бесплатно рефераты
 

Курсовая: Исполнительная власть в РФ

взятых. Реализация административной власти требует большого числа

профессионалов и рациональной организации их труда. Основная фигура в

администрации — чиновник.

Административная власть — власть чиновников. Как соотносятся близкие по

содержанию понятия «административная власть» и «исполнительная власть».

Исполнительная власть — это административная власть в условиях правового

государства, демократически организованного общества.

Мировой опыт свидетельствует о том, что административная власть всегда стремится

к расширению своего влияния, своих полномочий, своего аппарата, числа

чиновников. Ее бесконтрольность влечет бюрократизацию общества, коррупцию,

административный произвол. Поэтому при последовательной реализации принципа

разделения властей организующая, универсальная, профессиональная иерархическая

административная власть приобретает два новых признака: она становится

подзаконной и подконтрольной.

10. Административная власть выступает как вторичная по отношению к

представительным (законодательным) органам, которые определяют ее структуру,

полномочия ее органов, даже если носители исполнительной власти избираются

непосредственно народом (президент, губернатор и т. д.). Издаваемые ими

властные акты (даже указы Президента) подзаконны, они развивают, уточняют,

детализируют, применяют в конкретной обстановке закон. Действия администрации

не могут противоречить закону, являются его исполнением. Поэтому органы

называют исполнительными, а власть — исполнительной.

Конечно, администрация всегда служила высшей власти, исполняла ее веления,

подчинялась ей. В правовом государстве его администрация подчиняется не

другой власти, а закону. Она исполняет не акты монархов, а законы, то есть

она становится подзаконной.

11. В условиях правового государства значительно изменяются объем и формы

контроля за деятельностью исполнительной власти. Ее подконтрольность

приобретает качественно иной характер. В прошлом ее контролировал монарх и

уполномоченные им чиновники: прокуроры и иные представители высшей власти. Это

был контроль за подчиненными, осуществляемый свыше, чаще всего, контроль одних

чиновников за другими. В правовом государстве исполнительная власть не

подчинена другим властям, она самостоятельна, но ее вправе контролировать все

существующие власти: и парламенты, и суды, и иные органы, не при- надлежащие ни

к одной из трех ветвей государственной власти (прокуратура, счетная палата,

уполномоченный по правам человека и др.). В России огромные контрольные

полномочия принадлежат президентской власти, занимающей особое положение в

российской системе разделения властей.

Уровень подконтрольности государственной администрации резко возрастает в

условиях развитой демократии и ее проявлений: свободы слова, права на

получение информации, многопартийности и др.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение понятия

«исполнительная власть»: исполнительная власть – это вторичная

подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный предметный и

организующий характер, на которую возложена организационно-управленческая,

исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными

органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае

необходимости, самостоятельно осуществлять физические,

организационные и иные меры принуждения в административном порядке

на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного

(текущего) функционирования государства и его аппарата.

II.Функции исполнительной власти (государственной администрации)

Государственную администрацию можно рассматривать и как совокупность

государственных служащих, и как систему органов государственной

исполнительной власти. Они (органы, служащие) осуществляют исполнительно-

распорядительную деятельность, содержанием которой является непосредственная,

повседневная организация выполнения внутренних и внешних функций государства,

стоящих перед ним задач.

Административная деятельность (управление) объективно необходима. В

соответствии с законом разделения труда она делится на более простые,

специальные виды организационной деятельности. Их принято называть функциями

управления (административной деятельности).

Объясняя функциональную природу деятельности исполнительной власти, мы тем

самым раскрываем ее содержание.

В юридической литературе чаще всего функция понимается в двух смыслах:

1. Функция связывается с объектом административного воздействия

(предметный подход). Соответственно различают такие функции государственной

администрации:

а) Обеспечение безопасности личности, общества, государства:

обеспечение обороны;

обеспечение общественного порядка;

осуществление разведки и контрразведки;

обеспечение охраны государственной границы и др.

б) Обеспечение развития экономики, осуществление административно-

хозяйственной деятельности:

руководство промышленностью;

руководство транспортом;

руководство сельским хозяйством;

§ сбор налогов;

содействие развитию предпринимательства;

антимонопольная деятельность и др.

в) Обеспечение реализации социальной политики государства:

организация образования;

организация здравоохранения;

организация научных исследований;

организация социальной защиты и др.

г) Осуществление связей с другими государствами, с международными

организациями (политических, экономических, культурных, научных, спортивных и

т. д.).

2. Функция понимается как один из общих способов организации,

административного воздействия исполнительной власти на подвластных

(инструментальный подход). В литературе такие функции чаще всего

называют общими функциями управления.

Общие функции — это всеобщие, типичные способы информационного

взаимодействия между субъектами и объектами социального управления. Это

устойчивые, относительно самостоятельные, специализированные виды

административной деятельности вообще. Каждая общая функция объективно

необходима. Они отличаются друг от друга непосредственной целью, содержанием,

процедурами осуществления, используемой информацией.

К числу общих функций можно отнести: прогнозирование, планирование,

нормативное регулирование, методическое руководство, работу с кадрами, учет,

контроль и др. Организовывать, осуществлять исполнительную власть — это

значит прогнозировать, планировать, контролировать и т. д. Каждый субъект

административной власти осуществляет несколько или хотя бы одну функцию.

Функциональное разделение труда закрепляется структурно, т. е. создаются

особые звенья, которые занимаются планированием, учетом, контролем и т. д.

Организационная обособленность — важный признак развитой и значительной по

объему функции.

Поскольку общие «беспредметные» функции — это всего лишь научная абстракция,

а в реальной жизни определенные субъекты воздействуют на конкретные объекты

особым образом, то общие функции в реальной жизни конкретизируются,

приобретают специфические черты. Так, существует не контроль вообще, а

финансовый, внутриведомственный контроль, инспектирование и т. д. Особенности

объектов и субъектов, их взаимоотношений, внешней среды серьезно влияют на

административные функции, видоизменяют их, наполняют конкретным содержанием,

обусловливают многообразие форм осуществления.

Отмечая специфику каждой общей функции, ее структурную обособленность,

необходимо подчеркнуть, что в то же время все они являются частями одного

целого. Их объединяет единая конечная цель, единая информационная природа,

организационное единство осуществляющего их субъекта. Каждая часть активно

взаимодействует с целым, а также с другими частями. Административная

деятельность — целостная система, комплекс взаимосвязанных,

взаимообусловленных функций.

Следует различать три группы общих функций:

I. Ориентирования системы:

прогнозирование (предвидение изменений в развитии событий или процессов

на основе имеющейся информации);

§ анализ (обработка и осмысление информации, осуществляемые с целью изучения

объекта управления, а в последствии оказания на него соответствующего

управляющего воздействия);

планирование (определение направлений, целей, задач и возможных

результатов управленческой деятельности);

нормативное регулирование (установление правового режима какой-либо

деятельности и функционирования соответствующих структур);

методическое руководство.

II. Обеспечения системы:

кадровое обеспечение;

материально-техническое обеспечение;

§ финансовое обеспечение;

организационно-структурное обеспечение (создание организаций, их

структурных подразделений, реорганизация системы, распределение,

перераспределение полномочий и т.д.);

информационное обеспечение;

правоприменительное обеспечение.

III. Оперативного руководства системой:

непосредственное регулирование деятельности (на транспорте этим

занимаются диспетчерские службы, в вузах – учебные отделы, в воинских частях –

штабы. Они составляют графики, расписания, производят замены и т.д.);

§ учет (систематический сбор сведений);

§ контроль (проверка фактического положения дел с целью выявления и

устранения отклонений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер к

нарушителям установленного порядка);

оценка (всей работы, отдельных работников; выполнения конкретных

заданий и т. д.) и применения мер воздействия (поощрения, наказания и др.).

Освещая функциональную природу деятельности исполнительной власти, мы

раскрыли ее содержание.

Как было сказано выше, раскрыть содержание деятельности можно двояким образом:

через перечисление объектов воздействия (предметный подход) и через

перечисление способов воздействия (инструментальный подход). При

определении компетенции органов исполнительной власти (государственной и

муниципальной) используются одновременно оба подхода. Например, закрепляются

полномочия по учету, контролю и определяются объекты контроля, учета.

Общие функции конкретизируются (персонифицируются) в функциях отдельных

органов, должностей. Это обстоятельство лежит в основе определения

компетенции структурных единиц.

III. Организационная структура исполнительной власти

3.1. Линейная и функциональная власть

Совместный труд предполагает единство, упорядоченность действий. Гармония

между индивидуальными работами может быть достигнута только в том случае,

если они будут подчинены единой воле.

Подчинение — оборотная сторона власти, они неразрывны. Там, где

осуществляется власть, существует и подчинение. Властным полномочиям, праву

принимать обязательные для исполнения решения корреспондирует обязанность

подчиняться чужой воле, выполнять команды. Реальная власть существует только

там, где имеется реальное подчинение. Иначе она формальна, фиктивна,

декларативна.

По объему различаются два вида подчинения: линейное (его еще

называют прямым, организационным, административным) и функциональное.

Существуют два основных принципа деления административной деятельности, ее

специализации — линейный и функциональный. При реализации

первого все объекты дифференцируются по определенным признакам на автономные

группы, и руководство каждой из них в полном объеме или в основном осуществляет

определенный субъект. В результате возникают системы, базирующиеся на прямом

(организационном, административном) подчинении объектов субъекту, системы типа

«начальник — подчиненный».

Для линейной власти характерно следующее:

1) эта власть широкая по объему, охватывающая многие функции административной

деятельности;

2) она включает в себя право непосредственного распоряжения людьми,

ресурсами, деятельностью и очень часто — дисциплинарную власть;

3) она связана с ответственностью за состояние подчиненного объекта.

Линейный руководитель, как правило, бывает один. Для линейных систем

характерно прямое подчинение; субъект власти вправе принимать нормативные или

индивидуальные акты, давать задания, решать структурные и кадровые вопросы,

распоряжаться материальными и иными ресурсами, непосредственно руководить

деятельностью, осуществлять дисциплинарное принуждение или обладает

несколькими из названных полномочий.

Функциональная подчиненность чаще всего означает, что субъект власти в

рамках конкретной функции вправе осуществлять нормативное, методическое

руководство, контроль, административное принуждение или наделяется хотя бы

одним из названных полномочий. Возникает отношение типа «инспектор —

контролируемый».

Функциональная подчиненность состоит в подчинении по какой-то части

деятельности, в рамках определенной функции. Спектр властных полномочий

субъектов исполнительной власти в подобных случаях довольно узок. Их власть

бывает «положительной», сопряженной с созидательной деятельностью (право

распределять, осуществлять методическое руководство и т. д.) и

юрисдикционной, связанной с нарушениями (право приостанавливать работу,

отстранять от должности, налагать взыскания и т. д.).

Функциональная власть может быть ограничена рамками ведомства (организации)

или иметь межведомственный характер.

Линейное руководство всегда основано на прямом служебном подчинении. Оно

распространяется на подчиненные структурные единицы, линейные системы

базируются на административной подчиненности.

Функциональное руководство осуществляется в отношении функционально

подчиненных при отсутствии организационного подчинения. Функциональные системы

включают в себя не структурально подчиненные элементы, организующие связи между

ними менее разнообразны и интенсивны, чем в линейных.

3.2. Организационная структура государственной администрации

Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации

системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами

[4]. В ней выделяются два компонента— строение, совокупность

элементов и система отношений между ними. Сложные образования характеризуются

полиструктурностью, в них множество структур. И исполнительная власть

одновременно имеет несколько структур: кадровую, территориальную,

функциональную, организационную и др.

Организационная структура — это деление целого на организационно обособленные

единицы и сеть управленческих связей в нем. Организационная структура — форма

разделения и кооперации административной деятельности. Она является формой

закрепления разделения труда по управлению, устойчивой схемой распределения

его задач, функций. Поэтому ее можно рассматривать и как структуру целей,

функций администрации, выражающуюся в дифференциации ее на части и в системе

организационных связей в ней.

На структуру аппарата влияют многие объективные и субъективные факторы.

Важнейшим среди них является содержание деятельности, то есть комплекс

функций административной деятельности.

Функции, их номенклатура, объем, значимость, взаимосвязь - вот что в первую

очередь детерминирует структуру аппарата. Необходимо учитывать наличие

двусторонней связи структуры и функции: вновь возникшая функция может бьггь

выполнена как путем создания новых структурных единиц, так и путем

использования возможностей, ранее существовавших. Но развитая функция требует

структурного обособления. С другой стороны, функция не меняется автоматически

вслед за изменением структуры аппарата, одну и ту же функцию могут

осуществлять разные органы, служащие.

Как всякая форма, структура отражает результат развития содержания и, в свою

очередь, оказывает на него активное обратное воздействие. От организационной

структуры зависит специализация и кооперация административной деятельности,

ее комплексность, правильность распределения нагрузки между различными

частями. Рациональная структура позволяет с меньшими затратами времени и сил

и более квалифицированно решать дела, создает условия для согласованной и

четкой работы, образования хорошего психологического климата.

Административные структуры обладают множеством признаков, которые могут быть

использованы в качестве критериев их группировки.

Различают структуры простые и сложные, жесткие и

гибкие, линейные и функциональные, постоянные и

переменные, типовые и индивидуальные, формальные и

неформальные, сложившиеся и экспериментальные, централизованные

и децентрализованные и др. Можно различать структуры

устойчивые и неустойчивые, надежные и ненадежные,

бюрократические и демократические, дорогие и

дешевые и т. д.

Структуры исполнительной власти должны бьггь прежде всего

эффективными (надежными, стабильными и способными к необходимым перестройкам),

демократичными и по возможности дешевыми.

Государственная администрация представляет собой целостное образование,

состоящее из большого количества разнообразных частей. В ней можно различать

несколько основных типов структурных единиц:

аппарат ведомства;

аппарат ведомственного подразделения (например, Внутренних войск МВД);

региональный аппарат (областной, краевой и т. д. администрации)

исполнительный орган государственной власти;

администрация организации (учреждения, предприятия);

структурное подразделение органа, администрации (отдел кадров и др.);

должность.

Каждая структурная единица аппарата государственной администрации, это:

его самоуправляемая, автономная, организационно оформленная часть,

существование которой предопределено правовым актом; часть, имеющая свою

компетенцию.

Тип организационной структуры системы определяется типом власти

(подчинения). Если система основана на линейной власти,

значит, в ней линейная структура. Использование функциональной

власти приводит к образованию функциональных структур. Таковыми

являются, например, службы уголовного розыска и другие милицейские службы в

системе МВД. Их областные, городские, районные подразделения (управления,

отделы, отделения) линейно подчиняются соответствующему органу внутренних дел и

функционально— вышестоящему звену ведомственной службы.

Далее рассмотрим отдельные типы структурных единицы исполнительной власти,

т.к. их подробное рассмотрение не являлось целью настоящей курсовой работы.

3.3. Административное ведомство

Под административным ведомством следует понимать систему

организаций, организационно подчиненных одному органу исполнительной власти.

Наряду с административными существуют и иные государственные (например,

прокуратура) и негосударственные (например, Всероссийское общество слепых)

ведомства. Особенностью первых является то, что ими руководят исполнительные

органы, их руководящие подсистемы — составная часть аппарата исполнительной

власти.

Признаки административного ведомства:

1) каждое ведомство имеет определенные, нормативно закрепленные цели. Они

устанавливаются вышестоящими государственными органами. Выполнение

поставленной задачи (охранять,

оказывать услуги и др.) — это и есть главная производственная задача

ведомств. Но, кроме того, в России ведомство осуществляет и такие общие

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.