бесплатно рефераты
 

Муниципальное право РФ

| |последнего. (Количество граждан, проявляющих |

| |инициативу, должно быть закреплено в Уставе |

| |муниципального образования в соответствии с законом |

| |субъекта РФ).(5% от числа избирателей – ст.57 п.2 ФЗ|

| |№ 154). |

|Выборы |Конституциональный институт прямого народовластия, |

| |обеспечивающий легитимный порядок формирования ОМС |

| |путем народного голосования (ст.1 Избирательного |

| |кодекса Свердловской области). |

|Правовая основа |Конституция РФ (ст.3, 130); |

|муниципальных выборов |ФЗ 154 ст.23, 57, 58, 59; |

| |ФЗ 138 "Об обеспечении конституционных прав граждан|

| |…" |

| |ФЗ 124; |

| |Законодательные акты субъектов РФ; |

| |Уставы МО. |

|Ограничение пассивного |В соответствии с ФЗ 124 ст.4 п.6 субъектам РФ |

|права |разрешается увеличивать минимальный возраст: |

| |для избрания в законодательные органы – до 21 года; |

| |для глав исполнительной власти субъекта РФ – 30 лет;|

| | |

| |для глав ОМС – 21 год. |

|Гарантии проведения |Политические – проявление государственной воли, |

|муниципальных выборов: |направленной на проведение выборов (ст.8 |

| |Избирательного Кодекса Свердловской области). |

| |Правовые – издание соответствующих правовых актов. |

| |Финансовые – фиксирование в местных бюджетах статей |

| |расходов на проведение выборов. |

| |Организационные – методическая помощь ОМС при |

| |проведении выборов, материальная помощь. |

|Собрания, конференции, |Могут созываться, а могут не созываться |

|сходы граждан |(диспозитивный характер). Устанавливаются уставами |

| |МО на основе закона субъекта РФ. |

| |Если сход обладает функциями представительного |

| |органа, то он обладает и полномочиями. В таком |

| |случае решения схода будут считаться правомочными |

| |при участии более 50% жителей МО. |

| |Может выступать в форме территориального |

| |общественного самоуправления (ТОС). Может созываться|

| |по мере необходимости представительными органами, |

| |собрания проходят в присутствии представителей ОМС. |

|Народная правотворческая|Возможность население на создание проектов правовых |

|инициатива |актов по вопросам местного значения. Данный проект |

| |направляется в представительный ОМС, где |

| |рассматривается в открытом заседании в присутствии |

| |инициаторов. Это подлежит обязательному |

| |опубликованию. |

| |При этом применяются положения о местном |

| |референдуме. |

| |Такая возможность и порядок обращения фиксируется в |

| |уставе МО. |

|Обращения граждан в |Действует Указ ПВС ССР от 12.04.68 ( в редакции от |

|органы МС |4.07.80 г.) "О порядке рассмотрения предложений, |

| |заявлений и жалоб граждан". |

| |В некоторых субъектах РФ приняты свои правовые акты.|

| | |

| |В них должна быть предусмотрена ответственность за |

| |волокиту в рассмотрении жалоб и предложений граждан.|

| | |

|Территориальное |Самоорганизация граждан по месту их местожительства |

|общественное |для решения вопросов местного значения, но на |

|самоуправление |ограниченной территории. |

| |Контролируется в лице исполнительных ОМС. |

| |ТОС могут иметь иногда статус юридического лица (с |

| |разрешения ОМС). |

|Органы местного |Это выборные и другие органы, наделенные |

|самоуправления (ОМС) |полномочиями на решение вопросов местного значения и|

| |не входящие в систему органов государственной |

| |власти: |

| |выборные ОМС, образуемые в соответствии с ФЗ № 154, |

| |законами субъектов РФ, уставами муниципальных |

| |образований; |

| |иные органы, образуемые в соответствии с уставами |

| |муниципальных образований. |

| |К органам местного самоуправления не относятся: |

| |органы общественного территориального самоуправления|

| |населения; |

| |органы общественных объединений, действующие на |

| |территории муниципального образования; |

| |органы государственной власти РФ или соответствующих|

| |субъектов РФ, действующие на территории |

| |муниципального образования; |

| |главы муниципальных образований, другие выборные |

| |должностные лица местного самоуправления. |

|Структура ОМС |Определяется самостоятельно муниципальным |

| |образованием. |

| |Структура определяется: |

| |численностью населения; |

| |размером территории; |

| |конфигурацией территории; |

| |инфраструктурой; |

| |наличием финансово-экономических ресурсов; |

| |историческим, географическими и другими |

| |особенностями; |

| |составом населения, этническими и национальными |

| |характеристиками. |

|Компетенция ОМС |Совокупность их полномочий, установленных |

| |Конституцией, законами и другими |

| |нормативно-правовыми актами, в соответствии и в |

| |рамках которых они осуществляют свою деятельность в |

| |тех или иных сферах местной жизни, в пределах |

| |соответствующих муниципальных образований. |

| |Здесь под полномочиями понимаются предметы ведения |

| |МС и тот круг юридических прав и обязанностей, |

| |который закреплен за органами МС законом. |

| |(ст. 71, 72, 73 Конституции РФ; ФЗ 154 ст. 6) |

|Полномочия |1) принятие общеобязательных правил по предметам |

|представительных ОМС |ведения муниципального образования, предусмотренных |

|(ст. 15 ФЗ 154) |уставом муниципального образования; |

| |2) утверждение местного бюджета и отчета о его |

| |исполнении; |

| |3) принятие планов и программ развития |

| |муниципального образования, утверждение отчетов об |

| |их исполнении; |

| |4) установление местных налогов и сборов; |

| |5) установление порядка управления и распоряжения |

| |муниципальной собственностью; |

| |6) контроль за деятельностью органов местного |

| |самоуправления и должностных лиц местного |

| |самоуправления, предусмотренных уставами |

| |муниципальных образований. |

| |Эти полномочия обязательно должны быть зафиксированы|

| |в уставе МО. |

| |Функция контроля ни при каких обстоятельствах не |

| |может быть передана никакому другому органу. |

| |Иные полномочия должны быть также зафиксированы в |

| |Уставе. |

| |Объемы дополнительных полномочий определяются схемой|

| |ОМС. |

|Иные органы ОМС |На основании ст.17 ФЗ 154. |

| |Создание и положения об иных органах МС фиксируются |

| |в Уставе МО. |

|Должностные лица |Должностное лицо – выборное либо работающее по |

|местного самоуправления |контракту лицо, выполняющее |

| |организационно-распорядительные функции в органах |

| |местного самоуправления и не относящееся к категории|

| |государственных служащих. |

| |Выборное должностное лицо – должностное лицо, |

| |избранное населением непосредственно или |

| |представительным органом местного самоуправления из |

| |своего состава, наделенное согласно Уставу |

| |муниципального образования полномочиями на решение |

| |вопросов местного значения. |

|Представительные ОМС |Это выборный орган местного самоуправления, |

| |обладающий правом представлять интересы населения и |

| |принимать от его имени решения, действующие на |

| |территории муниципального образования. Это: |

| |выборный орган; |

| |представляет все население МО; |

| |обладает исключительными полномочиями на решение |

| |вопросов местного значения; |

| |обладает правотворческой функцией; |

| |контролирует деятельность всех других ОМС; |

| |коллегиальный орган. |

|Численный состав |Численные состав представительного ОМС, избираемого |

|представительного ОМС |впервые, устанавливается законодательным |

| |(представительным) органом соответствующего субъекта|

| |РФ (ст.58 ФЗ № 154). |

| |Далее определяется Уставом МО. |

| |При определении численности необходимо учитывать: |

| |количество населения (ФЗ № 138 от 23.10.96 "Об |

| |обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать|

| |и быть избранными в органы местного самоуправления")|

| |устанавливает следующие рамки: |

| |500 т.ч. – 50 депутатов; |

| |от 200 до 500 т.ч. – 30 депутатов; |

| |от 50 до 200 т.ч. – 20 депутатов; |

| |от 10 до 50 т.ч. – 10 депутатов; |

| |мене 10 т.ч. – 7 депутатов.) |

| |объем полномочий, который предстоит осуществлять; |

| |наличие в местном бюджете средств на содержание |

| |представительного ОМС; |

| |территория МО, ее пространственные пределы, |

| |географические и климатические условия. |

|Глава муниципального |Выборная должность. Согласно Устава МО может быть |

|образования |предусмотрена должность главы МО, а также должности |

| |иных выборных, должностных лиц местного |

| |самоуправления (ст.16 п.1 ФЗ № 154). |

| |Два варианта избрания главы МО (действовать может |

| |только один из представленных): |

| |свободными непосредственными муниципальными |

| |выборами. |

| |представительным органом МО из состава депутатов |

| |данного представительного ОМС. |

| |Если в Уставе МО должность главы МО не |

| |предусмотрена, то: |

| |либо представительный орган МО сам непосредственно |

| |берет на себя функции |

| |исполнительно-распорядительного характера; |

| |либо представительный орган МО заключает контракт с |

| |определенным физическим лицом, предоставляя ему и |

| |образуемой им муниципальной администрации |

| |осуществлять исполнительно-распорядительные функции |

| |и полномочия. В этом случае данное должностное лицо |

| |не является главой МО, а главным менеджером. |

| |Глава МО возглавляет деятельность по осуществлению |

| |местного самоуправления на территории МО. |

| |Избранный глава МО, согласно Уставу МО, может быть |

| |наделен правом входить в состав представительного |

| |ОМС, председательствовать на его заседаниях. Глава |

| |МО и другие выборные должностные лица МС в |

| |соответствии с Уставом МО подотчетны населению |

| |непосредственно и представительному ОМС. |

|Статус депутата, члена |Ст.7 Европейской хартии, ст.18 ФЗ № 154, Областной |

|выборного ОМС, выборного|закон от 22.04.97 "О статусе депутата |

|должностного лица МС |представительного органа местного самоуправления |

| |муниципального образования в Свердловской области", |

| |Областной закон от 245.07.97 "О статусе глав |

| |муниципальных образований и выборных глав |

| |администраций поселений, сельсоветов в Свердловской |

| |области". |

| |В статус входят: |

| |гарантируются условия для беспрепятственного и |

| |эффективного осуществления своих полномочий, защите |

| |прав, чести и достоинства; |

| |срок полномочий депутата; |

| |социальные гарантии; |

| |неприкосновенность; |

|Юридическая природа |Носят локальный характер, т.е. юридическая сила не |

|правовых актов ОМС и |выходит за рамки МО, а содержание затрагивает только|

|должностных лиц МС |вопросы местного значения. |

| |Носят подзаконный характер, т.е. должны |

| |соответствовать и не противоречить Конституции РФ, |

| |ФЗ, конституциям, уставам и законам соответствующих |

| |субъектов РФ. |

| |Являются правовыми, т.е. обладают характером |

| |общеобязательности на территории МО. |

|Виды правовых актов ОМС |решения – издаются представительным ОМС в |

| |коллегиальном порядке и носят нормативно-правовой |

| |характер; |

| |постановления и распоряжения главы муниципального |

| |образования – принимаются на принципе единоначалия, |

| |занимают место ниже решений ОМС. Издаются в рамках |

| |компетенции главы МО и не должны противоречить |

| |законодательству РФ, субъектов РФ, Уставу МО и |

| |решениям представительного ОМС. |

| |Постановления – нормативно-регулирующий характер. |

| |Распоряжения – вопросы индивидуально-конкретного, |

| |оперативного характера. |

| |приказы, инструкции, методические письма, указания и|

| |распоряжения – издаются руководителями отделов, |

| |управлений, служб и других структурных подразделений|

| |местной администрации и подконтрольны главе МО, |

| |который вправе отменять эти акты. |

|Муниципальная служба |Профессиональная деятельность лиц на постоянной |

| |основе в органах МС по исполнению своих полномочий. |

|Принципы муниципальной |Основополагающие идеи, начала, закрепленные в нормах|

|службы |права, определяющие сущность и назначение |

| |муниципальной службы. |

|К принципам относятся: |приоритет прав и свобод человека; |

| |принцип законности; |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.