| |||||
МЕНЮ
| Муниципальное право РФ| |последнего. (Количество граждан, проявляющих | | |инициативу, должно быть закреплено в Уставе | | |муниципального образования в соответствии с законом | | |субъекта РФ).(5% от числа избирателей – ст.57 п.2 ФЗ| | |№ 154). | |Выборы |Конституциональный институт прямого народовластия, | | |обеспечивающий легитимный порядок формирования ОМС | | |путем народного голосования (ст.1 Избирательного | | |кодекса Свердловской области). | |Правовая основа |Конституция РФ (ст.3, 130); | |муниципальных выборов |ФЗ 154 ст.23, 57, 58, 59; | | |ФЗ 138 "Об обеспечении конституционных прав граждан| | |…" | | |ФЗ 124; | | |Законодательные акты субъектов РФ; | | |Уставы МО. | |Ограничение пассивного |В соответствии с ФЗ 124 ст.4 п.6 субъектам РФ | |права |разрешается увеличивать минимальный возраст: | | |для избрания в законодательные органы – до 21 года; | | |для глав исполнительной власти субъекта РФ – 30 лет;| | | | | |для глав ОМС – 21 год. | |Гарантии проведения |Политические – проявление государственной воли, | |муниципальных выборов: |направленной на проведение выборов (ст.8 | | |Избирательного Кодекса Свердловской области). | | |Правовые – издание соответствующих правовых актов. | | |Финансовые – фиксирование в местных бюджетах статей | | |расходов на проведение выборов. | | |Организационные – методическая помощь ОМС при | | |проведении выборов, материальная помощь. | |Собрания, конференции, |Могут созываться, а могут не созываться | |сходы граждан |(диспозитивный характер). Устанавливаются уставами | | |МО на основе закона субъекта РФ. | | |Если сход обладает функциями представительного | | |органа, то он обладает и полномочиями. В таком | | |случае решения схода будут считаться правомочными | | |при участии более 50% жителей МО. | | |Может выступать в форме территориального | | |общественного самоуправления (ТОС). Может созываться| | |по мере необходимости представительными органами, | | |собрания проходят в присутствии представителей ОМС. | |Народная правотворческая|Возможность население на создание проектов правовых | |инициатива |актов по вопросам местного значения. Данный проект | | |направляется в представительный ОМС, где | | |рассматривается в открытом заседании в присутствии | | |инициаторов. Это подлежит обязательному | | |опубликованию. | | |При этом применяются положения о местном | | |референдуме. | | |Такая возможность и порядок обращения фиксируется в | | |уставе МО. | |Обращения граждан в |Действует Указ ПВС ССР от 12.04.68 ( в редакции от | |органы МС |4.07.80 г.) "О порядке рассмотрения предложений, | | |заявлений и жалоб граждан". | | |В некоторых субъектах РФ приняты свои правовые акты.| | | | | |В них должна быть предусмотрена ответственность за | | |волокиту в рассмотрении жалоб и предложений граждан.| | | | |Территориальное |Самоорганизация граждан по месту их местожительства | |общественное |для решения вопросов местного значения, но на | |самоуправление |ограниченной территории. | | |Контролируется в лице исполнительных ОМС. | | |ТОС могут иметь иногда статус юридического лица (с | | |разрешения ОМС). | |Органы местного |Это выборные и другие органы, наделенные | |самоуправления (ОМС) |полномочиями на решение вопросов местного значения и| | |не входящие в систему органов государственной | | |власти: | | |выборные ОМС, образуемые в соответствии с ФЗ № 154, | | |законами субъектов РФ, уставами муниципальных | | |образований; | | |иные органы, образуемые в соответствии с уставами | | |муниципальных образований. | | |К органам местного самоуправления не относятся: | | |органы общественного территориального самоуправления| | |населения; | | |органы общественных объединений, действующие на | | |территории муниципального образования; | | |органы государственной власти РФ или соответствующих| | |субъектов РФ, действующие на территории | | |муниципального образования; | | |главы муниципальных образований, другие выборные | | |должностные лица местного самоуправления. | |Структура ОМС |Определяется самостоятельно муниципальным | | |образованием. | | |Структура определяется: | | |численностью населения; | | |размером территории; | | |конфигурацией территории; | | |инфраструктурой; | | |наличием финансово-экономических ресурсов; | | |историческим, географическими и другими | | |особенностями; | | |составом населения, этническими и национальными | | |характеристиками. | |Компетенция ОМС |Совокупность их полномочий, установленных | | |Конституцией, законами и другими | | |нормативно-правовыми актами, в соответствии и в | | |рамках которых они осуществляют свою деятельность в | | |тех или иных сферах местной жизни, в пределах | | |соответствующих муниципальных образований. | | |Здесь под полномочиями понимаются предметы ведения | | |МС и тот круг юридических прав и обязанностей, | | |который закреплен за органами МС законом. | | |(ст. 71, 72, 73 Конституции РФ; ФЗ 154 ст. 6) | |Полномочия |1) принятие общеобязательных правил по предметам | |представительных ОМС |ведения муниципального образования, предусмотренных | |(ст. 15 ФЗ 154) |уставом муниципального образования; | | |2) утверждение местного бюджета и отчета о его | | |исполнении; | | |3) принятие планов и программ развития | | |муниципального образования, утверждение отчетов об | | |их исполнении; | | |4) установление местных налогов и сборов; | | |5) установление порядка управления и распоряжения | | |муниципальной собственностью; | | |6) контроль за деятельностью органов местного | | |самоуправления и должностных лиц местного | | |самоуправления, предусмотренных уставами | | |муниципальных образований. | | |Эти полномочия обязательно должны быть зафиксированы| | |в уставе МО. | | |Функция контроля ни при каких обстоятельствах не | | |может быть передана никакому другому органу. | | |Иные полномочия должны быть также зафиксированы в | | |Уставе. | | |Объемы дополнительных полномочий определяются схемой| | |ОМС. | |Иные органы ОМС |На основании ст.17 ФЗ 154. | | |Создание и положения об иных органах МС фиксируются | | |в Уставе МО. | |Должностные лица |Должностное лицо – выборное либо работающее по | |местного самоуправления |контракту лицо, выполняющее | | |организационно-распорядительные функции в органах | | |местного самоуправления и не относящееся к категории| | |государственных служащих. | | |Выборное должностное лицо – должностное лицо, | | |избранное населением непосредственно или | | |представительным органом местного самоуправления из | | |своего состава, наделенное согласно Уставу | | |муниципального образования полномочиями на решение | | |вопросов местного значения. | |Представительные ОМС |Это выборный орган местного самоуправления, | | |обладающий правом представлять интересы населения и | | |принимать от его имени решения, действующие на | | |территории муниципального образования. Это: | | |выборный орган; | | |представляет все население МО; | | |обладает исключительными полномочиями на решение | | |вопросов местного значения; | | |обладает правотворческой функцией; | | |контролирует деятельность всех других ОМС; | | |коллегиальный орган. | |Численный состав |Численные состав представительного ОМС, избираемого | |представительного ОМС |впервые, устанавливается законодательным | | |(представительным) органом соответствующего субъекта| | |РФ (ст.58 ФЗ № 154). | | |Далее определяется Уставом МО. | | |При определении численности необходимо учитывать: | | |количество населения (ФЗ № 138 от 23.10.96 "Об | | |обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать| | |и быть избранными в органы местного самоуправления")| | |устанавливает следующие рамки: | | |500 т.ч. – 50 депутатов; | | |от 200 до 500 т.ч. – 30 депутатов; | | |от 50 до 200 т.ч. – 20 депутатов; | | |от 10 до 50 т.ч. – 10 депутатов; | | |мене 10 т.ч. – 7 депутатов.) | | |объем полномочий, который предстоит осуществлять; | | |наличие в местном бюджете средств на содержание | | |представительного ОМС; | | |территория МО, ее пространственные пределы, | | |географические и климатические условия. | |Глава муниципального |Выборная должность. Согласно Устава МО может быть | |образования |предусмотрена должность главы МО, а также должности | | |иных выборных, должностных лиц местного | | |самоуправления (ст.16 п.1 ФЗ № 154). | | |Два варианта избрания главы МО (действовать может | | |только один из представленных): | | |свободными непосредственными муниципальными | | |выборами. | | |представительным органом МО из состава депутатов | | |данного представительного ОМС. | | |Если в Уставе МО должность главы МО не | | |предусмотрена, то: | | |либо представительный орган МО сам непосредственно | | |берет на себя функции | | |исполнительно-распорядительного характера; | | |либо представительный орган МО заключает контракт с | | |определенным физическим лицом, предоставляя ему и | | |образуемой им муниципальной администрации | | |осуществлять исполнительно-распорядительные функции | | |и полномочия. В этом случае данное должностное лицо | | |не является главой МО, а главным менеджером. | | |Глава МО возглавляет деятельность по осуществлению | | |местного самоуправления на территории МО. | | |Избранный глава МО, согласно Уставу МО, может быть | | |наделен правом входить в состав представительного | | |ОМС, председательствовать на его заседаниях. Глава | | |МО и другие выборные должностные лица МС в | | |соответствии с Уставом МО подотчетны населению | | |непосредственно и представительному ОМС. | |Статус депутата, члена |Ст.7 Европейской хартии, ст.18 ФЗ № 154, Областной | |выборного ОМС, выборного|закон от 22.04.97 "О статусе депутата | |должностного лица МС |представительного органа местного самоуправления | | |муниципального образования в Свердловской области", | | |Областной закон от 245.07.97 "О статусе глав | | |муниципальных образований и выборных глав | | |администраций поселений, сельсоветов в Свердловской | | |области". | | |В статус входят: | | |гарантируются условия для беспрепятственного и | | |эффективного осуществления своих полномочий, защите | | |прав, чести и достоинства; | | |срок полномочий депутата; | | |социальные гарантии; | | |неприкосновенность; | |Юридическая природа |Носят локальный характер, т.е. юридическая сила не | |правовых актов ОМС и |выходит за рамки МО, а содержание затрагивает только| |должностных лиц МС |вопросы местного значения. | | |Носят подзаконный характер, т.е. должны | | |соответствовать и не противоречить Конституции РФ, | | |ФЗ, конституциям, уставам и законам соответствующих | | |субъектов РФ. | | |Являются правовыми, т.е. обладают характером | | |общеобязательности на территории МО. | |Виды правовых актов ОМС |решения – издаются представительным ОМС в | | |коллегиальном порядке и носят нормативно-правовой | | |характер; | | |постановления и распоряжения главы муниципального | | |образования – принимаются на принципе единоначалия, | | |занимают место ниже решений ОМС. Издаются в рамках | | |компетенции главы МО и не должны противоречить | | |законодательству РФ, субъектов РФ, Уставу МО и | | |решениям представительного ОМС. | | |Постановления – нормативно-регулирующий характер. | | |Распоряжения – вопросы индивидуально-конкретного, | | |оперативного характера. | | |приказы, инструкции, методические письма, указания и| | |распоряжения – издаются руководителями отделов, | | |управлений, служб и других структурных подразделений| | |местной администрации и подконтрольны главе МО, | | |который вправе отменять эти акты. | |Муниципальная служба |Профессиональная деятельность лиц на постоянной | | |основе в органах МС по исполнению своих полномочий. | |Принципы муниципальной |Основополагающие идеи, начала, закрепленные в нормах| |службы |права, определяющие сущность и назначение | | |муниципальной службы. | |К принципам относятся: |приоритет прав и свобод человека; | | |принцип законности; | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|