бесплатно рефераты
 

Курсовая: Аминистративная ответственность

1) Общие - признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к

административной ответственности, вменяемость и достижение на момент

совершения правонарушения , 16-летнего возраста.

2) Специальные - признаки, отражающие особенности труд, служебного

положения; например, должностное лицо, водитель автомобиля работник

предприятия торговли; прошлое противоправное поведение, например, лицо,

находившееся под административным надзором, ранее привлекавшееся к

административной ответственности, иные особенности правового статуса,

например, иностранные граждане, военнослужащие.

Субъективная сторона административного правонарушения – это

совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к

противоположному действию или бездействию и его последствиям. Ее основу

составляет вина, которая может быть в форме умысла или неосторожности.

Неосторожность – это административное правонарушение признается совершенным

по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных

последствий своего деяния, по легкомысленно рассчитывало на их предотвращение

либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и

могло было их предвидеть.

Различаются две формы неосторожной вины:

- легкомыслие – это предвидение лицом возможности наступления вредных

последствий своего действия или бездействия, соединяемое с самонадеянным

расчетом их предотвратить.

- небрежность – непредвидение такой возможности при условии, что лицо

должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

От неосторожной вины следует отличать невиновное причинение вреда, так

называемы казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности.

При совершении административного правонарушения налицо вред. Правда, не все

они сопряжены с реальными вредными последствиями от каждого такого деления.

Нередко, они содержат лишь возможность их наступления. «... многие

административные правонарушения не влекут за собой вредных последствий, и

ответственность наступает за сам факт нарушения правовых норм, что можно

сделать только умышленно»

Но всякое административное правонарушение несет вред уже в том смысле, что

нарушает установленный государственный правопорядок, посягает на интересы

государства и личности.

Принципиально важным является вопрос отличия административного правонарушения

от преступления. Вызвано это тем, что, на практике некоторые административные

правонарушения тесно граничат с преступлениями, а при определенных условиях,

например повторности, «переходит в них». Это вызывает сложности при

квалификации правонарушений.

ПреступлениеАдминистративное правонарушение
1. Представляют собой виновно совершенное общественно опасное деяние запрещенное только УК (ст 14 УК)1. Представляет собой виновное деяние запрещаемое не только КоАП, но и законами Субъектов РФ (ст. 2.1. КоАП)
2. Субъектом преступления могут быть только физические лица (ст. 19 УК)2. Субъектами административного правонарушения могут быть и физические и юридические лица (ст. 2.1. КоАП)
3. Различают особо тяжкие, средней тяжести, тяжкие и небольшой тяжести преступления (ст. 15 УК)3. Административное правонарушение не делится на категории по степени тяжести.
4. Учитывается неоднократность преступлений (ст. 16 УК)4. По общему правилу неоднократность административного правонарушения не учитывается
5. Учитываются совокупность и рецидив преступления (ст. 16, 17 УК)5. Для административного правонарушения не характерны ни рецидив, ни совокупность.
6. В ряде случаев субъектом преступления признаются физические лица и в возрасте 14 лет.6. Минимальный возраст физического лица – субъекта административного правонарушения составляет 16 лет.
7. Закон различает оконченное и неоконченное преступление (ст. 29-31 УК)7. КоАП не делит административное правонарушение на оконченное или не оконченное. Это объясняется тем, что состав административного правонарушения чаще всего «формальный» (т.е. не обязательно наступление вредных последствий).
8. Влечет уголовное наказаниеВлечет административного наказание
9. Преступление отсутствует, когда налицо необходимая оборона, крайняя необходимость обоснованный риск, исполнение приказа и ряд других обязательств (ст. 37-42 УК).9. Административное правонарушение отсутствует лишь при крайней необходимости (ст. 2.7. КоАП).

Таким образом, административное правонарушение, признается посягающее на

установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное

(умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое

действующим законодательством установлено административное наказание.

5. Виды административных правонарушений

их классификации.

Особенная часть КоАП РФ подразделяется ан главы, объединяющие группы

одинаковых проступков, в зависимости от видов подлежащих защите общественных

отношений.

КоАП содержит группирование (деление) административных правонарушений по

основным сферам (отраслям) управления деятельности. Всего 17 глав, их них

большинство новых либо значительно обновленных.

В Кодексе РСФСР 1984 г. всего 10 глав в составляющих Особенную часть.

Глава 5. «Административные правонарушения, посягающие на права граждан,

состоящие из 44 ст. Гл. 6 «Административные правонарушения, посягающие на

здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную

нравственность - 4 ст. Гл. 7. «Административные правонарушения в области охраны

собственности» - 28 статей. Гл. 8 Административные правонарушения в области

охраны окружающей природной сферы и природопользования – 40 ст. Гл. 9.

Административные правонарушения в промышленности, строительстве, ветеринарии и

мелиорации земель – 14 ст. Гл. 11. Административные правонарушения в транспорте

– 29 ст. Гл. 12. Административные правонарушения в области дорожного движения –

36 ст. Гл. 13. Административные правонарушения в области связи и информации- 23

ст. Гл. 14. Административные правонарушения в области предпринимательской

деятельности – 25 ст. Гл. 15. Административные правонарушения в области

финансов налогов и сборов рынка ценных бумаг – 26 ст. Гл. 16. Административные

правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) – 22

ст. Гл. 17. Административные правонарушения, посягающие институты

государственной власти – 13 ст. Гл. 18. Административные правонарушения в

области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечение

режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории

Российской Федерации. – 14 ст. Гл. 19 Административные правонарушения против

порядка правления – 25 ст. Гл. 20. Административные правонарушения, посягающие

на общественный порядок общественную безопасность – 27 статей. Гл. 21.

Административные правонарушения в области воинского учета – 7 ст.

1

В качестве примера охарактеризуем содержание гл. 14, 17 нового Кодекса.

Ст. 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной

регистрации или без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной

регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в качестве

юридического лица – влечет наложению штрафа в размере от пять до двадцати

минимальных размеров оплаты труда.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения

(лицензии), если такое разрешение (также лицензия) обязательно (обязательна),

- влечет наложению административного штрафа в размере от двадцати до

двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной

продукции, орудий производства и или без таковой; на должностных лиц – от

сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией

изготовленной продукции, орудий производства сырья или без таковой; не

юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда

с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства сырья или без

таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий,

предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложению

административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных

размеров оплаты труда; на должностных лиц от тридцати до сорока минимальных

размеров оплаты труда; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот

минимальных размеров оплаты труда.

В практике возникает вопрос: чем отличается административное правонарушение,

предусмотренное в ч. 1-3. ст. 14.1., от состава уголовного преступления

предусмотрительно в ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство»)

объективной стороной.

«Для состава этого преступления характерно наличие таких последствий, как

причинение крупного ущерба – либо извлечение дохода в крупном (особо крупном)

размере. Административная же ответственность наступает и при отсутствии таких

последствий11».

Ст. 147. Обман потребителей.

Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно

потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман

потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих

работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами,

зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере

торговли (услуг), - влечет наложению административного штрафа на граждан в

размере от пять до десяти минимальных размеров оплаты труда; не должностных

лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; их юридических

лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Другие важные правовые нормы содержаться в статье 148.-14.25 КоАП РФ.

Чрезвычайно актуальной и во многом новой является гл.17.-административные

правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Значимость

данной главы обусловлена тем, что она по существу касается защиты основ

конституционного строя России (ст. 16 Конституции РФ) и правового статуса

личности в РФ (ст. 64 Конституции РФ).

Например, ст. 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации

или депутата Государственной Думы.

1. Невыполнение должностным лицом, государственным органом, органом

местного самоуправления, организации или общественного объединения законных

требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо

создание препятствий в осуществлении их деятельности – влечет наложение

административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных

размеров оплаты труда

2. Несоблюдение должностными лицами установленных предоставления

информации (документов, материалов, ответов на обращение) члену Совета

Федерации или депутату Государственной Думы – влечет наложение

административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров

оплаты труда.

Ст. 17.2. Воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека

в Российской Федерации.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской

Федерации с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами

обязанностей, установленных Федеративным конституционным законом «об

уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а равно

воспрепятствование деятельности уполномоченного по правам человека в

Российской Федерации в иной форме – влечет наложению административного штрафа

в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Значительное внимание в этой главе уделено определению и конкретизации

административной ответственности за разглашение сведений о мерах безопасности

(ст. 17.13); незаконные действия по отношению к государственным символам РФ

(ст. 17.10); воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-

исполнителя (ст. 17.8).

Эти и другие статьи гл. 17 находятся в органической связи в первую очередь с

гл. 5 – административные правонарушения, посягающие на права человека, а

также с другими главами КоАП РФ.

Можно сказать, что в особенной части нового КоАП РФ произошло расширение

перечня административных правонарушений в различных областях жизни,

управления, введения новых традиций и глав в особенную часть КоАП РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ответственность – понятие классовое. В

каждом конкретном случае определяется и реализуется с учетом социальных,

исторических, экономических, идеологических и других объективных и субъективных

условий конкретной политической системы. Поэтому ответственность представляет

собой особый вид социальной связи элементов, общества и является одним из

важнейших институтов организации общественной жизни.

Можно выделить два аспекта понимания ответственности и ее реализации:

Первый связан с осуществлением долга, с должным поведением (самоорганизацией

поведения), соответствием своего поведения социальным обязанностям, как

общим, так и специальным (например, быть честным, добрым, не красть, не

убивать и т.п.); ее условно называют активной, перспективной

ответственностью.

Второй ориентирован на оценку поведения, отклоняющегося от норм и его

результатов, последствий, т.е. ответственность за содеянное. По времени также

ответственность является ретроспективной. Данная ответственность носит

правовой характер и является предметом изучения юридических наук.

Административная ответственность является одной из разновидностей юридической

ответственности. Она, как и уголовная, дисциплинарная и материальная,

устанавливается государством посредством издания правовых норм; нарушений

(неисполнение) этих норм влечет наказание (взыскание); порядок наложения

взыскания и его исполнения определяется государством.

Административная ответственность в юридической литературе рассматривается как

следствие правонарушения.

В административном праве под административной ответственностью принято

принимать ответственность граждан и должностных лиц перед органами

государственного управления, а в случаях прямо предусмотренных законом

народным судом (народными судьями), за нарушение общеобязательных

административно-правовых норм, выраженную в применении к нарушителям

установленных административных санкций.

Исходя из изложенного, в качестве характерных черт (признаков)

административной ответственности можно выделить следующее:

1) наступает при совершении лицом правонарушения;

2) устанавливается преимущественно нормами административного права;

3) субъектами административной ответственности являются физические лица

(граждане и должностные лица)

4) поступает во внесудебном порядке;

5) порядок наложения взыскания регламентируется административно-

процессуальными нормами;

6) не влечет последствий в виде судимости;

7) играет важную роль в профилактике преступлений.

Следовательно, административная ответственность – это предусмотренная нормами

административного права обязанность лица отвечать за свое неприкосновенное

деяние (действие или бездействие) и нести наказание в установленном законом

порядке.

А принятие нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) явилось

первым решительным шагом на пути по упорядочению российского законодательства

об административных правонарушениях. Приведение в стройную систему норм

права, касающихся совершенства правонарушений в различных сферах

деятельности, несомненно, облегчат задачу правоохранительных и

правоприменительных органов.

Список используемой литературы

1. Конституция РФ.

2. Устав Ставропольского края от 29 сентября 1994г.// БД

Консультант-Плюс: ставропольской выпуск.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от

30 декабря 2001 г. №195- ФЗ

4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) от

20июня 1984г.

5. Таможенный кодекс РФ ред. От 30. 06. 02г.

6. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г.

7. Уголовный кодекс РФ –М. 2001г.

8. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Тропинина Б.Н. М., 1994г.

9. Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под. Ред. Кудрявцева

Ю. В. СПС «Гарант».

10. Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под. Ред.

Окунькова Л.А. СПС «Гарант».

11. Комментарий к Кодексу Российкой Федерации об

Административных правонарушениях / Под ред. Гуева А.Н.– М. 2002г.

12. Постатейный комментарий к Кодексу об Административных

правонарушениях /Под. ред.Козлова М.Т. –М.2002. с.253.

13. ФЗ РФ от 21.11.95. «Об использовании атомной энергии» //

Административное законодательство РФ. – М 2000 – с.340 343.

14. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой

деятельности» от 13.10.95. // Законодательство РФ . –2000г.

15. ФЗ «Об организации федеральной службы безопасности» от

03.04.95.№40-ФЗ (ред. от 25. 07.2002.)/ Б.Д. Консультант-плюс.

16. ФЗ «О внешней разведке» от 10.01.1996. №5-ФЗ (ред. от

07.11.2000) / Б.Д. Консультант-плюс.

17. Постановление Правительства РФ от 23.04. 97. №480 (ред. от

16. 09.2002) «Об утверждении положения о министерстве труда и социального

развития РФ» Б.Д. Консультант – плюс.

18. Административная ответственность юридических лиц за

правонарушения в сфере производства и оборота этилового спирта , алкогольной

продукции // Законодательство . декабрь 2001.№12/СПС «Гарант».

19. Адушкин Ю., Жидков В. Дисциплинарная и административная

ответственность судей;за и против// Российская юстиция . ноябрь 2001. №11/СПС

«Гарант».

20. Административное право зарубежных стран. –М., 1996г.

21. Брэбан Г. Французкое административное право – М ., 1988г.

22. Баландин А.А. Административная ответственность должностных

лиц организаций за нарушения в налоговой сфере // Российский налоговый курьер.

Октябрь 1999./СПС «Грант»

23. Бурсулая Т.Д. Административная и уголовная ответственность

должностных лиц организаций за нарушения в налоговой сфере //Консультант

бугалтера. Октябрь 2001.№10 СПС «Гарант».

24. Государственная дисциплина и ответственность. – Л., 1990.

25. Габричидзе Б.М. Чириявский А.Г. Административное право. – М.2001г.

26. Ковешников Е.М. Государственноеи и местное самоуправление в

России: теоретико – правовые вопросы взаимодействия. М., 2001.

27. Ушацкая Л.А. Административное правонарушение и

ответственность за их совершение.- Рига. 1998.

28. Халфина Р.О. общее учение о правоотношении.- М. 1999.

29. Хашепушенко И. Шеленков С. Привлечение к административной

ответственности : новеллы и возможные проблемы правоприменения//Юрист.-

2002.,№4 с.47-51.

30. Юсупов В.А. Теория административного права.- М., 1985г.

[1] Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении.-М. 1999г.

[2] Юсупов В.А. Теория административного права. – М., 1985. – с. 112.

1 Аминистративное право зарубежных стран.- М. 1996.с.27.

1 Брэбан Г. Французкое административное право .-М.1988. с.319.

1 Комментарий к Кодексу Российской

Федерации об Административных правонарушениях / Под. Ред. Ю.М. Козлова – М

.2002- с.43.

1 Хашепуленко И. Шеленков С. Привлечение к

административной ответственности за нарушение законодательства: новеллы и

возможные проблемы правоприменения // Юрист .- 2002 , 4. С.27

1 Габригидзе Б.М. Чериявский А.Г. Административное право.- М. 2002 –с.235.

1 Гусев А.Н. Постатейный комментарий к

Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях. –М.2002

–с.453

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.