бесплатно рефераты
 

Лекция: Курс лекций по административному праву

IV. Права

I. Понятие компетенции

Цель – значение или задача, цель конкретизируется в задачах, задачи

выполняются на практике посредством функций, для осуществления функций

создается система (структура), структура определяет компетенцию.

Компетенция – совокупность обязанностей и прав, вытекающих из задач.

Обязанности – это мера должного поведения

Право – это мера возможного поведения

Компетенция – это важнейший элемент правового положения гос. органа.

Правовое положение гос. органа – совокупность взаимных прав и

обязанностей, юридически значимых характеристик, определяющих место и роль это

органа в системе механизма государства.

Исходной базой для определения правового положения гос. органа является

правосубъектность. Содержание правосубъектности входит в состав существующих

правоотношений.

Правовое положение ó Правовой статус ó Правосубъектность

В статусе выделяются следующие элементы:

1. Цель (назначение)

Конечное намерение достичь чего – либо; идеальный результат деятельности;

глобальная задача.

2. Задача

То, что требует исполнения решения

3. Функции

Работа, производимая органами; направление деятельности

4. Компетенция

Это сугубо юридическая категория, важнейший элемент гос. органа, полномочия,

права гос. органа.

5. Принципы организации и деятельности

Это правовая категория, это правило, которое не терпит исключений

6. Виды контроля и надзора

7. Формы и методы координации и взаимодействия

8. Система и структура

II. Факторы, влияющие на компетенцию.

Факторы, влияющие на компетенцию – это совокупность причин и условий,

определяющих направления движения к какой – либо цели.

Виды:

1. Внутренние и внешние:

- политические

- экономические

- социальные

2. Субъективные и объективные

Предмет ведения гос. органа – сфера деятельности органа (цели, задачи, функции)

III. Обязанности и права ФСБ РФ

Обязанности:

В сфере КРД и РД:

1. выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность

специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных

лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

2. добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности

Российской Федерации, повышения ее экономического, научно - технического и

оборонного потенциала;

3. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах

Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних

войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войсках

Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте

Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках

гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их

органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах

налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации,

таможенных органах Российской Федерации;

4. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного

комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных

городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также

безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных

разработок;

5. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов

государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской

Федерации;

6. проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской

Федерации мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан

Российской Федерации за ее пределами;

7. осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с

Пограничными войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраны

Государственной границы Российской Федерации;

8. обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность

представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;

9. участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими

государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории

Российской Федерации общественно - политических, религиозных и иных массовых

мероприятий;

В сфере административной деятельности:

1. информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства

Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной

власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации

об угрозах безопасности Российской Федерации;

2. участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих

государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности

сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах,

воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях

независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры,

связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

3. осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и

радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории

Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств,

работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также

радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в

противоправных целях;

4. участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в

решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и

выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее

пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без

гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без

гражданства на территории Российской Федерации;

5. поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы

безопасности;

6. осуществлять подготовку кадров для органов федеральной службы

безопасности, их переподготовку и повышение их квалификации.

В уголовно – правовой сфере:

1. выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и

предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской

Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; осуществлять

розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их

совершении;

2. выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;

3. разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными

органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и

наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных

формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений,

ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя

Российской Федерации;

Права

В сфере КРД и РД:

1. устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с

лицами, давшими на то согласие;

2. осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных

государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на

нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные

группы;

3. осуществлять внешние сношения со специальными службами и

правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на

взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными

средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и

порядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасности

Российской Федерации; заключать в установленном порядке и пределах своих

полномочий международные договоры Российской Федерации;

4. направлять официальных представителей органов федеральной службы

безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными

службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения

эффективности борьбы с преступлениями международного характера;

5. осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по

предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных

государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических

средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям,

составляющим государственную тайну;

В сфере административной деятельности:

1. осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы

безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при

обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях

государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от

форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации,

находящихся за ее пределами);

2. использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие

государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных

случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также

общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;

3. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства,

принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм

собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением

транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации

освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений,

преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в

их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи,

в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По

требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы

безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо

причиненный ущерб; (в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 226-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции)

4. беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения,

на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения

предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в

случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или

совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому

отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной

службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в

совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под

угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и

иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности

уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;

5. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их

личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении

преступления;

6. осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения,

связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые

территории особорежимных объектов, закрытых административно - территориальных

образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц

документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения,

осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;

7. вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и

организаций независимо от форм собственности, а также в общественные

объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и

условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации,

совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым

отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной

службы безопасности;

8. получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений

и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для

выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности

обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен

специальный порядок получения информации;

9. создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке

предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для

выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы

безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;

10. создавать подразделения специального назначения для выполнения

обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;

11. проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

12. разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасности хранение и

ношение табельного оружия и специальных средств;

13. использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной

службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений

и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий,

учреждений и организаций;

14. проводить научные исследования проблем безопасности Российской Федерации;

15. оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо

от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;

16. осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку

кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности

предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если

это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы

безопасности.

В сфере уголовно – процессуальной сфере:

1. осуществлять оперативно - розыскные мероприятия по выявлению,

предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической

деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота

оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и

предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской

Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по

выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных

вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных

объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного

строя Российской Федерации;

2. осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о

преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению

органов федеральной службы безопасности; иметь и использовать в соответствии

с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы;

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

БЕЗОПАСНОСТИ.

Административное воздействие – осуществление органами исполнительной

власти системы юридически значимых действий в связи с реализацией ими прав и

обязанностей.

Виды воздействия:

- убеждение

- принуждение

Методики:

- экономические

- административные

Меры административного воздействия – это принудительные меры, применяемые

уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим

и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения

установленных законом или иным НПА правил и норм в различных сферах, в т.ч. в

области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм

собственности, обеспечения общественного порядка, государственно-финансовой

(налоговой) дисциплины, охраны окружающей среды и экономической безопасности и

т.д.

Особенности применения ОФСБ мер административного воздействия.

1. Все меры предусмотрены актами ФОИВ.

2.Применяются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.

3.Направлено на неподчинённые им объекты.

4. Носят властный, активный характер.

5. Применяется вопреки воли объекта и вызывает неблагоприятные для них

последствия.

Применение мер административного воздействия строго регламентируется законами.

ОФСБ применяют меры административного воздействия в целях предупреждения и

пресечения административных проступков.

Административное воздействие – применение ОФСБ в процессе

исполнительно-распорядительной деятельности, предусмотренных законом методов

государственного управления обеспечивающих соблюдение установленных в целях

обеспечения государственной безопасности правопорядка.

В основе административного воздействия лежат общие методы государственного

управления:

1. Убеждение. Является главным методом управления, выступает как

средство профилактики:

- разъяснение

- обоснование

- обсуждение

- внушение

- поощрение

- показ положительных примеров

Убеждение ОФСБ – это воздействие на сознание и поведение участников

отношений, возникающих а сфере обеспечения безопасности в целях формирования

у них внутренней потребности соблюдать законы, воспитания

дисциплинированности и организованности.

2. Принуждение. Применяются ОФСБ на основе НПА.

Виды принуждения:

1. Меры предупреждения

2. Меры пресечения

3. Иные меры

1. Меры предупреждения ОФСБ :

- отказ в выдачи отдельным лицам к секретным работам и документам

- прекращение, аннулирование согласия на допуск

- приостановление или аннулирование лицензии на работу с секретными документами

- заключение о нежелательности выезда отдельных граждан или въезда

иностранных граждан на территорию РФ

- закрытие въезда в РФ отдельных иностранных граждан или лиц без гражданства

Основания препятствующие допуску гражданина к государственной тайне

-признание лица недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным

рецидивистом

- нахождение лица под судом или следствием

- наличие у лица медицинские противопоказания на работу с государственной тайной

- постоянное проживание лица или его близких родственников заграницей или

оформление документов этих лиц на выезд

- выявление противоправных действий лица, создающих угрозу государственной

безопасности

- уклонение от проверочных мероприятий и сообщение о себе заведомо ложных

сведений

Решение о допуске к секретным сведениям принимает руководитель предприятия,

учреждения в индивидуальном порядке.

Прекращение допуска лица к государственной тайне (принимает решение

руководитель предприятия, организации, учреждения) :

- расторжение с лицом трудового договора или контракта

- наличие обстоятельств, предусмотренных ст.12 закона «О государственной тайне»

- однократное нарушение прав и обязанностей

Основания для отказа в выдаче лицензии предприятиями на осуществление

деятельности, связанной с государственной тайной :

- наличие документов

- отрицательное заключение экспертизы, проводимой ОФСБ

- отрицательное заключение государственной аттестации руководителем

предприятия

Меры пресечения, принимаемые ОФСБ осуществляется в целях:

- предотвращение противоправных действий, направленные на нанесение

ущерба безопасности РФ

Административное задержание

- предусмотренное законом принудительное кратковременное ограничение

свободы лиц, совершивших административное правонарушение, противоречащее

интересам государственной безопасности

Ст. 239 КоАП предусматривает основания административного задержания

- установление личности лица

- составление протокола об административном правонарушении

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.