бесплатно рефераты
 

Московский РУОП

Венгрии, Великобритании, Германии, Польши, Финляндии, Чехии, Канады, США,

Израиля, Китая, Сингапура, Японии и других. При этом наработан некоторый

опыт проведения совместных мероприятий.

Например, в июле 1996 года в РУОП обратился житель г.Москвы с

заявлением о том, что в США в июне 1996 года был похищен его сын, временно

проживавший в общежитии Бостонского университета в г.Бостоне, и неизвестные

лица, угрожая расправой, требуют за его освобождение 100 тыс. долларов США.

В процессе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий

сотрудниками РУОП неизвестные лица были установлены и задержаны, которые

дали показания о месте удержания заложника в г.Кливленде США. По

информации, направленной РУОП, удерживаемый заложник сотрудниками

Кливлендского отделения ФБР США был освобождён, а лица, его удерживавшие,

задержаны.

В августе 1996 года в ходе проведения комплекса оперативно-розыскных

мероприятий сотрудниками РУОП при взаимодействии с представителями Бюро

Легального Атташе ФБР при Посольстве США в г.Москве выявлена устойчивая

транснациональная организованная преступная группа, занимающаяся

вымогательствами и разбойными нападениями в городах Бостоне и Кливленде. По

информации, предоставленной РУОП, сотрудниками Кливлендского отделения ФБР

США были установлены и задержаны лидеры указанной транснациональной группы,

ими оказались граждане США, жители г.Кливленда Якубов А.В. и Якубов И.В.,

которые были изобличены в организации и осуществлении вымогательств в

период 1995 - 1996 г.г. на территории г.Кливленда в отношении ряда граждан,

прибывших из России. Причинённый преступными действиями ущерб составил

более 800 тыс. долларов США.

В марте 1997 года совместно с полицией Германии задержан активный

участник "вьетнамской" организованной преступной группировки, гражданин

Вьетнама, который в мае 1996 года в городе Берлине на почве передела сфер

влияния в табачном бизнесе вместе с сообщниками расстрелял из

автоматического оружия 9 вьетнамцев, 7 из которых от полученных ран

скончались на месте. За указанное преступление полицией Германии он был

объявлен в Международный розыск.

Преступники оказывают жесткое, зачастую вооруженное сопротивление

правоохранительным органам. За 1993-1998 г.г. при исполнении служебного

долга погибло 18. Получили ранения, травмы и увечья 67 сотрудников.

Новые направления - высокие технологии.

В связи с возросшим числом преступлений в сфере высоких технологий в

декабре 1998 года ГУВД г. Москва решило создать особое специальное

подразделение по борьбе с этим типом преступлений.

Под пиратством в сфере использования программного обеспечения следует

понимать несанкционированное правообладателем (без письменного договора)

любое использование программных продуктов, фирменных наименований, товарных

знаков и знаков обслуживания.

По данным совместного исследования Ассоциации производителей

программного обеспечения (Business Software Alliance, BSA) и Ассоциации

издателей программного обеспечения (Software Publishers Association, SPA)

ущерб, нанесенный мировой индустрии программного обеспечения нелегальным

использованием программ в 1997 году оценивается в 11,4 миллиарда долларов

США. В среднем по всему миру в 1997 году использовались нелегально 40%

прикладных бизнес программ. По мнению президента и исполнительного

директора BSA Роберта Холлимана (Robert Holleymann) борьба с пиратством

должна стать задачей номер один. Например, в США потери от магазинных воров

в розничной торговле в среднем не превышает 2%, а потери индустрии

программного обеспечения составляют 27% в США, и в среднем по миру

составляют и вовсе устрашающий показатель - 40%. Пиратство оказывает

отрицательное влияние не только на индустрию программного обеспечения, но и

приводит к сокращению рабочих мест, наносит вред потребителю. В России

уровень пиратского использования программного обеспечения составил в 1997

году 96%, а в 1998 году снизился до 91%.

Сейчас в штате отдела 46 человек. Все они - специалисты экстракласса.

На данный момент отделом расследовано и передано в суд 6 дел, 10

расследуются.

Отдел обладает исключительными правами, как то прослушивание

телефонных переговоров без санкции прокурора (правда, материалы, полученные

таким образом, не могут явлются доказательством в суде, однако РУОП всегда

в курсе происходящего), разрешение МВД РФ на право ведения допросов с

использованием силовых методов (что, непременно, помогает), разрешение

ФАПСИ, дающее возможность прослушивания пейджеров, мониторинга электронной

почты. В суде дела, переданные РУОП, проходят с пометкой "к внеочередному

рассмотрению". Наш отдел имеет широкую агентурную сеть. Фактически, ни одно

преступление в сфере высоких технологий не проходит незамеченным.

В принципе, теперь можно сказать, что в Москве появилась сила,

способная контролировать процесс, казавшийся еще недавно неуправляемым.

Основная работа ведется по четырем направлениям : вирусы, хакинг,

кракинг и фрикинг. Если расшифровывать сложившиеся на компьютерном жаргоне

понятия, то хакинг - это взлом сетей, уничтожение информации на удаленных

компьютерах, воровство информации, действия по нанесению вреда компьютерным

сетям.

Кракинг - взлом защит программного обеспечения. Борьба ведется и с

кракерами (людьми, ломающими защиты программ) и с распространителями

пиратского программного обеспечения (мы проводим рейды по торговым точкам и

рынкам города).

Фрикинг - незаконные действия в сфере связи. Этими действиями

являются изготовление, использование или распространение либо телефонов-

сканнеров, либо нелегальных (клонированные) сотовых телефонов и пейджеров,

либо просто нелегальное подслушивание переговоров. Под вирусами

подразумевается не только наказание авторов, но и привлечение к

ответственности лиц, причастных к их распространению.Так, например,

наказать продавца нелегального пиратского обеспечения можно не только по

статье 146 УК РФ, но и по статье 273 УК РФ, в том случае, если на его

дисках найдены вирусы, что, как правило, случается.

****************************************

К пятилетнему юбилею службы Региональным общественным фондом

содействия правоохранительным органам МВД был подготовлен видеофильм

"Криминальные войны. РУОП", выпущенный компанией "Лазер-Видео", в котором

были использованы подлинные материалы реальных боевых операций РУОП по г.

Москве по обезвреживанию преступных группировок в г. Москве и других

регионах России.

Приложение 1.

Положение

об отделах по надзору за законностью деятельности региональных управлений

по организованной преступности (РУОП)

(утв. Генпрокуратурой РФ от 26 марта 1998 г.)

1. Отделы по надзору за законностью деятельности региональных управлений по

организованной преступности образуются во исполнение приказа Генерального

прокурора Российской Федерации от 27.10.97 N 67, являются самостоятельными

структурными специализированными подразделениями соответствующих прокуратур

субъектов Российской Федерации. Действуют в соответствии с Конституцией

Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской

Федерации", Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, другими

законодательными актами, приказами и указаниями Генерального прокурора

Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации и настоящим

Положением под личным контролем соответствующих прокуроров субъектов

Российской Федерации и под непосредственным руководством отдела по надзору

за исполнением законов по борьбе с организованной преступностью управления

по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в

органах внутренних дел Главного следственного управления Генеральной

прокуратуры Российской Федерации на всей территории, обслуживаемой

соответствующим РУОП. В своей деятельности взаимодействуют с управлениями и

отделами прокуратур, научными, экспертными и другими учреждениями.

2. Задачей отделов является непосредственное осуществление надзора за

законностью рассмотрения заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся

преступлений, поступивших в РУОП, дознания и оперативно-розыскной

деятельности РУОП (при проведении оперативно-розыскных мероприятий и

законностью принимаемых при этом решений), доставления, задержания

работниками РУОП граждан, за законностью расследования конкретных наиболее

актуальных уголовных дел об организованной преступности (п. 4 ст. 35 УК

РФ).

3. Отделы осуществляют координацию деятельности РУОП с подразделениями

других правоохранительных органов, обеспечивающих противодействие

организованной преступности, в том числе с подразделениями прокуратур

(территориальных, специализированных, транспортных, военных) на всей

территории, обслуживаемой соответствующим РУОП, на основе анализа практики

исполнения законов по борьбе с организованной преступностью путем

разработки планов, наиболее эффективных форм и методов совместной

деятельности, проведения координационных и оперативных совещаний, внесения

предложений об их осуществлении прокурорам и руководителям РУОП, других

подразделений органов внутренних дел. Взаимодействуют со специальными

прокурорами (подразделениями, группами) в прокуратурах там, где они

выделены (образованы) для усиления борьбы с организованной преступностью, в

том числе с осуществляющими надзор за деятельностью территориальных

управлений по организованной преступности (УОП, РООП и т. д.).

4. Отделы осуществляют надзор за законностью учета и регистрации в РУОП

преступлений, совершенных организованными преступными группами,

сообществами, организациями, проверяют достоверность статистической

отчетности. Принимают меры по устранению нарушений закона при учете и

регистрации таких преступлений.

5. Отделы по указанию прокурора субъекта Российской Федерации, по своей

инициативе или ходатайству начальников РУОП истребуют и изучают материалы

РУОП и уголовные дела, возбужденные по их материалам и разработкам,

независимо от подследственности, в том числе находящиеся под надзором или в

производстве прокуратур субъектов Российской Федерации, территориальных,

специализированных, транспортных и военных прокуратур, вносят

соответствующим прокурорам предложения об отмене незаконных постановлений,

даче указаний, принятии или санкционировании процессуальных решений или

действий, контролируют их исполнение непосредственно или через

соответствующих прокуроров, дают предложения в Генеральную прокуратуру

Российской Федерации, проводят проверки в соответствии со ст. 109 УПК

РСФСР.

6. По поручению руководства Главного следственного управления Генеральной

прокуратуры Российской Федерации отделы осуществляют надзор за

расследованием конкретных уголовных дел в полном объеме, принимают их к

своему производству, поддерживают по ним государственное обвинение. При

этом осуществляют функции уголовного преследования путем полного,

всестороннего и объективного расследования преступлений на основе

неуклонного соблюдения законности, прав и интересов граждан.

7. Отделы по надзору за законностью деятельности РУОП возглавляют

начальники - старшие помощники прокуроров субъектов Российской Федерации. В

составе отделов имеются старшие прокуроры и прокуроры, которые

самостоятельно в пределах своей компетенции осуществляют полномочия,

предусмотренные ст. 211 УПК РСФСР, на всей территории соответствующей

прокуратуры субъекта Российской Федерации. На территории других субъектов

Российской Федерации, входящих в зону обслуживания РУОП, отделы действуют

через соответствующих территориальных, специализированных, военных,

транспортных прокуроров, прокуроров субъектов Российской Федерации, а в

случае необходимости - через отдел по надзору за исполнением законов по

борьбе в организованной преступностью Генеральной прокуратуры Российской

Федерации. Всем работникам отделов в установленном порядке оформляется

допуск к работе с секретными документами, производится доплата за

секретность, а также за особые условия труда.

8. Полномочия и обязанности работников отделов.

8.1. Начальники отделов:

- назначаются на должности и освобождаются от должности с согласия

руководства Главного следственного управления Генеральной прокуратуры

Российской Федерации соответствующими прокурорами - субъектов Российской

Федерации из числа наиболее подготовленных работников, имеющих достаточный

опыт прокурорско-следственной работы;

- в своей служебной деятельности подчиняются непосредственно руководству

Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Российской

Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и лично -

соответствующим прокурорам субъектов Российской Федерации, осуществляют

общее руководство отделами, отвечают за организацию их работы, обеспечивают

дисциплину и законность деятельности подчиненных;

- распределяют обязанности между старшими прокурорами и прокурорами

отделов, при необходимости дают им поручения независимо от распределения

обязанностей, осуществляют контроль за их исполнением;

- обеспечивают совместно с управлением кадров подбор кадров, согласовывают

их назначение на должность и перемещение с прокурором субъекта Российской

Федерации, представляют аттестации подчиненных сотрудников, ставят перед

прокурором субъекта Российской Федерации вопросы о поощрении и наказании

сотрудников отдела, принимают меры к созданию надлежащих условий труда и

быта;

- при выполнении обязанностей по надзору за оперативно-розыскной

деятельностью РУОП (за законностью выполнения оперативно-розыскных

мероприятий и принимаемых при этом решений) требуют от органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представления оперативно-

служебных документов, послуживших основанием для проведения этих

мероприятий в случаях поступления в отдел материалов, информации и

обращений граждан о нарушении законов при проведении (с момента начала и до

окончания) оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке

установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и

законности принимаемых при этом решений;

- при выявлении нарушений закона, влекущих уголовную ответственность, для

решения вопросов о привлечении к ответственности или освобождении от нее

лиц, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных

сотрудников органов внутренних дел, а также лиц, оказывающих или

оказывавших содействие на конфиденциальной основе, требуют от органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сведений об их личности,

в том числе и поступившие от них рукописные сообщения, или изымают их в

соответствии с уголовно-процессуальным законом.

- по своей инициативе принимают меры к наиболее полному всестороннему и

объективному производству предварительного следствия по конкретным

уголовным делам, возбужденным по материалам РУОП. Проверяют уголовные дела

этой категории, отменяют незаконные процессуальные решения, дают письменные

указания. Вносят предложения прокурорам (территориальным

специализированным, военным, транспортным, субъектов Российской Федерации)

или отделу по надзору за исполнением законов по борьбе с организованной

преступностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации о производстве

следственных действий, обеспечивают контроль за их исполнением независимо

от территориальной или предметной подследственности, истребуют уголовные

дела, ставят вопросы о передаче их другому следователю или другому органу

расследования;

- принимают решения о возбуждении уголовных дел или об отказе в возбуждении

уголовных дел по своим материалам и материалам РУОП на территории всех

субъектов Федерации, входящих в зону обслуживания регионального управления;

- ставят перед территориальными, специализированными, военными,

транспортными прокурорами, прокурорами субъектов Российской Федерации, а в

случае отказа - перед Главным следственным управлением вопросы об аресте,

продлении сроков следствия и содержания под стражей, о прекращении или

приостановлении расследования. Самостоятельно определяют отнесение

уголовных дел к категории дел об организованной преступности, а в случаях

разногласий с прокурорами согласовывают такие вопросы с Главным

следственным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

- в необходимых случаях лично участвуют в производстве следственных

действий либо по поручению руководства Главного следственного управления

проводят расследования в полном объеме или поддерживают по ним

государственное обвинение, дают предложения о поручении расследования по

наиболее сложным, многоэпизодным делам группе следователей, вносят

предложения о создании следственных групп с включением в них оперативных

работников для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с

привлечением следователей прокуратур субъектов Российской Федерации,

территориальных, специализированных, транспортных и военных прокуратур,

следователей МВД, ФСБ, налоговой полиции России;

- ставят лично перед прокурором субъекта Российской Федерации (там, где

образованы отделы) вопросы о санкционировании неотложных процессуальных

действий по делам РУОП или по делам, принятым к своему производству

(производству отдела) независимо от предметной или территориальной

подследственности, а при необходимости в случае отказа санкционирования -

перед Главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Российской

Федерации;

- проводят оперативные совещания, заслушивают сообщения отчеты и объяснения

работников отделов нижестоящих прокуратур и органов внутренних дел;

- организуют взаимодействие с другими управлениями и отделами в пределах

своей компетенции, а также исполнение и подготовку поручений, вытекающих из

международных обязательств и договоров об оказании правовой помощи по

уголовным делам;

- рассматривают жалобы на подчиненных сотрудников, работников прокуратур,

на действия работников РУОП и следователей по расследуемым делам указанной

категории, за которыми ими установлен надзор;

- организуют ежемесячный сбор сведений о деятельности поднадзорных РУОП,

анализируют и обобщают в целом по территории его обслуживания

статистические и иные данные, характеризующие состояние организованной

преступности, законности деятельности РУОП, прокурорского надзора за

законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, дознанием и

оперативно-розыскной деятельностью всех территориальных подразделений по

борьбе с организованной преступностью (УОП, РООП и т.д.). На этой основе

вносят прокурорам (территориальным, специализированным, военным,

транспортным, субъектов Российской Федерации) и в Генеральную прокуратуру

Российской Федерации предложения по укреплению законности и повышению

эффективности работы в пределах своей компетенции самостоятельно принимают

меры по устранению нарушений законности, регулярно отчитываются о

результатах работы перед руководством Главного следственного управления

Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

- дают заключения по ходатайствам РУОП о санкционировании оперативно-

розыскных мероприятий в случаях, предусмотренных законом;

- осуществляют контроль за исполнением приказов и указаний Генерального

прокурора Российской Федерации, решений коллегий и оперативных совещаний

Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта

Российской Федерации (в которых отделы образованы) по вопросам надзора за

дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, за законностью рассмотрения

заявлений, сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

8.2. Старшие прокуроры, прокуроры отделов:

- назначаются по представлению начальников отделов прокурорами субъектов

Российской Федерации из числа наиболее профессионально подготовленных

работников;

- в соответствии с распределением обязанностей проверяют законность

выполнения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений;

- проверяют законность рассмотрения РУОП заявлений и сообщений о

совершенных и готовящихся преступлениях, порядок регистрации и учета

преступлений, проверяют законность доставления в РУОП, задержания

работниками РУОП граждан;

- принимают меры по устранению нарушений законности самостоятельно или

через соответствующих прокуроров;

- рассматривают ходатайства РУОП о санкционировании оперативно-розыскных

мероприятий и процессуальных действий, дают предварительные заключения об

их законности, проверяют законность их проведения;

- готовят заключения о законности и обоснованности процессуальных решений

по материалам РУОП. По поручению начальников отделов устанавливают надзор

за расследованием уголовных дел, возбужденных по материалам РУОП, вносят

предложения об отмене незаконных решений о возбуждении уголовных дел, о

направлении расследования, прекращении, приостановлении, производстве

процессуальных и оперативно-розыскных действий, о передаче дел в

производство в другой орган или другому следователю;

- по поручениям начальников отделов принимают к своему производству

уголовные дела, расследуют их в полном объеме или поддерживают по ним

государственное обвинение;

- рассматривают заявления, сообщения и жалобы граждан на действия

работников РУОП и на действия следователей, ведущих расследование уголовных

дел, за которыми установлен надзор, принимают в установленном порядке

граждан и представителей организаций;

- ведут учет выполняемой работы, представляют начальникам отделов отчеты по

установленной форме;

- осуществляют сбор сведений, накопление и анализ информации о результатах

деятельности РУОП, разрабатывают мероприятия по повышению ее эффективности,

совершенствованию организации надзора, устранению нарушений законности;

- по делам, за которыми осуществляется надзор, рассматривают постановления

следователей о применении ареста в качестве меры пресечения, продлении

сроков следствия и содержания под стражей и дают по ним заключения;

- участвуют в судебных проверках законности и обоснованности арестов или

продления сроков содержания обвиняемых под стражей.

9. Делопроизводство отделов осуществляется работниками особой и общей части

соответствующих прокуратур субъектов Федерации.

Начальник управления по надзору

за следствием, дознанием и

оперативно-розыскной деятельностью

в органах внутренних дел

государственный советник юстиции 2 класса

П.В.Вилков

Заместитель Генерального прокурора

Российской Федерации

государственный советник юстиции

1 класса М.Б.Катышев

Приложение 2

Документ, представленный в приложении, уникален тем, что неуклонно

выполняется. Такова оценка правительством Москвы результатов деятельности

РУОП.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

5 августа 1997 г. N 578

О ВЫДЕЛЕНИИ В 1997 Г. МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ ДЛЯ БЕСПЛАТНОГО

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКАМ РУОП ПО Г. МОСКВЕ

С целью оказания помощи Региональному управлению по

организованной преступности (РУОП) по г. Москве, которое является одним

из ведущих подразделений органов внутренних дел Российской Федерации и

обеспечивает в условиях сложной криминогенной ситуации правопорядок в

столице, в решении жилищных вопросов своих сотрудников

Правительство Москвы постановляет:

1. Комитету муниципального жилья выделить в 1997 году РУОП по г.

Москве 0,5 тыс. кв. м общей площади из муниципального жилищного фонда

для бесплатного предоставления сотрудникам, нуждающимся в улучшении

жилищных условий и принятым на учет по месту работы установленным

порядком.

2. Контроль за выполнением данного постановления возложить на

первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.

И.о. Премьера Правительства Москвы

Б.В. Никольский

Список литературы.

1. Материалы пресс-центра РУОП г.Москва, 1999 г.

2. Журнал «Профиль» 1998-1999 гг.

3. Материалы пресс-центра ГУВД г.Москва, 1998 г.

4. Постановление Правительства РФ от 29.11.92 г. № 914-63 «Об

организационных мерах по обеспечению борьбы с организованной

преступностью».

5. Указ Президента РФ от 8.10.92 г. № 1189 «О мерах по защите прав граждан,

охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью».

6. Бюллетень мэрии г.Москва за I-IV квартал 1997 г.

7. Уголовный кодекс РФ.

-----------------------

[1] «Сфера интересов РУОП, по большому счету, ограничена всего шестью

составами преступлений - это бандитизм, вопросы квалификационного

вымогательства, там, где фигурируют солидные суммы денег и где жестоко

обходятся с потерпевшим, это также похищение людей, захват заложников,

оружейный бизнес и торговля взрывчатыми веществами. И кроме того,

преступления, которые имеют большой общественный резонанс» - из интрерьвь

В.Рушайло «Ъ» №34,1995г.

[2] С приходом Сергея Степашина в МВД начались серьезные кадровые

перестановки. Согласно указам президента, подписанным 9 мая 1998, сразу

несколько высших милицейских чинов получили новые назначения. Замминистра

В.Рушайло был назначен руководить Главным управлением по организованной

преступности.

[3] См. Приложение 2

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.