бесплатно рефераты
 

Контрольная: Понятие принуждения и ответственности

эпидемией (эпизоотией);

- прекращение движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей;

- ограничение права водопользования и т.п.

Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не

заметить различий между отдельными мерами по их непосредственному назначению

и характеру право ограничений. Так среди административно-предупредительных

мер можно выделить четыре группы:

1. меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных

вредных, опасных и тяжких последствий,

2. меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только

административных проступков, но и преступлений,

3. меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения

им обязанностей,

4. особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры

принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной

безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов и т.д.

Главная особенностью является четко выраженный профилактический характер, что

позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений,

обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда

интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры

административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в

особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом

нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного

предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции

административных и иных правонарушений.

б) Меры административного пресечения.

Меры административного пресечения используются как средство принудительного

прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры

направлены на принудительное прекращение противоправного поведения,

недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для

возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По

своей цели меры административного пресечения отличаются от административных

взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в

прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации,

принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных

правил общежития.

В отличие от административно-предупредительных мер - меры пресечения применяются

в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Меры

пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все

принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на

неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное

действие, - неправомерная линия поведения, образ действий, в других

случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный

административный поступок (мелкое хулиганство), в-третьих -

систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (бродяжничество,

тунеядство и т.п.).

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно

(закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного

питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они

обеспечивают возможность взыскания, и, как правило, им предшествует

(задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него

административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны - это свидетельствует о том,

что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений,

своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры

административного пресечения используются не только для защиты интересов

общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя

(например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в

несколько видов:

1. меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя

(требование прекратить неправомерное поведение, административное задержание и

т.д.),

2. меры имущественного характера (изъятие холодного оружия),

3. меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного

транспорта),

4. меры финансового характера (прекращение кредитования),

5. меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных

больных),

6. меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы

(отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид

деятельности).

7. Меры специального или исключительного назначения (применение

огнестрельного оружия и спецсредств).

Остановимся более подробно на административном задержании граждан

и на личном досмотре и досмотре вещей и товаров.

Общим основанием административного задержания служит административный

проступок. Помимо общей предпосылки - совершения проступка - для задержания

необходимо одно из следующих дополнительных условий:

· наличие серьезных оснований предполагать, что активные

противоправные действия будут продолжатся,

· что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам,

другим гражданам, себе;

· отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные

документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно

провести медицинское обследование и т.д.);

· отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке

и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить

необходимые данные о нарушителе.

Административное задержание является мерой административно-процессуального

характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в

кратковременном ограничении свободы правонарушителя. К основным нормативным

актам, регламентирующим задержание, относятся Закон от 18.апреля 1991 г. “О

милиции”, в котором сказано, что милиции предоставлено право задерживать лиц,

допустивших нарушения, влекущие административную ответственность.

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся

дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание

не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также

к депутатам всех звеньев Советов, судьям и прокурорам.

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две

группы: задержание на общих основаниях и специальные виды

задержания.

Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем

общее, поэтому оно может, производится только в случае совершения лицом

определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого

хулиганства). К задержанию на общих основаниях обычно относят

такое задержание, которое производится работниками милиции на срок не более

трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном

помещении.

Законодательство закрепляет пять специальных видов

административного задержания: задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;

задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство; задержание лиц, занимающихся

бродяжничеством и попрошайничеством; задержание лиц, уклоняющихся от явки в

суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках; задержание нарушителей

пограничного режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное

прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

Личный досмотр и досмотр вещей и товаров производится в целях

выявления и пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие

меры воздействия, установление личности и т.д.

Досмотр производится в случаях:

1. когда лицо застигнуто в момент совершения административного

правонарушения или непосредственно после его совершения,

2. при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде

гражданина или его вещах,

3. когда имеются показания технических средств контроля,

4. когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо, как на совершившее

правонарушение,

5. когда досмотр прямо предусмотрен законодательством РФ.

Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании

гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей

и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом

правонарушения, установления личности задержанного и др.

Досмотру должно предшествовать предложение предъявить документы,

подтверждающие личность задержанного, вещи, другие предметы, являющиеся

орудием или непосредственным объектом правонарушения.

Личный досмотр производится лицом одного пола и в присутствии двух понятых

того те пола в помещениях исключающих доступ посторонних граждан и отвечающих

санитарии и гигиены.

После производства личного досмотра или досмотра вещей, товаров, транспортных

средств уполномоченным лицом составляется протокол либо делается запись в

протоколе об административном правонарушении или в протоколе задержания.

в) Меры взыскания.

Меры административного взыскания представляют собой вид административной

ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений, а

также для предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем,

так и другими лицами.

Административное взыскание занимает особое место в системе мер

административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

· они носят ярко выраженный санкционный характер,

· воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко,

поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;

· взыскания могут применять не только органы государственного

управления, но и другие субъекты право применения;

· все административные взыскания налагаются на основе специального

индивидуального акта управления - постановления или решения;

· наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными

на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором

учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, обстоятельства,

смягчающие и отягчающие ответственность;

· являются эффективным средством реализации института ответственности

(обязанность гражданина дать отчет о своем неправомерном поведении и понести

наказание в виде административного взыскания).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие

административные наказания, предусмотренные статьёй 3.2 КоАП РФ:

1. Предупреждение - выносится письменно.

2. Административный штраф - устанавливается, как правило, в

размере от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а в

некоторых случаях - и в большем размере.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета

административного правонарушения.

4. Конфискация орудия совершения или предмета

административного правонарушения.

5. Лишение специального права, предоставленного физическому

лицу (права управления транспортными средствами, права охоты, права на

эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств,

применяется на срок от 15 дней до 3 лет за грубое или систематическое

нарушение порядка пользования этим правом).

6. Административный арест - устанавливается и применяется

лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток (а за нарушение требований

режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения

контртеррористической операции до 30 суток). Административный арест

назначается районным судом или мировым судьёй.

7. Административное выдворение за пределы Российской

Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства - применяется при

незаконном въезде в РФ.

8. Дисквалификация - заключается в лишении физического лица

права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления

юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет),

осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим

лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях,

предусмотренных законодательством Российской Федерации.

КоАП РФ предусматривает ряд ограничений применения административных

наказаний. Например, административный арест не может применяться к

несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, беременным

женщинам, инвалидам первой и второй групп.

Наказание за административное правонарушение налагается уполномоченным

органом в соответствии с КоАП РФ и другими законами об административных

правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении. О

совершении административного правонарушения, как правило, составляется

протокол. О вынесении административного наказания, как правило, выносится

постановление. Наказание налагается в пределах, установленных Кодексом или

другим нормативным правовым актом (законом), предусматривающим

административную ответственность. При наложении наказания учитываются

характер совершённого правонарушения, личность правонарушителя, степень его

вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие

ответственность (например, устранение причинённого вреда, совершение

правонарушения несовершеннолетним) и отягчающие ответственность (например,

продолжение противоправного деяния, несмотря на требования уполномоченных лиц

прекратить его, совершение правонарушения группой лиц).

Итак, административное взыскание - это мера наказания, применяемая

уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами), а в

предусмотренных законом случаях - народными судами (народными судьями), а

также общественными организациями и их законными представителями, к лицам,

виновным в совершении административного проступка.

г) Административно-восстановительные меры

Отмечая большое значение предупредительных средств, сле­дует признать, что

они не являются принудительными. А вот восстановительные санкции — это особый

вид административного принуждения.

Восстановительные и пресекательные средства прямо, непосред­ственно

восстанавливают правопорядок, прекращают неправомер­ное поведение (снос

самовольно возведенных строений, взыскание недоимки, приостановление работы,

задержание и др.). Это средства прямого понуждения к обеспечению

правопорядка. А взыскания — это меры негативного стимулирования. Кара

(наказание, взыскание) по­буждает нарушителя и иных граждан не нарушать

правовые нор­мы, воздействует на их поведение косвенно.

Восстановительные меры применяются с целью возмещения при­чиненного ущерба,

восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер

зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием.

К ним относятся: меры материальной ответственности (взыска­ние ущерба), снос

самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из

самовольно занятых жилых поме­щений, изъятие у организаций незаконно

полученного, пеня, взыс­кание недоимки.

Самовольно возведенные жилые и нежилые строения (дома, дачи, гаражи, сараи и

т. п.) могут быть снесены. Вначале глава админис­трации обязывает

правонарушителя своими силами и за свой счет снести самовольно возведенное

строение и привести земельный участок в порядок. В случае, если это

требование не будет выполне­но в месячный срок, он дает распоряжение

муниципальным орга­нам о сносе строения своими силами за счет виновного.

Изъятие у предприятий и учреждений незаконно полученного состоит во взимании

в доход бюджета сумм, полученных предпри­ятиями и организациями путем

нарушения финансовой дисципли­ны, законодательства о ценах, реализации

нестандартной продук­ции и т. д. Постановления об изъятии принимаются

государственными органами, осуществляющими контроль за хозяйственной

деятель­ностью юридических лиц (органами стандартизации, контроля за ценами и

др.).

Административно-восстановительными мерами являются и так на­зываемые

финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня. Недоимка — это не внесенная в

срок в бюджет или в государственные вне­бюджетные фонды сумма налогов и

других обязательных платежей.

Пеня — это взыскание за каждый день просрочки (задержки) установленной

процентной ставки от суммы просроченного пла­тежа. Начисляется она за каждый

день просрочки. В случаях на­рушения финансовой дисциплины пеня, как правило,

применяет­ся одновременно со взысканием недоимок.

Уплата пени — это реализация восстановительной санкции, а они могут быть

реализованы добровольно. Этой практике способ­ствует письмо ГНС РФ,

направленное в мае 1995 г. налоговым инспекциям о неприменении к

налогоплательщикам финансовых санкций за нарушение законодательства в случае

самостоятель­ного внесения ими в отчетность допущенных ошибок.

Заключение

Итак, правильное использование метода принуждения органами государственного

управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность

управленческой деятельности, функционирования административно-правовых

институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного

сокращения и ликвидации правонарушений. Принуждение в сфере управленческой

деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

- правомерность поведения участников управленческих отношений;

- функционирование и защиту такого режима, при котором бы

неукоснительно выполнялись правовые предписания;

- существования устойчивой системы управленческих отношений,

базирующихся на основах законности.

Принуждение является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам

права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного

установления оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер

принудительного воздействия.

Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости,

воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом

принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или

унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и

устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный характер и

направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их

совершивших.

Литература

1. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

2. Комментарий с Основам законодательства Союза ССР и союзных

республик об административных правонарушениях под ред. Лазарева Б.М. - М.:

Юрид. лит., 1983

3. Советское административное право: Учебник под ред.

Василенкова П.Т. - М.: Юрид. лит., 1990

4. Советское административное право. Части Общая и Особенная:

Учебник под ред. Еропкина М.И., - Киев, 1978

5. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное

пособие. - Тюмень: ТГУ, 1994

6. Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение

общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977

7. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в

СССР. Свердловск, 1989

8. Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по

административному законодательству. Учебное пособие. М., 1988

9. Бахрах Д.Н. Административное принуждение в ССР, его виды и

основные тенденции развития. М., 1972

10. Бахрах Д.н. Советское законодательство об административной

ответственности. Пермь, 1969

11. Веремеенко И.И. Администратино-правовые санкции. М.: Юрид.

лит., 1975

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.