бесплатно рефераты
 

Курс лекций по административному праву

Правовое положение гос. органа – совокупность взаимных прав и обязанностей,

юридически значимых характеристик, определяющих место и роль это органа в

системе механизма государства.

Исходной базой для определения правового положения гос. органа является

правосубъектность. Содержание правосубъектности входит в состав

существующих правоотношений.

Правовое положение ( Правовой статус ( Правосубъектность

В статусе выделяются следующие элементы:

1. Цель (назначение)

Конечное намерение достичь чего – либо; идеальный результат деятельности;

глобальная задача.

2. Задача

То, что требует исполнения решения

3. Функции

Работа, производимая органами; направление деятельности

4. Компетенция

Это сугубо юридическая категория, важнейший элемент гос. органа,

полномочия, права гос. органа.

5. Принципы организации и деятельности

Это правовая категория, это правило, которое не терпит исключений

6. Виды контроля и надзора

7. Формы и методы координации и взаимодействия

8. Система и структура

II. Факторы, влияющие на компетенцию.

Факторы, влияющие на компетенцию – это совокупность причин и условий,

определяющих направления движения к какой – либо цели.

Виды:

1. Внутренние и внешние:

- политические

- экономические

- социальные

2. Субъективные и объективные

Предмет ведения гос. органа – сфера деятельности органа (цели, задачи,

функции)

1 Обязанности и права ФСБ РФ

Обязанности:

В сфере КРД и РД:

1. выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность

специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных

лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

2. добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения

безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно -

технического и оборонного потенциала;

3. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных

Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации,

внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации,

Войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при

Президенте Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской

Федерации, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских

формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел,

федеральных органах налоговой полиции, федеральных органах

правительственной связи и информации, таможенных органах Российской

Федерации;

4. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов

оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи,

жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других

стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических

исследований, приоритетных научных разработок;

5. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных

органов государственной власти и органов государственной власти субъектов

Российской Федерации;

6. проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской

Федерации мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан

Российской Федерации за ее пределами;

7. осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с

Пограничными войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраны

Государственной границы Российской Федерации;

8. обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность

представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;

9. участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими

государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на

территории Российской Федерации общественно - политических, религиозных и

иных массовых мероприятий;

В сфере административной деятельности:

1. информировать Президента Российской Федерации, Председателя

Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы

государственной власти, а также органы государственной власти субъектов

Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

2. участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений,

составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением

сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных

органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и

организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке

осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим

государственную тайну;

3. осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и

радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории

Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств,

работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а

также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в

противоправных целях;

4. участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации

в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и

выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее

пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без

гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без

гражданства на территории Российской Федерации;

5. поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы

безопасности;

6. осуществлять подготовку кадров для органов федеральной службы

безопасности, их переподготовку и повышение их квалификации.

В уголовно – правовой сфере:

1. выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и

предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской

Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; осуществлять

розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их

совершении;

2. выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;

3. разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими

государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом

оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных

вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных

объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного

строя Российской Федерации;

Права

В сфере КРД и РД:

1. устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с

лицами, давшими на то согласие;

2. осуществлять проникновение в специальные службы и организации

иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность,

направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также

в преступные группы;

3. осуществлять внешние сношения со специальными службами и

правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на

взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными

средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и

порядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасности

Российской Федерации; заключать в установленном порядке и пределах своих

полномочий международные договоры Российской Федерации;

4. направлять официальных представителей органов федеральной службы

безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными

службами или с правоохранительными органами этих государств в целях

повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;

5. осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том

числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций

иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием

технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности

сведениям, составляющим государственную тайну;

В сфере административной деятельности:

1. осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы

безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при

обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях

государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо

от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации,

находящихся за ее пределами);

2. использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие

государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных

случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а

также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;

3. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные

средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо

от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за

исключением транспортных средств, которые законодательством Российской

Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения

преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или

подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной

медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту

происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы

федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают

им расходы либо причиненный ущерб; (в ред. Федерального закона от

30.12.1999 N 226-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

4. беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам

помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в

помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм

собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там

совершается или совершено преступление, дознание и предварительное

следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к

ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае

преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если

промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех

таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения

органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение

двадцати четырех часов;

5. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их

личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении

преступления;

6. осуществлять административное задержание лиц, совершивших

правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на

специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых

административно - территориальных образований и иных охраняемых объектов, а

также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать

от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их

вещей и документов;

7. вносить в государственные органы, администрации предприятий,

учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в

общественные объединения обязательные для исполнения представления об

устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности

Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное

следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к

ведению органов федеральной службы безопасности;

8. получать безвозмездно от государственных органов, предприятий,

учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию,

необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы

безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными

законами установлен специальный порядок получения информации;

9. создавать в установленном законодательством Российской Федерации

порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые

для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы

безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;

10. создавать подразделения специального назначения для выполнения

обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;

11. проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;

12. разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасности

хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;

13. использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов

федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их

подразделений, помещений и транспортных средств документы других

министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;

14. проводить научные исследования проблем безопасности Российской

Федерации;

15. оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям

независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой

тайны;

16. осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку

кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности

предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,

если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы

безопасности.

В сфере уголовно – процессуальной сфере:

1. осуществлять оперативно - розыскные мероприятия по выявлению,

предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической

деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота

оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание

и предварительное следствие по которым отнесены законодательством

Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а

также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности

незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и

общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение

конституционного строя Российской Федерации;

2. осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о

преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению

органов федеральной службы безопасности; иметь и использовать в

соответствии с законодательством Российской Федерации следственные

изоляторы;

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

БЕЗОПАСНОСТИ.

Административное воздействие – осуществление органами исполнительной власти

системы юридически значимых действий в связи с реализацией ими прав и

обязанностей.

Виды воздействия:

- убеждение

- принуждение

Методики:

- экономические

- административные

Меры административного воздействия – это принудительные меры, применяемые

уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к

физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и

пресечения установленных законом или иным НПА правил и норм в различных

сферах, в т.ч. в области охраны прав и свобод человека и гражданина,

защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка,

государственно-финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей среды и

экономической безопасности и т.д.

Особенности применения ОФСБ мер административного воздействия.

1. Все меры предусмотрены актами ФОИВ.

2.Применяются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности.

3.Направлено на неподчинённые им объекты.

4. Носят властный, активный характер.

5. Применяется вопреки воли объекта и вызывает неблагоприятные для них

последствия.

Применение мер административного воздействия строго регламентируется

законами.

ОФСБ применяют меры административного воздействия в целях предупреждения и

пресечения административных проступков.

Административное воздействие – применение ОФСБ в процессе исполнительно-

распорядительной деятельности, предусмотренных законом методов

государственного управления обеспечивающих соблюдение установленных в целях

обеспечения государственной безопасности правопорядка.

В основе административного воздействия лежат общие методы

государственного управления:

1. Убеждение. Является главным методом управления, выступает как средство

профилактики:

- разъяснение

- обоснование

- обсуждение

- внушение

- поощрение

- показ положительных примеров

Убеждение ОФСБ – это воздействие на сознание и поведение участников

отношений, возникающих а сфере обеспечения безопасности в целях

формирования у них внутренней потребности соблюдать законы, воспитания

дисциплинированности и организованности.

2. Принуждение. Применяются ОФСБ на основе НПА.

Виды принуждения:

1. Меры предупреждения

2. Меры пресечения

3. Иные меры

1. Меры предупреждения ОФСБ :

- отказ в выдачи отдельным лицам к секретным работам и документам

- прекращение, аннулирование согласия на допуск

- приостановление или аннулирование лицензии на работу с секретными

документами

- заключение о нежелательности выезда отдельных граждан или въезда

иностранных граждан на территорию РФ

- закрытие въезда в РФ отдельных иностранных граждан или лиц без

гражданства

Основания препятствующие допуску гражданина к государственной тайне

-признание лица недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным

рецидивистом

- нахождение лица под судом или следствием

- наличие у лица медицинские противопоказания на работу с государственной

тайной

- постоянное проживание лица или его близких родственников заграницей или

оформление документов этих лиц на выезд

- выявление противоправных действий лица, создающих угрозу

государственной безопасности

- уклонение от проверочных мероприятий и сообщение о себе заведомо ложных

сведений

Решение о допуске к секретным сведениям принимает руководитель

предприятия, учреждения в индивидуальном порядке.

Прекращение допуска лица к государственной тайне (принимает решение

руководитель предприятия, организации, учреждения) :

- расторжение с лицом трудового договора или контракта

- наличие обстоятельств, предусмотренных ст.12 закона «О

государственной тайне»

- однократное нарушение прав и обязанностей

Основания для отказа в выдаче лицензии предприятиями на осуществление

деятельности, связанной с государственной тайной :

- наличие документов

- отрицательное заключение экспертизы, проводимой ОФСБ

- отрицательное заключение государственной аттестации руководителем

предприятия

Меры пресечения, принимаемые ОФСБ осуществляется в целях:

- предотвращение противоправных действий, направленные на нанесение

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.