| ||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Диплом: Проблемы формирования бюджетаНизкое исполнение по подразделу «Связь» в размере 26 % к годовому назначению, объясняется тем, что расходы относятся к бюджету развития. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО По данному разделу годовое назначение составило – 66 929 тыс. руб. исполнение – 73 477 тыс. руб. или 109,8 % к годовому плану. По подразделу «Управление жилищно-коммунального хозяйства» исполнение составило 101 %. В связи с несвоевременной передачей материалов бюджетополучателям. Подраздел «Газификация исполнен на 107 %. Это вызвано тем. что в результате исполнения бюджета для «Обьгаза» были переданы лимиты по убыткам на газификацию четырёх районов: Ханты-Мансийского – 6 105 тыс. руб.; Кондинского – 1 223 тыс. руб.; Октябрьского – 8 743 тыс. руб.; Берёзовского – 2 800 тыс. руб. на сумму 13 871 тыс. руб. Кассовое исполнение по этим расходам составило 11 747 тыс. руб., что повлияло на процент исполнения к плану утверждённому Думой ХМАО. По подразделу "Дирекция по эксплуатации зданий" выполнение на 463.3 % связано с выделением дополнительных средств в счёт фонда непредвиденных расходов в размере 10242,3 тыс. руб., исполнение за год составило 9 057 тыс. руб. Исполнение подраздела 10.4 «Архитектура и градостроительство» на 50,3 % связано с тем, что расходы носят капитальный характер и не являются защищёнными. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ В целом по разделу расходы исполнены на 39,1 к годовому назначению, внутри подразделов: – «гра>кданская оборона» на 43,4 %; – «поисково-спасательная слу>кба» на 26,4 %. ОБРАЗОВАНИЕ Исполнение расходов по данному разделу за отчётный год составило 231129 тыс. руб. при плановом назначении 413 107 тыс. руб. или 55,9 %. Финансирование осуществляется через Главное управление народного образования округа. Внутри подразделов финансирование проходит относительно с небольшим процентом разброса. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Исполнение расходов в целом по разделу составило 15 694 тыс. руб. при плапе 38 717 тыс. руб. или 40,5 % к годовому назначению. Финансирование областных учреждений в размере 2 % связано с затруднительным исполнением бюджета. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Выполнение расходов по данному разделу выражается суммой в размере 46072 тыс. руб. или 38 % к годовому плану. Внутри подразделов процент исполнения равен: – телевидение и радиовещание - 50 % – периодическая печать и издательство - 29 %. В подразделе «Периодическая печать и издательство» на 68 % предусмотрены средства на программы развития и приобретение оборудования, что не являются первоочередными платежами. Взаимозачетов проведено незначительно. этим объясняется низкое исполнение. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА По данному разделу исполнение расходов равно 290 308 тыс. руб. против утвержденного плана 428 859. Процент исполнения составил 67,6 % к годовому назначению. Внутри подразделов финансирование неравномерное. Обрашает на себя внимание финансирование санитарно-эпидемиологического надзора. процент исполнения по которому равен 17 %. Полученные 2 042 тыс. руб. пошли на выплату заработной платы, взаимозачеты не проводят. К тому >ке СЭС является федеральной структурой. Наиболее высокий уровень финансирования в 96 % сложился по общеобластным учреждениям здравоохранения. Это связано с необходимостью оплаты лечения жителей ХМАО в медицинских учреждениях Тюменской области и оплатой кредиторской задолженности за выполненные услуги в 1997 году. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Процент исполнения по этому разделу составляет 36 % от годового плана. При плановом назначении 135 782тыс. руб. исполнение составило 66 931 тыс. руб., кроме этого поставлено на взаиморасчеты по программам жилья для чернобыльцев, воинов-афганцев, участников и инвалидов ВОВ – 19 936 тыс. руб., что увеличивает процент исполнения в целом по разделу до 46,8%.. Низкое исполнение по данному разделу связано с тем, что учреждениям социальной политики по роду своей деятельности необходимы «живые» деньги, взаимозачёты практически не проводились. По трём программам в данном разделе исполнение ведётся в основном путём взаимных расчётов на суммы планового назначения, на основании чего считается 100 % выполнение. Распоряжением М 96 от 4.11.98 года Администрации округа на основании договоров о совместной деятельности между Администрацией ХМАО. администрациями городов: Сургута, Нижневартовска, а также Сургутского района и ОАО ПСК «Сургуттрансстрой» последнему переданы лимиты капвложений на строительство >килья в части доли администрации округа по программам: - жильё чернобыльцам - 2678 тыс. руб. - жильё афганцам - 787 тыс. руб. – жильё участникам ВОВ - 2 554 тыс. руб. ИТОГО: - 6019 тыс. руо. Исполнение составило - 3342 тыс. руо. из них: - жильё чернобыльцам - 1 484 тыс. руб. - 'жильё афганцам - 441 тыс. руб. - жильё участникам ВОВ - 1 417 тыс. руб. Этим объясняется исполнение ниже 100 %. Фактическое использование средств муниципальными образованиями зачастую расходуется не по назначению. Исполнение подраздела 16.4. «Приобретение и строительство жилья для ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС» с отрицательным значением (– 992) тыс. руб. получилось в результате возврата Минфином РФ за ранее оплаченные округом жилищные сертификаты в сумме 2 476 тыс. руб. Исполнение по кассовым расходам (+1 484) тыс. руб., возврат 2 476 тыс. руб. Итог (– 992) тыс. руб. Внутри подраздела финансирование неравномерное: наиболее низкий процент наблюдается по подразделу «молодёжная политика» – 17 % и финансирование областных учреждений – 7%. В молодёжной политике заложены кредиты под жильё молодым семьям в сумме 11 980 тыс. руб.; 23 165 тыс. руб. – мероприятия. которые не являются защищёнными статьями расходов и не относятся к первоочередным платежам. Отсутствие должного финансирования по общеобластным программам социальных учреждений объясняется затруднительным исполнением окружного бюджета. ПРОЧИЕ РАСХОДЫ Годовое назначение по данному разделу составило 3 084 570 тыс. руб.. исполнение – 3 163 274 тыс. руб. или 102,6 %. Перевыполнение частично связано с финансированием незапланированных «прочих» расходов, расшифровка которых приводится в приложении Ме 2. Подраздел «Расходы по обслуживанию внутреннего долга» исполнен на 377,2%. Это объясняется необходимыми затратами по обслуживанию внутреннего долга, составившими сумму 754 451 тыс. руб., из которых затрачено на погашение кредитов 651 667 тыс. руб. и на оплату за его использование 102 734 тыс. руб. Превышение над плановым назначением составило 554 451 тыс. руб. По подразделу "Северный фонд" исполнение составляет 47,7 %. В плановой смете расходов заложены общеокружные мероприятия, развитие традиционных видов хозяйствования, программа "Жильё аборигенам", которые составляют 75 % от общей суммы. Данные виды затрат относятся к бюджету развития и не являются первоочередными платежами. Подраздел «Участие в уставных фондах» исполнен на 116%. На основании распоряжений округа через Фонд имущества округа прошло 32 067 тыс. руб. в том числе: 1. Распоряжение Ма 15-рг от 9.01.98 г. предусматривает 5 000 тыс. руб. для приобретения доли в уставном капитале ОАО «Ханты-Мансийский банк» в ходе десятой эмиссии. 2. Распоряжение Ме 581-рг от 8.07.93 г. – 13,5 тыс. руб. доля в уставном капитале АО «Интерсевердорстрой». 3. Распоряжение # 826 от 13.10.1998 года – пакет акций в количестве 27 300 штук стоимостью 27 053 тыс. руб. Пышминской птицефабрики. Через комитет по управлению государственным имуществом – 26 137 тыс. руб. Отчёт приводится в приложении Ме 3. Фонд непредвиденных расходов исполнен на 37% , расшифровка по его использованию дана в приложении 4. КОНТРОЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАБОТА В результате проверок и анализа исполнения смет расходов по учреждениям, состоящим на окружном бюджете было выявлено излишних, не подтверждённых расчётами расходов за 1998 год в сумме 24 490,4 тыс. руб. Из них: Таблица 3.2.2. Расходы, не подтвержденные расчетами в бюджете.
Кроме того, сокращены расходы в связи с приостановкой роста ставки 1го разряда согласно Постановлению Губернатора ХМАО Хе 292 от 29.06.98 года в разрезе отраслей по окружному бюджету на сумму 22 977 тыс. руб. Глава 4. Проблемы формирования бюджета ХМАО. Как и при формировании бюджета Российской Федерации в процессе формирования бюджета ХМАО, возникают следующие проблемы: - Изначальное принятие дефицитного бюджета. - Низкая собираемость налогов как следствие несовершенства налоговой системы. - Неплатежи и неденежные формы расчетов с бюджетом. - Невыполнение обязательств, предусмотренных в окружном бюджете. - Большое влияние теневой экономики на экономическую и политическую ситуацию в округе и в стране. 4.1. Налоговая реформа и создание модели эффективной налоговой системы. Конструирование и совершенствование налоговых систем, обеспечивающих, с одной стороны, рост промышленного производства и, соответственно, повышение деловой активности, а с другой, решение социальных проблем, является предметом дебатов между представителями деловых кругов различных уровней государственной власти. [25. c37.] Как результат — подготовка нескольких вариантов Налогового кодекса Российской Федерации с диапазоном обновления налоговой системы от кардинального варианта до приближенного к системе, действовавшей до 1998 года. После многолетнего марафона принята Общая часть Налогового кодекса, в основном сохранившая действовавшие ранее налоги. Но работа над Кодексом не закончена. Сразу после его принятия стали вводиться новые налоги, что уже свидетельствует о необходимости его совершенствования. Кроме того, совершенствование действующей налоговой системы связано с пересмотром межбюджетных отношений, оптимальным распределением и перераспределением бюджетных ресурсов между федеральным, региональными и местными бюджетами, что является необходимым условием для успешного функционирования системы государственной власти и местного самоуправления. Без достаточной ресурсной базы ни один из уровней государственного управления эффективно функционировать не может. В настоящее время большинство тех, кому с 1 января 1999 года приходится работать с Налоговым кодексом, сошлись во мнении о необходимости его дальнейшего совершенствования. Думается, что есть еще время для доработки этого важнейшего документа посредством поправок, не затрагивающих саму архитектуру Кодекса, к которой ни у кого особых претензий нет. Можно определить и основные требования к налоговой системе, которая бы: — способствовала росту производства, его эффективности; — стимулировала инвестиции, научно-технический прогресс; — способствовала созданию устойчивой налогооблагаемой базы для соответствующих активов; — увеличивала долю прямых налогов по отношению к косвенным, которые по сути своей не могут способствовать действию механизма социального выравнивания; — на всей территории России и по всем уровням государственного управления должны быть единые ставки налогов, но регионы и муниципалитеты должны иметь право на их снижение с целью стимулирования приоритетных отраслей и производств, но без уменьшения отчислений на вышеперечисленные уровни; — налоговая система должна быть проста и обозрима по количеству налогов и сборов. Налоговая система, формирующаяся в ходе перестройки хозяйственной системы страны, позволила бы избежать развала бюджетного механизма и мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для выполнения основных функций государства. Непрерывные изменения, вносившиеся в налоговое законодательство, вполне объяснимы при становлении налоговых отношений в условиях рынка, но они не могут продолжаться бесконечно. По мере достижения финансовой стабилизации складываются необходимые предпосылки для завершающего этапа реформирования, что является одним из важнейших условий для кардинального улучшения экономической ситуации и обеспечения перспектив экономического роста в стране. При реализации программы реформирования налогообложения необходимо избежать дестабилизации экономики в целом и бюджетной системы в частности, поэтому следует максимально сохранить преемственность новой налоговой системы по отношению к действующей. К числу элементов, в целом ухудшающих Налоговый кодекс, следует отнести отказ от категории консолидированного налогоплательщика на основании того, что данный подход не был одобрен законодателями. В то же время сохраняется как сама проблема, для решения которой некоторые специалисты предлагают ввести режим консолидированного налогоплательщика (возможность безналогового перераспределения финансовых ресурсов между родственными предприятиями), так и фактически сложившийся способ ее решения — введение статуса крупнейшего налогоплательщика и создание специальной налоговой инспекции, курирующей крупнейших налогоплательщиков. Особо важным этот вопрос является по отношению к иностранным партнерам, имеющим филиалы и заинтересованным в учете сумм уплаченных налогов их подразделениями при уплате налогов головным предприятием (организацией). Этот вопрос обсуждался на 52 Международном налоговом конгрессе, состоявшемся в Лондоне в начале октября 1998 года. На наш взгляд, весьма дискуссионными являются также предположения о всемерном сокращении налоговых льгот. Практически все страны с развитой рыночной экономикой используют налоговые льготы для стимулирования модернизации производства, ускорения внедрения научно-технических достижений. В налоговом законодательстве ряда стран полностью включаются в себестоимость продукции расходы частных фирм на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, существенно снижая, таким образом, величину облагаемой прибыли. Многие российские специалисты утверждают, что льготы "разъедают" нашу налоговую систему, их отмена позволит увеличить бюджетные доходы, в последующем снизить налоги, восстановить принцип равномерности и справедливости распределения налогового бремени, и дается ссылка на успешную экономическую политику администрации Р. Рейгана, сократившую налоговые льготы и одновременно снизившую налоговые ставки. Однако они забывают о том, что, отменив некоторые льготы по корпоративному налогу, стимулирующие вложения в действующее производство, правительство. Р. Рейгана параллельно существенно расширило перечень налоговых льгот для компаний, модернизирующих производство и осуществляющих научно- исследовательские проекты. Трансформация, а отнюдь не отмена налоговых льгот — нормальный процесс стимулирования инвестиций в определенные регионы страны, развитие высших технологий, создание экологически чистых производств. В Германии налоговыми льготами поддерживаются фирмы, инвестирующие капитал в восточные Земли страны. В периоды нарастания производственных тенденций в экономике США происходило некоторое сокращение налоговых льгот, но когда возникла проблема изменения структуры производства в северо-восточных штатах (переориентации с текстильной промышленности на высокотехнологичные производства), решение было найдено на основе использования целого ряда финансовых факторов, в том числе использования существенных налоговых льгот.[28.c127] Полагаю, что осуществление политики сокращения налоговых льгот означает лишение российской налоговой системы регулирующей функции — возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития национальной экономики. Это относится, прежде всего, к политике ликвидации налоговой льготы на собственную прибыль предприятия, инвестируемую в расширение и техническую реконструкцию производства. Вряд ли оправданной является практика сокращения налоговых льгот для малого и среднего бизнеса (во многих западных странах малые предприятия, а также венчурные фирмы в первые годы своей деятельности полностью освобождаются от налогов). А налоговые льготы на прибыль предприятий, направляемую на научно-технические разработки, поисковые исследования, повышение квалификационного уровня персонала, работы по обеспечению экологической безопасности производства следует резко расширить. Большой в долгосрочном плане недостаток действующей налоговой системы заключается в том, что в полной мере не учитывается национальная специфика и стратегические цели социально-экономического развития России, обусловленные ее природно-географическими факторами. Во-первых, Россия — огромная страна с различными природными зонами, и, следовательно, энергоемкость ВВП существенно дифференцирована по регионам. Во-вторых, из-за огромной территории транспортная составляющая в себестоимости продукции в России выше, чем в большинстве развитых стран. - В-третьих, Россия — государство с богатейшими в мире природными ресурсами. Но на фоне продолжающегося спада отечественной обрабатывающей промышленности за Россией в мировом разделении труда может закрепиться статус сырьевой базы — страны с низкотехнологичным производством. - Неготивное влияние на экономику округа верткальноинтегрированных нефтегазодобывающих компаний выражается в том, что центр управления компанией находится за пределами округа. Основная прибыль от продажи остается неучтенной и уходит из округа тем самым уменшается доходная часть бюджета ХМАО. Понятно, что далеко не последнюю роль в этом процессе сыграла и продолжает играть действующая налоговая система. Поэтому при совершенствовании российской налоговой системы необходимо учитывать: — региональную дифференциацию производства по ряду ключевых параметров, а также возможность изъятия и перераспределения природной и географической ренты (подобная налоговая практика многие годы существует в США, Канаде, ФРГ, Италии и ряде других стран); — необходимость поддержания внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы и транспортных тарифов на относительно низком по сравнению с мировым уровнем за счет льготных налоговых ставок на транспорте; — необходимость формирования более либерального налогового законодательства для производства и экспорта продукции с высокой степенью обработки (здесь может быть активно использован опыт реформирования налоговых систем новых Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||
|