бесплатно рефераты
 

Курсовая: Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности

приобретают такие государственно-правовые регуляторы, как сертификация,

стандартизация и единство измерений.

Государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации осуществляется на

основе и в соответствии с требованиями Законов Российской Федерации от 10 июня

1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продуктов и услуг». Качество

производимой продукции и оказываемых услуг определяется ГОСТами, техническими

условиями и другими документами, устанавливающие определенные требования к

качеству продукции, работ и услуг. Это регулируется тем, что государство

сертификаты и иные документы и знаки соответствия (зарегистрированные в

установленном порядке) обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков)

обеспечить соответствие реализуемой продукции, работ и услуг требованиям

нормативных документов. Закон «О сертификации продуктов и услуг» регулирует

деятельность по подтверждению качества продукции установленным требованиям.

«Сертификат – документ, выданный по правилам системы сертификации для

подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным

требованиям»[12]. Госстандарт России

определил номенклатуру товаров подлежащих обязательной сертификации, центры

стандартизации постоянно информируют торгующие организации об изменениях в

данном перечне. Государственный контроль за соблюдением стандартов, других

правил обязательной сертификации товаров, работ и услуг обеспечивают органы

Государственного комитета по стандартам, а так же другие специально

уполномоченные органы. Нормативное регулирования единства измерений дано в

Законе «Об обеспечении единства измерений». Им установлены единицы величин,

средства и методики выполнения измерений. Данную функцию осуществляет

Государственная метрологическая служба Госстандарта России. Государственные

органы выдвигают так же и экологические и санитарные нормы. Экологические

требования к любой хозяйственной деятельности выступают как один из социальных

критериев ее эффективности. Данные требования регулируются Законами: «Об охране

окружающей среды», «О недрах», «О плате за землю» и т.п. Данный вид

регулирования осуществляет Госкомсанэпиднадзор России, центры государственного

санитарно эпидемиологического надзора в субъектах РФ.

В юридической литературе выделяется административный надзор как составная часть

государственного управления. Вот что говорит о свойствах административного

надзора Д.Н Бахрах: «а) участие в определении режима поднадзорных объектов, б)

проведение организационно – массовой и матерьяльно – технической деятельности,

в) наблюдение за соответствующими отношениями действиями состоянием окружающей

среды и материальных ценностей, г) использование разнообразных

предупредительных мер, д) осуществление юрисдикционной деятельности и

применение принудительных мер»[13].

Следовательно, разновидностью государственного управления и регулирования в

экономической сфере является «функциональный контроль и надзор»

[14]. Под функциональными действиями понимаются контрольно – надзорные

действия, которые имеют строго целевой характер и связаны с тем или иным видом

деятельности предпринимателя. Эти действия обеспечивают единство операций

любого предпринимателя в рамках государственной специализированной

деятельности.

Существует несколько видов функционального контроля и надзора:

1. Таможенный контроль. Таможенный контроль является одним из

важнейших инструментов регулирования товарооборота и может служить

инструментом защиты Российского рынка. Нормативное закрепления основ

таможенного регулирования дано в Таможенном кодексе, а так же в ряде других

нормативно правовых актах: «О таможенном тарифе»;

2. Валютный контроль. Целью валютного контроля является

обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных

операций. Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и

их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный Банк РФ,

Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются организации, которые в

соответствии с нормативно–правовыми актами РФ могут осуществлять функции

валютного контроля. Нормативной базой валютного контроля является Закон «О

валютном регулировании и валютном контроле».

3. Энергетический надзор. 12 мая 1993 г. утверждено «Положение о

государственном энергетическом надзоре в РФ». Органы – Главное управление

государственного энергетического надзора Министерство топлива и энергетики.

Органы осуществляют надзор за проведением предприятиями мероприятий по

сбережению электрической и тепловой энергии и следят за техникой

безопасности.

4. Надзор в сфере трудовых отношений. Регулируется Указом

Президента от 4 мая 1994 года «О государственном надзоре и контроле за

соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда». Осуществляется

Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда РФ и подведомственными ей

государственными инспекциями труда субъектов РФ.

5. Существуют так же и другие органы государственного контроля:

Государственная инспекция по торговле (Госторгинспекция), качеству товаров и

защите прав потребителей, и т.д.

Методы и способы регулирования предпринимательской деятельности на этом не

заканчиваются, существуют и другие методы, но здесь перечислены самые

основные методы и способы, используемые государственными органами для

регулирования предпринимательской деятельности.

Взаимоотношения предпринимателя с административной властью.

Вместе со становлением рыночных отношений в государстве все большее число видных

экономистов и предпринимателей считают необходимым признание роли государства в

регулировании хозяйственной и предпринимательской деятельности. Так как опыт

последних лет по «разгосударствлению» экономики и предпринимательской

деятельности наглядно показал неэффективность данного метода ведения экономики.

Сейчас происходят значительные перемены в структуре государственной власти. А

именно «отказ от отождествления государства с административным аппаратом,

децентрализация управления, демократизация государственных институтов, усиление

начал самоуправления, признание ведущей роли законодательного регулирования

общественных отношений, прежде всего в экономической сфере, повышение уровня,

класса работы аппарата управления, за счет его информационных, аналитических,

консультативных звеньев»[15]. Именно

претерпевая данные изменения, которые должны проходить повсеместно, на всех

уровнях государственных органов (весь аппарат управления), государство сможет

По-новому воздействовать на экономические процессы и разумно регулировать

предпринимательскую деятельность. Какими же должны быть основные линии

воздействия? Во-первых, введение общих правил экономической деятельности

(согласование интересов хозяйствующих субъектов и оценка результатов их

деятельности). Во-вторых, содействие формированию благоприятной экономической

среды и условий для нормального функционирования рынка (создание и

функционирование единой денежной, финансово - кредитной систем, установление

налогов, которые будут стимулировать предпринимателя, а не «давить» его своей

мощью, и иных обязательных платежей, регулирование индекса цен, формирование

важнейших государственных программ). В-третьих, обеспечение социальных гарантий

трудящихся, повышение культурно-образовательного уровня граждан. В-четвертых,

предотвращение образования монополистических явлений в экономике, борьба с

коррупцией, преступностью в сфере экономики. В-пятых, введение законодательного

запрета государственным органам вмешиваться в деятельность предприятий, без

основательных причин, введение ответственности за принятие ошибочных решений и

за причиненные убытки.

Сейчас уже происходят некоторые изменения в государственном механизме

управления. Хотя как не прискорбно, но при выработке теории управления

государственные органы действовали «методом проб и ошибок», разовым отказом

от командно-административной системы без какой – либо выработанной концепции

и в результате разгул коррупции, произвол местных властей, и т.д. и т.п.

Сейчас исполнительные органы стали единственными властными структурами,

влияющими на экономику.

Государство расширяет свою помощь малому предпринимательству. В соответствии

с законом от 12 июня 1995 г. – это государственные программы поддержки, это

признание фондов поддержки малого предпринимательства, это привлечение для

оказания «услуг» государству, это производственно-техническая поддержка, это

содействие образованию и деятельности союзов (ассоциаций) малого

предпринимательства. Но зачастую все благие начинания Правительства РФ,

Президента РФ, Государственной думы, по более разумному регулированию тонут в

«бюрократической системе» местных органов самоуправления. Например, Закон РФ

от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе учета и отчетности для субъектов

малого предпринимательства» разрешает местным органам самоуправления на

выбор установить порядок исчисления налога:

1. Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе

налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный

доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка

, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения

осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации

.

В чем же разница между совокупным доходом и валовой выручкой? Сам

законодатель определяет это в ст. 3 Закона.

«2. Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и

стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг)

сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров,

топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду

помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности,

затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за

пользование» т.д. и т.п. то есть все затраты.

3. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации

товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный

период, и вне реализационных доходов»[16]

. И областная дума, во главе с господином Давыдовым В.Ф., принимает

Постановление «О введении упрощенной системы учета и отчетности для субъектов

малого предпринимательства на территории Челябинской области» от 21.11.96.

№596. В данном Постановлении говорится: «1. Установить для субъектов малого

предпринимательства, зарегистрированных на территории Челябинской области,

объект обложения единым налогом организаций - валовую выручку, полученную

за отчетный период»[17]. Таким образом,

органы местного самоуправления «поддерживают» предпринимателя. Данное

постановление было принято просто «для галочки» так как реально ни один

предприниматель не будет выплачивать сначала стоимость патента, а потом еще и

10% от валовой выручки, так как ранее принятая система налогообложения является

более мягкой по отношению к предпринимателю.

Заключение

Вот и закончена курсовая работа по рассмотрению административно-правового

регулирования предпринимательской деятельности. Проблема административно-

правового регулирования возникла сравнительно недавно, с момента перехода от

административно-командной системы к рыночной. Целью данной работы являлось

рассмотрение методов административно-правового регулирования, возможности

сужения или наоборот расширения влияния государства на предпринимательскую

деятельность. В последнее время, в связи с повышающимся ростом

предпринимательской деятельности, все более насущней становится потребность в

регулировании предпринимательства и предпринимательской деятельности. Но

данное регулирование должно исходить из требований и потребностей

предпринимателя, а не из «возможностей» государства. На данном этапе развития

предпринимательства, у государства существует огромное количество способов и

методов воздействия на предпринимательскую деятельность. И взаимодействие

власти и предпринимательских структур приобретает все более важное значение

как в экономическом так и в политическом контексте. Предпринимательство видит

в устойчивости власти, в стабильности общества главную гарантию своего

развития. А государство приобретает в их лице экономическую поддержку и

эффективное содействование государству в достижении им социальных задач. Но

экономические проблемы как предпринимателей, так и государства должны

решаться не путем установления необдуманных и нерациональных «правил игры»

одной стороной для другой, а путем нахождения компромиссов.

Уже сейчас государство, в лице государственных органов, начинает осознавать

всю важность решения различных проблем путем согласования интересов,

(консультации и круглые столы хорошее тому подтверждение).

Функции государства не замыкаются только в регулировании, государство должно

еще и поддерживать предпринимательство (в особенности малое) для формирования

среднего класса. Помощь субъектам предпринимательства может быть весьма

разнообразной по своим формам. Она осуществляется и на государственном уровне

и в регионах путем признания государственной поддержки одним из важнейших

направлений экономической реформы. Для поддержки используются как комплексные

программы, так и налоговые льготы, выделение кредитных ресурсов на льготных

условиях. Организуется информационное и консультативное обслуживание.

Сейчас необходимым является изменение отношения власти к предпринимателю,

нужно всеми силами осуществлять поддержку предпринимательства, ведь

предприниматель является основой продвижения общества к более

высокоразвитому, индустриальному государству, которое является основой

благосостояния каждого гражданина страны.

Список использованной литературы.

1. Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления», М., Юридическая

литература, 1997.

2. Андреев В. «Государственный контроль за хозяйственной деятельностью»,

Государственная юстиция, №2, 1997.

3. Бахрах Д.Н. «Административное право», М., Бек, 1993

4. Бельский Н.С. «К вопросу о предмете административного права», Государство

и право, №11, 1997.

5. Козлов Ю.М. «Административное право РФ», М., Зерцало, 1992.

6. Пикулькин А.В. «Система государственного управления», М., Закон и право,

1997.

7. Тихомиров Ю.А. «Предприниматель и закон», М., Экономика, 1996.

8. Мамутов В.К. «Сближение современных систем правового регулирования

хозяйственной деятельности», Государство и право, №8, 1996.

9. Яни П.С. «Правоохранительные органы и предприниматель», М., Бизнес-школа,

1997.

Список использованных нормативно-правовых источников.

1. Конституция Российской федерации 1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской федерации 1994 г.

3. Закон Российской федерации «О предприятиях и предпринимательской

деятельности» от 25.12.90.

4. Закон Российской федерации «Об обеспечении единства измерений», от

27.04.93.

5. Закон Российской федерации «О валютном регулировании и валютном

контроле», от 9.10.92.

6. Закон Российской федерации «Об упрощенной системе учета и отчетности

для субъектов малого предпринимательства», от 29.12.95.

7. Закон Российской федерации «Об основах налоговой системы в РФ», от

27.12.91.

8. Закон Российской федерации «О стандартизации» «О сертификации

продуктов и услуг», от 10.06.93.

9. Закон Российской федерации «Об охране окружающей природной среды», от

19.12.91.

10.Закон Российской федерации «О недрах», от 21.02.92.

11.Закон Российской федерации «О плате за землю», от 11.10.91.

12.Закон Российской федерации «О таможенных тарифах», от 21.05.93.

13.Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики», от 23.05.94.

14.Постановление Челябинской обл. Думы «О введении упрощенной системы учета и

отчетности . на территории Челябинской области», от 21.11.96.

[1] Г.В. Атаманчук «Теория государственного

управления», М.: Юридическая литература, 1997, с.207

[2]Атаманчук Г.В. «Теория государственного

управления» \\ Юридическая литература. М., 1997 с.205

[3]Козлов Ю.М. «Административное право Р.Ф.», М., Зерцало, 1997, с.23

[4] Козлов Ю.М. «Административное право Р.Ф.», М., Зерцало, 1997, с.21

[5] Бельский К.С. « К вопросу о предмете

административного права», Государство и право №11 1997 с.19

[6] Пикулькин А.В. Система государственного

управления. М., «Закон и право», 1997, с. 137-138.

[7] Закон РФ «О предприятиях и

предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. ст.1

[8] Гражданский кодекс РФ 1994г. ст. 23.

[9] Андреев В. «Государственный контроль за

хозяйственной деятельностью» Российская юстиция №2 97 с.19

[10] Пикулькин А.В. Система

государственного управления. М., «Закон и право», 1997, с.141-142.

[11] Тихомиров Ю.А. «Предприниматель и закон» М. Экономика 1996 с. 127

[12] Словарь юр. терминов

[13] Бахрах Д.Н. Административное право. М.; Бек, 1993 с. 169-175.

[14] Тихомиров Ю.А. Предприниматель и закон. М., Экономика 1996 с. 162

[15] Тихомиров Ю.А. Предприниматель и закон, М., Экономика, 1996 с. 195

[16] Федеральный Закон «Об упрощенной системе налогообложения учета и

отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95

[17] Постановление Челябинской обл. Думы

«О введении упрощенной системы.» от 25.11.96.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.