бесплатно рефераты
 

Понятие цели и задачи прокурорского надзора

прокуроров.

Общеправовые принципы.

1. Законность – этот принцип выражается в требовании точного и

единообразного исполнения законов в организации прокуратуры и при

осуществлении прокурорского надзора. Обращено оно прежде всего к самой

прокуратуре, деятельность которой имеет строго подзаконный характер. Это

означает соответствие закону поводов и оснований прокурорского надзора, его

форм и методов, принимаемых прокурором актов. Лишь с позиции законности

производится прокуратурой оценка деятельности поднадзорных ей органов и

должностных лиц. Особое значение принцип законности имеет в

судопроизводстве, в процессе которого прокурор обязан принимать меры,

подчас властные, направленные на пресечение и устранение выявленных

нарушений законности. Нарушение или неправильное применение законов самим

прокурором, результатом чего явилось неправильное разрешение дела,

ограничение прав и законных интересов участников процесса должно

расцениваться как невыполнение прокурором служебного долга и влечь

установленную законом ответственность.

Принцип законности является наиболее общим, так как именно он лежит в

основе всех иных принципов организации и деятельности органов прокуратуры.

2. Демократизм – как общеправовой принцип Российского государства

провозглашен ст. 1 Конституции РФ. “Россия, – сказано в ней, – есть

демократическое... правовое государство...”. Естественно, что прокуратура,

одним из направлений деятельности которой является “надзор за соблюдением

прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,

ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными

органами субъектов Российской Федерации, органами самоуправления, органами

военного управления, органами контроля, а также органами управления и

руководителями коммерческих и некоммерческих организаций”, способствует

реальному претворению народовластия в жизнь российского общества.

Демократизм прокурорского надзора означает прежде всего его

осуществление в интересах народа и от его имени. Проявляется это, в

частности, в установлении связей населения с прокурорскими органами, причем

связь эта носит двусторонний характер. Закон “О прокуратуре РФ” (ст. 10)

возлагает на прокуроров обязанность в установленные сроки рассматривать

предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных

организаций, проводить личный прием граждан. Из принципа демократизма

вытекает открытость прокурорской системы, гласность ее деятельности,

обязанность прокуроров информировать не только государственные органы, но и

“население о состоянии законности” (ст. 4 Закона). Строгое соблюдение

названного принципа служит гарантией укрепления законности, предотвращает

превращение прокуратуры в замкнутую бюрократическую систему.

Развитие демократизма в деятельности прокуратуры связано также с

расширением и совершенствованием коллегиальных начал в организации надзора.

Закон “О прокуратуре РФ” закрепил положение, согласно которому коллегии

образуются как в Генеральной прокуратуре, так и в прокуратурах субъектов

Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных

прокуратурах (ст. 15, 20 Закона “О прокуратуре РФ”).

3. Публичность. Согласно указанному принципу прокуратура в целях

охраны личности, государства и общества обязана по долгу службы независимо

от усмотрения отдельных лиц и организаций принимать меры к выявлению и

своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения

не исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к

установленной законом ответственности (ст. 22 Закона “О прокуратуре РФ”).

Права и обязанности прокуроров по предупреждению, выявлению правонарушений,

принятию мер к их устранению, привлечению виновных к ответственности

используются ими исключительно в интересах закона и “независимо от

федеральных органов государственной власти, органов государственной власти

субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,

общественных объединений...” (ст. 4 Закона “О прокуратуре РФ”). В силу

универсальности принципа публичности прокурор обязан реагировать на

нарушения законности и в тех случаях, когда тот или иной государственный

орган ему неподнадзорен. Так, в случае несоответствия постановлений

Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и

законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации

информирует об этом Президента Российской Федерации (ст. 24 Закона “О

прокуратуре РФ”).

Аналогичным образом Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в

Конституционный Суд Российской Федерации “по вопросу нарушения

конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим

применению в конкретном деле (ст. 35 “О прокуратуре РФ”).

Специальные принципы прокурорского надзора.

1. Единство и централизация прокурорского надзора. Органы прокуратуры

составляют единую федеральную централизованную систему и действуют на

основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному

прокурору Российской Федерации (ст. 4 Закона “О прокуратуре РФ”).

Единство и централизация прокурорского надзора означают, что вся

система прокуратуры сверху донизу организуется на основе единых принципов,

руководствуется единым законодательством, преследует единые цели, разрешает

единые задачи. Прокуроры, за редкими исключениями, наделяются одинаковыми

правами и несут одинаковые обязанности по надзору за законностью5. Во всех

отраслях надзорной деятельности полномочия всех прокуроров по отношению к

организациям и гражданам однотипны. При осуществлении надзора за

исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятельность, дознание и предварительное следствие, участии при

рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел все прокуроры обладают

сходными полномочиями, закрепленными в процессуальном законодательстве и

Законе “О прокуратуре РФ”. Не случайно по этому в процессуальных кодексах

(ст. 34 УПК; ст. 41 ГПК), Законе “О прокуратуре РФ” (ст. 27, 28, 54) любое

лицо прокурорского надзора именуется “прокурором” в обобщающем смысле этого

слова независимо от должности и звания того или иного работника. С учетом

всего этого действия конкретного прокурора всегда рассматриваются как

деятельность прокуратуры в целом. Это дает возможность в любой момент

заменить одного прокурора другим, а вышестоящему прокурору принять на себя

функции нижестоящего.

Комплектование кадров прокуратуры осуществляется исключительно в

порядке назначения (ст. 13 Закона “О прокуратуре РФ”). Отсюда вытекает

подчиненность и подотчетность нижестоящих прокуроров вышестоящим и в

конечном счете Генеральному прокурору РФ.

Принципу единства и централизации не противоречит процессуальная

самостоятельность, которой обладает прокурор как участник судебного

рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел. В этом своем качестве

прокурор действует в рамках соответствующего процессуального

законодательства и полностью независим при отстаивании той правовой

позиции, которая сложилась в его сознании в результате личного участия в

деле, непосредственной оценки доказательств по своему внутреннему

убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении

всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 71 УПК). Никакой вышестоящий

прокурор не вправе понудить нижестоящего прокурора, участвующего в деле в

качестве государственного обвинителя, отстаивать позицию, с которой

последний не согласен. Прокурор, участник процесса, опротестовавший

судебное решение, считая его незаконным и необоснованным, лишь сам вправе

отозвать свой протест (ст. 37 Закона “О прокуратуре РФ”).

На это обстоятельство обращает внимание и приказ Генерального

прокурора РФ от 18 августа 1994 г. “О повышении качества и эффективности

участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства в

условиях судебной реформы”, в котором говорится: “Считать недопустимым

оказание какого-либо давления на прокурора, поддерживающего обвинение в

суде. Строго соблюдать принцип процессуальной самостоятельности

государственного обвинителя, который не связан выводами обвинительного

заключения и должен обосновать свои предложения суду на результатах

исследования обстоятельств дела в судебном заседании, руководствуясь

требованиями закона и внутренним убеждением. При этом активное отстаивание

им своей позиции должно сочетаться с объективностью и беспристрастностью”.

2. Независимость прокурорского надзора. В соответствии с Законом “О

прокуратуре РФ” (ст. 4) “органы прокуратуры осуществляют полномочия в

пределах своей компетенции независимо от федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской

Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в

строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации

законами”.

Действенной гарантией обеспечения независимости прокуроров является

предусмотренная Законом “О прокуратуре РФ” недопустимость какого бы то ни

было вмешательства в деятельность прокуроров при выполнении ими своих

надзорных полномочий. Воздействие в какой бы то нибыло форме федеральных

органов государственной власти, – говорится в ст. 5 Закона “О прокуратуре

РФ”, – органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой

информации, их представителей. А также должностных лиц на прокурора или

следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или

воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом

ответственность.

Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу

находящихся в его производстве дел и материалов”.

Рассматриваемый принцип тесно связан с принципом централизации – он

подчеркивает независимость прокуратуры от других государственных органов

власти и управления.

В частности, не только районные прокуроры, но и прокуроры субъектов

федерации не подчинены местным органам власти и управления, а подчиняются

только Генеральному прокурору РФ. Такая независимость дает возможность

соответствующему прокурору отстаивать принципиально и без оглядки на

местные “авторитеты” свою позицию в борьбе за единую законность.

При решении вопроса о привлечении к ответственности нарушителей

закона, в том числе и представителей властных структур, прокурор огражден

от влияния любых органов государства (как федеральных, так и местных),

любых должностных лиц.

“Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные прокуроры, –

говорится в ст. 8 Закона “О прокуратуре РФ”, – координируют деятельность

органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции,

таможенной службы и других правоохранительных органов по борьбе с

преступностью”. Обеспечивая координацию, прокурор созывает совещания,

организует рабочие группы, истребует статистическую и другую информацию, а

также осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о

координационной деятельности.

В своей работе по укреплению законности и правопорядка, борьбе с

преступностью прокуратура взаимодействует с судебными органами, строго

соблюдая при этом принцип “...самостоятельности органов судебной власти,

независимости судей и их подчиненности только Конституции Российской

Федерации и федеральным законам”.

Необходимую деловую связь поддерживает прокуратура и с другими

государственными органами, участвуя в заседаниях федеральных органов

государственной власти, представительных и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного

самоуправления (ст. 7 Закона “О прокуратуре РФ”). Таким образом,

одновременно с принципом независимости Закон “О прокуратуре РФ” закрепляет

и принцип взаимодействия с указанными выше государственными органами.

3. Гласность прокурорского надзора. Принцип гласности смыкается с

другими принципами организации и деятельности прокуратуры, но особенно

тесно он связан с принципом демократизма. Гласность, открытость

деятельности государственных органов – непременный признак демократического

общества. Поэтому гласность включена в ст. 4 Закона “О прокуратуре РФ”,

именуемую “Принципы организации и деятельности прокуратуры”. В пункте

втором части второй названной статьи говорится, что органы прокуратуры

“...действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям

законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а

также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой

законом тайне; информирует федеральные органы государственной власти,

органов государственной власти субъектов РФ, органы местного

самоуправления, а также население о состоянии законности”.

На принципе гласности основаны и многие формы и методы прокурорского

надзора: проверка состояния законности на поднадзорных объектах и

государственных структурах, рассмотрение жалоб и заявлений, принесение

протестов и представлений, вынесение официальных предостережений, участие в

рассмотрении гражданских и уголовных дел, участие в заседаниях

представительных органов и т.п.

При расследовании преступлений с разрешения прокурора могут быть

преданы гласности те или иные данные, полученные следователем. Выступления

с помощью средств массовой информации – печати, радио, телевидения, – могут

способствовать раскрытию преступлений, обнаружению лиц, их совершивших.

Гласность имеет и еще один аспект – учет общественного мнения, критика

отдельных моментов в деятельности прокуратуры должны быть использованы в

целях совершенствования ее деятельности, недопущения обюрокрачивания

прокурорской системы.6

III.Современные цели,задачи,проблемы прокурорского надзора.

3.1 Общий надзор в социальной сфере, надзор за исполнением

законодательства о государственной и муниципальной службе.

За последнее время коррупция получила широкое распространение,она тесно

переплетается с организованной преступностью исвидетельствует об

активном проникновении криминальных структур вразличные эшелоны

исполнительной власти, государственные органы.Многие предприниматели

наталкиваются на искусственные препятствия в решении производственных

вопросов на всех уровнях власти, для преодоления которых они

прибегают к подкупу. Наиболее часто используется подкуп при

получении кредитов, субсидий, помещений в аренду, лицензировании,

регистрационных мероприятиях. Серьезную опасность представляют

сращивание государственных и коммерческихструктур, факты корыстных

злоупотреблений в правоохранительных и контролирующих органах власти и

управления. Укоренилась незаконная практика вхождения руководящих

работников органов власти в число учредителей коммерческих структур.

Коррупция должностных лиц создает предпосылки для хищнического

растаскивания национального достояния, контрабанды, незаконного вывоза

за границу стратегического сырья и невосполнимых природных ресурсов,

уклонения от уплаты налогов различного рода финансовых махинацией.

Между тем многие прокуроры недооценивают опасность разложения органов

государственной и муниципальной служб, их сращивания с коммерческими

структурами, неэффективно используют свои полномочия для выявления и

пресечения фактов коррупции, нарушений законодательства о

государственной и муниципальной службе, привлечения виновных к

установленной законом ответственности, примиренчески относятся

к низкой результативности оперативно-розыскных служб (МВД, ФСБ,

ФСНП), контролирующих органов, к серьезным недостаткам в организации

раскрытия и расследования должностных преступлений.

В связи с этим бывшим Генеральным прокурором Российской Федерации

Действительным государственным советником юстиции Ю.И.Скуратовым 12

августа 1996 года было дано указание о мерах по усилению борьбы с

коррупцией, прокурорского надзора за исполнением законодательства о

государственной и муниципальной службе :

1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов

Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов

Федерации, военным и иным специализированным прокурорам принять

решительные меры к усилению борьбы с коррупцией, своевременному

выявлению и пресечению корыстных злоупотреблений служебными

полномочиями государственными и муниципальными служащими,повышению уровня

организации и осуществления надзора за исполнением законодательства в

системе государственной, муниципальной, воинской

службы.Работу на этом важнейшем направлении прокурорской деятельности

проводить в координации и деловом взаимодействии со всеми

правоохранительными и контролирующими органами. Систематически

проводить совместный анализ состояния законности, эффективности

использования предусмотренных законом средств предупреждения

проявлений коррупции. Обсуждать на координационных совещаниях

правоприменительную практику. Делать практические выводы из

материалов конкретных уголовных дел о взяточничестве, других

корыстных злоупотреблениях. Разрабатывать на этой основе и

осуществлять согласованные действия по предупреждению коррупционных

правонарушений.

2. Осуществляя надзор за исполнением Федеральных законов ``Об основах

государственной службы Российской Федерации``, ``О конкуренции и

ограничении монополистической деятельности на товарных рынках``, ``Об

общих принципах организации местного самоуправления`` и иного

законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, особое

внимание обращать на соблюдение обязательного представления

государственными служащими при назначении на должность сведений о

доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных

бумагах, а также обязательств финансового характера.

3. Безотлагательно рассматривать поступившие в прокуратуру материалы

о фактах нарушений, неисполнении или ненадлежащем исполнении законов

должностными лицами системы государственной и муниципальной службы,

создающих условия для коррупции и злоупотреблений, и принимать

по ним соответствующие решения о привлечении виновных к

административной или уголовной ответственности.

Для пресечения и предупреждения нарушений законности,

коррупционных проявлений максимально использовать средства

прокурорского реагирования, в том числе предусмотренные Указом

Президента Российской Федерации от 06.06.96 ``О мерах по укреплению

дисциплины в системе государственной службы`` полномочия, вносить

представления о наказании, вплоть до освобождения от занимаемой

должности независимо от порядка ее замещения, руководителей

федеральных органов исполнительной власти и глав исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, нарушающих федеральные законы, указы

Президента Российской Федерации.

4. Обеспечить действенность надзора за законностью разрешения заявлений и

сообщений о фактах должностных преступлений. Строго соблюдать

установленный порядок проверки не реже одного раза в месяц исполнения

законов о приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о таких

преступлениях. При осуществлении прокурорского надзора за оперативно-

розыскной деятельностью особое внимание обращать на полноту

проверок информации о готовящихся и совершенных должностных преступлениях.

5. Прокурорам субъектов Российской Федерации держать под личным контролем

организацию расследования наиболее актуальных дел о должностных

преступлениях руководящих работников органов власти, сотрудников

правоохранительных органов.

Расследование дел о взяточничестве поручать квалифицированным

следователям, а наиболее сложные и актуальные дела передавать в

производство следователей прокуратур субъектов Российской Федерации.

Принимать своевременные меры к пресечению незаконного воздействия на

следователей и прокуроров с целью повлиять на ход расследования и

принимаемые по делу решения.

Проверять законность освобождения от уголовной ответственности должностных

лиц по нереабилитирующим основаниям в месячный срок со дня принятия

решений нижестоящими прокурорами.

6. Управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых

актов, управлению по надзору за расследованием преступлений,

управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в

таможенных органах, Главной военной прокуратуре, второму управлению

при выездах в прокуратуры республик, краев,областей, военные и

специализированные прокуратуры изучать организацию работы по борьбе с

коррупцией, оказывать практическую помощь в обеспечении комплексного

подхода, взаимодействии всех отраслей прокурорского надзора, в

постановке профессиональной учебы прокурорско-следственных кадров.

Заключение.

Прокурорский надзор—один из важнейших методов охранения законности. От

его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового

государства в республике, поскольку законность—неотъемлемый, если не

основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается

прокуратура—единая централизованная система органов. В прокурорском надзоре

выделяют четыре отрасли: общий надзор, надзор за соблюдением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и

предварительное следствие, надзор за соответствием закону судебных решений

и надзор за выполнением законов в местах содержания заключенных,

предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер

принудительного воздействия государства.

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная.

Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура.

Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов

прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности

и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание

должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих

конституционных обязанностей и т.п.

Библиография.

Список нормативных документов.

1.Конституция Российской Федерации.-М.,1994

2. Закон РФ ``О Прокуратуре Российской Федерации`` от 17.01.1992

3. Закон РФ О внесении измененийи дополнений в Закон РФ О Прокуратуре

Российской Федерации``. от 18.10.1995.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 5

5. Указание от 12 августа 1996 г. N 50/7 “О дополнительных мерах в органах

прокуратуры по обеспечению дополнений в системе государственной службы”.

6. Указание от 12 августа 1996 года N 49/7 “О мерах по усилению борьбы с

коррупцией, прокурорского надзора за исполнением законодательства о

государственной и муниципальной службе”.

7. Приказ Генеральнойпрокуратуры РФ от 22 мая 1996 г. N 30"Об организации

прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод

человека и гражданина"

Литература.

1. В. И. Басков «Курс прокурорского надзора», М., 1998 г.

2. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы, М., 1996 г.

3.Лончаков А.П. “Теория юриспруденции” (учебное пособие).

4.Лончаков А.П. “Концептуальный аспект: Понятие и содержание

правоохранительной деятельности” (учебное пособие).

5.Скуратов Ю. Разрушать или реформировать?, Российская Федерация, 1995 г.,

№7.

6. Гуткин И.М. Вопросы совершенствования процессуального и организационного

руководства в сфере дознания// Совершенствование уголовно-процессуальной

деятельности органов внутренних дел. Труды Академии МВД СССР. М., 1984.- С.

4.

1 Конституция Российской Федерации.-М.,1994

2 В. И. Басков «Курс прокурорского надзора», М., 1998 г.

3 В. И. Басков «Курс прокурорского надзора», М., 1998 г

4 Скуратов Ю. Разрушать или реформировать? //Российская Федерация. 1995 г.,

№7, с. 52-53.

5 Лончаков А.П. “Теория юриспруденции” (учебное пособие).

6 Лончаков А.П. “Концептуальный аспект: Понятие и содержание

правоохранительной деятельности” (учебное пособие).

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.