бесплатно рефераты
 

Диплом: Проблемы формирования бюджета

ком­паний.

Так, по данным Российского торг­предства в США при общем объеме экс­порта за

1996—1997 года в 1,4 млрд дол­ларов потери валютной выручки от

необоснованного занижения ценовых, количественных и качественных парамет­ров

внешнеторговых контрактов состав­ляли 230 млн долларов, или 16,4 %. По оценке

ВЭК России ежегодный ущерб, причиняемый государству от занижения контрактных

цен экспортируемых из Рос­сийской Федерации одних только лесо­материалов,

нефти и нефтепродуктов, до­стигает 1,2—1,6 млрд долларов.

Нередки факты уклонения от обяза­тельной продажи государству части ва­лютной

выручки, проведения валютных операций, связанных с движением ка­питала, без

оформления лицензии Бан­ка России, недооценки качественных характеристик ряда

валютоемких россий­ских товаров, нелегального вывоза из страны

интеллектуальной собственнос­ти, которая вовлекается в хозяйственный оборот

за рубежом без всякой компен­сации для России.

За последнее время в сфере ТЭК органами валютного контроля проведе­но 23

проверки соблюдения установлен­ных законодательством сроков поступ­ления

валютных средств. Общий объем контрактной стоимости поставляемых на экспорт

нефтепродуктов, оборудования для их переработки и других ресурсов составил

283,8 млн долларов. Причем невозврат валютной выручки в установ­ленные сроки

превысил 70 млн долла­ров. Сумма предъявленных штрафных санкций составила 2,3

млрд рублей и 1,7 млн долларов, в том числе взыскано в пользу бюджета 707,4

млн рублей и 1,4 млн долларов. Наиболее значительное непоступние валютных

средств в пре­дусмотренные законодательством сроки по данным ГТК России имеет

место по поставкам природного газа, чугуна, про­ката, лома и отходов черных

металлов, цветным и редкоземельным металлам, нефтепродуктам и сырой нефти,

вклю­чая газовый конденсат.

По расчетным данным при экспорте товаров наибольший экономический ущерб

государству причинялся за счет пе-репатриации валютной выручки и равнял­ся 20

% стоимости охваченных контро­лем экспортных сделок, что в стоимост­ном

выражении составляет до 3 млрд дол­ларов США. Неохваченные валютным контролем

внешнеэкономические сделки имеют латентность совершенных право­нарушений

порядка 16 % (стоимостное выражение — до 4,5 млрд долларов США).

Оценка объемов импорта при рас­смотрении его удельных составляющих до и после

отмены большинства льгот пока­зывает, что ожидаемым эффектом такой отмены

должно было стать сокращение объемов ввоза товаров на 10 %. При этом, однако,

внутреннее потребление не со­кратилось и скачка цен на потребительс­кие

импортные товары не произошло, что свидетельствует о перемещении

значи­тельной части импорта в теневой сектор. Соответствующие досчеты на

латентность правонарушений при импорте показыва­ют, что стоимостное выражение

теневой составляющей при импорте достигали в 1997 году 8 млрд долл. США.

Из приведенных данных видно, что стоимостное выражение теневой состав­ляющей

в сфере ВЭД оценивается в 15,5 млрд долларов США.

Коррупционные процессы широко проникли в среду должностных лиц

управленческих структур, формирующих экономическую политику и располагающих

возможностью ее корректировки. Нередко важные решения в сфере экономики, в

том числе касающиеся вопросов перераспределения собственности, движения

капиталов, использования бюджетных средств, выделения крупных кредитов и

льгот, лицензирования, инвестирования, готовятся и принимаются в обход

установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены интересам

узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с

криминальными структурами и преследующих корыстные цели.

Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно

стимулируется и провоцируется ею. Организованные преступные структуры,

используя коррупционные связи, под "крышей" коммерческих организаций

"перекачивают" государственное имущество в коммерческие структуры, полу чая

из госбюджета незаконные кредиты и субсидии, занижая реальную стоимость

государственной собственности в процессе приватизации, присваивая валют ную

выручку от реализации за рубежом энергоносителей и других товарно-сырьевых

ресурсов. Кроме того, они принуждают должностных лиц осуществлять действия,

направленные на предоставление различных необоснованных или незаконных

льгот, лоббирование выгодных криминальным структурам политических,

законодательных и экономических решений. Все эти действия фактически

направлены на стимулирование теневой экономики, поскольку только она может

обеспечить финансирование коррумпированных чиновников.

Учитывая эту, коррупционную связь следует рассматривать как одну из

основных форм влияния организованной преступности на органы власти и

одновременно как неотъемлемую составляющую теневой экономики.

По разным оценкам на подкуп представителей государственного аппарата

криминальные и коммерческие структуры тратят от 20 до 50 % своей прибыли.

Эти средства также наполняют капиталы теневой экономики.

При непосредственном участии коррумпированных госслужащих происходит

крупномасштабное нецелевое использование средств из государственного бюджета.

Повсеместно наблюдаются факты коррупции, связанные с деятельностью

государственных внебюджетных фондов. Растет число коррупционных проявлений

в металлургической промышленности (особенно в производстве алюминия),

сферах внешнеэкономической деятельности, обращения драгоценных металлов и

природных драгоценных камней.

Остро стоит проблема коррупции в правоохранительных органах и вооруженных

силах. Имеют место многочисленные факты злоупотребления служебным положением,

содействие за взятки в прекращении уголовных дел, сращивание с криминальными

структурами, противоправное участие в предпринимательской деятельности, в том

числе в незаконном оружейном бизнесе и контрабандных сделках.

В ближайшее время результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым

сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего

развития отечественной экономики и общества: либо российская экономика

твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать огромный потенциал

роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими

традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальней шее

формирование пойдет по латиноамериканскому образцу с преобладанием узко-

групповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы

населения на нищету.

Глава 5. Современное состояние условий и охраны труда в РФ

По объективным причинам в Российской Федерации усугубляется неблагоприятная

ситуация с состоянием условий и охраны труда. В последние годы сохраняется

недопустимо высокий уровень производственного травматизма и профессиональной

заболеваемости. В 1996 году от травм на производстве пострадали 214,6 тыс.

человек, 5,4тыс. человек погибли.

Удельный вес работающих на производстве с вредными и опасными условиями труда

в общей численности работников, занятых в промышленности, с 1991 по 1995г.г.

возрос с 18% до 42,3%.

В 1996 году рост количества впервые выявленных больных профессиональными

заболеваниями по сравнению с 1993 годом составил 12%.

Неблагоприятные условия труда крайне разрушительно действует на

воспроизводство трудовых ресурсов. Если общая смертность населения в

Российской Федерации увеличилась в 1995 году по сравнению с 1990 годом

примерно на 40%, то смертность трудоспособного населения – более чем на 60%.

Причинами роста производственного травматизма и профессиональных заболеваний

являются:

§ Износ основных фондов и низкий технический уровень используемых

технологий;

§ Ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нарушение

надежности работ и систем коллективной защиты;

§ Отсутствие в ряде случаев нормативной, осведомляющей и регулирующей

информации;

§ Массовые нарушения технологической и производственной дисциплины;

§ Низкий уровень культуры производства, социальной активности и

профессиональной подготовки работников;

§ Снижение ответственности, требовательности к контролю за

соблюдением норм и правил по охране труда;

§ Несоблюдение режимов труда и отдыха, резкое сокращение медицинских

осмотров.

Убытки, вызванные производственным травматизмом в Российской Федерации,

составил в 1996 году свыше 4 трлн. рублей, в том числе расходы по возмещению

пострадавшим заработка или его части – около 3 трлн. рублей. Помимо этого,

значительные затраты обусловлены амбулаторным (клиническим) лечением,

проведением расследований несчастных случаев, потерями в производстве из-за

простоев оборудования, снижения производительности труда.

За последние 5 лет в Российской Федерации приняты основополагающие документы

в области охраны труда, из которых важнейшими являются Основы

законодательства Российской Федерации об охране труда и постановление

Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995г. №843 «О мерах по

улучшению условий и охраны труда», которым утверждена Федеральная программа

первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы. Их

реализация позволила активизировать деятельность органов исполнительной

власти, организаций и предприятий всех форм собственности по обеспечению

благоприятных и безопасных условий труда на рабочих местах, разработке

отраслевых и региональных программ, дальнейшему совершенствованию нормативной

и правовой базы в области охраны труда.

Сложившаяся ситуация во много связана с тем, что до настоящего времени не

создана государственная система управления охраной труда, соответствующая

новым экономическим и трудовым отношениями. Отсутствуют экономические

механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда, не

на должном уровне находится система обучения работников безопасным приёмам

работы.

В большинстве субъектов Российской Федерации начата работа по созданию

региональных систем управления охраной труда. Во многих субъектах Российской

Федерации организуется обучение специалистов и руководящего состава

предприятий по вопросам охраны труда, создаются специальные подразделения,

усилен контроль за условиями труда со стороны органов государственной

экспертизы условий труда. В 30 регионах органы государственной экспертизы

условий труда приступили к эксперименту по осуществлению сертификации

производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

В 1995-1997 годах не удалось добиться коренных изменений в области охраны труда.

Из 26 мероприятий, предусмотренных к выполнению в 1995-1997 годах Федеральной

программой первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995-

1997 годы, полностью выполнено 18 мероприятий, 3 мероприятия находятся в

стадии выполнения, из-за недостатка финансирования перенесены сроки

выполнения 5 мероприятий.

В большинстве организаций условия труда продолжают оставаться

неудовлетворительными, а уровень производственного травматизма – высоким.

По экспертным оценкам, в случае непринятия надлежащих мер к 2005 году на

рабочих местах с вредными условиями труда в промышленности, в строительстве и

на транспорте будет работать каждый второй-третий работник сферы

материального производства.

Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения

условий и охраны труда в Российской Федерации предопределяют:

- Социально-политическая острота проблемы, которая приобрела

федеральное значение;

- Невозможность комплексного решения данной проблемы в условиях

рыночной экономики без государственного регулирования;

- Необходимость координации деятельности федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в процессе

разработки и реализации комплекса мероприятий по решению данной проблемы.

Развитие различных форм собственности и их законодательное закрепление

предполагают принципиально новый подход к регулированию трудовых отношений, в

том числе в области условий и охраны труда. Переход к использованию рыночных

регуляторов, изменение функций федеральных органов исполнительной власти и

профсоюзов, новые отношения центра с субъектами Российской Федерации при

отсутствии завершенной системы управления охраной труда, соответствующей

новым экономическим и трудовым отношениям, предопределяют необходимость

государственного управления решением неотложных задач по улучшению условий и

охраны труда.

Основными целями Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны

труда на 1998-2000 годы являются:

§ Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в

стране;

§ Создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в

процессе трудовой деятельности;

§ Повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от

профессионального риска.

Основной задачей программы является реализация государственной политики в

области улучшения условий и охраны труда, изложенной в основах

законодательства Российской Федерации об охране труда.

Приоритетные направления мероприятий программы определены в соответствии с

основными задачами реформирования сферы охраны труда, предусмотренными

программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000

годов.

Актуальность мероприятий, связанных с совершенствованием условий и охраны

труда непосредственно на производстве, объясняется низким техническим уровнем

используемых технологий и изношенностью основных фондов, ухудшением

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, нарушением работы

средств и систем коллективной защиты рабочих мест, массовыми нарушениями

технологической и производственной дисциплины, низким качеством контроля за

состоянием производственной среды из-за недостатка соответствующих

контрольно-измерительных средств и их совершенства.

Предусматривается также подготовка технических заданий на разработку пилотных

проектов по повышению безопасности работ в литейном гальваническом

производстве, строительном комплексе и сельском хозяйстве.

В составе мероприятий предусмотрены задания по разработке и организации

производства средств по контролю и улучшению состояния производственной

среды: передвижных вентиляционных установок для безопасного проведения

сварочных работ, предохранительных устройств и систем для предотвращения

(локализации) аварий при выбросе взрывоопасных продуктов, газоанализаторов и

газоаналитических систем санитарного контроля воздуха рабочей зоны.

Актуальность создания эффективных средств контроля и регулирования состава

воздуха рабочей зоны определяется тем, что в структуре профзаболеваний

болезни органов дыхания устойчиво занимают первое место, а количество рабочих

мест с неудовлетворительными характеристиками атмосферы рабочей зоны в

последнее время возрастает. В то же время, по имеющимся прогнозным оценкам,

при сохранении существующих тенденций степень удовлетворения потребности в

соответствующих приборах, средствах контроля, аппаратуре аварийной

сигнализации и вентиляционном оборудовании в целом по Российской Федерации

может составить к 2000 году лишь 40-50%.

Стремление предприятий к приобретению дешевой несертифицированной защитной

продукции повлекло за содой массовое появление кустарных производств,

производящих специальную одежду, не отвечающую требованиям защиты от вредных

и опасных факторов.

Ввоз в Россию специальной одежды нередко с низкими эксплуатационными

свойствами по льготным тарифам подрывает её отечественное производство.

За 1995-1997 годы в Российской Федерации объёмы производства средств

индивидуальной защиты снизилось более чем в 10 раз. Предприятия –

изготовители значительно сократили производство эффективной продукции и

выпускают менее трудоёмкие, но более дорогие средства индивидуальной защиты,

которые не отвечают современным требованиям. В свою очередь предприятия –

потребители сокращают использование средств индивидуальной защиты из-за

высоких цен на них и отсутствия надлежащего контроля за обеспечением

работающих этими средствами. Особенно снизился уровень обеспечения средствами

индивидуальной защиты работников сельского хозяйства. В то же время 10% травм

происходит из-за отсутствия или низкого качества средств индивидуальной

защиты (в1987 году этот показатель был равен 3,5%).

Из-за незначительных заказов работодателей, неплатежеспособности предприятий

ассортимент средств индивидуальной защиты сокращен с 1100 наименований в

начале 90-х годов до 250 в настоящее время. Практически отсутствует

производство конкурентоспособной спецодежды для работников нефтяной, газовой

и металлургической отраслей промышленности, для сварочного производства и

сельского хозяйства.

Программой предусматривается выполнение следующих основных работ:

1. В области профессионального образования:

§ Разработка и издание учебников и учебных пособий, а также разработка

технических средств обучения в области охраны труда с целью формирования

обязательного непрерывного образования;

§ Обучение и подготовка экспертов-аудиторов в области сертификации

производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда и в

области аккредитации испытательных лабораторий;

§ Разработка нормативно-технической документации типового кабинета охраны

труда, оснащенного средствами обучения и пропаганды;

2. В области пропаганды охраны труда:

§ Разработка и организация выпуска средств пропаганды в области охраны труда;

§ Регулярное проведение выставок-ярмарок средств охраны труда, включая

средства индивидуальной защиты.

Рассматриваемый комплекс мероприятий предусматривает разработку технической

документации и изготовление опытных образцов средств индивидуальной защиты

наиболее широкого применения: изолирующих респираторов, спецодежды для защиты

от расплавов и растворов щелочей, для работы в условиях высоких и низких

температур и теплового излучения. Предусмотрены разработка и изготовление

опытных образцов специальной одежды для защиты от кислотных растворов

различной концентрации и пыли, аварийного комплекта средств индивидуальной

защиты многоцелевого назначения, а также индивидуальных датчиков и приборов

контроля вредных веществ. Создание испытательных сертификационных центров при

Академии охраны труда, оснащенных необходимыми методами испытаний, создаст

предпосылки и условия для развития отечественного рынка средств

индивидуальной защиты.

В рамках этого направления работ планируется также разработка предложений о

формах дальнейшего государственного содействия организациям - производителям

и потребителям средств индивидуальной защиты.

Финансирование Программы осуществляется из следующих источников: федеральный

бюджет, средства Фонда социального страхования Российской Федерации, средства

от административных штрафов, взимаемых за нарушение законодательства о труде

и об охране труда.

Общий объем финансирования Программы – 106,4 млн. руб., в том числе 74 млн.

руб.- из федерального бюджета; 23,5 млн. руб. – из бюджета Фонда социального

страхования Российской Федерации; 8,9млн. руб. – из средств от

административных штрафов, взимаемых за нарушение законодательства о труде и

об охране труда.

Размер расходуемых средств уточняется исходя из объёмов, предусматриваемых в

федеральном бюджете и бюджете Фонда социального страхования Российской

Федерации на соответствующие годы.

Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для

выполнения работ по Программе, решаются самостоятельно исполнителями

соответствующих программных мероприятий.

Финансирование программы за счет средств федерального бюджета осуществляется

исходя из бюджетной заявки на очередной финансовый год, представленной

государственным заказчиком и принятой с учетом возможностей бюджета,

потребностей Программы и необходимости продолжения начатых работ.

Глава 6 Пракгическая деятельность экологического

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.