бесплатно рефераты
 

Курсовая: Административные правоотношения

Курсовая: Административные правоотношения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Понятие административного правоотношения и его основные признаки .......5

2. Виды административных правоотношений:...............24

3. Особенности привлечения военнослужащих к административной

ответственности..........................37

Заключение .............................39

Список используемой литературы...................41

Введение

Административно-правовые отношения являются составной частью общественных

отношений и имеют некоторые особенности, отличающие их от других видов

правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу

административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их

возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика

административно-правового регулирования (императивность и односторонность

волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм,

т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод

административного права, которые дают необходимую основу для проведения видовых

различий между правовыми отношениями.1

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами

административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере

деятельности исполнительной власти.2

Природа государственно-управленческой деятельности, как и любого другого вида

социального управления, диктует необходимость выделения субъекта управления.

Соответственно его сознательно-волевые проявления направлены на упорядочение

поведения объекта управления.

Это наблюдается во всех случаях использования правовых средств, независимо от

их отраслевой принадлежности, но только административно-правовые отношения

воспринимаются как «властеотношения». Управление органически сочетается с

властью. Следует признать, что не только административно-правовые отношения

являются властеотношениями, но и государственно-правовые, и финансово-

правовые, и природоохранительные, и уголовно процессуальные, и трудовые, и

т.п.

1. Административное Право. Учебник для вузов. Под ред.

Ю.М.Козлова,Л.Л.Попова. М.:ЮРИСТЪ,2002г стр. 17

2. Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А. Я., Зорькина В. Д. и

Каутских В. Е. – М., 1999. – 790

Значит, суть проблемы заключается не в однобокой характеристики

административно-правовых отношений, а в констатации присущих им как

разновидности властеотношений (исполнительная власть) наиболее показательны.

Главное заключается в следующем: управление всегда предполагает подчинение

воли участников совместной деятельности (общественная жизнь является таковой)

единой управляющей воле; в управленческих отношениях налицо соподчиненность

воль. Соответственно, с одной стороны – авторитет, господствующая воля

субъекта управления, с другой – подчинение ей воли всех иных участников

управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых

административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и

властный характер этих отношений, причем власть является средством волевого

регулирования управленческих процессов и поведения их участников.

Это означает, что организация в государственно-управленческом смысле

осуществляется в особых, присущих исполнительной власти формах.

Таким образом, административно-правовые отношения являются особой

направленных на организацию совместной деятельности людей, что прямо

вытекает из его природы и социального назначения. Поэтому часто его

называют «непосредственно организующей» деятельностью государства.

Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так,

гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес

действий исполнительного органа (должностного лица).

Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не менее,

вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать

указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.

1

__________

1. Административное право России. Учебник. Д.Н.Бахрак. М., Изд. НОРМА, 2002

г. стр. 46

Многие нормы права регулируют отношения между гражданами, возникающие в сфере

государственного и общественного управления. Для их возникновения, так же как

для отношений между всеми другими субъектами административного права, наличие

государственно-властных полномочий у их участников не обязательно.

Итак, возникновение административно-правовых отношений не лимитируется

участием в них органов государственного управления и общественных

организаций, наделенных государством властными полномочиями. Они возможны

между всеми субъектами административного права в любом их сочетании.

В ходе написания научной работы мною использовались метод

многоаспектности, сравнительный анализ старых и новых нормативно – правовых

актов, также проведен исторический анализ, при этом в основе написания работы

легли труды выдающихся ученых – специалистов в области административного

права, как Ю.М. Козлов, А. К. Юрченко, Ю.И. Мигачев и многих других а также

законодательство, связанное с административным правом.

Цель работы является исследование того, как данный вопрос рассмотрен в

разного рода юридической литературе.

Исходя из всего вышеуказанного, задачами работы является:

1. Подробное исследование вопроса об административно-правовых отношениях;

2. Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других

правовых отношений;

3. Обозначить место, которое занимают административно – правовые

отношения в общественной жизни и функционировании государства, как звена в

механизме правового регулирования;

4. Выделить особенности административных отношений в вооруженных силах и

привлечение военнослужащих к административной ответственности.

Основная часть

1. Понятие административного правоотношения.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами

административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере

деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность

правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию,

по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения,

как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть

результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной

правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой

действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных

обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую

характеристику и способные служить основой для отграничения

административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким

особенностям относятся:

- права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью

исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;

- всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект

административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная

организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

- административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе

одной из сторон;

- если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель

несет ответственность перед государством;

- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в

административном порядке.

- административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на

началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак

подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен

важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности. 1

Подводя итог вышеуказанному, можно дать соответствующее понятие

административного правоотношения, как урегулированное административно-

правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны

выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и

гарантированных административно-правовой нормой.

В юридической теории и практике сложилось устойчивое представление о

властеотношениях, в которых отсутствует юридическое равенство сторон.

Классическим примером отношений равенства сторон, хотя и не во всех случаях

(например, обязательства из причинения вреда), являются гражданско-правовые

отношениями.

Напоминание о властной (иногда ее называют принудительной) природе права

имеет прямое отношение к выявлению особенностей административно-правовых

отношений.

Называя административно-правовые отношения властеотношениями, не следует

впадать в крайность и низводить роль административного права до уровня

полицейского, а административно правовые отношения – до признания основанных

исключительно на государственном принуждении. Однако распространен именно

такой подход к их характеристике.

Властеотношения, как категорию, не следует рассматривать в качестве

_________________

1. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов.-

М.: Издательство «Спарк», 1999г.

специфического свойства административно-правовых отношений, тем более –

безоговорочного. С другой стороны, именно этот их признак является

доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами

государственно-управленческой деятельности.

Природа государственно-управленческой деятельности, как и любого другого

вида социального управления, диктует необходимость выделения субъекта

управления, т.е. той стороны регулируемых административным правом

управленческих отношений, в руках которой концентрируется власть. В силу

этого всегда налицо определенный приоритет воли такого субъекта (единая

управляющая воля). Соответственно его сознательно-волевые проявления

(волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта управления.

Практическое выражение такой направленности обычно характеризуется как

“команда”; это – мостик к формуле “власть – подчинение”.

В принципе подобная картина наблюдается во всех случаях использования

правовых средств, независимо от их отраслевой принадлежности, но только

административно-правовые отношения воспринимаются как “властеотношения”.

Управление органически сочетается с властью. В широком социальном смысле

оно осуществляется и в процессе законодательства (законодательная власть).

Все ветви единой государственной власти “властвуют”, т.е. в чисто юридическом

смысле они столь же авторитарны, как и в сфере государственного управления.

Если быть последовательным, то следует признать, что не только

админйстративно-правовые отношения являются властеотношениями, но и

государственно-правовые, и финансово-правовые, и природоохранительные, и

уголовно процессуальные, и трудовые, и т.п. Значит, суть проблемы

заключается не в безапелляционности однобокой характеристики

административно-правовых отношений, а в констатации присущих им как

разновидности властеотношений вообще особенностей.

Властная природа права предопределяет наличие определенной степени

властности и в любом виде регулируемых правовых отношений. В подтверждение

такого вывода можно сослаться на то, что когда был, подвергнут критике так

называемый “административно-командный” стиль управления, то в виду имелось

не только административно-правовое регулирование, но и гражданско-правовое,

хозяйственно-правовое и т.п.

Конечно, для административно-правовых отношений, управленческих по своей сути,

сущностные черты управления в его государственно-властном варианте

(исполнительная власть) наиболее показательны. Главное заключается в следующем:

управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной

деятельности (общественная жизнь является таковой) единой управляющей воле; в

управленческих отношениях налицо соподчиненность воль. Соответственно, с одной

стороны – авторитет, господствующая воля субъекта управления, с другой –

подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений. Таково

соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях

различного рода. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть

является средством волевого регулирования управленческих процессов и поведения

их участников. 1

Власть осуществляется в различных вариантах правового регулирования. Это

значит, что в любом случае нормативного установления запретов, дозволений или

же прямых предписаний, независимо от конкретного вида правовых норм,

последние служат юридической основой возникновения властеотношений. Поскольку

названные варианты правового регулирования (метод) характерны, хотя и в

различной степени, для гражданского, финансового, трудового, земельного,

уголовного, конституционного и иных отраслей права, общественные отношения,

______________________

1. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право

Российской Федарации: Учебник. - М.: Зерцало, Теис, 2001г.

регулируемые ими наряду с управленческими, носят на себе определенный

отпечаток властности. Отсюда – соответствующая степень неравенства, которое

обычно приписывается только административным правоотношениям.

Административно-правовые отношения о своей сути являются

организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций

исполнительной власти, которые до своему содержанию направлены, прежде всего,

на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение

этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без

которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально

действующим, Конечно, нельзя забывать, что любой вариант социального

управления, в конечном счете, есть организующая деятельность, ибо

«организация» есть устройство, упорядочение, объединение в единое целое.

Соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь

объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества. Организующе

воздействуют на собственную внутреннюю жизнь и общественные объединения через

свои органы управления.

Государственное управление, в сфере которого складываются административно-

правовые отношения, в конечном счете, сводится к осуществлению функций,

направленных на организацию совместной деятельности людей, что прямо

вытекает из его природы и социального назначения. Поэтому часто его

называют “непосредственно организующей” деятельностью государства. Это

означает, что организация в государственно-управленческом смысле

осуществляется в особых, присущих исполнительной власти формах.

Таким образом, административно-правовые отношения являются особой

разновидностью организационных отношений.

Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так,

гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес

действий исполнительного органа (должностного лица).

Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не

менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе

оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-

правовой спор.

Известно, что для разрешения гражданско-правовых споров установлен особый

процессуальный порядок (исковое производство не установлен для разрешения

возможных административно-правовых споров). Как правило, такого рода споры

разрешаются в административном, т.е. во внесудебном порядке. Это означает,

что основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного

управления и является одним из атрибутов государственно-управленческой

деятельности. Суть его – в принятии исполнительным полномочным органом

(должностным лицом) юридически-властного решения по предмету спора, каковым

является законность оспариваемого решения или действия, породивших спорную

ситуацию.

Для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны

перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности

сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований

административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны

наступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед

государством в лице его соответствующего органа (должностного лица).

Объясняется это тем, что речь идет фактически о нарушении публично-правовых

интересов в сфере исполнительной власти. Именно поэтому исполнительные органы

(должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на

нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная,

административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за

нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность

работника аппарата исполнительной федеральной власти перед Президентом или

Правительством Российской Федерации).

Что касается конкретной характеристики административно-правовых отношений, то

в этом вопросе нет единого мнения.

В юридической литературе фигурируют две основные концепции административно-

правовых отношений.

Исходные положения первой из них состоят в том, что названные отношения:

1)возникают в процессе государственного управления;

2) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления;1

3) являются отношениями власти – подчинения и характеризуются юридическим

неравенством их сторон.

Эта концепция была внедрена тогда еще в советскую административно-правовую

литературу в двадцатых годах В. И. Кобалевским, который исходил из

традиционного для буржуазной науки деления права на публичное и частное.

Он писал: “В частном праве обе стороны юридического отношения между собой

юридически равны... Совершенно иначе обстоит вопрос в праве публичном... С

одной стороны, всегда выступают органы публичного управления, с другой –

граждане... Возлагая на активного субъекта осуществление функций

государственного управления, закон, естественно, отдает явное предпочтение

этому субъекту перед отдельными гражданами, действующими в их личных

интересах... Наиболее ярким отличием правового положения активного субъекта,

по сравнению с положением гражданина,

______________________

[1] В последние годы многие авторы допускают участие в качестве их

обязательных субъектов (вместо государственных) общественных органов,

наделенных государством властными полномочиями

является, несомненно, присущий ему, хотя и далеко не во всех случаях,

характер публичного властвования...

Правовыми формами, в которых выражается эта черта юридического положения

активного субъекта, служат односторонний характер исходящих от него приказов

и распоряжений, административное принуждение и особая правовая защита

исходящих от него требований”. Эта характеристика с некоторыми изменениями

была воспринята и позднее развита в работах многих административистов и

цивилистов.

Разделяя в основном ту же точку зрения, Ю. М. Козлов пишет:

«Советское административное право регулирует те общественные отношения, которые

складываются в процессе управления или осуществления управленческой

деятельности. Специфической особенностью отношений, регулируемых

административным правом, является юридическое неравенство сторон: один из

участников такого отношения подчинен другому... Административно-правовому

регулированию свойствен метод властных предписаний, метод властвования.

Соответственно отношения управленческого характера есть отношения власти и

подчинения... Для административно-правовых отношений характерен обязательный

субъект. Они не могут возникнуть без участия органа управления или другого

субъекта, наделенного юридически властными полномочиями”.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.