявлении принятого постановления, разъяснении порядка и

сроков его обжалования.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное

лицо) выносит постановление по делу. Оно должно содержать следующие данные:

наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату

рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается

дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное

административное правонарушение; принятое по делу решение (ст.261 КоАП).

Предусмотрено, что постановление по делу может быть двух видов:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении дела производством.

Второй вид имеет место в следующих случаях: при объявлении устного

замечания, передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда,

общественной организации или трудового коллектива либо прокурору, органам

следствия или дознания, а также тогда, когда устанавливаются

обстоятельства, исключающие производство по делу.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в

отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия

вручается под расписку. В случае, если копия высылается, об этом делается

соответствующая запись в деле.

Постановление в необходимых случаях, предусмотренных ст.264 КоАП,

доводится до сведения администрации или общественной организации по месту

работы, учебы или жительства нарушителя.

IV. Обжалование, опротестование и исполнение постановлений о наложении

административных взысканий.

Следующей стадией производства по делам об административных

правонарушениях является обжалование и опротестование постановлений по

делу.

Обжалование постановления о наложении административного взыскания по

делу может быть осуществлено лицом, в отношении которого оно вынесено, а

также потерпевшим, а от имени привлеченного к административной

ответственности – адвокатом.

Установлен следующий порядок обжалования (ст.267 КоАП):

1) постановление административной комиссии, комиссии по делам

несовершеннолетних – в соответствующую администрацию (района, города) или

в районный (городской) суд;

2) решение администрации – в вышестоящую администрацию или в районный

(городской) суд;

3) постановление иного органа (должностного лица) о наложении

административного взыскания в виде штрафа – в вышестоящий орган

(вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд,

решение которого является окончательным; о наложении иного

административного взыскания – в вышестоящий орган (вышестоящему

должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный

(городской) народный суд, решение которого является окончательным;

4) постановление органа внутренних дел (должностного лица) о наложении

административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на

месте совершения правонарушения без составления протокола – в вышестоящий

орган (вышестоящему должностному лицу);

Таким образом, установленный порядок обжалования различен: либо

предоставляется возможность выбора инстанции для подачи жалобы, либо

таковая инстанция определяется однозначно, либо допускается двухступенчатый

порядок обжалования. В случаях когда жалоба подается в судебные органы,

решение суда является окончательным и обжалованию на подлежит, кроме

случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может

быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В случае

пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению

лица может быть восстановлен органом (должностным лицом) правомочным

рассматривать жалобу (ст.268 КоАП).

Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение

постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения

жалобы, за исключением постановлений о применении мер взыскания,

предусмотренных ст.26 КоАП (предупреждение) и ст.32 КоАП (административный

арест), а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения

административного правонарушения (ст.270 КоАП).

Жалоба рассматривается правомочным на то органом (должностным лицом) в

десятидневный срок со дня ее поступления (ст.271 КоАП).

При рассмотрении жалобы проверяется законность и обоснованность

вынесенного постановления (ст.272 КоАП).

Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы принимают одно из

следующих решений (ст.273 КоАП):

1) оставляют постановление без изменений, а жалобу или протест без

удовлетворения;

2) отменяют постановление и направляют дело на новое рассмотрение;

3) отменяют постановление и прекращают дело;

4) изменяют меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об

ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы

взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным

лицом), неправомочным решать данное дело, то такое постановление отменяется

и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного

лица). Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об

административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в

отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О

результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Отмена постановления с прекращением дела об административном

правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно

изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений,

связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата

предмета возмещается его стоимость. Возмещение ущерба, причиненного

гражданину незаконным наложением административного взыскания в виде ареста

или исправительных работ, производится в порядке, установленном

законодательством (ст.276 КоАП).

Опротестование постановления о наложении административного взыскания

осуществляется прокурором. Сроки рассмотрения протестов и последствия их

принесения такие же, как и при обжаловании. Прокурор вправе опротестовать и

решение, принятое по жалобе; протест в таких случаях вносится в

вышестоящий, по отношению к принявшему постановление, орган (ст.275 КоАП).

Кроме того, прокурор вправе возбуждать производство по делам об

административных правонарушениях, участвовать в рассмотрении дела, давать

заключения по вопросам, возникающим в ходе его рассмотрения.

Постановление народного судьи по делу об административном правонарушении

может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а

также независимо от наличия протеста председателем вышестоящего суда.

Аналогичен порядок отмены постановлений начальников ОВД (имеются в виду

вышестоящие начальники).

При рассмотрении стадии обжалования административных взысканий необходимо

иметь в виду положения Федерального закона ''Об обжаловании в суд действий

и решений, нарушающих права и свободы граждан'' от 27 апреля 1993 г., в его

последующих редакциях.

В соответствии со ст.1, упомянутого закона, каждый гражданин вправе

обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными

действиями (решениями) государственных органов, органов местного

самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных

объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его

права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного

самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,

общественных объединений и должностных лиц, государственных

служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся

коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе

представление официальной информации, ставшей основанием для

совершения действий (принятия решений), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно

привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с данным законом суды рассматривают жалобы на любые

действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

действий (решений), проверка которых отнесена к исключительной

компетенции Конституционного Суда РФ;

действий (решений), в отношении которых законодательством установлен иной

порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения),нарушающие

его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему

государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению,

предприятию или объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо

обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в

удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со

дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей

инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского

судопроизводства.

На государственные органы, органы местного самоуправления,

учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на

должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых

обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность

документально доказать законность обжалуемых действий (решений);

гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность

обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих

прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое

действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование

гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным

путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно

приводит к указанным в ст.2 Федерального закона ''Об обжаловании в суд

действий и решений, нарушающих права и свободы граждан'' последствиям.

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность

государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения,

предприятия или объединения, общественного объединения или

должностного лица, государственного служащего за действия (решения),

приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

В отношении государственных служащих, совершивших действия

(принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру

предусмотренной Федеральным законом ''Об основах государственной службы'',

другими федеральными законами ответственности государственного

служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может

быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны

незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая

основанием для незаконных действий (решений), указанных в ст.2 Федерального

закона ''Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и

свободы граждан''.

Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными

незаконными действиями (решениями), а также представлением

искаженной информации, возмещаются в установленном ГК РФ порядке.

(части 3 - 6 введены Федеральным законом от 14.12.95 N 197-ФЗ)

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не

нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении

жалобы.

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий –

заключительная стадия производства.

Постановление о наложении административного взыскания обязательно для

исполнения государственными и общественными органами, предприятиями,

учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ст.277

КоАП). Как правило постановление подлежит исполнению с момента его

вынесения, если иное не предусмотрено законодательством (ст.278 КоАП). Это

правило распространяется на те постановления, которые не обжаловались или

не опротестовывались, а также на постановления таких мер взыскания, как

предупреждение и штраф, взимаемый на месте.

При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение

постановления о наложении административного взыскания в виде

административного ареста, исправительных работ или штрафа (за исключением

взысканного на месте совершения правонарушения) невозможно, орган

(должностное лицо), вынесший постановление, может отсрочить его исполнение

на срок до одного месяца (ст.280 КоАП).

Орган (должностное лицо), вынесший постановление, прекращает исполнение

постановления в случаях:

издания акта амнистии, если оно устраняет применение административного

взыскания;

отмены, акта устанавливающего административную ответственность;

смерти лица, в отношении которого вынесено постановление (ст.281 КоАП).

КоАП предусматривает давность исполнения постановления. Так, не подлежит

исполнению постановление, если оно не было обращено к исполнению в течение

трех месяцев со дня вынесения данного постановления о наложении

административного взыскания. Конфискация предметов контрабанды производится

независимо от времени обнаружения (ст.282 КоАП).

Исполнение постановлений о наложении штрафа. Штраф должен быть уплачен

нарушителем в течение пятнадцати дней со дня вручения ему постановления.

При отсутствии заработка у лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати

лет, совершивших мелкое хулиганство или нарушение ПДД, штраф уплачивают

родители или лица, их заменяющие (ст.285 КоАП).

Возможно принудительное исполнение постановления о наложении штрафа в

случае его неуплаты в установленный срок. Постановление о наложении штрафа

направляется для удержания суммы штрафа из заработанной платы или иного

заработка, пенсии или стипендии нарушителя. Если нарушитель не работает или

взыскивание суммы невозможно, взыскание производится судебным исполнителем

путем обращения взыскания на личное имущество нарушителя (ст.286 КоАП). При

взимании штрафа на месте правонарушения нарушителю выдается квитанция,

являющаяся документом строгой финансовой отчетности (ст.287 КоАП).

Исполнение постановлений о возмездном изъятии предметов.

Изъятые на основании постановления предметы сдаются органами (должностными

лицами), вынесшими постановление, для реализации в комиссионный магазин

государственной или кооперативной торговли по месту нахождения имущества,

подлежащего изъятию. Суммы, вырученные от реализации возмездно изъятого

предмета, передаются бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации

предмета (ст.289 КоАП).

Исполнение постановления о конфискации имущества осуществляется путем

принудительного безвозмездного обращения предмета, явившегося орудием

совершения правонарушения или его непосредственным объектом (например,

предмет контрабанды), в собственность государства (ст.291 КоАП).

Осуществляется постановление об этом судебными исполнителями, органами

внутренних дел, надзорными, таможенными и другими органами, перечисленными

в ст.290 КоАП.

Исполнение постановлений о лишении специальных прав производится путем

изъятия водительского удостоверения (удостоверения на право управления

судном), уполномоченными на то органами (должностными лицами), а также

путем изъятия в том порядке охотничьих билетов.

Органы, исполняющие постановление о специального права, а также порядка

исполнения постановления о лишении права управления транспортными

средствами и порядок исполнения постановления о лишении права охоты

предусмотрены гл.28 КоАП.

Исполнение постановлений об исправительных работах. Постановление

направляется на исполнение не позднее, чем на следующий день после его

вынесения. Исправительные работы отбываются по месту постоянной работы

нарушителя. Удержание в доход государства в размерах определяемых

постановлением, производится за весь период отбывания наказания (ст.299

КоАП). Отбывание наказания исчисляется сроком, во время которого нарушитель

работал и из его заработка производилось удержание (ст.300 КоАП). В случае

уклонения от отбывания наказания, примененного за мелкое хулиганство,

постановлением народного судьи (суда) неотбытый срок исправительных работ

может быть заменен штрафом или административным арестом (до пятнадцати

суток) в соответствии со ст.302 КоАП.

Исполнение постановлений об административном аресте осуществляется

немедленно после его вынесения (ст.303 КоАП). Лица, подвергнутые

административному аресту, содержатся под стражей в местах, определяемых

органами внутренних дел. Срок административного задержания засчитывается в

срок административного ареста (ст.304 КоАП). Наказанные используются на

физических работах. За время нахождения под арестом заработная плата по

месту постоянной работы им не выплачивается.

Исполнение постановлений в части возмещения имущественного вреда.

Имущественный ущерб должен быть возмёщен не позднее пятнадцати дней со дня

вручения нарушителю постановления (ст.306 КоАП).в случае его неисполнения

постановление направляется для взыскания в порядке исполнительного

производства, предусмотренного гражданским судопроизводством (ст.307 КоАП).

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.