бесплатно рефераты
 

Диплом: Проблемы формирования бюджета

сентябре дорабатывает проект консолидированного и окружного бюджетов в полном

соответствии с утвержденной «Классификацией доходов и расходов бюджетов в

Российской Федерации».

11. На заключительном этапе исполнительный орган государственной власти

автономного округа готовит проект бюджетного послания и представляет его

Губернатору округа.

Губернатор автономного округа представляет бюджетное послание Думе

автономного округа.

Бюджетное послание Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа на

соответствующий период должно включать:

- основные показатель прогноза экономического и социального развития

Ханты-Мансийского автономного округа;

- сводный финансовый баланс;

- проект консолидированного бюджета;

- основные направления бюджетно-финансовой политики;

- предельный размер дефицита окружного бюджета;

- адресную инвестиционную программу;

- программу приватизации государственных и муниципальных предприятий;

- проект закона Ханты-Мансийского автономного округа “ Об окружном

бюджете” и приложения к нему:

а) проект окружного бюджета с расшифровкой расходов в соответствии с

бюджетной классификацией Российской Федерации и ведомственной автономного

округа;

б) дотации и субвенции бюджетам местного самоуправления;

в) нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюджеты местного

самоуправления;

г) целевые программы, предлагаемые к финансированию на очередной финансовый год;

д) перечень защищенных статей;

е) план капитальных вложений;

ж) меры по покрытию дефицита окружного бюджета.

12. Губернатор автономного округа представляет послание в Думу округа до 15

ноября года, предшествующего планируемому.

Комиссии Думы автономного округа рассматривают проект закона об окружном

бюджете и готовят свои заключения. Для более тщательного предварительного

обсуждения проекта закона об окружном бюджете комиссии Думы автономного

округа могут проводить депутатские слушания.

Комиссия по бюджету Думы автономного округа в 10-дневный срок анализирует и

обобщает итоги депутатских слушаний и готовит сводное заключение по проекту

закона, которое направляется в исполнительный орган власти округа до 1

декабря года, предшествующего планируемому.

Исполнительный орган государственной власти автономного округа дорабатывает

проект бюджета с учетом сводного заключения и вносит проект закона об

окружном бюджете в Думу автономного округа не позднее 15 декабря.

Исполнительный орган государственной власти автономного округа вносит на

рассмотрение Думы автономного округа проект закона об окружном бюджете на

очередной финансовый год одновременно с:

- предварительными итогами социально-экономического развития

автономного округа за истекший период текущего года;

- прогнозом социально-экономического развития автономного округа;

- основными направлениями бюджетной и налоговой политики;

- прогнозом сводного финансового баланса по территории округа;

- прогнозом консолидированного бюджета автономного округа;

- основными принципами по взаимоотношениям окружного бюджета с

бюджетами муниципальных образований;

- окружными целевыми программами и окружными программами по развитию

районов, предусмотренными к финансированию из окружного бюджета;

- окружной адресной инвестиционной программой;

- программой приватизации окружных и муниципальных предприятий;

- расчетами по статьям классификации доходов окружного бюджета,

разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификации расходов

и дефициту окружного бюджета;

- структурой окружного внутреннего долга и программой внутренних

заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для финансирования

дефицита окружного бюджета.

Дума автономного округа на заседании рассматривает проект закона об окружном

бюджете. В ходе обсуждения бюджета депутаты Думы могут заслушать разъяснения

должностных лиц исполнительного органа государственной власти автономного

округа относительно процедуры составления бюджета. По итогам проекта закона

Дума автономного округа принимает постановление о принятии проекта закона за

основу или его отклонении. В случае отклонения проекта закона направляется в

исполнительный орган государственной власти округа на доработку. Дума

автономного округа принимает постановление о принятии закона об окружном

бюджете с текстом закона либо постановление о возврате проекта закона на

доработку.

Текст закона об окружном бюджете должен содержать:

- общий объем доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета;

- прогнозируемые доходы в разрезе групп, подгрупп и статей

классификации доходов бюджета автономного округа;

- нормативы отчислений в бюджеты других уровней от регулирующих

доходных источников;

- расходы бюджета по показателям бюджетной классификации;

- капитальные расходы бюджета (бюджет развития) и текущие расходы

бюджетов (бюджет текущих расходов);

- объем и перечень внутренних заимствований по показателям источников

внутреннего финансирования дефицита бюджета;

- распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств

в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета;

- статьи (показатели, нормативы), определяющие особенности

регулирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год;

- объем оборотной кассовой наличности.

Дума автономного округа постатейно утверждает бюджет в форме закона Ханты-

Мансийского автономного округа. В случае не утверждения отдельных статей

представленного проекта бюджета Дума автономного округа проводит повторное

голосование по перераспределению бюджетных ассигнований в рамках верхнего

предела объема бюджетных ассигнований. В случае, если по данному вопросу не

будет принято до 1 января планируемого года, вступает в силу порядок

расходования средств в размере 1/12 объема предыдущего года с учетом уровня

инфляции, установленного Правительством Российской Федерации, в течении

каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по отдельным расходными

статьям бюджета соответствующими органами власти.[26]

Контроль за исполнением окружного бюджета и расходованием средств окружных

внебюджетных фондов осуществляет Дума и Счетная палата автономного округа.

Комитет по финансам и налоговой политике исполнительного органа

государственной власти автономного округа ежемесячно представляет в Думу

автономного округа и в Счетную палату отчет о состоянии бюджета и его

исполнении. Исполнительный орган государственной власти автономного округа

ежегодно в мае, следующим за отчетным годом, представляет в Думу автономного

округа отчетный доклад и отчет об исполнении окружного бюджета за прошлый

год. Отчет об исполнении окружного бюджета рассматривается и утверждается

постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа. Отчет об исполнении

окружного бюджета составляется в той же структуре и бюджетной классификации,

которые применялись при утверждении бюджета.

Дефицит бюджета , пути его снижения.

В настоящее время в тяжелых рыночных условиях, недостаточности средств на

покрытие расходов и при дефиците бюджета есть необходимость для создания

фонда финансовой поддержки для оказания помощи субъектам Федерации. Для

получения такой помощи в виде субвенции или дотации.

Субвенция-это средства, выделяемые из одного бюджета другому на

конкретную цель. В случае использования субвенции не по целевому назначению или

неиспользования в установленный срок субвенция подлежит возврату в бюджет, из

которого выдана.

Дотация-это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на

безвозмездной и безвозвратной основе на покрытие текущих расходов при

недостаточности собственных доходов и других средств бюджетного регулирования.

Субъекту Федерации присваивается статус “региона нуждающегося или особо

нуждающегося в поддержке”. Статус “региона нуждающегося в поддержке”

предоставляется тем регионам, у которых среднедушевой доход по бюджету за

предыдущий год ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Статус “региона

особо нуждающегося в поддержке” предоставляется тем регионам у которых сумма

федеральных налогов (налог на прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога с

физических лиц), собираемых на их территории подлежащих зачислению в

региональный бюджет в расчете на одного жителя региона, оказываются меньше

95% от средней аналогичной величины по Российской Федерации в целом, и

условная сумма расходов оказывается меньше 100% расходов регионального

бюджета. Регионы, получающие финансовую помощь из федерального бюджета,

обязаны предоставить в Министерство финансов РФ для контроля подробные

плановые и фактические данные обо всех расходах и доходов своих бюджетов и

внебюджетных фондов. Наряду с предоставлением финансовой помощи, регионам

выделяются бюджетные ассигнования на капитальные вложения для осуществления

федеральных целевых программ, а также на иные мероприятия согласованные на

федеральном уровне. Однако в последнее время бюджетных средств на все это

недостаточно, а подчас и вообще нет. В стране сложилась финансовая ситуация,

у государства нет денег на выплату заработной платы, полное обеспечение

медикаментами и питанием, топлива и электроэнергии. Все это говорит о том,

что деньги расходуются нецеленаправленно или было завышение средств на

расходы. В такой ситуации стоит вопрос о сокращении расходов бюджета,

необходимо обеспечить своевременную выплату заработной платы, пособий,

стипендий, необходимым питанием и медикаментами. Для полного обеспечения

всех программ не только правительство РФ но и все субъекты Федерации должны

изыскивать доступные и недорогие пути получения средств на покрытие расходной

части бюджета.

Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита явилось:

- низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой

результативностью внешнеэкономических связей;

- нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением

жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и

огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную)

развивающимся странам;

- неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству

использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

Итак, дефицит бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае,

когда необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина

всех доходов.

Как же можно справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает

четыре основных способа решения этой проблемы:

1. Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного

дефицита самый простой и самый болезненный, так как обычно финансируются те

нужды общества, которые не могут быть охвачены рынком в силу их не

прибыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет

по самым незащищенным слоям общества.

2. Изыскание источников дополнительных доходов. С ростом инфляции быстро

растут абсолютные суммы доходов фирм и граждан, а значит, и налоги с этих

доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает

мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых

поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая:

расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда

берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен.

3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для

финансирования расходов. Самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в

бюджете – эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей

экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику – она на время снимает

боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию.

Конечно, государству напечатать дополнительные деньги нетрудно и

выплатить ими повышенную зарплату. Но общенациональный рынок

сразу определит истинную цену этим деньгам, отреагировав на их

появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому

избыточная эмиссия денег – мотор инфляции, а бюджет всегда

проигрывает “ гонку” с инфляцией.

4. Одалживание денег у граждан, банков, других государств и иностранных

финансовых организаций. Подобно гражданину или хозяйственной организации

государство при нехватке может их одолжить. Прежде всего, у собственного

государственного банка (этот путь сегодня и использует Россия), но

возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно

ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство

теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от

кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее занять

деньги у граждан и хозяйственных организаций страны.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято

считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5% валового

внутреннего продукта страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты,

складываясь, образуют государственный долг.

2.3.Межбюджетные отношения на уровне Ханты-Мансийский округ - органы

местного самоуправления

В феврале 1997 года в городе Ханты-Мансийске по инициативе губернатора округа

А.В.Филипенко был проведен семинар-совещание, на котором обсуждались проблемы

местного самоуправления. Открывая семинар, губернатор заметил, что понятие

“самоуправление” сегодня, как и десять лет назад, каждый трактует по-своему.

Ученые - по идеальной схеме, а практики - как реальная жизнь подсказывает.

Существующая сегодня в округе система местного самоуправления основана не на

буквальном следовании букве федерального закона о местном самоуправлении, она

имеет трехступенчатый характер, но именно это позволяет сохранять управление

территорией.

Органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают местные бюджеты.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников и

правом определять направления их использования и расходования. Основу

экономической самостоятельности местного самоуправления составляют природные

ресурсы, имущество и финансовые средства, находящиеся в муниципальной

собственности.

В случае недостаточности местных доходных источников органы государственной

власти Ханты-Мансийского округа законодательно закрепляют за органами

местного самоуправления (передают) часть отчислений от регулирующих налогов.

На территории Ханты-Мансийского округа действуют следующие регулирующие налоги:

- налог на прибыль предприятий;

- налог на добавленную стоимость;

- подоходный налог с физических лиц;

- плата за недра;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Остальные налоги являются закрепленными за бюджетами различных уровней

власти.[18]

И все-таки в экономическом отношении Ханты-Мансийский округ выглядит

значительно весомее других субъектов Федерации. При 1 % населения от общего

количества жителей России округ дает 70 % всей российской нефти, имеет 500

крупнейших нефтяных и газовых месторождений, занимает второе место в стране

по выработке электроэнергии. Округ отдает в центр 60 % собираемых налогов.

В заключение данной главы хочется подчеркнуть, что Ханты-Мансийский округ -

это равноправный субъект РФ, который решает не только задачу укрепления

России, но и подъема жизненного уровня жителей округа. Сравнительная таблица

по социально экономическим показателям представлена в приложении 2.

Глава 3. Анализ доходной и расходной части

бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа за 1998г.

3.1.Анализ доходной части

Одновременно идущие негативные экономические процессы, как девальвация

рубля, скачок цен, паралич банковской системы, развал фондового рынка,

снижение экспортных и импортных поставок, падение жизненного уровня и

покупательной способности населения, не могли не затронуть и наш регион.

Углубление кризисных явлений в экономике Российской Федерации самым

негативным образом отразились на выполнении Закона ХМАО "Об окружном

бюджете на 1998 год". План по доходам окружного бюджета за 1998 год выполнен

на 86,9 %, получено доходов 9 125 421 тыс.руб., что ниже уровня прошлого года

на 584 475 тыс.руб. или на 6 %. Денежными средствами поступило 2 221 300

тыс.руб., или 24,3 %, что на 526 900 тыс.руб. ниже уровня 1997 года.

В 1998 году практически не произошло положительных сдвигов в повышении

уровня собираемости ° , налогов. Некоторые крупные налогоплательщики

увеличили недоимку как по платежам в окружной бюджет, так и в

консолидированный бюджет округа: ОАО "Кондпетролеум" - на 234 425 тыс.руб.

(на 1.01.98 г. 37 065 тыс.руб., на 1.01.99 г. – 271 310 тыс.руб.)

000 "Лукойл-Западная Сибирь" на 167 950 тыс.руб. (на 1.01.98 г. - 107 761

тыс.руб., на 1.01.99 г. - 275 511 тыс.руб.); ОАО "Мегионнефтегаз" - на 132

239 тыс.руб. (переплата на 1.01.98 г. - 35 261 тыс.руб., на 1.01.99 г.

недоимка - 96 978 тыс.руб.); ДП "Сургутгазпром" - на 98 411 тыс.руб.( на

1.01.98 г. - 93 628 тыс.руб, на 1.01,99 г. - 192 039 тыс.руб.); ОАО

"Варьеганнефтегаз" - на 69 351 тыс.руб. (на 1.01.98 г. - 17 629 тыс.руб.

переплата, а на 1.01.99 г. недоимка - 51 792 тыс.руб.). Недоимка по

состоянию на 1.01.99 года в территориальный бюджет составила 3 263 629

тыс.руб. – возросла на 391 383 тыс.руб. или на 13,7 %.

Налоговых доходов (с учетом ВМСБ) поступило в доход окружного бюджета

7852 684,25 тыс.руб., и обеспечило выполнение годового задания по сбору этих

налогов только на 79,1 %, а по консолидированному бюджету на 77,7 %, что ниже

плана на 4 690 691 тыс.руб..

План выполнен лишь по двум доходным источникам: акцизы и налог на покупку

валюты. Несмотря на значительное перевыполнение (соответственно 121,3 %,

118,1 %) дополнительно поступило в бюджет лишь 646 тыс.руб., так как данные

доходы занимают менее 1 % в общем объеме налоговых доходов. Самое низкое

исполнение по налогу на добавленную стоимость - 63,8 %, в целом по округу

план по НДС выполнен на 85,7 %. Получено в консолидированный бюджет 2 780

525 тыс.руб. налога на добавленную стоимость, что ниже уровня прошлого года

на 545 279 тыс.руб. или на 16,4 % и ниже плана на 641087 тыс.руб (недоимка

в территориальный бюджет по состоянию на 1.05.99 года составила 895 678

тыс. руб.).

Подоходного налога получено в окружной бюджет 476 281 тыс.руб., что ниже

плана на 199 093 тыс.руб. или на 29,5 %., тогда как по округу исполнение

составило 75,2 %. За истекший год поступило в бюджет округа подоходного

налога ниже уровня прошлого года на 582 619 тыс.руб. или на 14,6 % (1997 год

- 4 001 577 тыс.руб.; 1998 год -3 418 958 тыс.руб.). Невыполнение по данному

источнику доходов объясняется несвоевременной выплатой заработной платы.

В истекшем году поступило в консолидированный бюджет округа налога на

имущество больше, чем в прошлом году на 78 888 тыс.руб., но ниже плана на

611 531 тыс.руб. или на 17,5 %. Соответственно исполнение по окружному

бюджету составило 78,5 %. Полнота сбора по данному налогу позволила бы

обеспечить выполнение плана по данному налогу (недоимка на 1.01.99 г. в

территориальный бюджет составила 574 312 тыс.руб.).

Наметилась тенденция к снижению по налогу за право пользования недрами:

если за 1997 год поступило в окружной бюджет 1 733 293 тыс.руб., то в 1998

году при плане 1 653 873 тыс.руб. - 1 298 664 тыс.руб. или меньше прошлого

года на 434 629 тыс.руб. и соответственно плана на 355 209 тыс.руб. План

года выполнен на 78,5 %, что чуть выше исполнения в целом по округу (75,8%

план 3 537 169 тыс.руб. факт - 2 679 568 тыс.руб.). В результате снижения

цен на нефть по ряду объединений и падения добычи нефти по сравнению с

прошлым годом на 2 182,2 тыс.тонн, (добыто в 1998 году – 166 678 тыс.тонн,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.