бесплатно рефераты
 

Курсовая: Взаимодействие органов внутренних дел с негосударственными формированиями охраны общественного порядка

Курсовая: Взаимодействие органов внутренних дел с негосударственными формированиями охраны общественного порядка

ЗАМЕЧАНИЯ

Тема: « Взаимодействие органов внутренних дел с негосударственными

формированиями охраны общественного порядка»

ПЛАН

1. Введение.

2. Организационно-правовые формы участия граждан в обеспечении правопорядка:

- общественные формирования;

- добровольные народные дружины;

- товарищеские суды;

- общественные пункты охраны порядка;

- внештатные сотрудники милиции.

3. Взаимодействие органов внутренних дел с трудовыми коллективами,

населением и средствами массовой информации в обеспечении правопорядка.

4. Заключение.

5. Литература.

ВВЕДЕНИЕ

«Административная деятельность органов внутренних дел» представляет собой

одну из специальных дисциплин, изучаемых в вузах МВД России юридического

профиля. В курсе изучаются содержание и особенности управления внутренними

делами государства, сущность общественного порядка и общественной

безопасности в сфере важнейших объектов управления внутренних дел, содержание

и принципы административной деятельности органов внутренних дел, её задачи,

организация, направления деятельности, субъекты, формы и методы осуществления

административной деятельности, а также складывающиеся в её сфере общественные

отношения и регулирующие эту деятельность нормы административного права.

Курсовая работа посвящена административной деятельности органов внутренних

дел, её задачам, формам и методам работы с гражданами участвующих в

обеспечении правопорядка, способам обеспечения законности этой деятельности,

субъектам административной деятельности и их правовым статусом.

При подготовке курсовой работы использовались законы, указы, постановления

Правительства Российской Федерации по вопросам законности и правопорядка в

стране, «Собрание законодательства РФ 1995 г.», Закон Российской Федерации от

11 марта 1992 года « О частной детективной и охранной деятельности в

Российской Федерации», а также приказы МВД России: Приказ МВД России от 20

ноября 1992 г. № 420.

При подготовке курсовой работы использовалась также имеющаяся научная и

учебная литература по административной деятельности органов внутренних дел.

Вопросы курсовой работы рассмотрены с учётом прогрессивных форм и методов

практической деятельности органов внутренних дел в современных условиях.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности,

соблюдение законности и укрепление правопорядка в стране немыслимы без

участия в этом деле граждан. Опора на поддержку граждан и общественных

объединений – одно из непременных условий эффективной деятельности

правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений,

устранению порождающих их причин.

Граждане содействуют правоохранительным органам, в том числе и органам

внутренних дел, в охране общественного порядка и обеспечении общественной

безопасности как индивидуально – на добровольной основе, так и через

общественные объединения.

Согласно ст.5 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. «Об общественных

объединениях» последние могут создаваться в следующих организационно-правовых

формах: общественные организации, общественные движения, общественные фонды,

общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.

Общественные объединения в соответствии со своими уставами преследуют

социальные, политические, культурные, воспитательные и иные общественно

полезные цели. Органы государства оказывают поддержку общественным

объединениям в их социально полезной деятельности. Вместе с тем общественные

объединения участвуют в реализации задач и функций органов государственной

власти. Многие общественные объединения осуществляют воспитательную работу,

организуют культурный досуг своих членов, ведут борьбу с детской

безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, непосредственно

участвуют в обеспечении правопорядка.

Большую помощь органам государственной власти и местного самоуправления в

обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности, в

профилактике правонарушений и борьбе с преступностью оказывают органы

общественной самодеятельности.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства

общественное объединение, целью которого является совместное решение

различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,

работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного

круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией

программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан,

заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе

самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей.

Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов

или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной

самодеятельности он приобретает права и принимает на себя обязанности

юридического лица в соответствии с уставом.

Организационными формами органов общественной самодеятельности являются

советы и комитеты микрорайонов, жилых комплексов, домовые, уличные,

квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, собрания, сходы

граждан, иные формы непосредственной демократии. Воспитательную работу среди

молодёжи проводят советы содействия семье и школе, родительские комитеты,

советы ветеранов войны и труда, общественные воспитатели несовершеннолетних и

др. Эти формирования состоят из представителей общественных объединений и

граждан.

Компетенция органов общественной самодеятельности и других общественных

формирований определяется Федеральным законом от 12 августа 1995 года «Об

общественных принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации», другими законами, соответствующими уставами об общественных

формированиях.

Деятельность ряда общественных объединений непосредственно связана с

профилактикой правонарушений, охраной правопорядка. Так, общественные

воспитатели несовершеннолетних оказывают помощь родителям или лицам, их

заменяющим, в воспитании несовершеннолетних, педагогическими коллективами,

администрацией предприятий и учреждений по месту работы несовершеннолетнего,

с органами внутренних дел (милицией), с общественными организациями по месту

учёбы или жительства несовершеннолетнего, с врачами и другими специалистами.

Функции по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и

юридическим лицам по защите прав и законных интересов клиентов осуществляет

лица (организации), занимающиеся частной детективной и охранной

деятельностью. Органы внутренних дел выдают лицензии (разрешения) на занятия

этой деятельностью и осуществляет за ней контроль. Предприятиям,

осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется

право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в

том числе на договорной основе. Охранно-сыскные организации привлекаются,

прежде всего, для поддержания правопорядка на улицах и в других общественных

местах, а также используются при проведении целевых оперативно-розыскных

мероприятий по борьбе с угонами автотранспортных средств, хищения имущества.

В некоторых республиках, краях и областях образованы и действуют

координационные советы (центры) социально-профилактической направленности. В

их состав входят председатели советов войны и труда, товарищеских судов,

представители предприятий, учреждений и организаций, сотрудники

правоохранительных органов. Эти центры решают задачи по предупреждению

правонарушений, проводят воспитательную работу с несовершеннолетними,

оказывают иную помощь органам внутренних дел. Финансовое и материально-

техническое обеспечение социально-профилактических центров осуществляется за

счёт средств местного бюджета.

Общественные формирования

Общественные формирования, непосредственно участвующие в охране общественного

порядка и обеспечении общественной безопасности. Важная роль в охране

общественного порядка, в обеспечении общественной безопасности и борьбе с

преступностью, а также иными правонарушениями принадлежит специальным

общественным формированиям: добровольным народным дружинам по охране

общественного порядка; товарищеским судам; общественным пунктам охраны

правопорядка; внештатным сотрудникам милиции и др.

Добровольные народные дружины

Добровольные народные дружины по охране общественного порядка (ДНД)

создаются в районах, городах и других населённых пунктах. Порядок образования и

деятельности добровольных народных дружин, их задачи, обязанности и права,

материально-техническое обеспечение, а также руководство определяются

соответствующими положениями о ДНД1.

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные

объединения и должностные лица оказывают всемерное содействие и помощь

дружинам. Во время проведения органами внутренних дел и ДНД совместных

мероприятий по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений

оперативное руководство работой дружинников осуществляют соответствующие

должностные лица органов внутренних дел.

ДНД участвуют в охране общественного порядка на улицах, площадях, в парках и

других общественных местах: оказывают содействие органам внутренних дел,

прокуратуре, судам и юстиции в их деятельности по укреплению общественного

порядка: принимают участие в борьбе с хулиганством, пьянством, хищениями

собственности и другими правонарушениями: участвуют в проведении

воспитательной работы в трудовых коллективах и среди населения по соблюдению

существующих правил общежития и предупреждению антиобщественных поступков:

участвуют в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями

несовершеннолетних; участвуют в обеспечении безопасности движения транспорта

и пешеходов и в предупреждении дорожно-транспортных происшествий; принимают

меры по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавших от несчастных случаев

или правонарушений, а также находящихся в общественных местах в беспомощном

состоянии; участвуют в спасении людей, имущества и поддержании общественного

порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах;

участвуют в проведении мероприятий по охране и защите природных богатств,

борьбе с нарушениями правил охоты и рыболовства и др.

В целях обеспечения выполнения указанных обязанностей народным дружинникам

предоставлены соответствующие права. Дружинники имеют право требовать от

граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения

правонарушений; требовать от нарушителей предъявления документа,

удостоверяющего личность; составлять в отсутствии работников милиции или иных

уполномоченных лиц протокол в случаях злостного нарушения общественного

порядка или причинением правонарушением имущественного или иного ущерба

гражданину или организации с последующей передачей протокола начальнику штаба

(командиру) дружины; доставлять в милицию или в штаб ДНД лиц, совершивших

правонарушения, либо в целях пресечения правонарушений, а также для

установления личности нарушителя и составления протокола, если нет

возможности составить его на месте нарушения; при этом нахождение

доставленного лица в штабе ДНД не может продолжаться более одного часа;

изымать орудия совершения правонарушения и незамедлительно передавать их в

милицию. Дружинники наделены и другими правами, предусмотренными действующим

законодательством.

Противодействие законной деятельности народных дружинников, посягательство на

жизнь, здоровье и достоинство дружинников в связи с их деятельностью по

охране общественного порядка влекут за собой ответственность согласно закону.

Основными формами и методами работы ДНД являются: патрулирование и

выставление постов на улицах, площадях, парках и в других общественных

местах; проведение рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших;

проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, допускающими

правонарушения, установление шефства дружинников над такими лицами;

разъяснени6е гражданам законодательства и правил общежития; оформление

материалов на правонарушителей и направление их в соответствующие органы

государства и общественные организации: выпуск сатирических плакатов и

фотовитрин, использование средств печати, радио и телевидения в целях

профилактики правонарушений и воздействия на нарушителей; обсуждение

поведения нарушителей на заседаниях штаба ДНД.

Положения о ДНД предусматривают создание специализированных народных дружин

или специализированных групп в составе дружин в целях лучшей организации

работы по борьбе с отдельными видами правонарушений. Такие дружины, отряды,

группы могут создаваться для имущественной безопасности граждан, сохранности

собственности юридических лиц; безопасности дорожного движения и т.д.

Специализация дружинников способствует более эффективной работе по

предупреждению и пресечению правонарушений.

Так, например, для обеспечения безопасности граждан в особых условиях (при

осложнении оперативной обстановки в связи с ростом преступности и

правонарушений, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах),

обеспечения общественного порядка на массовых мероприятиях, а также для

выполнения специальных задач по охране правопорядка по решению соответствующих

штабов дружин могут согласно Временному положению о Московской городской

дружине создаваться оперативные отряды2.

Руководство деятельностью дружины осуществляет штаб и командир дружины,

назначаемый на должность и освобождаемый от должности штабом народной дружины

по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти. Актами

органов государственной власти предусматривается и иной порядок назначения

руководителя дружины. Так, начальник Московского городского штаба народной

дружины назначается на должность и освобождается от неё решением

правительства Москвы. Командиры дружин региональных муниципальных округов

(территориальных управлений), а также народных дружин предприятий,

учреждений, организаций и органов общественного самоуправления назначаются на

должность и освобождаются от неё Московским городским штабом народной дружины

по представлению штаба народной дружины административного округа и по

согласованию с префектурой округа.

Для осуществления повседневной работы по управлению народными дружинами и

организации их взаимодействия с правоохранительными и другими

государственными органами могут вводиться штатные должности работников

аппарата управления в штабах дружин. Схему должностных окладов, объем, и

источники финансирования аппарата управления дружины определяют органы

исполнительной власти.

Исполнение обязанностей и отдельных функций работников аппарата управления

штабов народных дружин может осуществляться дружинниками на общественных

началах, на договорной или возмездной основе.

В последние годы получили распространение и такие организационные формы

непосредственного участия граждан в охране общественного порядка, как

ассоциации добровольных дружин, казачьи дружины, отряды содействия милиции,

объединения граждан по охране домов, садоводческих товариществ, стоянок

автотранспорта и др.

Товарищеские суды

Товарищеские суды. Это выборные органы общественной самодеятельности,

призванные активно содействовать воспитанию граждан в духе добросовестного

отношения к труду, бережного отношения к имуществу, соблюдения правил

общежития, развития у них чувства товарищеской взаимопомощи, уважения,

достоинства и чести людей. Главное в работе товарищеских судов – предупреждение

правонарушений, воспитание граждан путём убеждения и общественного воздействия,

создание обстановки нетерпимости к антиобщественным поступкам. Порядок

организации и деятельности товарищеских судов определён специальным положением

о них.

Товарищеские суды создаются на предприятиях, в учреждениях, организациях,

высших и средних учебных заведениях, домах, обслуживаемых жилищно-

эксплутационными конторами, дирекциями эксплуатации зданий, домоуправлениями,

а также в сельских населённых пунктах и посёлках. Состав товарищеского суда

избирается открытым голосованием на общих собраниях трудовых коллективов и

собраниях (сходах) граждан по месту жительства сроком на два года.

Товарищеские суды рассматривают дела:

об употреблении спиртных напитков на улицах, во дворах и подъездах, на

стадионах, во всех видах общественного транспорта и в других общественных

местах кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа

спиртных напитков в разлив разрешена;

о появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое

достоинство и общественную нравственность;

об употреблении спиртных напитков на производстве или о пребывании на работе

в нетрезвом состоянии; об участии мастеров, начальников участков и других

руководителей в употреблении спиртных напитков с подчинёнными на производстве

или о непринятии мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом

состоянии, либо о сокрытии случаев употребления спиртных напитков или

появления на работе в нетрезвом состоянии подчинённых им работников; о мелком

хулиганстве. Мелком хищении государственного или коллективного имущества; о

совершенных впервые мелкой кражи малоценных предметов потребления и быта,

находящихся в личной собственности граждан, в случае, когда виновный и

потерпевший являются членами одного коллектива; об оскорбления, клевете,

побоях и легких телесных повреждениях, не повлекших расстройства здоровья,

если эти деяния совершены впервые; о сквернословии; о невыполнении или

ненадлежащем выполнении родителями, опекунами или попечителями обязанностей

по воспитанию детей; о недостойном отношении к родителям; о недостойном

поведении в семье; о недостойном отношении к женщине; о порче жилых и нежилых

помещений и коммунального оборудования; о несоблюдении правил противопожарной

безопасности; о нарушении правил внутреннего распорядка в квартирах и

общежитиях, о спорах жильцов по использованию подсобных помещений, домовых

служб, оплате коммунальных услуг, оплате расходов по текущему ремонту мест

общего пользования; о порядке пользования строениями, составляющими общую

собственность двух или нескольких граждан; о разделе имущества между

супругами при согласии спорящих сторон на рассмотрение дела в товарищеском

суде; о порче деревьев и других зелёных насаждений; о взыскании ущерба,

причинённого мелкими лесонарушениями; об имущественных спорах между

гражданами на небольшую сумму при согласии участников спора на рассмотрение

дела в товарищеском суде; о других административных правонарушениях, если

органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об

административных правонарушениях, сочтут необходимым передать материалы на

рассмотрение товарищеского суда для применения к правонарушителю мер

общественного воздействия.

Кроме того, товарищеский суд может рассматривать дела о нарушениях трудовой

дисциплины и о других правонарушениях.

Товарищеский суд может рассматривать также дела о впервые совершенных

преступных деяниях, если они не представляют большой общественной опасности,

и органы внутренних дел, прокуратура или суд в соответствии с действующим

законодательством передадут материалы такого дела на рассмотрение

товарищеского суда.

Товарищеский суд может применить к виновному следующие меры воздействия:

обязать принести публичное извинение потерпевшему или коллективу; объявить

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.