бесплатно рефераты
 

Право гражданина на защиту от неправильных действий (решений) и бездействия государственной и муниципальной администрации

Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия.

Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть

любые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий,

учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы –

не только не законные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. В

письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании «свободы

усмотрения», несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости,

бестактности, невнимании к критическим замечаниям, использовании

устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового

строительства

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные

интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина

может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных

интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные

административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных

актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный

орган вполне правомерны.

В Указе говорится об обжаловании действий должностных лиц,

государственных и общественных органов. На практике данное положение

толкуется значительно шире. Нередко граждане пишут о бездействии служащих,

о непринятии надлежащих мер к нарушителям общественного порядка, обжалуют

действия работников, не являющихся должностными лицами. Можно найти немало

писем, содержащих претензии граждан к работе аптек, больниц, школ и других

социально- культурных учреждений.

К кому можно обратиться с жалобой? Ст. 4 закона « Об обжаловании в суд

действий и решений, нарушающих права граждан» называет адресатов жалоб. В

ней сказано: «Гражданин вправе обратиться с жалобой …либо к вышестоящему в

порядке подчиненности государственному органу, органу местного

самоуправления, учреждению, предприятию, должностному лицу,

государственному служащему, общественному объединению». Федеральными

законами предусмотрено также, что органы прокуратуры, депутаты

представительных органов рассматривают и проверяют жалобы граждан, а

значит, общие административные жалобы могут быть направлены и этим

адресатам.

В принятых за последние годы актах субъектов Федерации дается широкий

перечень адресатов жалоб граждан. Так, в Свердловском областном законе от 9

января 1998 года сказано: гражданин вправе обращаться:

в палаты Законодательного Собрания Свердловской области и к их должностным

лицам;

к Губернатору Свердловской области, в Правительство Свердловской области,

иные органы исполнительной власти Свердловской области и к их должностным

лицам;

в органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской

области и к их должностным лицам местного самоуправления;

в органы территориального общественного самоуправления и к их

руководителям;

в органы управления организаций и к их руководителям;

в иные органы и к их должностным лицам, в компетенцию которых входит

разрешение поставленных в обращениях вопросов.

Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика

почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию.

Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния,

индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействия в сфере

управления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний - не

только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только

должностные лица, но и рядовые служащие. Обращение может быть подано с

целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц,

публичных прав и интересов.

Очень широки возможности для обжалования и с точки зрения формы их

реализации. Общие административные жалобы граждане могут подавать лично,

через своих представителей, используя средства связи. Такие обращения

могут быть письменными и устными, индивидуальными и коллективными. Подача

общей жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законе отсутствуют и

количественные ограничения прав на жалобу. По одному и тому же факту

гражданин может обращаться много раз в один и тот же, либо в разные органы,

одновременно или в разное время. Представляется, что если в компетентную

организацию непосредственно или из другой организации поступает повторное

письмо, содержание которого аналогично первому, то очередную проверку можно

и не проводить.

Но в настоящее время существует ряд вполне оправданных ограничений для

лиц, использующих право на общую административную жалобу. Она должна быть

изложена на государственном, то есть русском языке. Из этого общего правила

возможны исключения. Например, если в субъекте Федерации установлен еще и

свой государственный язык, если лицо, воспринимающее жалобу, способно

понять смысл изложенного на ином языке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года было

установлено «Письменное обращение гражданина - должно быть им подписано с

указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа

предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства,

работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается

анонимным и рассмотрению не подлежит».

По поводу содержания и применения этой нормы следует высказать ряд

соображений. Во-первых , на практике не считают анонимными жалобы, если в

них указаны фамилия, имя, отчество и адрес заявителя, либо место его

работы, учебы и отсутствует подпись. Признается, что фамилия и имя должны

указываться обязательно, адрес и место работы / учебы/ - альтернативно, то

есть либо то, либо другое, а наличие подписи не обязательно. Во-вторых,

рассматриваемая норма является общей, а поэтому она не изменила

специальной. Например, в ст. 110 УПК РСФСР, сказано: « Письменное

заявление должно быть подписано лицом, от которого исходит» и не содержится

требование указывать имя, отчество, адрес, место работы или учебы. В-

третьих, поступившая жалоба должна быть зарегистрирована. Не технический

работник, а руководитель вправе признать ее анонимной и не подлежащей

рассмотрению. Он же вправе, если автор письма известен, порекомендовать ему

внести в обращение необходимые сведения. В-четвертых, если в ходе проверки

установлено, что автор указал ложную фамилию, адрес и т.д., то производство

по ней должно быть прекращено. В-пятых, организация, должностное лицо,

гражданин, привлекаемые к рассмотрению жалобы, после того, как будет

установлено, что она анонимна, вправе потребовать прекращения производства

по ней. Отказ дать пояснение совершать какие-либо действия в этом

производстве правомерен, а действия служащих, требующих объяснений,

предоставления документов и т. д., не обоснованы. Полезно было бы закрепить

правило, что служащие обязаны сохранять в тайне имя и другие данные о

заявителе, если он просит об этом.

Анализ соотношения специальной и общей жалоб позволяет более четко

уяснить смысл ряда положений специальных норм об обжаловании. Так, в ст.

266 КоАП РСФСР говорится: « Постановление районного, городского народного

суда / народного судьи/ о наложении административного взыскания является

окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об

административных правонарушениях не подлежит». Иными словами, установленный

КоАП порядок обжалования постановлений по делам об административных

правонарушениях не распространяется на постановление судей. Значит,

специальная жалоба на постановление судьи не допускается, но общая

возможна. Сопоставление общей административной жалобы и специальной,

предусмотренной КоАП РСФСР позволяет выявить их отличия. Во-первых, такая

специальная жалоба может быть подана только лицом, привлеченным к

ответственности, потерпевшим или от их имени адвокатам (ст. 250, 266 КоАП

РСФСР), а общая жалоба - каждым гражданином. Во- вторых, специальная

жалоба данного вида должна быть письменной ( ч. 2 ст. 267 КоАП РСФСР ), а

для общей жалобы форма не установлена. В- третьих, адресатами специальной

административной жалобы выступают вышестоящий орган ,круг же адресатов

общих жалоб значительно шире. В- четвертых, специальная жалоба должна быть

направлена адресату в определенный срок ( десять дней ) со дня вынесения

постановления, а для общей сроки не определены. В- пятых, подача в

установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение

постановления о наложении административного взыскания ( ст. 270 КоАП РСФСР

), обращение же с общей жалобой таких последствий не влечет.

Еще одним примером специальной жалобы может служить жалоба, которая

подается в соответствии со ст. 139, 141 Налогового кодекса РФ. На действие,

бездействие налогового органа жалоба подается в вышестоящий налоговый орган

или вышестоящему должностному лицу этого органа в письменной форме в

течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо

узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Лицо, подавшее

жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменного

заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на выдачу повторной

жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же

должностному лицу.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или

действия. Но если налоговый орган / должностное лицо /, рассматривающий

жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемый акт или

действие не соответствует законодательству РФ, он вправе полностью или

частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Такое

решение принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт,

либо вышестоящим налоговым органом.

Из приведенных примеров, очевидно, что право на специальную

административную жалобу намного уже права на общую. Установление

специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые

сроки рассматривать дела, усилить защиту прав граждан. В самом деле, такие

обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по

существу. Закрепление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан

действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более

короткие сроки рассмотрения специальных жалоб, и действие обжалуемого акта

может быть приостановлено. А в целом право на общую административную жалобу

и дополняющее его право на специальное обжалование – важнейшее средство

защиты прав граждан.

Праву граждан на жалобы корреспондирует обязанность государственных и

муниципальных органов, организаций, должностных лиц и иных субъектов власти

создавать условия для его реализации. Они должны:

а) разъяснять гражданам такое право;

б) принимать и устные и письменные жалобы;

в) работать с ними;

г) информировать о работе с обращениями их авторов;

д) систематически обобщать обращения с целью изучения общественного

мнения, совершенствования своей работы, своевременного выявления и

устранения причин нарушения прав и законных интересов граждан.

За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан

руководитель организации несет личную ответственность.

Производство по административным жалобам граждан

Робота с жалобами граждан – особый вид административной деятельности,

в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий,

выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и

права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих

процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно

развитое, полное и четкое производство по жалобам. На федеральном уровне

оно урегулировано пока еще действующим Указом Президиума Верховного Совета

СССР от 12 апреля 1968 года (в редакции Указа от 4 марта 1980 года). Этот

источник административно- процессуальных норм так и называется : « О

порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». В какой-то

мере его нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административных

жалоб, дополняются нормами законов субъектов Федерации. Что же касается

особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они

устанавливаются только федеральными законами.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре

стадии.

Первая из них – стадия первичной обработки.

Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и

регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить

первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с

жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Жалобу, которая

направляется в другие организации, субъект власти может взять « на

контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину,

либо вернуть дело после разрешения жалобы. Если жалоба является повторной,

то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия – проверка жалобы (анализ ситуации).

Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация,

необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки

образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты,

активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут

быть получены сведения, нужные для дела. Например, в п. 3 ст. 15

Свердловского областного закона сказано: «Обращения, свидетельствующие о

многочисленных грубых нарушениях законодательства, систематическом

ущемлении прав граждан и не получившие соответствующей оценки со стороны

органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных

лиц, подлежат проверке органами государственной власти Свердловской

области, как правило, с выездом на места». Проверяющие могут использовать

разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с

людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др.

Помимо сбора фактических сведений, работа с жалобами предполагает

тщательное изучение правовых норм, имеющих отношение к делу. Иногда по

результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие

выводы и предложения.

Третья стадия – принятие решения по жалобе.

Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта

(решения, закона, приговора) является центральным моментом

функционирования. А стадия принятия решения - главная в любом

административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже

проделанной работы, установлены сроки его принятия, а значит, сроки

рассмотрения обращения /дела/. Общий срок рассмотрения жалоб граждан – один

месяц. Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы -–со

дня ее поступления в государственную или общественную организацию,

обязанную решить вопрос по существу. Срок оканчивается в день принятия

(подписания) решения, а если не принимается, концом срока следует считать

дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом если окончание срока

рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока

следует считать первый, следующий за ним рабочий день. В результате

рассмотрения жалобы может быть принято решение:

О полном удовлетворении;

О частичном удовлетворении;

Об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с

истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.)

О разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом

регулировании и т. д.).

Четвертая стадия производства по жалобам – исполнение принятого

решения.

Прежде всего, необходимо выслать ответ на письменную жалобу, а на

устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной,

если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но

фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять

необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести

ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо

проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

Право граждан на судебное обжалование незаконных решений /действий/ органов

исполнительной власти и их должностных лиц.

Право гражданина на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями

исполнительной власти и ее должностных лиц.

Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом охраны

граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются

неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела

рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями,

судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства

дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления

истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина,

заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать

свои интересы, в судебном споре он - сторона равноправная с другой стороной

дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются. Судебный

надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид

государственного контроля. Его специфика состоит в том, что проверяется

только законность властных актов, действий и бездействия субъектов власти.

Проверку проводит орган правосудия при рассмотрении конкретных дел по

жалобам и искам граждан.

Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53

Конституцией РФ право граждан на возмещение ущерба, причиненного

незаконными действиями государственных организаций. С 1 марта 1996 года

возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, в ст. 1069 сказано: «

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных

действий (бездействия) государственных органов, органов местного

самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате

издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта

государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит

возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской

Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального

образования». Особенность ответственности по ст. 1069 ГК в том, что она

наступает за противоправные, властные, служебные деяния.

О РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анализ поступившей в 1998 году корреспонденции свидетельствует о том,

что изменение состава Совета Федерации после прошедших выборов

руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов

способствовало росту авторитета верхней палаты парламента. Граждане

возлагают надежду на новое Правительство Российской Федерации и Совет

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.