| |||||
МЕНЮ
| Лекция: Курс лекций по административному правуIV. Права I. Понятие компетенции Цель – значение или задача, цель конкретизируется в задачах, задачи выполняются на практике посредством функций, для осуществления функций создается система (структура), структура определяет компетенцию. Компетенция – совокупность обязанностей и прав, вытекающих из задач. Обязанности – это мера должного поведения Право – это мера возможного поведения Компетенция – это важнейший элемент правового положения гос. органа. Правовое положение гос. органа – совокупность взаимных прав и обязанностей, юридически значимых характеристик, определяющих место и роль это органа в системе механизма государства. Исходной базой для определения правового положения гос. органа является правосубъектность. Содержание правосубъектности входит в состав существующих правоотношений. Правовое положение ó Правовой статус ó Правосубъектность В статусе выделяются следующие элементы: 1. Цель (назначение) Конечное намерение достичь чего – либо; идеальный результат деятельности; глобальная задача. 2. Задача То, что требует исполнения решения 3. Функции Работа, производимая органами; направление деятельности 4. Компетенция Это сугубо юридическая категория, важнейший элемент гос. органа, полномочия, права гос. органа. 5. Принципы организации и деятельности Это правовая категория, это правило, которое не терпит исключений 6. Виды контроля и надзора 7. Формы и методы координации и взаимодействия 8. Система и структура II. Факторы, влияющие на компетенцию. Факторы, влияющие на компетенцию – это совокупность причин и условий, определяющих направления движения к какой – либо цели. Виды: 1. Внутренние и внешние: - политические - экономические - социальные 2. Субъективные и объективные Предмет ведения гос. органа – сфера деятельности органа (цели, задачи, функции)
III. Обязанности и права ФСБ РФОбязанности:В сфере КРД и РД: 1. выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; 2. добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно - технического и оборонного потенциала; 3. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации; 4. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок; 5. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 6. проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами; 7. осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраны Государственной границы Российской Федерации; 8. обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации; 9. участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно - политических, религиозных и иных массовых мероприятий; В сфере административной деятельности: 1. информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации; 2. участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну; 3. осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях; 4. участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации; 5. поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности; 6. осуществлять подготовку кадров для органов федеральной службы безопасности, их переподготовку и повышение их квалификации. В уголовно – правовой сфере: 1. выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении; 2. выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма; 3. разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; Права В сфере КРД и РД: 1. устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; 2. осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы; 3. осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации; 4. направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера; 5. осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну; В сфере административной деятельности: 1. осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами); 2. использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации; 3. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб; (в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 226-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4. беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов; 5. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления; 6. осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно - территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов; 7. вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; 8. получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен специальный порядок получения информации; 9. создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов; 10. создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности; 11. проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования; 12. разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств; 13. использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций; 14. проводить научные исследования проблем безопасности Российской Федерации; 15. оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны; 16. осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности. В сфере уголовно – процессуальной сфере: 1. осуществлять оперативно - розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; 2. осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы; МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ. Административное воздействие – осуществление органами исполнительной власти системы юридически значимых действий в связи с реализацией ими прав и обязанностей. Виды воздействия: - убеждение - принуждение Методики: - экономические - административные Меры административного воздействия – это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным НПА правил и норм в различных сферах, в т.ч. в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственно-финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей среды и экономической безопасности и т.д. Особенности применения ОФСБ мер административного воздействия. 1. Все меры предусмотрены актами ФОИВ. 2.Применяются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности. 3.Направлено на неподчинённые им объекты. 4. Носят властный, активный характер. 5. Применяется вопреки воли объекта и вызывает неблагоприятные для них последствия. Применение мер административного воздействия строго регламентируется законами. ОФСБ применяют меры административного воздействия в целях предупреждения и пресечения административных проступков. Административное воздействие – применение ОФСБ в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, предусмотренных законом методов государственного управления обеспечивающих соблюдение установленных в целях обеспечения государственной безопасности правопорядка. В основе административного воздействия лежат общие методы государственного управления: 1. Убеждение. Является главным методом управления, выступает как средство профилактики: - разъяснение - обоснование - обсуждение - внушение - поощрение - показ положительных примеров Убеждение ОФСБ – это воздействие на сознание и поведение участников отношений, возникающих а сфере обеспечения безопасности в целях формирования у них внутренней потребности соблюдать законы, воспитания дисциплинированности и организованности. 2. Принуждение. Применяются ОФСБ на основе НПА. Виды принуждения: 1. Меры предупреждения 2. Меры пресечения 3. Иные меры 1. Меры предупреждения ОФСБ : - отказ в выдачи отдельным лицам к секретным работам и документам - прекращение, аннулирование согласия на допуск - приостановление или аннулирование лицензии на работу с секретными документами - заключение о нежелательности выезда отдельных граждан или въезда иностранных граждан на территорию РФ - закрытие въезда в РФ отдельных иностранных граждан или лиц без гражданства Основания препятствующие допуску гражданина к государственной тайне -признание лица недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом - нахождение лица под судом или следствием - наличие у лица медицинские противопоказания на работу с государственной тайной - постоянное проживание лица или его близких родственников заграницей или оформление документов этих лиц на выезд - выявление противоправных действий лица, создающих угрозу государственной безопасности - уклонение от проверочных мероприятий и сообщение о себе заведомо ложных сведений Решение о допуске к секретным сведениям принимает руководитель предприятия, учреждения в индивидуальном порядке. Прекращение допуска лица к государственной тайне (принимает решение руководитель предприятия, организации, учреждения) : - расторжение с лицом трудового договора или контракта - наличие обстоятельств, предусмотренных ст.12 закона «О государственной тайне» - однократное нарушение прав и обязанностей Основания для отказа в выдаче лицензии предприятиями на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной : - наличие документов - отрицательное заключение экспертизы, проводимой ОФСБ - отрицательное заключение государственной аттестации руководителем предприятия Меры пресечения, принимаемые ОФСБ осуществляется в целях: - предотвращение противоправных действий, направленные на нанесение ущерба безопасности РФ
Административное задержание- предусмотренное законом принудительное кратковременное ограничение свободы лиц, совершивших административное правонарушение, противоречащее интересам государственной безопасности Ст. 239 КоАП предусматривает основания административного задержания - установление личности лица - составление протокола об административном правонарушении |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|