бесплатно рефераты
 

Контрольная: Правовые акты управления

Контрольная: Правовые акты управления

Содержание:

Основные признаки правового акта управления............................... 2

Классификация административных актов.......................................... 3

Требования, предъявляемые к правовым актам управления........... 6

Процесс принятия административных актов................................... 10

Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной

власти.......................................................................

11

Официальное опубликование.....................................................13

Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов

исполнительной власти в Минюсте РФ............................ 13

Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ 14

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов

исполнительной власти........................................................

14

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов..........14

Основные признаки правового акта управления.

Правовые акты — важное средство практической реализации целей и функций

административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной

деятельности. Они являются решениями, которые субъекты исполнительной власти

принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства

хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями

жизни страны. Управление — это искусство принимать хорошие решения и умение

претворять их в жизнь.

Правовые акты — основная продукция государственной администрации. Это — самая

большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов. Как и

представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать

нормативные акты. Наряду с судами, они принимают юрисдикционные акты. А

огромное число и разнообразие общественных отношений, которыми

государственная администрация призвана руководить, требует от нее издания

многих миллионов правонаделительных актов о приеме (на работу, в вузы и т.

д.), о призыве на военную службу, о выделении (жилой площади, ресурсов и т.

д.), о назначении (пенсий, пособий), награждении, выделении, разрешении,

возложении обязанностей, запрещении, регистрации, приватизации и т. д.

Рассматриваемым актам свойственен ряд особенностей, которые позволяют

отграничить их от иных юридических актов — законов, актов правосудия,

протестов и представлений прокуроров, гражданских и иных договоров.

1. Они принимаются при осуществлении административной власти, являются

правовой формой исполнительно-распорядительной деятельности. Издают их

субъекты исполнительной власти: исполнительные органы и их должностные лица,

судьи, руководители судебных, прокурорских учреждений, аппаратов

представительных органов.

В науке советского административного права их было принято называть правовыми

актами управления, но точнее название — административные акты.

2. Подзаконность актов прежде всего, означает их соответствие действующим

законам. Но, кроме того, это свойство включает в себя их соответствие актам

вышестоящих органов, приговорам и решениям судов, заключенным договорам.

3. Официальный характер правового акта состоит в том, что он издается от

имени определенной структурной единицы государственного аппарата, выражает

волю государства, влечет служебные последствия.

4. Правовой акт исполнительной власти опирается на властные полномочия его

автора и является односторонним властным волеизъявлением. В нем воплощен

синтез мысли и власти компетентного субъекта, который, используя свои

полномочия, пре­вращает свои знания и волю в государственные предписания.

Если мысль, знание можно считать отцом правового акта, то государственную

власть следует сравнить с его матерью. Односторонность волеизъявления не

означает, что субъекты административной власти не учитывают воли граждан,

подчиненных работников, смежных организаций. Наоборот, в основе многих

управленческих решений лежат заявления, ходатайства, предложения.

5. Решение субъекта власти становится правовым актом, когда оно надлежащим

образом оформлено. Оформление заключается в соблюдении процедуры принятия

(согласование, обсуждение, голосование), необходимых требований

делопроизводства (указание даты, номера, автора), подписании, а иногда и

утверждении, регистрации, опубликовании акта. Оформление изучаемых актов в

основном регулируется административным правом. Значит, их особенностью

является то, что они принимаются и оформляются в порядке, установленном

административно-правовыми нормами. Оформление актов Президента, Правительства

РФ и некоторых других решений регулируется нормами конституционного,

трудового, финансового права.

6. Правовые акты исполнительной власти влекут юридические последствия, с этой

точки зрения их можно объединить в две группы:

а) они устанавливают, изменяют, отменяют нормы права;

б) они влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений, служат

юридическими фактами.

В них могут содержаться как нормы административного, так и нормы других

отраслей права (финансового, трудового, гражданского и др.), они могут

повлиять на гражданские, семейные, земельные и иные правоотношения.

Итак, правовые акты управления— это особый вид подзаконных,

официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в

процессе исполнительно-распорядительной деятельности, оформленных в

соответствии с нормами права, содержащих односторонние властные волеизъявления

и влекущих юридические последствия. В принципе совпадает с данным определение,

которое дает Ж. Ведель «Исполнительное решение есть юридический акт, издаваемый

в одностороннем порядке администрацией в целях изменения юридического

предписания путем наложения обязанностей или предоставления прав».

Классификация административных актов.

В условиях огромного разнообразия рассматриваемых правовых актов существует

множество критериев, позволяющих сгруппировать их по юридически значимым

признакам и лучше познать их юридические особенности.

1. По юридическому содержанию следует различать несколько категорий актов.

1. Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или отменяют

юридические нормы, т. е. содержат общие правила, не имеющие конкретного

адресата, не обращенные к конкретным лицам, рассчитанные на многократное

применение в случаях, предусмотренных их гипотезами.

Нормативные акты государственной администрации являются важнейшими

источниками права. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в

них норм они могут быть моноотраслевыми (административно-правовыми,

гражданско-правовыми, источниками трудового, земельного права и т.д.) и

поли­отраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей, но в

них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного

права.

По кругу лиц, на которых распространяются нормы, их источники можно поделить на:

а) акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые,

окружные, городские, районные, поселковые, сельские);

б) межведомственные акты;

в) внутриведомственные (в том числе локальные).

2. Индивидуальные акты — это решения субъектов административной власти

по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей основной

массе правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают

правоотношения. Среди них больше всего правонаделительных,

оперативно-распорядительных, а другой разновидностью индивидуальных актов

являются правоохранительные, юрисдикционные решения (по спорам, жалобам,

использованию принудительных средств). По юридическим последствиям

индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими,

содержащими отказы.

3. Общие акты содержат либо общие кратковременные предписания (о

переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. п.), либо

общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным

категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять

многодетным семьям и т. д.).

4. В смешанных актах одновременно содержатся нормы права и

правоприменительные решения, либо даже еще и общие требования.

II. По субъектам, принявшим административные акты, их можно поделить на

три неравные группы.

1. Акты органов исполнительной власти и их должностных лиц. Эта

самая большая группа включает:

а) указы и распоряжения Президента РФ;

б) постановления и распоряжения Правительства РФ;

в) приказы, постановления и другие акты центральных органов РФ;

г) акты территориальных федеральных органов;

д) постановления и иные акты мэров, губернаторов;

е) акты органов исполнительной власти субъектов Федерации;

ж) приказы и иные акты руководителей местных государственных органов.

2. Акты субъектов власти, которые не находятся в системе аппарата

исполнительной власти:

а) постановления судей по делам об административных право­нарушениях;

б) приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных

органов, имеющие внутриаппаратное значение, акты Центробанка РФ.

3. Акты общественных организаций, которым делегированы государством

властные полномочия.

III. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные.

Письменные являются разновидностью служебных документов.

Устные акты широко используются при непосредственном руководстве

производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на

транспорте, в воинских частях.

Конклюдентные акты находят внешнее выражение в жестах работника милиции,

регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.

IV. По функциональной роли можно различать акты плановые, по финансовым

вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и

иным общим функциям управления. Довольно часто решения исполнительной власти

связаны сразу с несколькими управленческими функциями, т. е. полифункциональны.

V. В зависимости от объема полномочий субъекта власти, его правовой

связанности различаются:

а) дискреционные акты, принимаемые в условиях свободы усмотрения,

широкой самостоятельности органа, должностного лица (например, при решении

вопросов об использовании актов губернатора области). Свободное усмотрение

означает возможность выбора в широких пределах, установленных правовыми

нормами. В силу недостаточной полноты или конкретности правовых норм, наличия в

них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во

внимание разнообразные факторы, а следовательно, выбирать решение из большого

числа возможных и законных вариантов;

б) акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий,

предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в

норме права вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве

начальник РОВД вправе оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на

рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, учебы

гражданина, прекратить дело и ограничиться устным замечанием);

в) акты «связанной администрации», принимаемые при отсутствии возможности

выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение

абсолютных санкций и т. д.).

VI. Полезно различать акты, изданные на основе постоянных и временных (в том

числе делегированных) полномочий.

VII. По степени сложности решения могут быть простыми (рутинными),

сложными и уникальными (например, о строительстве атомной электростанции, о

выводе войск из Афганистана).

VIII. В зависимости от даты начала действия нужно различать акты,

вступающие в силу:

а) немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;

б) с даты, указанной в самом акте;

в) в срок, указанный в другом акте. Так, Указом Президента РФ от 26

марта 1992 г. установлено, что указы Президента, имеющие нормативный характер,

вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования;

г) после государственной регистрации и официального опубликования. С этой

даты вступают в силу нормативные акты центральных органов РФ, затрагивающие

права граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта

1993 г.

IX. В зависимости от порядка принятия различают акты коллегиальные

, принимаемые простым или квалифицированным большинством от общего числа членов

коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании, и

единоличные. Последних намного больше, но чаще всего единоличные акты

оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые

готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.

X. Если анализировать акты в зависимости от объекта организационного

воздействия, то полезно учесть решения по сельскому хозяйству, обороне,

охране общественного порядка, здравоохранению, административной опеке и другим

вопросам.

Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

Главный критерий, которому должна удовлетворять вся деятельность и структура

исполнительной власти, а значит, и ее решения, — эффективность.

Государственная администрация, ее правовые акты призваны своевременно и с

наименьшими затратами добиваться наиболее полезных для граждан, общества и

государства результатов, приносить стране пользу, оправдывающую те

материальные и нематериальные затраты, которые вызваны ее существованием.

Эффективность управленческих решений зависит от многих факторов: их качества,

организации исполнения, стабильности обстановки, квалификации кадров и др.

Качество самих актов зависит от соблюдения их авторами ряда требований,

которым должны соответствовать издаваемые ими административные акты.

Первое требование — целесообразность, полезность с точки зрения не личных, не

аппаратных, а публичных интересов. В основе акта должно лежать общественное

благо, а не каприз руководителя. Чтобы акт был целесообразным, он должен быть

научно обоснован, соответствовать реальной обстановке, своевременно принят. В

акте следует учесть и права человека, и уровень сознания, культуры масс, и

плюрализм интересов, мнений, возможностей решения проблем, и существование

механизмов саморегуляции. Очень важно также обеспечить комплексность в

решении вопросов, учитывать ранее принятые акты.

«Одна из основных трудностей в управленческой деятельности состоит в

необходимости принимать решения в условиях не­определенности или при неполных

знаниях о возможных последствиях предпринимаемых действий». Принимая сложные

и, тем более, уникальные решения, субъекты административной власти часто не

имеют ни времени, ни возможности получить, обработать всю необходимую

информацию, просчитать все возможные варианты действий и последствий. В ряде

случаев решения принимаются в условиях дефицита информации, большей или

меньшей неопределенности, связаны с управленческим риском. Поэтому огромное

значение имеют квалификация, профессионализм должностных лиц, их знания,

опыт, интуиция, мастерство.

Административно-правовое регулирование преследует цель обеспечить

целесообразность, полезность, научную обоснованность правовых актов. Прямо,

само по себе право не обеспечивает достижения такого результата, а может лишь

способствовать ему. Но правовые нормы, закрепляя процедуры принятия

управленческих решений, обязательность обсуждения, согласования проектов,

проведение конкурсов, устанавливая сроки, процедуры голосования и т. п.,

способствуют повышению обоснованности правовых актов исполнительной власти.

Нецелесообразность акта может сделать его эффективность нулевой. Более того,

исполнение такого решения может причинить огромный вред обществу, несравнимый

с затратами на подготовку, принятие и исполнение решения. Достаточно

напомнить об ущербе, нанесенном непродуманным размещением строительства,

мерами, принятыми в 1985—1989 гг. по борьбе с пьянством, решением о вводе

войск в Афганистан, рядом актов о приватизации, налогообложении.

Акт исполнительной власти должен быть законным. Это означает соблюдение ряда

условий:

1) наличие компетенции у его автора;

2) соответствие его закону по существу;

3) соответствие цели закона;

4) принятие его в установленный законом срок;

5) соблюдение процессуальных правил издания акта.

Нормы о компетенции определяют подведомственность дел, объектов и полномочия

субъектов власти. Компетенция может быть постоянной и временной (в связи с

временным замещением вышестоящего руководителя, делегированием полномочий,

введением чрезвычайного положения). Определение компетенции — это

разграничение труда по управлению и возложение решения дел на определенные

органы, должностных лиц. Учитывая технические, профессиональные,

экономические, политические условия, законодатель им поручил принятие

соответствующих решений. И первый вопрос, который стоит перед тем, кто

собирается издать акт, и перед тем, кто оценивает его законность, это вопрос

о компетентности автора решения.

Соответствие закону по существу означает, что акт в целом и все его части не

выходят за рамки установленных действующими правовыми нормами требований. Он

должен не противоречить не только закону, но и решениям вышестоящих органов

исполнительной власти. Индивидуальные административные акты, кроме того, не

могут противоречить нормам, установленным этим же органом.

Субъект исполнительной власти обязан, издавая правовые акты,

руководствоваться той целью, которую имел в виду реализовать законодатель

(вышестоящий орган), предоставляя ему полномочия принимать решения. Если же

автор акта, реализуя свои полномочия, преследует иную цель, — это называется

превратным осуществлением власти, делает акт порочным. Например, введение

карантина якобы в санитарных целях, а на самом деле для того, чтобы помешать

вывозу сельхозпродуктов из районов.

Законность акта связана также с выполнением существенных процессуальных

правил его принятия. В их числе наличие заключения специалистов (например,

медицинского заключения при решении вопроса о направлении на принудительное

лечение), предварительного предупреждения, представления, заявления, жалобы,

протеста как повода для начала соответствующей процедуры, соблюдение

требований о кворуме, согласовании, последующем утверждении, регистрации,

опубликовании или ином способе доведения акта до сведения граждан,

организаций.

Одной из важнейших презумпций, лежащих в основе режима законности, является

презумпция законности административного акта. В соответствии с нею он

считается законным, если в установленном порядке официально не будет

установлено иное. А значит, он должен исполняться, сомнения в его законности

не препятствуют его действию. Презумпция законности акта исполнительной

власти не действует при осуществлении правосудия. Если законность акта имеет

значение при осуществлении правосудия, суд обязан проверить наличие этого

признака.

Почему нужна презумпция законности? Потому что в правовой системе нормативные

и индивидуальные акты исполнительной власти играют очень важную роль. Если бы

каждому сомневающемуся было позволено не исполнять административный акт,

законность сразу бы рухнула, в стране воцарилась бы анархия. Конечно, среди

таких актов есть и незаконные и их исполнение вредно для общества, но этот

вред неизмеримо меньше вреда, причиняемого правовым нигилизмом, отказом от

принципа законности. Это — выбор наименьшего зла.

В науке административного права акты, не соответствующие требованиям

законности, считаются дефектными. Их делят на ничтожные и оспоримые.

Ничтожными признаются акты, юридическая несостоятельность которых настолько

очевидна, что они не подлежат исполнению. Презумпция законности на них не

распространяется. Они не порождают юридических последствий, служащие не

вправе их исполнять и, более того, несут ответственность за их исполнение.

Ничтожный акт как акт власти не существует с момента его издания. Акты

признаются ничтожными, если:

а) есть прямое указание закона;

б) грубо нарушена подведомственность административных дел (в таком случае

можно говорить об административном самоуправстве, например, начальника РОВД,

который самовольно вселяет своего подчиненного в освободившуюся квартиру);

в) нет законного основания (заявления, представления и т. д.) для принятия акта;

г) нарушен срок давности;

д) акт предписывает совершение преступления и т. д., и т. п.

Незаконность оспоримых актов не очевидна, спорна. Они находятся под сенью

презумпции законности и подлежат исполнению, что не лишает индивидуальных и

коллективных субъектов права оспорить их законность в установленном порядке.

Не исключено, что акт в целом или частично будет признан не соответствующим

закону, отменен или изменен и даже аннулирован, то есть признан ничтожным, не

породившим никаких юридических последствий для тех, кому он адресован. А для

должностного лица, издавшего незаконный акт, последствия могут наступить

самые отрицательные — вплоть до освобождения от должности и уголовной

ответственности.

Третий вид требований, предъявляемых к актам исполнительной власти, —

организационно-технические. С некоторой долей условности можно говорить о

требованиях к культуре оформления акта, выполнение которых — важное условие

его эффективности.

Это прежде всего требования к языку акта. Он должен быть ясным, четким,

лаконичным, понятным для тех, к кому он обращен. Безупречным должно быть его

грамматическое оформление, любые ошибки могут исказить его смысл.

Культурность акта связана с его внешним оформлением: присвоением ему номера,

наличием в тексте даты издания, сведений о том, где и кем он принят,

подписей. Как правило, текст акта должен быть отпечатан. Письменные акты —

особый вид служебных документов, и в ряде случаев они должны быть оформлены

на специальных бланках, формулярах, иметь четкие от­тиски штампов, печатей.

Культурность предполагает также своевременное доведение надлежащим образом

оформленных актов до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов,

правильное ведение делопроизводства и, в частности, хранение письменных

актов. Таким образом, целесообразность (полезность), законность и

культурность правового акта — важнейшие условия его качества, его

эффективности. И такие требования должны предъявляться к каждому решению

административной власти.

Процесс принятия административных актов

Эта разновидность административного процесса включает в себя множество

производств по принятию актов коллегиально и единолично, высшими,

центральными органами РФ, республиканскими, краевыми, областными, окружными,

а также городскими органами, актов простых и уникальных, нормативных и

индивидуальных (правоприменительных и в том числе юрисдикционных). Эта

многогранная деятельность регламентируется большим количеством юридических

норм и организационных обычаев. Но в этом огромном разнообразии производств

можно выделить и общие моменты.

Первая стадия этого процесса — подготовка решения (об утверждении,

награждении, приеме, выделении, исполнении и т. д.). Чаще всего на этой стадии

существуют этапы: правовой инициативы, анализа ситуации и вариантов правового

воздействия на нее, подготовки проекта решения.

Акт принимается, если есть фактические (объективная потребность) и

юридические основания. Менее половины из общего их числа издаются по

инициативе их авторов. Последние чаще выступают «переводчиками» законов и

актов вышестоящих органов, конкретизируя их с учетом местных условий, либо

применяя их на основе жалоб, заявлений, приказов о призыве и т. д. Основанием

для принятия, отмены акта может быть инициатива субъекта административной

власти, поручение вышестоящего органа, протест прокурора, обращение

организации, депутата, жалоба, заявление гражданина, статья в газете и др.

В ходе анализа ситуации выясняется фактическое положение дел, проблемы,

которые требуют решения, возможные варианты их решения. При составлении

проекта избирается один из возможных вариантов правового регулирования, он

надлежащим образом оформляется, согласовывается, обсуждается. Практикуется и

подготовка альтернативных проектов.

Вторая стадия — принятие решения — тем короче, чем больше проведено

подготовительной работы. В коллегиальных органах возможно обсуждение и

обязательно голосование. Иногда решения принимаются «в рабочем порядке», путем

опроса. Большинство же правовых актов принимаются единолично, а значит, главное

на этой стадии — подписание подготовленного проекта. Очевидно, что в

подготовленный проект могут быть внесены изменения либо проект может быть

признан непригодным.

Завершается эта стадия оформлением решения, что предполагает его

окончательное редактирование, подписание административного акта, присвоение

акту порядкового номера.

Доведение решения до сведения исполнителей, заинтересованных лиц —

самостоятельная стадия работы с актом. Это делается путем персонального

ознакомления (устно, высылки копий, повесток, вывешиванием списков,

ознакомлением под расписку). Если круг адресатов акта более широк, его

размножают, рассылают, а при необходимости обнародуют в средствах массовой

информации, в специальных изданиях (сборниках, бюллетенях). Нормативные акты

центральных органов РФ, затрагивающие права граждан или имеющие

межведомственный характер, под­лежат государственной регистрации в

Министерстве юстиции РФ, а затем опубликованию в «Российских вестях». Наряду

с офици­альными средствами обнародования широко используются и неофициальные

(вывешивание текстов в общественных местах и др.).

Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются

на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений

Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства

Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов

исполнительной власти в пределах их компетенции.

Со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от

13 августа 1997 г. N 1009 " Об утверждении Правил подготовки нормативных

правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной

регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной

власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил,

инструкций и положений.

Акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить

нормативный правовой характер.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов

исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными

органами исполнительной власти, иными органами (организациями) или одним из

них по согласованию с другими.

Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан

(утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей)

нескольких федеральных органов исполнительной власти и иных органов

(организаций).

Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие

темы правового регулирования.

Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть

подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими

силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

В случае отмены федеральным органом исполнительной власти нормативного

правового акта, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской

Федерации, соответствующий документ об отмене должен быть представлен на

государственную регистрацию в установленном порядке.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими

федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или

признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами

исполнительной власти .

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее

изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта

(с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются

как приложение к акту.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания

(утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству

Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован

руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.

Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем

федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его

обязанности.

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие

реквизиты:

§ наименование органа (органов), издавшего акт;

§ наименование вида акта и его название;

§ дата подписания (утверждения) акта и его номер;

§ наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт (пункт 9

Правил).

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами

исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые

нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и

гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то

есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются,

не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Обязательными условиями вступления в силу являются:

1. обязательное официальное опубликование всех нормативных правовых актов

(ст. 1 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ от

23.05.96 N 763);

2. обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов

федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и

обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус

организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента РФ

от 23.05.96 N 763). Причем государственной регистрации подлежат нормативные

правовые акты, обладающие одним или несколькими вышеуказанными признаками (п.

12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов

федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации",

утвержденных Приказом Минюста РФ от 17.04.98 N 42).

Официальное опубликование

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая

публикация полного текста документа в специальных изданиях, признанных

официальными действующим законодательством (см. Таблицу).

При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения

п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 N 17-П, в котором на

конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального

опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания

законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его

обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с

датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента реально

еще не обеспечивается получение информации о содержании закона. Пока

действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой

публикации, необходимо сопоставлять даты "Российской газеты" и "Собрания

законодательства Российской Федерации" и самостоятельно делать вывод, какая

дата является реальной датой обнародования нормативного правового акта.

Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов

исполнительной власти в Минюсте РФ

С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 N 305 была

введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств,

затрагивающих права и интересы граждан или носящих межведомственный характер.

Указом Президента РФ от 21.01.93 N 104 было установлено, что акты, не

прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не

опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых

последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием

для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни

было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение

содержащихся в них предписаний.

В настоящее время Постановление Правительства РФ от 08.05.92 N 305 и Указ

Президента РФ от 21.01.93 N 104 утратили силу в связи с утверждением новых

Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов

исполнительной власти и их государственной регистрации (см. Постановление

Правительства РФ от 13.08.97 N 1009) и в связи с новым Порядком опубликования

и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных

правовых актов федеральных органов исполнительной власти (Указ Президента РФ

от 23.05.96 N 763). Тем не менее, правовые последствия несоблюдения

установленного порядка регистрации и опубликования актов, которые в этом

нуждаются, остались прежними: акты, не прошедшие регистрацию и не

опубликованные в установленном порядке, не могут применяться.

Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ

Указанный в Таблице порядок вступления в силу касается

лишь актов Президента РФ, имеющих нормативный характер, актов Правительства РФ,

затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина,

устанавливающих правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а

также организаций. Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе

акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения

конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Данный

порядок является общим и применяется:

· если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу

(п. 7 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763);

· в отношении актов, принятых с 05.06.96 (дата вступления в силу Указа

N 763). Для определения даты вступления в силу актов, принятых ранее, следует

применять положения Указа Президента РФ от 26.03.92 N 302, в настоящее время

утратившего силу.

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов

исполнительной власти

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают

в силу в сроки, указанные в Таблице, если порядок вступления в силу не

определен в самом акте.

Акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения,

носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному

опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции

РФ, вступают в силу со дня их государственной регистрации и присвоения

номера, если самими актами не установлен более поздний срок (п. 1 Указа

Президента РФ от 16.05.97 N 490).

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

Вид документа

Официальный источник опубликования

Сроки вступления в силу

Нормативный акт, регулирующий данные вопросы

НПА Президента РФ

"Российская газета", "Собрание законодательства РФ"

По истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования

Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763

НПА Правительства РФ

"Российская газета", "Собрание законодательства РФ"

По истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования

Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763

НПА федеральных органов исполнительной власти, прошедшие регистрацию

"Российская газета", Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература"

По истечении 10 дней после дня их официального опубликования

Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763, Указ Президента РФ от 13.08.98 N 963


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.