бесплатно рефераты
 

Диплом: Детективная деятельность

соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья

или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных

дей­ствий.

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц. занимающихся

оказанием охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет

ответственность в соответствии с законом.

Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятель­ностью на

территории Российской Федерации осуществляют Мини­стерство внутренних дел

Российской Федерации и иные министер­ства и ведомства.

Надзор за исполнением Закона о частной детективной и охран­ной деятельности

осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему

прокуроры.

В конце 80-х годов в экономике нашей страны появился частный сектор. Это в

свою очередь активизировало криминальный элемент, который стал активно

объединяться в различного рода группы, а так­же вливаться в организованную

преступность, проявлять усиленный интерес к денежным средствам в наличной и

безналичной формах, пос­тупающим в коммерческие банки и коммерческие

предприятия. Под вли­янием развития частного сектора пропускающая через

себя огромные товарные массы и колоссальные денежные суммы стала

совершенство­ваться и организованная преступность. Ее ряды стали более

профес­сиональны, отлично технически оснащены, вооружены современными ви­дами

как отечественного, так и зарубежного оружия, транспортными средствами,

интернационализированы. Расширились связи не только межрегиональные, но и

международные. Появилось множество разнооб­разных фирм, под вывеской которых

организованная преступность наш­ла себе прикрытие. Мафиозные структуры в

последнее время укрупня­ются, сливаются во все более профессиональные

организации с глубо­кой конспирацией, с единым центром управления. Основными

объектами таких профессиональных преступных организаций становятся банки,

крупные фирмы, большие коммерческие предприятия. Для подчинения их своему

влиянию они прибегают к самым различным способам: от уст­ройства своих людей

в эти организации до рэкета, похищения людей, заказных убийств.

После того, как в противовес надвигающейся организованной преступности на

законном основании стали появляться частные детек­тивные и охранные службы,

возглавляемые профессионалами высокого класса, организованная преступность в

борьбе за место под солнцем стала привлекать в свои ряды профессионалов

своего дела, что при­вело к профессионализации организованной преступности.

В настоящее время там задействованы наряду с закоренелыми преступниками и

мо­лодыми юнцами бывшие работники МВД, участники афганской, чеченской воин,

спортсмены с мировыми именами, люди с высшим образованием, разбирающиеся в

финансовой, банковской деятельности, в компьютер­ной технике.

В настоящее время существует опасность проникновения мафиоз­ных структур в

органы государственного управления, занятия ими больших государственных

постов. Решение этой задачи позволит мафии получать всевозможные льготы и

уходить от ответственности за со­вершенные преступления. Ее деятельность

строится на подавлении всяческого сопротивления и непослушания, а также на

коррупции, ко­торая затронула все органы государственной власти. Как

отмечает профессор А.И. Долгова: "Особенностью организованной преступности

является ее смыкание с властью, использование ею властных структур для

разработки системы защиты себя от ответственности. Опираясь на властные

структуры и на их представителей, она начинает успешно противостоять

обществу и государству".[2] Организованная

преступность тратит на подкуп влиятельных людей во всех структурах огромные

суммы денег, чтобы получить возможность использовать их положение в своих

корыстных целях. Надо отметить, что ряд чиновников сами ищут связи с членами

мафиозных структур, чтобы предложить свои ус­луги за определенное

вознаграждение.

Организованная преступность в нашей стране дошла до такого уровня своего

развития, когда ее попытки слиться с государственными структурами затрагивают

уже не только экономическую, но и поли­тическую сферу.

Исходя и изложенного можно сделать вывод, что в настоящее время

обеспечение безопасности получает особенную актуальность. Хорошая охрана

стоит больших денег и пользуется большим спросом. Надо учитывать и то, что

запрещение частных охранных служб и част­ной детективной деятельности

приведет к тому, что нелегальные ма­фиозные структуры возьмут эту

деятельность в свои руки, чего, ес­тественно, допустить нельзя.

В настоящее время правоохранительная система с ее характерис­тиками все

меньше соответствует новым характеристикам преступнос­ти.

Правоохранительные органы на данном этапе не в силах решить задачу охраны

всех коммерческих банков, коммерческих структур и отдельных граждан,

занимающихся частным бизнесом. Это в свою оче­редь привело к тому, что в

последние годы в России стали появлять­ся охранные организации и службы

безопасности, которые на неле­гальной основе были противопоставлены растущей

преступности. Эко­номические и политические потребности способствовали

тому, что в 1992 году был принят Закон "О частной детективной и охранной

деятельности в Российской федерации", который подвел под эту деятель­ность

правовую базу. После принятия этого Закона частные охранные структуры и

службы безопасности стали активно разрастаться и по­полняться

квалифицированными кадрами из МВД, ФСБ, прокуратуры, что в конечном счете

отрицательно сказалось на работе государственных Правоохранительных структур.

Отток квалифицированных кадров в пер­вую очередь объясняется тем, что в

частных организациях заработная плата в несколько раз выше, чем в

государственных структурах. Гово­ря о частных службах безопасности и частной

детективной деятель­ности, не надо забывать, что в начале 90-х годов

произошло большое сокращение в армии и многие офицеры оказались перед

выбором, куда идти работать. Значительное число офицеров этого контингента

нашли свое место в подобных структурах, чем в определенной мере была ре­шена

задача их трудоустройства. Руководству этих служб также вы­годно было

принимать на работу военных. Снимались затраты на обу­чение, тренировку,

да и в отношении дисциплины - военная выучка давала о себе знать.

В настоящее время только в Москве зарегистрировано около двух тысяч подобных

организаций. Увеличению их количества способствовал принятый в 1993 году Закон

"Об оружии", по которому лица, работаю­щие в частных правоохранительных

структурах, при определенных ус­ловиях могли получить лицензию на

приобретение и ношение оружия. Но государству не безразлично, в чьи руки

попадет оружие, что, ес­тественно, дает право соответствующим государственным

органам осу­ществлять контроль за деятельностью частных правоохранительных

структур и в определенной мере взаимодействовать с ними. По запро­сам

независимых служб безопасности были выданы лицензии 32,5 тыс. человек, из

которых 28 тыс. работают в правоохранных структурах, а другие занимаются

частной детективной деятельностью.[3]

Для более эффективного отражения опасности со стороны мафиоз­ных структур

легальные частные правоохранительные фирмы в послед­нее время стали

объединяться в различного рода ассоциации для ока­зания взаимопомощи.

Например, - в 1994 году объединились такие мос­ковские охранные фирмы, как

"Правопорядок", "Миг", "Баярд", "Ново" и "Российская служба экономической

безопасности". Ими был создан -единый координационный совет. Также была

образована ассоциация "Безопасность предпринимательства и личности". В ее

координацион­ный совет вошли руководители служб безопасности таких банков,

как "Сбербанк", "Столичный банк", "Дорожный банк". Подобное объедине­ние

легальных силовых структур обусловлено жизненной необходи­мостью.

Усиление контроля за деятельностью охранных предприятий, служб

безопасности и частных детективных организаций, объясняется тем, что эта

деятельность является объектом пристального внимания мафиозных структур,

которые хотели бы взять ее под свой контроль. Различными способами они

стараются внедрить в такие службы своих людей, что, к сожалению, часто, как

показывает практика, получает­ся. Необходимость ужесточения контроля за

лицами, работающими в таких структурах, обусловлена сложившейся в

настоящее время в на­вей стране криминогенной обстановкой, растущей

преступностью. Да и сами такие службы должны предоставлять отчеты о своей

деятельности в государственные органы и докладывать о всех случаях

применения оружия, а также уведомлять о планируемых мероприятиях, что

позво­лит избежать стычек между такими службами и сотрудниками милиции.

Вышеизложенное говорит о том, что необходим жесткий контроль со стороны

государственных и частных силовых структур за деятель­ностью преступных

формирований для своевременных профилактических мероприятий, связанных с их

ликвидацией. Вопрос взаимодействия частных силовых структур и частных

детективных служб с государс­твенными структурами должен быть поставлен на

государственный уро­вень. В настоящее время основную часть руководства

частных охран­ных служб и служб безопасности составляют бывшие сотрудники

МВД, ФСБ и прокуратуры. Они сохранили свои связи с прежним местом рабо­ты,

что может, при правильной постановке вопроса, содействовать координации

деятельности государственных и частных правоохрани­тельных структур.

Необходим координирующий это взаимодействие ор­ган, в функции которого

должно входить решение тех или иных проб­лем обеих сторон, ибо они

фактически занимаются решением одних и тех же проблем, но каждый в этой

деятельности идет своим путем. Местным администрациям и районным отделениям

милиции следует ис­пользовать такое взаимодействие с наибольшей

эффективностью для наведения порядка на своей территории и активнее

подключать част­ные правоохранительные структуры к решению задач борьбы с

наркома­нией, рэкетом, хулиганством, а в более сложном варианте и с

орга­низованной преступностью. Учитывая современный этап развития наше­го

общества, на котором рост преступности происходит ежемесячно, необходимо,

на наш взгляд, оказывать частным охранным структурам посильную помощь,

содействовать повышению профессионального уровня их сотрудников, создавать

максимум условий для их сотрудничества с государственными силовыми

структурами в решении общих проблей. диктуемых временем. От такого

взаимодействия не в малой мере зави­сит успех борьбы с преступностью, а в

конечном счете улучшение экономической и политической стабильности России.

Из пресс-конференций больших руководителей МВД, из публикаций в печати,

[4] из выступлений по радио и телевидению можно сделать вы­вод, что

большинство сотрудников всех звеньев правоохранительных органов выступают за

расширение взаимодействия и укрепление сот­рудничества с частными охранными

структурами, особенно в обеспече­нии охраны общественного порядка, создании

народных дружин. Такое взаимодействие государственных силовых структур и

частных охранных фирм должно быть строго регламентировано.

В настоящее время, на наш взгляд. Законы "О частной охранной и детективной

деятельности", "Об оружии" требуют дополнения. В подзаконных актах к ним

необходимо более четко обозначить область взаимоотношений государственных

органов и частных охранных струк­тур, четче определить круг прав и

обязанностей субъектов этих вза­имоотношений, установить санкции за их

нарушение. Решая эти вопро­сы, необходимо привлекать к их разработке не

только сотрудников государственных органов, но и представителей частных

охранных структур, предпринимателей.

Проблема повышения действенности борьбы с преступностью давно обсуждается, в

том числе в средствах массовой информации, на парла­ментских слушаниях, но ее

решение практически не продвигается. В этих условиях развитие

организованной преступности - явление зако­номерное. Тем более когда активно

проходят процессы разгосударс­твления, разобобществления, приватизации

сопровождаемые использо­ванием любых средств при переделе собственности.

Здесь и легализация нажитого преступным путем, и широкое раз­витие

вымогательства, и наемные убийства, и незаконные валютные операции. Все

это можно было бы предвидеть, в определенной мере предупредить, но то, что

этого не произошло, на мой взгляд, не явля­ется случайным.

Теперь частным охранным предприятиям нужно работать в новых условиях,

считаться с ре­альным положением дел, продолжать работать напряженно над тем,

что­бы каким-то образом выходить на нужный уровень правового и прежде всего

законодательного обеспечения правоохранительной деятельности как

государственных структур, так и негосударственных.

Негосударственные структуры в деле охраны правопорядка и в том числе в

борьбе с организованной преступностью сегодня играют весьма существенную

роль.

Заслуживает внимания опыт работы подобного рода структур в развитых

промышленных странах за рубежом. Так, заводы "Боинга", "Круппа",

"Макдональда", других крупных фирм не охраняют государс­твенные службы. В

Германии частных охранников и детективов в два раза больше, чем в

государственной полиции. В США, в Англии соот­ношения примерно равные. И

правовое регулирование деятельности та­ких служб, организация их взаимодействия

с государственными правоохранительными органами являются тщательно

продуманными. Например, в США законодательно установлено три класса

лицензирования частной охранной и детективной деятельности. Детектив класса “А”

имеет право заниматься только сбором информации, класса “В” - иметь оружие и

оказывать сторожевые и охранные услуги, класса “С” - выполнять как

охранно-сторожевые, так и детективные услуги. Причем примерно 90% частных

детективов в США имеют лицензии класса “А”, при тенденции уменьшения количества

лицензий “В”, “С”.[5]

После того, как в первом чтении был принят Закон "О поправках в Федеральный

закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации",

состоялось несколько солидных мероприятий, международная конференция,

организованная ассоциацией "Безо­пасность предпринимательства и личности",

собрался форум руководи­телей служб безопасности Московского региона,

включая Ассоциацию российских банков и ее службу безопасности. Все участники

указанных обсуждений пришли к выводу, что в том виде, в каком законопроект

прошел первое чтение, он объективно работает на торможение развития и

эффективной деятельности института негосударственных охран­но-сыскных

структур. Будем надеяться, что Комитет по безопасности Го­сударственной Думы

России примет и будет отстаивать поправки, до­полнения и изменения с тем,

чтобы закон в новой редакции способс­твовал защите налогоплательщиков и

усилению правопорядка.

Надо признать, что сегодня без негосударственной системы обеспечения

безопасности, в том числе защиты государственных интересов обойтись нельзя.

Если бы одни государственные правоохранительные органы могли решать эту

задачу, можно было бы ограничивать деятель­ность негосударственной системы.

Но государственные органы сегодня не в состоянии противостоять даже

преступности - наиболее опасным нарушениям закона. Поэтому надо быть

реалистами и ставить перед не­государственной службой безопасности четкие,

содержательные зада­чи, давать ей соответствующие полномочия, но и

разумеется, контроли­ровать ее деятельность. А сейчас происходит то, что

изначально ста­вится цель: усилить контроль, установить жесткую систему

контро­ля. Контроль важен, но он не может рассматриваться как цель

законо­дательного регулирования. Как одна из задач - это безусловно.

Целью все-таки должно быть обеспечение безопасности, охрана право­порядка.

Должное функционирование негосударственных правоохранительных структур,

служб безопасности зависит и от научного обеспечения этой деятельности, от

подготовки кадров, от многих других факторов. Причем немаловажную роль

призвана играть и пресса. В средствах массовой информации редко

обсуждаются вопросы деятельности негосударствен­ных служб безопасности. Все

эти службы как бы уравниваются, а их деятельность нередко воспринимается

как только внешне охранная, де­ятельность телохранителей.

В прессе можно эти вопросы обсуждать более широко и более яс­но. И лучше,

когда это будут делать люди, которые видят проблему и со стороны, и как бы

изнутри.

Существует также проблема кадров. Если человек заканчивает службу в

правоохранительных органах (в МВД, в службе безопасности, в прокуратуре, в

налоговой полиции и т .п.) и приходит в негосу­дарственную. структуру, он

понимает, что работа в ней носит специфи­ческий характер. Нужна

дополнительная подготовка. Необходимо разви­вать системы такой

подготовки, в том числе при участии государс­твенных органов. Здесь придется

решать комплекс крайне важных проб­лем. И если это все не делать срочно,

обеспечение безопасности не­государственных структур и даже структур, где

государственная доля является преобладающей, будет строиться на

полулегальной или даже неправовой основе. В этом бывают заинтересованы

отдельные сотрудни­ки государственных структур, наживающиеся на оказании

помощи в виде предоставления необходимой информации и т.п.

Глава II. Общие вопросы деятельности

частных охранных структур

§ 1.

Коммерческая тайна

Существование в нашей стране в недавнем прошлом двух терминов - военная и

государственная тайна - говорило о полном отсутствии логики в понятии

секретности. Во всем мире под государственной тайной понимают сведения,

относящиеся к внешней политике и обороне, а у нас государственной тайной был

охвачен громадный объем информации.

До недавнего времени и в Российской Федерации никто с определенностью не мог

ответить на вопрос, что же все-таки является государственной тайной. В

результате страдали граждане, чьи права и свободы, огораживаясь ширмой

секретности, нарушали чиновники. Конец этому беспределу положил принятый

летом 1993 года Закон Российской Федерации "О государственной тайне". В нем

наконец-то четко определено: "Государственная тайна - это защищаемые

государством сведения в области его военной, внешнеполитической,

экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной

деятель­ности, распространение которых может нести ущерб безопасности

Российской Федерации". (Ст. 2 Закона)

В нем законодатели разъяснили, чего не должны знать россияне: о содержании

стратегических и оперативных планов, о направлениях развития вооружения и

военной техники, о количестве, устройстве и технологии производства ядерного

оружия, о силах и средствах гражданской обороны, о системах специальной связи

и т. д.

Зато теперь они вправе получить сведения о чрезвы­чайных происшествиях и

катастрофах, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях,

о состоянии экологии, охраны труда, здравоохранения, санитарии, преступности,

о привилегиях, компенсациях и льготах, которые предоставляет государство

гражданам, должностным лицам, предприятиям и учреждениям, о фактах нарушений

прав и свобод человека, о размерах золотого запаса и государственных валютных

резервов, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их

должностными лицами.

В настоящее время сделан еще один шаг - разделение тайны на государственную и

коммерческую. Таким образом, из области публичного права выделился институт

частного права, который защищает интересы предпринимателей.

Чем отличается коммерческая тайна от государственной?

Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим

перечнем и подлежат защите со стороны государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.