| |||||
МЕНЮ
| Домарев1. Правовые вопросы защиты массивов информации от искажений и установления юридической ответственности по обеспечению сохранности информации. 2. Юридические и технические вопросы зашиты хранящейся информации от несанкционированного доступа к ней, исключающие возможность неправомерного использования ее. 3. Установление юридически закрепленных норм и методов защиты авторских прав и приоритетов разработчиков программного продукта. 4. Разработка мероприятий по приданию юридической силы документам, выдаваемым машинами, и формирование юридических норм, определяющих лиц, ответственных за доброкачественность других документов. 5. Правовая защита интересов экспертов, передающих свои знания в фонды банков данных. 6. Установление правовых норм и юридической ответственности за использование электронно-вычислительных средств в личных интересах, противоречащих интересам других личностей и общества и могущих нанести им вред. Отсутствие надлежащей регистрации и контроля работ, низкая трудовая и производственная дисциплина персонала, доступ посторонних лиц к вычислительным ресурсам создает условия для злоупотреблений и вызывает трудности их обнаружения. В каждом вычислительном центре принято устанавливать и строго соблюдать регламент доступа в различные служебные помещения для разных категорий сотрудников. Степень защиты информации от неправомерного доступа и противозаконных действий зависит от качества разработки организационных мер, направленных на исключение: • доступа к аппаратуре обработки информации; • бесконтрольного выноса персоналом различных носителей информации; • несанкционированного введения данных в память, изменения или стирания хранящейся в ней информации; • незаконного пользования системами обработки информации и полученными данными; • доступа в системы обработки информации посредством самодельных устройств; • неправомочной передачи данных по каналам связи из информационно- вычислительного центра; • бесконтрольный ввод данных в систему; • обработка данных по заказу без соответствующего требования заказчика; • неправомочное считывание, изменение или стирание данных в процессе их передачи или транспортировки носителей информации. Целью защиты информации является: • предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; • предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; • предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; • предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы; • обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; • защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; • сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; • гарантия прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований. Собственник или владелец документированной информации вправе обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах. Собственник документа, массива документов, информационных систем или уполномоченные им лица в соответствии с законом устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к информации. Владелец документа, массива документов, информационных систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством. Риск, связанный с использованием не сертифицированных информационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств. Риск, связанный с использованием информации, полученной из не сертифицированной системы, лежит на потребителе информации. Защита прав субъектов в сфере формирования информационных ресурсов, пользования ими, разработки, производства и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба. Ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и на граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Руководители и другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях. Однако ряд нормативных положений по защите информации в автоматизированных системах, разработанных ранее, не соответствует современным требованиям и современным информационным технологиям. Работы в этом направлении заметно отстают от потребностей и носят однобокий характер (в основном сведены к защите информации от утечки по техническим каналам перехвата). Пока еще отсутствует нормативно-правовая и методическая база для построения автоматизированных и вычислительных систем в защищенном исполнении, пригодных для обработки секретной информации в государственных учреждениях и коммерческих структурах. При разработке средств защиты возникает ряд проблем правового характера: 1. Лицензирование деятельности по разработке программно-аппаратных средств цифровой подписи. Система лицензирования направлена на создание условий, при которых право заниматься защитой информации предоставлено только организациям, имеющим на этот вид деятельности соответствующее разрешение (лицензию). 2. Сертификация программно-аппаратных средств с функциями защиты. 3. Система сертификации направлена на защиту потребителя от недобросовестного исполнителя. В настоящее время фактически отсутствуют организационно-технические и организационно-методические документы по сертификации средств и комплексов защиты информации, в том числе связанных с криптографическими методами защиты. 3. Соответствие разрабатываемых средств защиты концептуальным требованиям к защите, стандартам и другим нормативным документам. 4. Отсутствие нормативно-правового обеспечения для решения спорных ситуаций с использованием цифровой подписи в арбитражном суде. Круг нормативных и концептуальных документов в области защиты информации крайне ограничен, а имеющиеся документы не в полной мере отвечают современным требованиям. Нормативно-правовые документы, содержащие термины и определения, концепцию применения и алгоритмы выработки и проверки цифровой подписи отсутствуют. Преступление в компьютерной сфере Развитие вычислительной техники и ее широкое применение государственными органами и частными учреждениями привели к возникновению и распространению так называемых компьютерных преступлений. Такое положение вызывает беспокойство и в тех организациях, где применяется компьютерная техника, и в органах поддержания правопорядка, и среди широких слоев населения, пользующихся новыми видами информационного обслуживания. Термин «компьютерная преступность» впервые был использован еще в начале 70-х годов. Однако до настоящего времени продолжается дискуссия о том, какие противозаконные действия подразумеваются под ним. Было предложено ряд уголовно-правовых определений компьютерной преступности. Часто оно трактуется как преступление, прямо или косвенно связанное с ЭВМ, включающее в себя целую серию незаконных актов, совершаемых либо с помощью системы электронной обработки данных, либо против нее. Другие под компьютерной преступностью подразумевают любое деяние, влекущее незаконное вмешательство в имущественные права, возникающее в связи с использованием ЭВМ. Третьи вкладывают в это определение все преднамеренные и противозаконные действия, которые приводят к нанесению ущерба имуществу, совершение которых стало возможным, прежде всего, благодаря электронной обработке информации. Выделяют следующие формы проявления компьютерной преступности: манипуляции с ЭВМ, хищение машинного времени, экономический шпионаж, саботаж, компьютерное вымогательство, деятельность «хакеров». Под компьютерными манипуляциями подразумевается неправомочное изменение содержимого носителя информации и программ, а также недопустимое вмешательство в процесс обработки данных. Основные сферы компьютерных манипуляций таковы: совершение покупок и кредитование (манипуляции с расчетами и платежами, доставка товаров по ложному адресу); сбыт товара и счета дебиторов (уничтожение счетов или условий, оговоренных в счетах, махинации с активами); расчеты заработной платы (изменение отдельных статей начисления платежей, внесение в платежную ведомость фиктивных лиц). Для компьютерных манипуляций характерны некоторые особенности, обусловленные спецификой самого объекта преступных действий. Например, используется возможность отладки программ, составленных с преступными целями; многократная реализация однажды найденной возможности для незаконных действий. Вследствие простоты передачи программного обеспечения в сетях и машинах возникает опасность заражения их компьютерным «вирусом», т.е. опасность появления программ, способных присоединяться к другим программам машины и нарушать ее работу. Противозаконные манипуляции с системным программным обеспечением доступны только узкому кругу специалистов-программистов. Значительно меньший объем специальных знаний необходим для осуществления манипуляций с входными и выходными данными. Такие неправомочные действия могут совершать даже лица, не имеющие непосредственного отношения к информационной технике. Наряду с непосредственным незаконным использованием информационных систем к категории преступлений относятся также действия, связанные с несанкционированным доступом к сети передачи информации и проведение идентификационных процедур. Незаконное получение информации может осуществляться и путем регистрации электромагнитного излучения различных устройств, используемых в процессе ее обработки. Распространенным способом совершения компьютерных преступлений анализируемой категории является незаконный доступ в информационные системы. Для его осуществления преступник должен располагать следующими исходными данными: телефонным номером подключения к системе, процедурой заявки, ключевым словом, номером счета. Номер телефонного подключения к информационной системе чаще всего имеется в телефонной книге для внутреннего пользования организации. Данный номер может быть передан преступнику сотрудниками этой организации или идентифицирован правонарушителем с помощью программы поиска. Остальная исходная информация также может быть передана преступнику сотрудниками учреждения, имеющими к ней доступ. Компьютерный шпионаж преследует, как правило, экономические цели. Преступления этой категории чаще всего совершаются для получения следующей информации: программ обработки данных, результатов научных исследований, конструкторской документации и калькуляции, сведений о стратегии сбыта продукции и списков клиентов конкурирующих фирм, административных данных, сведений о планах и о технологии производства. Наиболее распространенная в настоящее время форма компьютерных преступлений - деятельность хакеров, владельцев персональных компьютеров, незаконно проникающих в информационные сети. Хакеры - это квалифицированные и изобретательные программисты, занимающиеся разными видами компьютерных махинаций, начиная с нарушений запретов на доступ к компьютерам в совокупности с их несанкционированным использованием, вплоть до хищения секретных сведений. Компьютерные преступления отличаются от обычных особенными пространственно-временными характеристиками. Так, подобные деяния совершаются в течение нескольких секунд, а пространственные ограничения оказываются полностью устраненными. Лица, совершающие компьютерные преступления, также имеют свои особенности: они, как правило, молоды, имеют высшее образование, знакомы с методами раскрытия кодов и внедрения в компьютерные системы. Как свидетельствует практика, один из важнейших способов повышения эффективности борьбы с компьютерной преступностью - создание надлежащей правовой основы для преследования в уголовном порядке лиц, виновных в преступлениях такого рода. В настоящее время развитие правовой основы для борьбы с преступлениями, объектом которых является «интеллектуальный» элемент ЭВМ, идет в следующих направлениях: 1. Создание уголовно-правовых норм, предусматривающих раздельную защиту программного обеспечения ЭВМ и баз данных, а также «осязаемых» элементов электронно-вычислительных систем; 2. Использование существующего законодательства. Несмотря на то, что существующие уголовные законы достаточно гибки для квалификации нарушений этого типа, однако социальные и технические изменения создают все новые и новые проблемы, часть которых оказывается вне рамок любой из нынешних правовых систем. Потому и «подготовка нормативно- правовых актов о компьютерной безопасности исключительно сложна, поскольку связана с технологией, опережающей нормотворческий процесс». Развитие законодательства не всегда успевает за развитием техники и преступным использованием ее последних достижений. Так, в существующем законодательстве отсутствуют правовые нормы относительно преступлений, совершаемых с помощью ЭВМ. Это порождает проблему: каким образом обвинять преступников посредством обычных норм права. В компьютерных преступлениях ЭВМ может быть как объектом, так и субъектом преступления. В тех случаях, когда ЭВМ - объект преступления, т.е. ей наносится материальный ущерб путем физического повреждения, не возникает проблем с применением существующего законодательства. Но те случаи, когда ЭВМ используется для совершения актов обмана, укрывательства или присвоения с целью получения денег, услуг, собственности или деловых преимуществ, представляют собой новые правовые ситуации. Существует ряд характерных черт преступлений, связанных с использованием ЭВМ, которые усложняют расследование и предъявление обвинения по ним. Помимо юридических трудностей возникают и другие проблемы, с которыми может столкнуться следствие. Среди них: • сложность обнаружения преступлений, связанных с использованием ЭВМ; • большая дальность действия современных средств связи делает возможным внесение незаконных изменений в программу ЭВМ с помощью дистанционных терминалов либо закодированных телефонных сигналов практически из любого района; • затруднения в понимании порядка работы ЭВМ в технологически сложных случаях; • информация преступного характера, заложенная в память ЭВМ и служащая доказательством для обвинения, может быть ликвидирована почти мгновенно; • обычные методы финансовой ревизии в случае этих преступлений не применимы, т.к. для передачи информации используются электронные импульсы, а не финансовые документы. В 1988 г. только в Европе было совершено четыре неудачных попытки нелегального перевода денег с банковских счетов (потери в каждом из этих случаев могли превысить сумму в 50 млн. дол.). Характерно, что все эти попытки оказались неудачными только благодаря «чрезмерной жадности» преступников. В Чикаго, например, 7 преступников решили похитить 70 млн. дол. и были задержаны в тот момент, когда имели на своем счету более 49 млн. дол. Кроме того, отмечается, что только 3 из 20 обнаруженных случаев регистрируются в полицейской статистике, и только 1 из 33 зарегистрированных случаев заканчивается вынесением обвинения. В целом наказание следует только в одном из 22 тыс. компьютерных преступлений. Согласно анализу более чем 3 тыс. досье таких преступлений, накопленных в международном институте SRI interational известным экспертом в данной области Доном Паркером (организатором international information integnity institut), компьютеры, данные и программы могут быть: а)объектом нападения; б)объектом совершения преступления; в) средством подготовки преступлений; г) средством запугивания или обмана. С учетом темпов компьютеризации общества, а также масштабов и возможностей компьютерных злоупотреблений можно полагать, что к 2000 г. практически все преступления в деловой сфере будут совершаться при помощи компьютеров, а ущерб от компьютерной преступности будет расти экспоненциально, возможно, при некоторой стабилизации числа таких преступлений. При этом некоторые западные аналитики утверждают, что обнаруживается только 1 из 100 компьютерных преступлений. Средняя стоимость потерь одного компьютерного преступления оценивается в 450 тыс. дол. и значительно превышает средний ущерб от ограблений банков и других видов преступлений (по данным ФБР, среди стоимость потерь от |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|